Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде

Обложка
  • Авторы: Капцов А.В.1, Мишакова Г.А.2, Некрасова Е.В.3
  • Учреждения:
    1. Самарского филиала Московского городского педагогического университета
    2. МБОУ ДПО «Центр развития образования»
    3. Тольяттинский государственный университет
  • Выпуск: № 3(114) (2023)
  • Страницы: 130-140
  • Раздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • URL: https://ogarev-online.ru/2587-6090/article/view/306830
  • ID: 306830

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена параллельно-последовательная модель стадий становления субъектности, успешно опробованная на выборках студентов, для педагогов дошкольного и начального школьного образования. Получен профиль стадий становления субъектности педагогов с высокой выраженностью стадий субъектности «мотивированный индивид», «наблюдатель», «мастер» и «творец», на низком уровне — «ученик», на крайне низком — «подмастерье», «критик». Выявлены взаимосвязи стадий субъектности с типами межличностных отношений, и рассмотрена стратегия поведения в конфликте.

Об авторах

А. В. Капцов

Самарского филиала Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: avkaptsov@mail.ru

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии 

Россия, Самара

Г. А. Мишакова

МБОУ ДПО «Центр развития образования»

Email: galami@list.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования и кадровых ресурсов в образовательном учреждении

Россия, Самара

Е. В. Некрасова

Тольяттинский государственный университет

Email: ekaterina-nekrasova-0782@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии 

Россия, Тольятти

Список литературы

  1. Petrovskiy V.A. Subjectness as possibleness // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No 3. P. 86–130.
  2. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 345–349.
  3. Davidson D. Agency // Agent, Action and Reason / Eds. R. Binkley, R. Bronaugh, A. Marras. Toronto: University of Toronto Press, 1971. P. 1‒37.
  4. Sugarman J., Martin J. Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments // Jour-nal of Constructivist Psychology. 2011. Vol. 24. Issue 4. P. 321–323.
  5. Martin J., Gillespie A. A Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the So-cial and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective-Coordinating Persons // Integra-tive Psychological & Behavioral Science. 2010. Vol. 44. Issue 3. P. 252–272.
  6. Psychological agency: theory, practice, and culture / Ed. by R. Frie. Massachusetts: A Bradford Book; Cambridge: The MIT Press, 2008.
  7. Harre R. Social Being. Oxford: John Wiley & Sons; 2nd edition, 1993.
  8. Markus H.R., Kitayama S. Models of Agency: Sociocultural Diversity in the Con-struction of Action // Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 49. Cross-Cultural Differ-ences in Perspectives on the Self. Lincoln (NB), 2003. P. 1‒57.
  9. Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С.10–18.
  10. Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. С. 61–88.
  11. Panov V.I., Kaptsov A.V, Kolesnikova E.I. Diagnosis of Stages of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. ICPE 2018. Pp. 515–523. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57.
  12. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Панов В.И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной ака-демии. Серия Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91.
  13. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики ста-дий становления субъектности студентов // Там же. 2018. № 2 (24). С. 107–117.
  14. Некрасова Е.В. Взаимосвязь стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий студентов // Там же. 2022. № 1 (31). С. 129–139.
  15. Мишакова Г.А. Взаимосвязи связности стадий становления субъектности педа-гога с типом межличностных отношений в образовательной среде // Там же. 2023. № 1 (33). С. 85–100.
  16. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
  17. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактиче-ским технологиям: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-история, 2022.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Капцов А.В., Мишакова Г.А., Некрасова Е.В., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».