Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде
- Авторы: Капцов А.В.1, Мишакова Г.А.2, Некрасова Е.В.3
-
Учреждения:
- Самарского филиала Московского городского педагогического университета
- МБОУ ДПО «Центр развития образования»
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 130-140
- Раздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6090/article/view/306830
- ID: 306830
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена параллельно-последовательная модель стадий становления субъектности, успешно опробованная на выборках студентов, для педагогов дошкольного и начального школьного образования. Получен профиль стадий становления субъектности педагогов с высокой выраженностью стадий субъектности «мотивированный индивид», «наблюдатель», «мастер» и «творец», на низком уровне — «ученик», на крайне низком — «подмастерье», «критик». Выявлены взаимосвязи стадий субъектности с типами межличностных отношений, и рассмотрена стратегия поведения в конфликте.
Об авторах
А. В. Капцов
Самарского филиала Московского городского педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: avkaptsov@mail.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии
Россия, СамараГ. А. Мишакова
МБОУ ДПО «Центр развития образования»
Email: galami@list.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования и кадровых ресурсов в образовательном учреждении
Россия, СамараЕ. В. Некрасова
Тольяттинский государственный университет
Email: ekaterina-nekrasova-0782@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, ТольяттиСписок литературы
- Petrovskiy V.A. Subjectness as possibleness // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No 3. P. 86–130.
- Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 345–349.
- Davidson D. Agency // Agent, Action and Reason / Eds. R. Binkley, R. Bronaugh, A. Marras. Toronto: University of Toronto Press, 1971. P. 1‒37.
- Sugarman J., Martin J. Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments // Jour-nal of Constructivist Psychology. 2011. Vol. 24. Issue 4. P. 321–323.
- Martin J., Gillespie A. A Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the So-cial and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective-Coordinating Persons // Integra-tive Psychological & Behavioral Science. 2010. Vol. 44. Issue 3. P. 252–272.
- Psychological agency: theory, practice, and culture / Ed. by R. Frie. Massachusetts: A Bradford Book; Cambridge: The MIT Press, 2008.
- Harre R. Social Being. Oxford: John Wiley & Sons; 2nd edition, 1993.
- Markus H.R., Kitayama S. Models of Agency: Sociocultural Diversity in the Con-struction of Action // Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 49. Cross-Cultural Differ-ences in Perspectives on the Self. Lincoln (NB), 2003. P. 1‒57.
- Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С.10–18.
- Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. С. 61–88.
- Panov V.I., Kaptsov A.V, Kolesnikova E.I. Diagnosis of Stages of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. ICPE 2018. Pp. 515–523. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57.
- Капцов А.В., Колесникова Е.И., Панов В.И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной ака-демии. Серия Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91.
- Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики ста-дий становления субъектности студентов // Там же. 2018. № 2 (24). С. 107–117.
- Некрасова Е.В. Взаимосвязь стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий студентов // Там же. 2022. № 1 (31). С. 129–139.
- Мишакова Г.А. Взаимосвязи связности стадий становления субъектности педа-гога с типом межличностных отношений в образовательной среде // Там же. 2023. № 1 (33). С. 85–100.
- Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
- Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактиче-ским технологиям: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-история, 2022.
Дополнительные файлы
