Development of modern Russian culture
- 作者: Zhevlikova A.A., Bochkareva D.G.
- 期: 卷 9, 编号 11 (2021)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 16.02.2025
- ##submission.dateAccepted##: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280243
- ID: 280243
如何引用文章
全文:
详细
The article considers the development of modern Russian culture. The ways of the culture formation are studied. The factors influencing its development are analyzed.
关键词
全文:
Термин «культура» имеет множество определений, например, она может пониматься как «совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека» [1]. Как сложное явление, она обладает чертами устойчивости и традиционализма – с одной стороны, подвижностью и динамичностью – с другой.
Формирование и становление современной отечественной культуры началось с появления нового государства – России. После распада СССР и смены политического режима, череды политических катаклизмов единое социокультурное пространство страны распалось, старые ценности и традиции оказались неприемлемыми, а новая культурная идея еще не сложилась. К сожалению, в этот период, как и после революций 1917 года, произошел отток национальных культурных ценностей за пределы государства: часть из них была распродана или подарена «великими приватизаторами». Немногое удалось вернуть, но львиная доля вывезенного в лихие девяностые так и остается за границей в основном в частных коллекциях и собраниях. Совокупность вышеуказанных причин привела к культурному кризису конца XX века.
Выступая сферой духовной жизнедеятельности общества, культура связана не только с экономическими и политическими, но и c социальными факторами, поэтому ее проблемы имеют первостепенное значение. Нельзя не согласиться со словами российского общественного деятеля А. Д. Сахарова о том, что «научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества» [2, с. 27].
До сих пор не прекращаются споры по поводу роли государства в отношении культуры. Одни полагают, что вмешательство государства в культурные процессы необходимо для ее развития и поддержки, другие приходят к выводу о том, что такая «опека» мешает эволюционировать культуре в полной мере. После того как государство перестало жестко диктовать свои условия и требования, в отечественной культуре произошли следующие изменения:
- она получила большую свободу;
- снизилось качество некоторых ее продуктов;
- произошла коммерциализация некоторых ее институтов;
- уменьшилось количество гарантированных государственных заказов;
- обозначилось сокращение, а в некоторых отраслях и потеря финансирования со стороны государства.
Подобная тенденция в развитии культуры приводит к тому, что главным критерием успеха творческого деятеля становится создание экономически выгодного продукта, который будет востребован, и его будут покупать, но, к сожалению, чаще всего он не будет наделен настоящей ценностью для человека. Следовательно, культура переживает процесс дегуманизации.
В настоящее время развитие культуры России сопряжено с общемировыми культурными процессами и в целом отражает динамику развития мировой культуры. Обращая внимание на явления, происходящие за границей, отечественная культура впитывает и транслирует новые тенденции, демонстрируя их через продукты, создаваемые художниками, дизайнерами, актерами, писателями и др. Международное сотрудничество обеспечивает новый уровень взаимоотношений людей, расширяет взаимопонимание между партнерами, способствует укреплению связей.
Отечественная культура переживает пограничное состояние. С одной стороны, происходит взаимодействие между большим количеством национальных культур, с другой – усиливается влияние западноевропейской и американской культур, которые пропагандируют иные нравственные ценности. Подробно данное воздействие описывает бывший министр культуры Франции Анри Гобар в своей книге «Культурная война. Логика разрушения», говоря о том, что «культурная война уже началась, без надлежащего объявления, без барабанов и труб… культурная война целит в голову, чтобы парализовать, не убивая, чтобы покорить, испортив, и обогатиться за счет разложения культур и народов. Она употребляет все свободы и злоупотребляет ими, чтобы проникать повсюду и разрушать изнутри все ценности, все различия, все духовные богатства народов» [3, с. 55].
Некоторые субкультуры приобретают черты и тенденции американизма, которые впоследствии становятся доминирующими. Процесс взаимопроникания культур является естественным, открывая путь к образованию единой человеческой культуры, но тогда начинается и развивается процесс унификации, который должен вызывать у людей противодействие. Для того чтобы сохранить культурное многообразие, представителям разных народов необходимо объединиться для сотрудничества в различных сферах общественной жизни, что даст импульс развитию самобытности и движению по пути прогресса.
С другой стороны, современная культура России органически связана с культурным наследием прошлого и опирается на накопленный вековой опыт, осмысливая и перерабатывая его традиции и историко-культурные формы. Обращение к культурному наследию предков помогает не только сохранить его, но и развивать. Проникая в каждый аспект человеческой жизни, она оказывает мощное влияние на саму личность, общество, сферу досуга, воспитания, труда, быта и образования.
Следующими факторами, влияющим на развитие отечественной культуры, являются процессы интернационализации и глобализации, которые меняют ее структуру и функции. Массовая культура вытеснила элитарную культуру, что привело к следующему:
- произошло увеличение контактов, следовательно, и увеличение аудитории;
- становление и развитие телевидения, СМИ и Интернета;
- отказ от цензуры.
Для предотвращения процессов дегуманизации и органичного развития единой отечественной культуры важно найти точки соприкосновения элитарной и массовой культур. Взаимоотношения между духовной и технологической культурой в информационном обществе повлияли на развитие современной культуры России. С процессом оптимизации произошел упадок духовных ценностей. Люди все реже стали ходить в кино, музеи, театры, на выставки. Это время заняли современные средства общения, целью которых является развлечение, не несущее никакой смысловой или образовательной нагрузки. Если об этой проблеме не будут говорить и бороться с ней, тогда может произойти общественная деградация, так как «общество, заботясь о повышении уровня технической культуры, о развитии инженерии, в широком смысле слова должно не меньше внимания проявлять к духовной культуре, утверждению высоких нравственных ценностей» [4, с. 104–108]. Но, если посмотреть с другой стороны, благодаря инновационным технологиям и развитию электронных средств связи, появилась возможность посещения музеев, театров, кино, библиотек, лекций и семинаров, мастер-классов и многого другого, не выходя из дома, что стало очень актуально в период пандемии. «Артисты научились репетировать онлайн, а музыканты – выступать перед пустым залом в рамках трансляции в Интернете перед тысячами невидимых зрителей, ознакомление с культурным и историческим наследием стало более доступным» [5]. Для просмотра и приобретения предметов искусства были разработаны специальные виртуальные комнаты. Также онлайн-трансляции удобны для тех категорий граждан, которые по разным причинам не могут поехать в другой город, страну или выйти из дома. «Онлайн-аудитория за карантинный период во многих российских музеях в три-четыре раза превысила число реальных посетителей за год» [5]. Таким образом, прогресс СМИ и Интернета может способствовать расширению международных связей и укреплению самобытности разных культур.
Несмотря на то, что современная культура создает принципиально новые продукты, важную роль продолжают играть традиции и самобытность российского народа. Она через культурное пространство транслирует накопленный многими поколениями опыт, опираясь на историю своего народа. Несомненно, классические произведения, созданные русским народом, будут продолжать свое существование, на них будут равняться, их будут продолжать изучать, исследовать, ими будут интересоваться. Имена деятелей русской культуры известны за рубежом, а их работы переведены на многие языки. Это произведения А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, А. Н. и Б. Н. Стругацких, Л. Н. Толстого, М. И. Цветаевой, А. П. Чехова.
Культурные ценности, созданные за рубежом, но хранящиеся на территории России, не только внесли определенный вклад в развитие современной отечественной культуры, но и стали ее частью.
С появлением некоторых вышеуказанных процессов, в искусстве появились новые течения и направления, отвечающие требованиям современного человека, такие как:
- минимализм, фотореализм, абстракция, боди-арт, граффити в живописи;
- электронная музыка и жанры: поп, рок, рэп;
- трехмерная графика и моделирование в живописи и кино;
- инсталляция, перформанс, хеппенинг и др.
Культура России на протяжении всего существования была связана с религией, прежде всего, с православием. Иконы, храмы, монастыри, церкви, святые места – религиозные ценности многонационального и межконфессионального государства. Поэтому их стали в больших масштабах реставрировать и восстанавливать.
Важно отметить, что Министерством культуры РФ разработаны и реализованы мероприятия различного уровня и характера, направленные на решение данных проблем. Цель подобных мероприятий заключалась в сохранении историко-культурного наследия и его развитии, привлечении внимания граждан и повышении роли отечественной культуры за рубежом. Так, одним из важных и масштабных событий стало празднование 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в организации которого были задействованы разные коллективные и творческие объединения, деятели культуры, СМИ, обучающиеся высших и средних ступеней образования, волонтеры и др.
Можно отметить некоторые положительные стороны развития культуры России на современном этапе:
- – создание и развитие творческих объединений;
- – снятие запретов с произведений искусства, которые долгое время были недоступны людям;
- – развитие гуманитарного потенциала;
- – возможность международного культурного обмена;
- – создание и реализация программ по поддержке и финансированию искусства;
- – ориентирование на создание качественно нового продукта;
- – использование инновационных тенденций вместе с традиционными.
Возвращение культуры в досоветское и советское время невозможно, однако главное заключается в том, чтобы происходящая переоценка ценностей и традиций, ломка стереотипов не привели к уничтожению самой культуры. Исторический опыт оказывает неоценимую помощь для решения актуальных проблем отечественной культуры на современном этапе ее развития. Основываясь на принципах гуманизма, которые предполагают высокий уровень культурного развития человека и общества, повышается роль регуляторов поведения и образа мышления.
Развитие современной отечественной культуры неравномерно и носит противоречивый характер. На первый взгляд, полная свобода для выражения чувств и эмоций авторов и исполнителей снимает любые ограничения для творчества, но при этом авторы не всегда находят своего ценителя: небольшая государственная финансовая поддержка или ее отсутствие в суровых рыночных условиях порождают определенные трудности. Отечественная культура находится на стадии выхода из кризисного состояния. На сегодняшний день рассматриваются два альтернативных пути развития. Первый – за счет разумного подхода ориентироваться на ценности современной науки и технологии. Второй – возвращение к традиционной форме культуры, свободной от техники.
Пути дальнейшего развития современной отечественной культуры авторы видят в следующем:
- создание свободных условий для развития;
- создание продуктов культуры на основе сохранения традиционной культуры с использованием инновационных технологий;
- равноправное участие России в мировых художественных процессах.
Статью хочется завершить словами выдающегося российского ученого Д. С. Лихачева о том, что культура – это «огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [6].
作者简介
A. Zhevlikova
编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
D. Bochkareva
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
参考
- Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/social_dict/Культура (дата обращения: 09.08.2021).
- Сахаров А. Мир через полвека // Вопросы философии. – 1989. – № 1. – С. 27.
- Гобар А. Культурная война. Логика разрушения. – Париж, 1979. – 325 с.
- Осинский И. И. Особенности развития Российской культуры в современных условиях // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 14. – С. 104–108.
- Онлайн-аудитория музеев в карантин была в разы выше годовой посещаемости [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 2020. – 11 дек. – Режим доступа: https://ria.ru/20201211/muzei-1588772984.html (дата обращения: 14.08.2021).
- Лихачев Д. С. Русская культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215 (дата обращения: 14.08.2021).
补充文件
