Новое прочтение барьеров адаптации иностранных студентов в изменяющемся образовательном ландшафта: Случай психолингвистического нарративного анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Пандемия COVID-19 столь бесповоротно изменила нашу жизнь во всех аспектах, что нет никаких сомнений в том, что образовательная обстановка должна регулярно пересматриваться и корректироваться. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам академической мобильности и адаптации иностранных студентов. Цель исследования — разъяснить новое понимание проблем, с которыми обычно сталкиваются иностранные студенты в университетах в стране пребывания, и проанализировать новые барьеры, возникшие в результате распространения пандемии COVID-19. В данной статье рассказывается о проведенном нарративном анализе опыта и мнений 42 иностранных студентов первого курса бакалавриата и магистратуры, впервые приехавших в Россию. Принимая во внимание, что поведение человека можно предугадать с помощью языковых закономерностей, мы проанализировали некоторые языковые особенности, чтобы сравнить рациональное и эмоциональное восприятие участниками адаптационных барьеров, выявленных на основе их рассказов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что почти все проблемы, с которыми обычно сталкиваются иностранные студенты, получили новое понимание или изменили свою иерархию в их восприятии. Современные проблемы также создают новые барьеры для адаптации. Особое внимание уделялось временным ограничениям в физическом передвижении как преградам для адаптации иностранных студентов. В условиях полной трансформации, которая ожидает высшее образование после окончания пандемии и перехода к смешанному формату, результаты данного исследования могут быть использованы методистами для создания системы психологической адаптации иностранных студентов.

Об авторах

Елена Тихонова

МГИМО; РУДН

Email: etihonova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8252-6150

Марина Косычева

Московский государственный университет пищевых производств

Email: kosychevama@mgupp.ru
ORCID iD: 0000-0003-0328-3109

Galina Efremova

Российская академия образования

Email: kosychevama@mgupp.ru
ORCID iD: 0000-0002-4648-7104

Список литературы

  1. Abdulai, M., Roosalu, T., & Wagoner, B. (2021). Cultural barriers and enablers of integrating educational migrants from the Global South: The case of graduate students in Europe.International Journal of Educational Development, 86, 102479. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2021.102479
  2. Alemany-Arrebola, I., Rojas-Ruiz, G., Granda-Vera, J., &Mingorance-Estrada, Á. C. (2020). Influence of COVID-19 on the perception of academic self-efficacy, state anxiety, and trait anxiety in college students. Frontiers in Psychology, 11, 570017. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.570017
  3. Alesсhanova, I. V. (2006). Narrativnost': opredelenie ponyatiya [Narrative: defining a concept]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, (3), 43-47.
  4. Aristovnik, A., Kerzic, D., Ravselj, D., Tomazevic, N., & Umek, L. (2020). Impacts of the COVID-19 pandemic on life of higher education students: A global perspective. Sustainability, 12(20), 8438. DOI:https://doi.org/10.3390/su12208438
  5. Baas, M. (2015) The fluidity of return: Indian student migrants' transnational ambitions and the meaning of Australian permanent residency. In M. Baas (Ed.), Transnational migration and Asia: The question of return (pp. 39-54). Amsterdam University Press.
  6. Baas, M., & Yeoh, B. S. (2019).Introduction: Migration studies and critical temporalities. Current Sociology, 67(2), 161-168. DOI:https://doi.org/10.1177/0011392118792924
  7. Baker, S., Due, C., & Rose, M. (2021). Transitions From education to employment for culturally and linguistically diverse migrants and refugees in settlement contexts: What do we know? Studies in Continuing Education, 43(1), 1-15. DOI:https://doi.org/10.1080/0158037X.2019.1683533
  8. Balant,e J., van den Broek, D., & White, K. (2021). How does culture influence work experience in a foreign country? An umbrella review of the cultural challenges faced by internationally educated nurses.International Journal of Nursing Studies, 118, 103930.https://doi.org.
  9. Balingue, A. C. (2021). Countering social stigma and discrimination during the COVID-19 pandemic through solidarity. Journal of Public Health, 43(2), e399-e400. DOI:https://doi.org/10.1093/pubmed/fdab052
  10. Bamberg, M. (2012). Identity and тarration. In P. Hühn, J. C. Meister, J. Pier, & W. Schmid (Eds.), The living handbook of narratology. Hamburg University.http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/identity-and-narration.
  11. Belford, N. (2017).International ыtudents from Melbourne describing their cross-cultural transitions experiences: Сulture shock, social interaction, and friendship development. Journal of International Students, 7(3), 499-521. DOI:https://doi.org/10.32674/jis.v7i3.206
  12. Béligon, S. (2019). Feeling, emotion and the company they keep: What adjectives reveal about the substantives. Lexis, 15, 1-25. DOI:https://doi.org/10.4000/lexis.4322
  13. Bell, J. S. (2002). Narrative inquiry: More than just telling stories. TESOL Quarterly, 36(2), 207-213. DOI:https://doi.org/10.2307/3588331
  14. Bello, V. (2021). Normalizing the exception: Prejudice and discriminations in detention and extraordinary reception centres in Italy.International Politics.https://doi.org.
  15. Bethel, A., Ward, C. & Fetvadjiev, V. H. (2020) Cross-Cultural transition and psychological adaptation of international students: The mediating role of host national connectedness. Frontiers in Education, 5, 539950. DOI:https://doi.org/10.3389/feduc.2020.539950
  16. Boland, C. (2020). Hybrid identity and practices to negotiate belonging: Madrid's Muslim youth of migrant origin.Comparative Migration Studies, 8, 26, 1-17. DOI:https://doi.org/10.1186/s40878-020-00185-2
  17. Canagarajah, S. (2013). Skilled migration and development: Portable communicative resources for transnational work. Multilingual Education, 3(1), 8, 1-19. DOI:https://doi.org/10.1186/2191-5059-3-8
  18. Céspedes, C., Rubio, A., Viñas, F., Cerrato, S. M., Lara-Órdenes, E., & Ríos, J. (2021). Relationship between self-concept, self-efficacy, and subjective well-being of native and migrant adolescents. Frontiers in Psychology, 11, 620782. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.620782
  19. Chaiyasat, C. (2020). Overseas students in Thailand: A qualitative study of cross-cultural adjustment of French exchange students in a Thai University Context. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 30(8), 1060-1081. DOI:https://doi.org/10.1080/10911359.2020.1792386
  20. Chi, P. G., & Idris, M. Z. (2021). Employing Virtual Reality (VR) Technology with Experiential Learning Perspective to Enhance Students' Learning Experience.International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 11(4), 650-655. DOI:https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v11-i4/9712
  21. Consoli, S. (2021). Uncovering the hidden face of narrative analysis: A reflexive perspective through MAXQDA. System,102, 102611. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102611
  22. Denzin, N. K., & Lincoln, Y. S. (Eds.). (2005). The Sage handbook of qualitative research (3rd ed.). Sage Publications Ltd.
  23. Folke, J. N. (2018) Moving on or moving back? The temporalities of migrant students' lived versus imagined school careers. Journal of Ethnic and Migration Studies, 44(9), 1506-1522. DOI:https://doi.org/10.1080/1369183X.2017.1329008
  24. Gee, J. P. (1991). A linguistic approach to narrative. Journal of Narrative and Life History, 1(1), 15-39. DOI:https://doi.org/10.1075/jnlh.1.1.03ali
  25. Glace, A. M., Dover, T. L., & Major, B. (2021). Latinx identity and intersectional responses to stigma. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 27(4), 593-601.https://doi.org.
  26. Gonta, I., & Bulgac, A. (2019). The Adaptation of Students to the Academic Environment in University. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 11(3), 34-44. DOI:https://doi.org/10.18662/rrem/137
  27. Green, W., & Myatt, P. (2011) Telling tales: A narrative research study of the experiences of new international academic staff at an Australian university.International Journal for Academic Development, 16(1), 33-44. DOI:https://doi.org/10.1080/1360144X.2011.546219
  28. Griffiths, M. (2014). Out of time: The temporal uncertainties of refused asylum seekers andimmigration detainees. Journal of Ethnic and Migration Studies, 40, 1991 - 2009. DOI:https://doi.org/10.1080/1369183X.2014.907737
  29. Grimshaw, T., & Sears, C. (2008). ‘Where am I from?', ‘Where do I belong?': The negotiation and maintenance of identity by international school students. Journal of Research in International Education, 7(3), 259-278. DOI:https://doi.org/10.1177/1475240908096483
  30. Gritsenko, V.V., Khukhlaev, O.E., Zinurova, R.I., Konstantinov, V.V., Kulesh, E.V, Malyshev, I.V., Novikova, I.A., & Chernaya, A.V. (2021).Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students. Cultural-Historical Psychology, 17(1), 102-112. DOI:https://doi.org/10.17759/chp.2021170114
  31. Hamilton, D., Mckechnie, J., Edgerton, E., & Wilson, C. (2021). Immersive virtual reality as a pedagogical tool in education: A systematic literature review of quantitative learning outcomes and experimental design. Journal of Computers in Education, 8(1), 1-32. DOI:https://doi.org/10.1007/s40692-020-00169-2
  32. Hari, A., Nardon, L., & Zhang, H. (2021). A transnational lens into international student experiences of the COVID-19 pandemic. Global Networks, 1- 17.https://doi-org.proxylibrary.hse.ru/. DOI:https://doi.org/10.1111/glob.12332
  33. Harvey, R. D. (2001). Individual differences in the phenomenological impact of social stigma. The Journal of Social Psychology, 141(2), 174-189.https://doi.org.
  34. Haugen, H.Ø., & Lehmann, A. (2020). Adverse articulation: Third countries in China-Australia student migration during COVID-19. Dialogues in Human Geography, 10(2), 169-173. DOI:https://doi.org/10.1177/2043820620934939
  35. Heggins, W. J. III, & Jackson, J. F. L. (2003). Understanding the collegiate experience for Asian international students at a Midwestern Research University. College Student Journal, 37(3), 379-391.
  36. Hidalgo-Downing, L. (2015). Grammar and evaluation. In C. A. Chapelle (Ed.), The encyclopedia of Applied Linguistics (pp. 1-8). John Wiley & Sons, Ltd. DOI:https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal1471
  37. Kamalova, L. A., Umbetova, M. Zh., & Putulyan, N. S. (2021). Technologies and Practices of Linguistic and Sociocultural Adaptation of Foreign Students during Their Studies at the University. Contemporary Educational Technology, 13(1), ep288. DOI:https://doi.org/10.30935/cedtech/9312
  38. Karim, S., Hue, M.T., & Ullah, R. (2021). Acculturative challenges among Pakistani secondary school students in Hong Kong.International Journal of Intercultural Relations, 82, 1-11.https://doi.org.
  39. Kim, Y. Y. (2000). Becoming intercultural: An integrative theory of communication and cross-cultural adaptation. Sage Publications.
  40. King, R.,Lulle, A., Sampaio, D. & Vullnetari, J. (2017) Unpacking the ageing-migration nexus and challenging the vulnerability trope. Journal of Ethnic and Migration Studies, 43(2), 182-198. DOI:https://doi.org/10.1080/1369183X.2016.1238904
  41. Könönen, J. (2019). Becoming a ‘labour migrant': Immigration regulations as a frame of reference for migrant employment. Work, Employment and Society, 33(5), 777-793.https://doi.org/10.1177%2F0950017019835133.
  42. Kowalska, M., Zięba, M., & Wiecheć, K. (2021). The narrating self and the experiencing self in the narratives of women who have experienced trauma. Journal of Constructivist Psychology, 1-20. DOI:https://doi.org/10.1080/10720537.2020.1865221
  43. Labov, W. (1972). The transformation of experience in narrative syntax. In W. Labov (Ed.), Language in the inner city: Studies in the black English vernacular (pp. 354- 396). University of Pennsylvania Press.
  44. Ladum, A., & Burkholder, G. J. (2019). Psychological adaptation of international students in the northern part of Cyprus. Higher Learning Research Communications, 9(1), 28-46. DOI:https://doi.org/10.18870/hlrc.v9i1.436
  45. Lee, J. J., & Rice, C. (2007). Welcome to America? International student perceptions of discrimination. Higher Education, 53(3), 381-409. DOI:https://doi.org/10.1007/s10734-005-4508-3
  46. Maury, O. (2020). Punctuated temporalities: Temporal borders in student-migrants' everyday lives. Current Sociology. DOI:https://doi.org/10.1177/0011392120936315
  47. Meniado, J. C. (2019). Second language acquisition: The case of Filipino migrant workers. Advances in Language and Literary Studies, 10(1), 47. DOI:https://doi.org/10.7575/aiac.alls.v.10n.1p.47
  48. Moussa, N. M. (2021).International students' achievements and adaptation to the United States' culture. Qualitative Research Journal, 21(4), 498-512. DOI:https://doi.org/10.1108/QRJ-11-2020-0145
  49. Murillo, E.G. (2002). How does it feel to be a problem? Disciplining the transnational subject in the American South. InS. E. F. Wortham, E. G. Murillo Jr., Edmund T. Hamann (Eds.), Education in the New Latino Diaspora (pp. 215-240). Greenwood Publishing Group.
  50. Norton, B. (2013). Identity and language learning. Extending the conversation (2nd ed.). Multilingual Matters. DOI:https://doi.org/10.21832/9781783090563
  51. Ozias, M., & Pasque, P. (2019), Critical geography as theory and praxis: The community-university imperative for social change. The Journal of Higher Education, 90(1), 85-110. DOI:https://doi.org/10.1108/HEED-01-2021-0014
  52. Ozyumenko, V. I. (2015). Grammatical means of expressing emotions in English discourse.Russian Journal of Linguistics, (1), 126-143.
  53. Peacock, S., Cowan, J., Irvine, L., & Williams, J. (2020). An exploration into the importance of a sense of belonging for online learners.International Review of Research in Open and Distributed Learning, 21(2), 18-35.
  54. Podboj M., & Lujić, R. (2020). Living in the in-between: Narrative inquiry into investment of foreign language teachers teaching abroad. Komunikacija i kultura online, 11(11), 189-225.https://doi.org.
  55. Polkinghorne, D. E. (1995). Narrative configuration in qualitative analysis.International Journal of Qualitative Studies in Education, 8(1), 5-23. DOI:https://doi.org/10.1080/0951839950080103
  56. Pounds, G. (2015). Evaluative language. In K. Tracy, T. Sandel, & C. Ilie (Eds.), The international encyclopedia of language and social interaction (pp. 1-6). John Wiley & Sons, Ltd. DOI:https://doi.org/10.1002/9781118611463.wbielsi063
  57. Poyrazli, S., & Grahame, K.M. (2007). Barriers to Adjustment: Needs of International Students within a Semi-Urban Campus Community. Journal of Instructional Psychology, 34, 28-45.
  58. Rego, R., Zózimo, J. R., Correia, M., & Ross, A. (2016). Bridging volunteering and the labour market: A proposal of a soft skills matrix. Voluntary Sector Review, 7, 89-99. DOI:https://doi.org/10.1332/204080516X14537236936186
  59. Robertson, S. (2019). Migrant, interrupted: The temporalities of ‘staggered' migration from Asia to Australia. Current Sociology, 67(2), 169-185.https://doi.org/10.1177%2F0011392118792920.
  60. Selvitopu, A. (2020). Exploring the lived social and academic experiences of foreign-born students: A phenomenological perspective. Journal of International Students, 10(3), 590-612. DOI:https://doi.org/10.32674/jis.v10i3.1171
  61. Stein, S., & de Andreotti, V. O. (2016). Cash, competition, or charity: International students and the global imaginary. Higher Education, 72, 225-239. DOI:https://doi.org/10.1007/s10734-015-9949-8
  62. Stevens, L. P. (2012). Immigrant populations: Teacher preparation for diversity. In J. A. Banks (Ed.), Encyclopedia of diversity in education (pp. 1132-1135). Sage Publications.
  63. Tikhonova, E. V., Efremova, G. I., & Kosycheva, M. A. (2021b).Computer simulation as a tool of psychological readiness for the employment process for migrant students. In 2021 5th International Conference on Education and Multimedia Technology (ICEMT 2021) (pp. 95-105). Association for Computing Machinery. DOI:https://doi.org/10.1145/3481056.3481112
  64. Tikhonova, E., Efremova, G. & Kosycheva, M. (2021a). A virtual model of migrant students' social and living skills development in the conditions of the host university: Need analysis of migrant students. In The Proceedings of the 2021 IEEE International Conference on Educational Technology (pp. 154-161). ACM. DOI:https://doi.org/10.1109/ICET52293.2021.9563102
  65. Tomassini, L., Font, X., & Thomas, R. (2021). The case for linguistic narrative analysis, illustrated by studying small firms in tourism. Tourism Geographies, 23(1-2), 344-359. DOI:https://doi.org/10.1080/14616688.2019.1619824
  66. Ünal, S. (2017). The new actors of international migration: a comparative analysis of foreign students' experiences in a medium-sized city in Turkey. In I. Muenstermann, People's movements in the 21st century - Risks, challenges and benefits (pp. 231-257).IntechOpen. DOI:https://doi.org/10.5772/67004
  67. van Krieken, K. (2018). Ambiguous perspective in narrative discourse: Effects of viewpoint markers and verb tense on readers' interpretation of represented perceptions. Discourse Processes, 55(8), 771-786.https://doi.org.
  68. Webster, L., & Mertova, P. (2007). Using narrative inquiry as a research method. Routledge. DOI:https://doi.org/10.4324/9780203946268
  69. Wierzbicka, A. (1999). Emotions across languages and Cultures: Diversity and universality. Cambridge University Press.
  70. Xiong, W., Mok, K. H., Ke, G., & Cheung, J. O. W. (2020). Impact of COVID-19 pandemic on international higher education and student mobility: Student perspectives from Mainland, China and Hong Kong (Working Paper, No. 54). The Centre for Global Higher Education.
  71. Yıldırım, S., Bostancı, S. H., Yıldırım, D. Ç., & Erdoğan, F. (2021). Rethinking mobility of international university students during COVID-19 pandemic. Higher Education Evaluation and Development, 15(2), 98-113. DOI:https://doi.org/10.1108/heed-01-2021-0014
  72. Yıldırım, S., Bostancı, S.H., Yıldırım, D.Ç., & Erdoğan, F. (2021). Rethinking mobility of international university students during COVID-19 pandemic. Higher Education Evaluation and Development, 15, 98-113. DOI:https://doi.org/10.1108/heed-01-2021-0014

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».