Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений в городах юга Тюменской области
- Авторы: Хайруллина Н.Г.1
-
Учреждения:
- Тюменский индустриальный университет
- Выпуск: Том 9, № 3 (2024)
- Страницы: 361-372
- Раздел: Полиэтничный город: управление культурным многообразием и межнациональные взаимодействия в оценках горожан
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/article/view/265662
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-3.361-372
- ID: 265662
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Тюменская область играет важную стратегическую роль среди российских регионов, оставаясь ведущим отечественным производителем нефти и газа на протяжении шести десятилетий. Сложный характер сегодняшнего внешнеполитического положения России ставит новые задачи перед обществом, органами власти, жителями страны в различных сферах жизнедеятельности, в частности, в области этноконфессионального развития и взаимодействия. Для оценки влияния проводимых мероприятий необходимо систематически проводить социологические исследования с учетом основных положений национальной политики государства. Примером таких исследований является мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений, осуществляемый с 2013 г. в российских регионах, в том числе в городах юга Тюменской области. Анкетные опросы, проведенные учеными Тюменского индустриального университета среди жителей двух провинциальных городов (Ялуторовск, Заводоуковск), позволили выявить позитивную динамику межнациональной и межконфессиональной ситуации в регионе. По итогам опросов, число жителей, положительно оценивающих отношения, складывающиеся между людьми различных национальностей и вероисповеданий, увеличилось за исследуемый период на 1–4 % и составило 90–95 %. Для сравнения в целом по стране такую оценку дают три четверти россиян. На отсутствие в отношении себя неприязни по признаку национальной и религиозной принадлежности указали 93,3–94,0% жителей указанных городов, за пять лет их доля возросла на 3,2–5,3%.
В ходе исследований формулируется вывод о том, что в провинциальных городах юга Тюменской области сложилась стабильная межнациональная и межконфессиональная ситуация, определяющая позитивную направленность в исследуемых сферах. На доброжелательность сложившихся взаимоотношений не оказывает влияние национальность и вероисповедание респондентов.
Полный текст
Тюменская область является российским регионом, в котором гармонично проживают представители различных национальностей и вероисповеданий. При этом и в социально-экономической сфере он входит в тройку ведущих среди остальных российских субъектов. Эти и другие преимущества делают область привлекательной для трудовых мигрантов, в первую очередь из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и др. Последнее обстоятельство может выступить фактором социальной напряженности между людьми многочисленных национальностей, проживающих и прибывающих в регион. В условиях международных санкций, проводимой СВО вопросы борьбы за рабочие места, за участие в распределении финансовых потоков и др. уходят на второй план, но вопросы личной безопасности и утраты культурной самобытности представителей различных национальностей актуализируются с каждым годом. Для обеспечения гармоничного развития представителей различных национальностей и вероисповеданий, предупреждения конфликтов Комитет по делам национальностей Администрации Тюменской области с 2013 г. осуществляет социологический мониторинг ситуации в указанных сферах.
На юге Тюменской области мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений проводят ученые Тюменского индустриального университета под руководством автора данной статьи в рамках договоров на проведение научно-исследовательских работ между университетом и Муниципальным автономным учреждением культуры «Арт-Вояж» (МАУК «Арт-Вояж»), Автономным учреждением дополнительного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития детей и молодежи» (АУ ДО «ЦРД и М»).
Отметим, что в южной части области расположены 5 городов, 26 муниципальных районов. В целях нашего исследования мы будем анализировать данные, полученные в двух провинциальных городах: Ялуторовск (численность населения около 40 тыс. чел.) и Заводоуковск (27 тыс. чел.). Первое упоминание о Ялуторовске встречается в 1659 г., статус города присвоен в 1782 г. Заводоуковск более молодой город, впервые о нем упоминается в 1729 г., а статус города он получил в 1960 г. В Ялуторовске в 1829–1856 гг. отбывали ссылку, находясь на поселении, декабристы М. Муравьев-Апостол, Е. Оболенский, И. Пущин, В. Тизенгаузен и др. Один факт, который вызовет интерес читателей: в 1935 г. И. Озолин нашел в доме М. Муравьёва-Апостола, написанное и спрятанное в бутылку в 1849 г. письмо потомкам. Много лет спустя, И. Озолин, став директором первого в Советском Союзе музея, посвящённого декабристам, сам написал письмо потомкам. Данное письмо замуровано в стене музея и ждет своих читателей в 2027 г. (с нетерпением ожидаем эту дату и планируем присутствовать на этом историческом мероприятии)1. О названии Заводоуковска существует две версии: первая связана с созданием «завода на реке Ук». Согласно второй, в Сибири была распространена традиция создания специальных поселений («заводов») для отдыха каторжан, направляемых в ссылку.
Методика исследования
Объектом мониторинговых опросов стали жители, достигшие возраста 18 лет (и старше), проживающие в Ялуторовске и Заводоуковске. Важным условием отбора респондентов выступал фактор гражданства: на момент анкетирования они должны были иметь официальную регистрацию в указанных городах. Предметом мониторинга явилась ситуация в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений.
В исследовании, как было указано выше, применялся анкетный опрос. На каждом его этапе опрашивались 500 респондентов. Отметим, что объем выборочной совокупности формировался квотным способом, квотируемыми факторами для нас выступали пол и возраст населения обследуемых городов (табл. 1).
Таблица 1
Возрастная структура выборочной совокупности по годам, %
Возраст | Город / этап | |||
Заводоуковск | Ялуторовск | |||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
до 20 лет | 12 | 11 | 4 | 5 |
21–30 лет | 22 | 20 | 20 | 17 |
31–40 лет | 20 | 19 | 19 | 21 |
41–50 лет | 18 | 16 | 21 | 21 |
51–60 лет | 18 | 19 | 18 | 17 |
61 и старше | 10 | 15 | 18 | 19 |
Задачи, ключевые показатели и индикаторы, вошедшие в анкету для массового опроса городского населения, представлены далее (табл. 2). Анкета включала четыре основных блока. Помимо двух задач, представленных в следующей таблице, изучалось социальное самочувствие городского населения, в том числе протестный потенциал горожан.
Таблица 2
Ключевые показатели и индикаторы
Задача | Показатель | Индикатор |
Оценка межнациональной ситуации | Межнацио-нальная | Национальная идентификация |
Оценка межнациональных отношений | ||
Симпатии и антипатии к людям различных | ||
Оценка межконфес-сиональной | Межконфес-сиональная | Религиозная самоидентификация |
Оценка межрелигиозных отношений | ||
Симпатии и антипатии к людям различных |
Охарактеризуем национальную принадлежность участников опроса: большинство респондентов в исследуемых городах – русские, вторыми представлены в Ялуторовске татары и далее представители других национальностей (украинцы, армяне, азербайджанцы). Отметим, что в Заводоуковске численность татар вдвое меньше, чем в Ялуторовске, но немцев проживает больше в два раза (табл. 3). Выборочная совокупность соответствует сложившейся структуре населения исследуемых городов.
Таблица 3
Распределение респондентов по национальности и языку, который они назвали родным в 2021 г., %
Национальность | Город | |
Ялуторовск | Заводоуковск | |
Русский/русская | 77 | 78 |
Татарин/татарка | 8 | 4 |
Украинец/украинка | 2 | 2 |
Немец/немка | 2 | 4 |
Армянин/армянка | 3 | 2 |
Азербайджанец/азербайджанка | 2 | 3 |
Другая | 6 | 7 |
Обсуждение и результаты исследования
В ходе мониторинговых исследований участники оценивали ситуацию, сложившуюся между людьми различных национальностей, проживающих в Тюменской области в целом. Большинство респондентов (90,9%) – жителей Ялуторовска – в 2019 г. оценили ситуацию как совершенно или относительно спокойную (табл. 4). Только 4,1 % опрошенных признались, что ощущается некоторое напряжение в отношениях между людьми различных национальностей, а 5% затруднились ответить на указанный вопрос. Спустя четыре года, в 2023 г., количество позитивных ответов среди ялуторовчан увеличилось на 4,1%, соответственно уменьшилось число тех, кто ощущал некоторое напряжение, и затруднившихся ответить (в 2,5 раза). Среди жителей Заводоуковска результаты за указанный период, если сложить ответы «спокойная» и «совершенно спокойная», практически не изменились (число позитивных оценок горожан ситуации в межнациональных отношениях составило здесь в совокупности 89,1% в 2019 г. и 89,9% в 2023 г.; негативных – 6,3% и 6,6% соответственно). В то же время метод включенного наблюдения сформировал у автора статьи устойчивое представление о том, что социальные настроения жителей Заводоуковского городского округа зависят от происходящих изменений. Так, в ходе опроса летом 2023 г. мы выявили настороженность и раздраженность некоторых жителей, в частности работников аптек, торговых центров, пункта выдачи товаров, пекарни, которые наотрез отказались взаимодействовать с интервьюерами, ссылаясь на большое количество работы или отсутствие свободного времени. От интервью отказывались как женщины, так и мужчины в возрасте от 30 до 50 лет.
Таблица 4
Динамика оценки межнациональной ситуации в Тюменской области, %
Оценка ситуации | Жители | |||
Заводоуковск | Ялуторовск | |||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
Напряженная | 0 | 0 | 0 | 0 |
Некоторое напряжение | 6,5 | 6,5 | 4 | 3 |
Спокойная | 47 | 34 | 45,5 | 45 |
Совершенно спокойная | 42 | 56 | 45,5 | 50 |
Затрудняюсь ответить | 4,5 | 3,5 | 5 | 2 |
Несмотря на указанную ситуацию, в целом между представителями различных национальностей, проживающих в анализируемых городах, за последние пять лет укрепились сложившиеся ранее стабильные, спокойные, доброжелательные и гармоничные взаимоотношения. Исследования автора, проведенные в сельских поселениях, расположенных вблизи указанных городов, показывают еще более позитивную направленность этих отношений: большинство жителей сельских поселений считают отношения между представителями различных национальностей совершенно спокойными (Хайруллина, Воробьев, 2010). В областном центре и в крупных городах Тюменской области данный показатель ниже: только две трети жителей оценивают межнациональную ситуацию как стабильную, совершенно спокойную. Исследования российских и региональных ученых подтверждают данный вывод. Например, анкетные опросы, проведенные в 2015–2022 гг. в Алтайском крае под руководством С.Г. Максимовой, выявили наличие конфликтов на национальной почве. Причем в городах края они происходили чаще, чем в сельских поселениях, и в форме хулиганских действий (драки, нападения, физическое насилие) (Максимова и др., 2022). В свою очередь, в Республике Хакасия исследования, проведенные И.Н. Трошкиной, также, как и в осуществленных нами опросах, зафиксировали позитивную направленность в межнациональных отношениях среди городских жителей. Если в 1996 г. нормальными их назвали почти три четверти жителей республиканских городов, то в 2021 г. – 89,5% (Трошкина, 2022).
При изучении отношений, складывающихся в российских регионах между представителями различных национальностей, исследователям важно понять, чувствуют ли респонденты враждебность к себе со стороны инонационального населения, а также ощущают ли они негативные чувства к представителям инонационального населения (Конев, Ковров, 2021; Шаруха, Гуденкова, 2020). Как показали результаты опросов, проведенных в г. Ялуторовск и г. Заводоуковск, большинство их участников никогда не испытывали агрессию и неприязнь со стороны людей других национальностей (табл. 5). Только от 2% до 3,3% опрошенных признались, что им доводилось испытывать враждебное отношение представителей иных этнических групп. Из данных приведенной ниже таблицы (табл. 5) также видим, что наблюдаются позитивные изменения в ответах на данный вопрос. Причем вариант «никогда или практически никогда» не испытывал / не испытывала враждебность к себе от людей иных национальностей чаще отмечали ялуторовчане (в 2023 г. 93,0% и 91,5% соответственно). Позитивным моментом за анализируемый период стало и снижение числа респондентов, которые затрудняются с ответом.
Практически аналогично ответили опрашиваемые на вопрос, испытывали ли они сами чувство враждебности или неприязни к людям других национальностей. Отметим, что позитивное отношение к ним значительно превышает негативное в течении всего периода мониторинговых исследований, проводимых автором в городах и муниципальных районах юга Тюменской области (начиная с 2013 г.).
Таблица 5
Динамика ответов о враждебных чувствах по отношению к себе и в отношении инонационального населения, %
Вариант ответа | Чувство враждебности к себе | ||||
Заводоуковск | Ялуторовск | ||||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | ||
Довольно часто | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Редко | 3,2 | 3,3 | 3 | 2 | |
Никогда/ | 84,2 | 91,5 | 86 | 93 | |
Затрудняюсь ответить | 12,6 | 5,2 | 13 | 5 | |
Вариант ответа | Чувство враждебности | ||||
Заводоуковск | Ялуторовск | ||||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | ||
Довольно часто | 0 | 0 | 1 | 0 | |
Редко | 3,2 | 3,3 | 6,9 | 6 | |
Никогда/ | 84,2 | 91,5 | 89,1 | 92 | |
Затрудняюсь ответить | 12,6 | 5,2 | 3 | 2 |
В начале 1990-х гг. исследования российских ученых зафиксировали рост интереса к религии, увеличение уровня религиозности населения страны, а в следующее десятилетие – усиление религиозной идентичности на мировоззренческом уровне. В ситуации актуализации этноконфессиональной проблематики особую значимость приобретают вопросы межконфессионального взаимодействия.
Исторически самым распространенным вероисповеданием в России является православие. Не является исключением и тюменский регион: православие лидирует среди всех других. О принадлежности к православию в 2019 г. заявили 61,7% и в 2023 г. 68,4 % жителей Заводоуковска. Среди жителей Ялуторовска такой выбор сделали 61,7% и 68,0% респондентов соответственно. Ислам – вторая по численности вероисповедная традиция в Тюменской области. Число приверженцев ислама составило от 4,0% до 10,0 % респондентов (табл. 6). Около десятой доли жителей не считают себя верующими. Фактор религиозной принадлежности мы измеряли через индикатор: считают ли себя верующими или нет участники опроса.
Таблица 6
Динамика религиозной принадлежности респондентов, %
Вероисповедание | Заводоуковск | Ялуторовск | ||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
Я не верующий (ая) | 12,2 | 10,4 | 13 | 11 |
В Бога верю, но никакую религию не исповедую | 11,4 | 8,8 | 11 | 10 |
Ислам | 4 | 4,6 | 8,3 | 10 |
Православие | 68,4 | 72,8 | 64,7 | 68 |
Католичество | 4 | 4 | 2 | 2 |
Из данных, представленных в таблице, видно, что в 2023 г. 81,4% жителей Заводоуковска и 80% ялуторовчан самоопределились в качестве верующих. Для сравнения, в 2011 г. 84,4% татар и 83,7% русских, проживающих в городах Республики Татарстан, назвали себя верующими. Это данные этносоциологических исследований, полученных при участии Р.Н. Мусиной (Мусина, 2015). По материалам исследований у русских и у татар наблюдается рост уровня религиозного сознания, конфессиональной идентичности и солидарности.
Многолетние исследования автора позволяют выявить динамику численности религиозного населения юга Тюменской области. Так, в первой половине 2010 г. было проведено анкетирование среди татарского населения, проживающего в городах Тюмень, Тобольск, Ялуторовск и некоторых районах юга области (n=721). В 2010 г. мы зафиксировали среди татар уровень религиозности 61%. Этот показатель выше среднего российского показателя на 8%. Согласно данным всесоюзного опроса, проведенного в 2007 г. сотрудниками ИСПИ РАН, средний уровень религиозности россиян составил 53% (Россия: центр и регионы, 2009). В ходе исследования был сформулирован вывод о размытости социально-демографического портрета религиозных и нерелигиозных татар юга области (Татары…, 2010). Городское население Алтайского края, по данным С.Г. Максимовой, О.Е. Ноянзиной, Д.А. Омельченко, проявляет большую веротерпимость, чем этническую толерантность (Максимова и др., 2022). Данный вывод подтверждается и нашими исследованиями, проведенными в сельских поселениях области: вопросы веры, проявления религиозности для сельчан не являются основаниями для межконфессиональной нетерпимости и разногласий.
Ситуацию, складывающуюся между людьми различных вероисповеданий, проживающих в Тюменской области, большинство жителей исследуемых городов оценили как относительно и совершенно спокойную. При этом за анализируемый период выявлена позитивная динамика в ответах респондентов. Только 1–1,9% участников опроса назвали ее напряженной. Некоторое напряжение в отношениях между людьми различных вероисповеданий ощущают менее десятой доли опрошенных (табл. 7).
Таблица 7
Динамика межконфессиональной ситуации в Тюменской области, %
Оценка ситуации | Жители | |||
Заводоуковск | Ялуторовск | |||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
В высшей степени напряженная | 0 | 0 | 0 | 0 |
Напряженная | 1,9 | 1 | 1,9 | 1 |
Некоторое напряжение | 9,4 | 7,9 | 8 | 7 |
Относительно спокойная | 47 | 45 | 45,8 | 52 |
Совершенно спокойная | 41,7 | 47,1 | 43,2 | 40 |
Закономерно, что в ходе опросов выявлены позитивные оценки в ответах городского населения. Практически никто не признался, что испытывал по отношению к себе враждебность со стороны людей других вероисповеданий и испытывал религиозную нетерпимость к людям иных вероисповеданий (табл. 8). Из представленных данных видно, что только 2–4,2% изучаемого городского населения чувствовали к себе неприязнь со стороны представителей иных вероисповеданий. В целом нами был отмечен рост позитивных тенденций в данном направлении. Так жители г. Ялуторовска, отвечая на данный вопрос, выбирали вариант «никогда или практически никогда» не испытывал / не испытывала к себе враждебных чувств со стороны представителей иных вероисповеданий в 2023 г. несколько чаще, чем в 2019 г. (94% против 90,8% соответственно). Аналогичные ответы получены и на вопрос, испытывали ли сами респонденты чувство неприязни к людям других вероисповеданий. Мониторинговые исследования, проводимые нами более десяти лет в городах и населенных пунктах юга области, позволяют сформулировать вывод о позитивной направленности отношений, складывающихся между людьми не только различных национальностей, но и вероисповеданий.
Таблица 8
Динамика ответов о враждебных чувствах по отношению к себе и в отношении людей иных вероисповеданий, %
Вариант ответа | Враждебные чувства | |||
Заводоуковск | Ялуторовск | |||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
Довольно часто | 0 | 0 | 1 | 0 |
Редко | 3 | 3,3 | 4,2 | 2 |
Никогда/ | 88 | 93,3 | 90,8 | 94 |
Затрудняюсь ответить | 4,2 | 3,4 | 4 | 4 |
Вариант ответа | Враждебные чувства | |||
Заводоуковск | Ялуторовск | |||
2019 | 2023 | 2019 | 2023 | |
Довольно часто | 0 | 0 | 1 | 0 |
Редко | 6,7 | 3,3 | 5 | 3 |
Никогда/практически никогда | 89 | 93,3 | 90,1 | 94 |
Затрудняюсь ответить | 4,3 | 3,4 | 3,9 | 3 |
В ходе опросов, проведенных в 2023 г., никто не признался, что у них возникали негативные чувства к людям иных вероисповеданий очень часто. При этом эти чувства возникали редко среди 3,0–3,3% жителей исследуемых городов. Как видим из данных, представленных в таблице (табл. 8), большинство респондентов исследованных городов не испытывают негативные чувства к людям иных вероисповеданий.
Таким образом, на протяжении анализируемого периода в г. Заводоуковск и г. Ялуторовск мы зафиксировали доброжелательные отношения между людьми различных вероисповеданий, стабильную межконфессиональную ситуацию.
* * *
Многообразие национального состава населения Тюменской области в целом, а также провинциальных городов юга области в частности, исторический опыт взаимодействия представителей различных национальностей и вероисповеданий, проживающих на территории региона, определяют позитивную направленность в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений.
Об авторах
Нурсафа Гафуровна Хайруллина
Тюменский индустриальный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nursafa@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7290-3290
доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления
Россия, 625000, ул. Володарского, 38, ТюменьСписок литературы
- Конев Ю.М., Ковров В.Ф. Межнациональные отношения: оценки учащейся провинциальной молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 4. С. 114–129.
- Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Омельченко Д.А. Межрелигиозные и межнациональные отношения в приграничном регионе России: институциональные условия и межкультурный диалог // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах / отв. ред. В.К. Левашов, Н.Г. Хайруллина. Тюмень: ТюмИУ, 2022. URL: https://cloud.tyuiu.ru/index.php/s/rRhMe4c5Pxri5qi (дата обращения: 15.03.2024).
- Мусина Р.Н. Особенности этноконфессиональной ситуации в постсоветском Татарстане // Россия – Тюмень: векторы евразийского развития / под ред. В.К. Левашова, Н.Г. Хайруллиной. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 154–160.
- Россия: центр и регионы. Вып. 21. М.: Серебряные нити, 2009.
- Татары Тюменской области: история и современность / под ред. Н.Г. Саттарова, Р.Х. Насырова. Тюмень: Вектор Бук, 2010.
- Трошкина И.Н., Тугужекова В.Н. Диалог культур в контексте межэтнической коммуникации в Республике Хакасия // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах / отв. ред. В.К. Левашов, Н.Г. Хайруллина. Тюмень: ТюмИУ, 2022. URL: https://cloud.tyuiu.ru/index.php/s/rRhMe4c5Pxri5qi (дата обращения: 15.03.2024).
- Хайруллина Н.Г., Воробьев Е.М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.
- Шаруха А.В., Гуденкова О.И. Социально-правовые основы регулирования межнациональных отношений: результаты эмпирического исследования в Тюменской области // Евразийский юридический журнал. 2020. № 12 (151). С. 465–466.
Дополнительные файлы
