Социальное положение женщин-предпринимателей в региональном социуме (социологический анализ)
- Авторы: Дадаева Т.М., Шишканова М.О.
- Выпуск: Том 7, № 14 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 16.02.2025
- Статья одобрена: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280267
- ID: 280267
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты качественного социологического исследования «Социальное положение женщин-предпринимателей в Республике Мордовия». Методом неформализованного интервью было опрошено 12 женщин-предпринимателей г. Саранска. Было выявлено, что социальное положение женщин-предпринимателей определяется как объективными (отрасль занятости и ее гендерная маркированность, уровень жизни в регионе и т.д.), так и субъективными факторами (уровень профессионального образования, мотивация занятости, помощь семьи и т.д.).
Полный текст
Современная действительность способствует включению женщин в разнообразные сферы деятельности, в том числе в предпринимательскую. Все больше женщин начинают заниматься собственным делом, проявляют предпринимательскую инициативу. Существующие гендерные стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – мужская, не всегда помогают женщинам развивать собственный бизнес. Несмотря на это, женщины вовлекаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства. Часто это оборачивается для женщин двойной занятостью – на работе и дома, также к проблемам перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний, связанных с существованием в обществе гендерных стереотипов.
По данным на 1 января 2019 г., в Республике Мордовия действует 1 991 предприятие, из которых на долю субъектов малого бизнеса приходится 1027 субъектов. Наибольшее количество малых предприятий (более 80%) сосредоточено в четырех секторах экономики республики: в торговле – 44,0%, строительстве – 16,5%, сфере услуг – 13,0%, промышленности – 12,2%. Следует отметить, что большая часть женского бизнеса приходится на малое предпринимательство, прежде всего, на торговлю – 46 %, сферу услуг – 34 %, новые информационные технологии – 9% [10].
Каково сегодня социальное положение женщин, имеющих собственный бизнес, с какими проблемами они сталкиваются и как их решают? Ответам на указанные вопросы посвящена данная статья. Применительно к проблеме исследования особенно актуальным является изучение социального положения женщин-предпринимателей в региональном аспекте.
Исследование социального положения женщин-предпринимателей в социуме через призму гендерного подхода представлено в работах Базуевой Е. В. [1], Балтабаевой М. М.[2], Галлямова Р. Р.[7], Дадаевой Т. М. [9] и др.; региональные особенности развития женского малого предпринимательства исследовали Безрук Г. В.[3], Вахромеев О. В.[6], Кицис В. М. [10]; женщин-предпринимателей как социально-профессиональную группу, ее сущность, современные особенности, карьерные ориентации, мотивацию исследовали Бергис Т. А. [4; 5], Вахромеева О. Б. [9], Гильманова Г. Х. [8], Нестерова-Маликова К. Г.[11], Похвощев В. А. [12] и др.
В ходе исследования были выявлены основные характеристики социального положения женщин-предпринимателей в региональном социуме (на примере Республики Мордовия). Методом свободного неформализованного интервью было опрошено 12 женщин-предпринимателей, проживающих в городе Саранске, в возрасте от 24 до 48 лет, с высшим образованием (100%), имеющих бизнес в торговле (25%), сфере услуг (66%), на производстве (9%). Среди респондентов больше половины замужем и имеют детей. Гайд интервью включал следующие тематические блоки: «Профессия и образование», «Семейное положение и помощь семьи», «Мотивация при создании бизнеса», «Трудности ведения бизнеса», «Государственная поддержка», «Гендерные стереотипы».
Профессия и образование. Большинство женщин обучались на тех специальностях, которые помогли им при создании бизнеса (юридические и экономические направления подготовки): «С этим делом я знакома, так как юридическая специальность непосредственно связна с этим. За четыре дня открыла ИП, никаких сложностей не возникло» (№ 5, 24 г., не замужем, владелица салона красоты, 41-42)1. Многие информанты отметили значимость высшего образования для открытия бизнеса: «Человек с высшим образованием может во всём разобраться, сесть почитать, объяснить всё, вот какая-то подпись, печать» (№ 2, 39 л., не замужем, владелица цветочного салона, 242-244).
Мотивация и причины открытия бизнеса. При решении открыть свой бизнес большинство женщин мотивированы необходимостью реализации своего потенциала, каждая из них создавала свой бизнес как «оплачиваемое хобби»: «Костюмы разрабатывала для себя сама. Это было как хобби. Здесь не было мастеров хороших… И вот когда пришло время из декрета выходить на работу, я решила попробовать заняться своим делом… дизайном» (№ 9, 30 л., замужем, создательница бренда одежды, 17-23); «Мы тоже начинали с хобби, потом переросло в большую клиентскую базу, которую мы тоже уже не можем оставить» (№ 12, 30 л., замужем, владелица студии шугаринга, 55-57). Часть предпринимательниц в качестве причины создания своего дела отметили улучшение жизни своей семьи, а также помощь обществу: «Беда у нас была, ребенок у нас болел, болел онкологией… и вот тогда, когда он уже вылечился, я понимала, что нужно было ему как-то развиваться, но мы не могли его устроить в обычный детский сад и тогда у меня возникла идея, что я должна решить эту проблему не только для себя, но и для родителей, у которых есть «особенные» дети. Вот тогда мне пришла идея открытия детского центра с инклюзивным образованием» (№ 11, 32 г., владелица детского сада для детей с ограниченными возможностями, замужем, 72-80). Мотивацией у женщин так же являются и семейные обстоятельства, которые имеют социальную направленность. Стоит отметить, что женщины, кроме основной профессиональной деятельности, занимаются благотворительностью: «Мы пересекаемся [c другими предпринимательницами] и делаем совместные проекты, благотворительные или еще что. Есть такая партнерская заинтересованность» (№ 4, 29 л., не замужем, социальное предпринимательство, психолог, 111-115). Для них является нормой любое проявление помощи. «Мужчинам сложнее доказать, что это плюс к твоей карме [помощь людям]» (№ 4, 29 л., не замужем, социальное предпринимательство, психолог, 137).
Семейное положение и роль семьи в становлении бизнеса. Как уже отмечалось, больше половины опрошенных составили замужние женщины (8 человек), третья часть – не состоят в браке (4 человека). Большинство женщин отмечают, что именно муж был помощником при создании бизнеса и поддержкой при его ведении: «Муж мой помогал при создании бизнеса. Он больше верил в меня, подталкивал, говорил «давай-давай», ничего страшного, если не получится» (№ 9, 30 л., замужем, создательница бренда одежды, 43-45); «Это реально [ведение бизнеса], при той возможности, когда есть бабушка, круглосуточная няня, мегапонимающий муж и огромный заряд энергии у тебя самой. Мне очень повезло, потому что мама не работает. Весь день [сын] в садике, ещё спасало, потом муж его забирал. А теперь он пошёл в школу, бабушка включилась по максимуму. Если бы не было бабушки и свободной занятости мужа, ничего бы у меня не было» (№ 6, 32 г., замужем, владелица швейной мастерской, 62-67). Женщинам, имеющим бизнес и семью, как правило, тяжело справляться с домашними обязанностями, они отмечают недостаток времени, которое хотели бы уделять своим детям: «И тут на выходных майских, когда время появилось и еда дома, он [муж] мне сказал: «Ну ты же можешь быть нормальной!» (№ 6, 32 г., замужем, владелица швейной мастерской, 202-203). Незамужние же про семью говорят: «Если появятся дети, то думаю, это не помешает, сегодня можно найти хорошую няню, думаю, к тому времени у меня получится приобрести средства для её содержания» (№ 3, 29 л., не замужем, владелица салона красоты, 117-119).
Стоит отметить, что под «семьей» одна из информанток подразумевает друзей: «Если у меня нет мужа и детей, это не говорит, что у меня нет семьи, у меня она просто называется по-другому» (№ 2, 39 л., не замужем, владелица цветочного салона, 230-232). Все информанты отмечают значение социальных связей, которые они приобретают на протяжении всей своей жизни: «Знакомства очень упрощают жизнь. Помогают двигаться» (№ 8, 48 л., замужем, владелица магазина, 131-133). Многие отмечают, что социальные связи приобретались еще в университете, в период получения высшего образования. Социальный капитал, который П. Бурдье определяет как «агрегацию действительных или потенциальных ресурсов, связанных с включением в прочные сетевые или более-менее институциализированные отношения взаимных обязательств или признаний» [13, р. 248], играет важную роль для женщин в создании своего дела.
Трудности ведения бизнеса. Информанты, отметили ряд проблем, с которыми сталкиваются в процессе ведения бизнеса. Высокая стоимость аренды: «Риски они везде есть, в любой сфере. Банальная аренда она съедает ужасное количество денег, которые бывает зарабатываешь, зарабатываешь. Аренды у нас, казалось бы, много, она дешевеет, нужно смотреть, чтобы и проходимость была хорошая” (№ 6, 32 г., замужем, владелица швейной мастерской, 80-82); низкая платежеспособность населения: «Саранск не располагает для ведения малого бизнеса. От аренды до платежеспособности. Держится только костяк, постоянно закрываются все. Вроде хочется чем-то заниматься...» (№ 6, 32 г., замужем, владелица швейной мастерской, 168-171); отсутствие навыков, сильная конкуренция: «Во-первых, естественно большая конкуренция. Во-вторых, многие не понимают, как правильно ввести бизнес. Некоторые очень быстро сдаются, если они, например, не вышли в какой-то полноценный доход, то естественно закрывают ИП, потому что всё-таки это требует больших вложений, особенно на первоначальном этапе. Начиная с аренды помещения, заканчивая сотрудниками и ремонтом, всё это требует больших вложений, и кто-то просто сдается» (№ 5, 24 г., не замужем, владелица салона красоты, 111-117). Согласно исследованию, ни одна информантка не сталкивалась лично с коррупцией при создании бизнеса или при его ведении. Тем не менее, многие отмечали, что даже самая перспективная идея может «пылиться на полке», если нет необходимых связей и финансов для развития бизнеса.
Государственная поддержка. Анализ данных показал, что качественной поддержки от государства женщинам предпринимателям не предоставляется: «Государство совсем не хочет [оказывать поддержку], приходишь в налоговую, тысяча окон и что? Говорю, такая система как в ГАИ, у меня на дороге случилось, они посмотрели, проехали мимо дальше… Как налоговая. Они даже не заточены на то, чтобы дать тебе ответ” (№ 2, 39 л., не замужем, владелица цветочного салона, 268-276). Одна из интервьюируемых женщин реализовывала социальный бизнес именно на деньги государства, но и она отмечает: «Ты говоришь, нужно вот это и это, они такие, а зачем? Тихо сделаете и всё» (№ 4, 29 л., не замужем, социальное предпринимательство, психолог, 37-38). Четверть информантов отметили, что участвовали в программе государственной поддержки предпринимательства «Ты–предприниматель». Тем не менее, они отмечают некоторые недостатки в реализации данной программы: «….Проблема в том, что они у нас плохо популяризируются и доходят до конечного потребителя, т.е. предпринимателя» (№ 11, 32 г., замужем, владелица детского сада для детей с ограниченными возможностями, 198-199). Одна из предпринимательниц отмечает, что хотела встать в очередь на одну из таких программ, на что ей ответили: «Вы закроетесь к тому времени» (№ 3, 29 л., владелица салона красоты, не замужем).
Гендерное неравенство и место женщины на рынке труда. Информанты отмечают: «Я думаю у нас «мужское общество», это однозначно. Но, с другой стороны, я бы не делала таких гендерных различий, потому что, если у тебя есть к тому призвание, если ты знаешь, то да, сможешь создать свой бизнес...» (№ 8, 48 л., замужем, владелица магазина, 85-87). Женщины часто отмечают именно знания, опыт и наличие социального капитала для создания успешного бизнеса. Даже, считая, что общество остается патриархальным, это не мешает им реализовываться и создавать собственный бизнес, наоборот, данные стереотипы они используют во благо себе: «Ты можешь быть равной [с мужчинами]в работе, но при этом женщиной за которой ухаживают мужчины...» (№ 11, 32 г., замужем, владелица детского сада для детей с ограниченными возможностями, 192-194). Все женщины отстаивают свои права на бизнес, никто из них не считает себя руководителем хуже, чем мужчина. Некоторые из них признают, что в российском обществе существуют гендерные стереотипы, что мужчины доминируют, однако, не во всем: «...Кто мне откажет быть начальником, какой-то другой мужчина, который в этом не понимает, и это не его идея, и он не соображает. В бизнесе, не вышестоящее начальство определяет, а потребитель, он голосует рублем. Кто лучше обслуживает, кто вежливее, к тому и пришли» (№ 1, 42 г., замужем, предприниматель в сфере образования, 114-126).
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1) усредненный социально-демографический портрет современной женщины предпринимателя включает в себя следующие характеристики: замужняя женщина от 30 лет с высшим образованием (юридической или экономической специальности), имеющая бизнес в сфере услуг или торговли; 2) основными мотивами открытия бизнеса у женщин выступают необходимость реализации своего потенциала, перспективность бизнес-идеи, создание своего дела для улучшения жизни своей семьи, помощь обществу; 3) наличие социального капитала явилось решающим при открытии собственного дела (большинство женщин отметили помощь и поддержку при открытии бизнеса со стороны мужей, членов своей семьи и друзей; женщины отмечают трудности при совмещении ролей – семейных обязанностей и обязанностей при ведении бизнеса); 4) среди наиболее острых проблем, стоящих перед предпринимательницами в регионе, отмечены высокие налоги, высокая стоимость аренды помещений, конкуренция, трудности при «раскручивании» бизнеса, низкий уровень платежеспособности населения; 5) женщины-предприниматели отмечают необходимость и эффективность программ государственной поддержки малого бизнеса, но выделяют в качестве недостатков возрастное ограничение (до 35 лет) участия в них и слабую информированность населения о таких программах; 6) женщины-предприниматели сталкиваются с гендерными стереотипами при создании бизнеса, отмечая, что наше общество ориентировано на мужчин (существует гендерная маркированность отраслей занятости: сфера услуг, торговля – как правило «женские», строительство, добывающая промышленность – «мужские»; несмотря на это, информанты считают, что предприниматели и мужчины, и женщины сталкиваются со схожими проблемами).
В заключение необходимо отметить, что социальное положение женщин-предпринимателей в современном обществе определяется целым рядом как объективных (экономическая ситуация в стране, отрасль занятости, уровень налогообложения, уровень жизни населения, стоимость аренды, программы поддержки предпринимательства и т.д.), так и субъективных факторов (образовательный уровень, наличие опыта, социального капитала, мотивация, психологические характеристики, ценностные ориентации, гендерные стереотипы, предрассудки и т. д.).
1 Здесь и далее указаны: номер интервью, возраст информанта, семейное положение, номер строки в интервью.
Об авторах
Т. М. Дадаева
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@rcsi.science
М. О. Шишканова
Email: info@rcsi.science
Список литературы
- Базуева Е. В. Гендерная экономика – новое фундаментальное направление экономической теории // ЭНСР. – 2012. – № 3. –С. 51–64.
- Балтабаева М. М. Роль и место женщин-предпринимателей в социально-экономической жизни // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2017.– № 5. – С. 30–33.
- Безрук Г. В. Социокультурная жизнедеятельность современного предпринимателя: региональные особенности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2019. – № 1. – С. 134–141.
- Бергис Т. А. Анализ жизненного пути человека (на примере женщин-предпринимателей) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 14–17.
- Бергис Т. А. Смысложизненные и карьерные ориентации женщин-предпринимателей в процессе преодоления критических ситуаций (сравнительный анализ) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 279–282.
- Вахромеева О. Б. Женщины-предприниматели в регионе // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2018. – № 1. – С. 68–73.
- Галлямов Р. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России // Человек. Экономика. Общество. – 2018. – № 2. – С. 56–64.
- Гильманова Г. Х. Женское предпринимательство в современном российском обществе: социологический анализ проблемы. – Уфа: БГАУ, 2017. – 184 с.
- Дадаева Т. М. Гендерная структура современного общества: реальность и тенденции развития. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 269 с.
- Кицис В. М. Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия // Studium. – 2019. – № 2. – С. 4–8.
- Нестерова-Маликова К. Г. Оценка привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. – 2016. – № 12. – С. 48–51.
- Похвощев В. А. Развитие женского предпринимательства как фактор обеспечения эффективной занятости // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 1. – С. 103–107.
- Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Richardson J., ed. – New York, 1985. – P. 248–249.
Дополнительные файлы







