Религиозные практики чувашей: традиции и их трансформация (конец XX – начало XXI века)
- Авторы: Ягафова Е.А.1, Петров И.Г.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского ФИЦ РАН
- Выпуск: № 2(113) (2023)
- Страницы: 135-144
- Раздел: ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6090/article/view/306452
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-113-02-135-144
- ID: 306452
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе рассмотрены современные религиозные практики двух этноконфессиональных групп чувашей — православных и некрещёных, показаны традиционные формы культа и их трансформация на рубеже веков, определено соответствие бытующих практик «нормам» декларируемой религиозной идентичности. Исследование показало, что изменения в религиозных практиках проявились в сокращении числа участников, в редукции обрядности и исчезновении ряда элементов, в фестивизации празднично-обрядовой культуры, утрате первичных смыслов религиозных ритуалов, но одновременно в росте активности православных чувашей в формировании сакрального ландшафта своих селений и исполнении религиозного культа. У обеих групп наблюдается расхождение конфессиональной идентичности с актуальными религиозными практиками: у православных — в форме православно- языческого синкретизма и двоеверия, у некрещёных — в виде элементов православной культуры и участия в православных обрядах. Они обусловлены неустойчивостью конфессиональных «границ» вследствие религиозной конверсии, трансформации ритуальных практик. Исследование основано на полевых материалах авторов, собранных в чувашских селах в Самарской области, Республиках Башкортостан и Татарстан, Чувашской Республике.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. Ягафова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru
доктор исторических наук, заведующая кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства
Россия, СамараИ. Г. Петров
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского ФИЦ РАН
Email: ipetrov62@yandex.ru
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии
Россия, УфаСписок литературы
- Радугин А., Радугина О. Постсекуляризм — духовное основание эпохи постмо-дернизма // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2017. № 1. С. 156–164.
- Бергер, П. Недоработанная концепция // Религиоведческие исследования. 2011. № 3. С. 103-109.
- Узланер, Д.А. Картография постсекулярного // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 1 (52). С. 175-192.
- Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 144 с.
- Кырлежев А.И. Секуляризм и постсекуляризм в России и мире // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 1 (52). С. 161–174.
- Ягафова Е.А. Праздники и обряды чувашей на рубеже XX–XXI вв. Самара: СГСПУ, 2016.
- Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные прак-тики? // Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Отв. ред. К. Русселе, А. Агаджанян. М.: Новое издательство, 2006. С. 8–24.
Дополнительные файлы
