Информационный узел как средство реализации профессионального дискурса
- Авторы: Писарик О.И.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 7(901) (2025)
- Страницы: 107-113
- Раздел: Языкознание
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-2197/article/view/303328
- ID: 303328
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – разработать и обосновать структуру информационного узла как средства реализации профессионального дискурса в сфере строительства. В качестве материала исследования взяты тексты подъязыка строительства на русском и английском языках. В работе разграничиваются понятия институционального и профессионального дискурса, профессионального подъязыка; уточняется специфика строительного дискурса как сложного поликодового образования. Обосновывается необходимость создания информационного узла для эффективного представления терминологической информации с учетом жанровых, синтаксических и контекстуальных особенностей профессиональной коммуникации. Выявлены основные компоненты информационного узла и продемонстрированы его возможности для создания семантических карт, цифровых лексикографических продуктов и онтологических ресурсов. Сделан вывод о высокой прикладной ценности информационного узла для изучения и развития профессиональных дискурсов в цифровую эпоху.
Об авторах
Оксана Ивановна Писарик
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ksyfrolova93@gmail.com
младший научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных проблем виртуального образования
РоссияСписок литературы
- Горожанов А. И. Онлайн-ресурс лингвистических характеристик произведения художественной литературы: ключевые параметры и технология разработки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2025. № 1 (18). С. 128–134. doi: 10.30853/phil20250019. EDN WWCZEL.
- Кондрашина Т. В., Мосина М.А., Смирнова И.В. Формирование инфографической грамотности в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 4. С. 198–204. EDN TCTSNY.
- Соловьева Р. А. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения как актуальной формы профессиональной подготовки студентов // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 4 (28). С. 74–82. EDN MUVJLL.
- Горожанов А. И. Подготовка будущих преподавателей иностранного языка к работе в условиях обучающей виртуальной среды (на примере учебного пособия) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. № 1 (850). С. 38–43. EDN MXVJJG.
- Брызгалова О. Е., Армашевская О. В. Онлайн-ресурс как инструмент профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии COVID-19 // Акушерство и гинекология. 2022. № 1. С. 113–121. doi: 10.18565/aig.2022.1.113-121. EDN XHKCHG.
- Горожанов А. И. Экспериментальное моделирование базы данных сбалансированного лингвистического корпуса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 10. С. 3382–3386. doi: 10.30853/phil20220563. EDN JHBAVG.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Карасик В. И. Профессиональный дискурс в цифровую эпоху // Дискурсивные практики в цифровую эпоху: традиции и инновации: сборник статей по материалам Международной научной конференции, Нижний Новгород, 04–05 апреля 2024 года / отв. ред. Т. Б. Радбиль. Нижний Новгород: НИ НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024. С. 110–120. EDN OWMNNC.
- Писарик О. И. Появление и корреляция понятий «подъязык» и «язык для специальных целей» // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 183–187. EDN UHPMHD.
- Писарик О. И., Горожанов А. И. Доля английского профессионального подъязыка в текстах учебных материалов для студентов строительных специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 3 (14). С. 928–932. doi: 10.30853/phil210082. EDN CIRARX.
- Симоненко М. А. Архитектурная метафора в языке и речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2009.
- Казакова Е. В., Фролова О. В. Онимы как элемент дискурса строительства и архитектуры // Вестник МГСУ. 2010. № 4–5. С. 85–90. EDN RTUJLX.
- Петрова Л. А. Архитектурно-строительный дискурс как самостоятельный объект лингвистического рассмотрения // Евразийский совет ученых (ЕСУ). Филологические науки. 2015. № 3 (12). С. 69–71.
- Варнавская Е. В., Варнавская В. С. Национально-специфические характеристики терминологической лексики строительного дискурса // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 2. С. 88–96. EDN WAQOYD.
- Косицкая Ф. Л., Зайцева И. Е. Архитектурный дискурс и его жанры в сфере профессиональной коммуникации (на материале французского языка) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (157). С. 142–147. EDN TRJYJL.
- Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009.
- Евтушенко О. А. Административный дискурс: типы, субъекты, динамика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Майкоп, 2019.
- Шмелева Т. В. Жанроведение? Генристика? Генология? // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / отв. ред. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2007. С. 62–67.
- Голованова Е. И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). С. 32–35. EDN PVPFPX.
- Cormen T. H. et al. Introduction to algorithms / T. H. Cormen, C. E. Leiserson, R. L. Rivest, C. Stein. 2nd ed. Cambridge, MA: The MIT Press, 2001.
- Писарик О. И. Принципы разработки базы данных подъязыка предметной области «строительство» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 5 (847). С. 150–160. doi: 10.52070/2542-2197_2021_5_847_150. EDN RKPNSU.
Дополнительные файлы
