Том 13, № 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Социальные и гуманитарные науки

Инновационная активность регионов Приволжского федерального округа: статистический анализ

Шавнина Д.Э., Исаева О.О.

Аннотация

Введение. Инновационная активность является ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности регионов. Актуальность исследования обусловлена значительной дифференциацией уровней технологического развития субъектов Российской Федерации, требующей детального анализа для выработки эффективных мер государственной поддержки. Цель исследования – проведение сравнительного статистического анализа и ранжирования регионов Приволжского федерального округа по уровню инновационной активности.

Материалы и методы. В основе исследования лежит анализ официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики за 2019–2023 гг. Для комплексной оценки использованы пять ключевых показателей: количество научно-исследовательских организаций, внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, объем разработанных и используемых передовых производственных технологий, объем выпуска инновационных товаров. На их основе рассчитан интегральный показатель, позволивший провести сравнительный анализ и ранжирование регионов.

Результаты исследования. Расчет интегрального показателя выявил значительную дифференциацию в уровне инновационного развития регионов Приволжского федерального округа. Установлено, что лидерами являются Республика Татарстан, Нижегородская и Пермская области. Наименьшие значения показателя зафиксированы в Республике Марий Эл, Пензенской области и Чувашской Республике. Выявлены основные проблемы отстающих регионов: недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров и несовершенство законодательной базы.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование подтверждает существенный разрыв в инновационном развитии между регионами Приволжского федерального округа. Для обеспечения сбалансированного технологического развития округа необходима разработка и реализация адресных мер государственной поддержки отстающих субъектов, включая увеличение финансирования, стимулирование бизнеса и совершенствование нормативно-правовой базы.

Огарёв-online. 2025;13(3):221-235
pages 221-235 views

Восприятие цифровой активности, преимуществ и барьеров цифровых навыков студенческой молодежи

Кокулов А.Ф.

Аннотация

Введение. Формирование цифровых навыков студентов – ключевой фактор их успешной интеграции в образовательное и профессиональное пространство. Цифровая грамотность рассматривается как комплекс технических, когнитивных и социальных умений, необходимых для полноценного участия в цифровом обществе. Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся цифровым неравенством, проявляющимся не только в доступе к технологиям, но и в различиях в уровне навыков, мотивационных установках и представлениях о цифровом будущем. Цель исследования – выявление барьеров и пре имуществ развития цифровых навыков среди студенческой молодежи.

Материалы и методы. Исследование базируется на онлайн-опросе студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (n=205). Для анализа данных использованы количественные методы: таблицы сопряженности и корреляционный анализ. Данные стратифицированы по полу и уровню дохода.

Результаты исследования. Выявлено, что цифровая активность студентов сочетает универсальные практики и социально обусловленные различия. Ключевые барьеры: нехватка времени, высокая стоимость курсов, неуверенность в себе. Преимущества цифровых навыков ассоциируются с удаленной работой и быстрым доступом к информации.

Обсуждение и заключение. Цифровое неравенство определяется не инфраструктурными ограничениями, а характером цифрового участия и социально-демографическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ цифрового развития студентов и образовательной политики.

Огарёв-online. 2025;13(3):236-247
pages 236-247 views

Студенческая вовлеченность в образовательный процесс вуза

Буркова С.А.

Аннотация

Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.

Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.

Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.

Огарёв-online. 2025;13(3):248-259
pages 248-259 views

Полиция: информационная открытость и диалог с населением (социологический аспект)

Балакирев Н.В., Жеганов Д.А., Коруков Д.С., Шевцов Д.В.

Аннотация

Введение. Эффективная коммуникация правоохранительных органов с населением является критически важным элементом обеспечения общественной безопасности. Несмотря на активное развитие цифровых каналов взаимодействия, сохраняются значимые коммуникативные барьеры, особенно в диалоге с молодежной аудиторией. Цель исследования – оценка качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди населения г. Саранска.

Материалы и методы. В качестве инструментария исследования использован онлайн-опрос на платформе Яндекс.Формы, проведенный в апреле 2025 г. Выборка стихийная, опрошены интернет-пользователи г. Саранска в возрасте преимущественно от 18 до 25 лет, что составило 69 % выборки (n = 121). Методы анализа включали дескриптивную статистику и контент-анализ открытых ответов.

Результаты исследования. Установлено, что 85 % респондентов чувствуют себя безопасно на улицах города, 78 % выражают доверие полиции. Большинство (85 %) считают необходимым внедрение цифровых сервисов для повышения прозрачности работы полиции, по мнению 83 % опрошенных прозрачность действий полиции является важным аспектом ее работы. Личный опыт взаимодействия с правоохранительными органами за последние три года у большинства (88 %) отсутствует, что актуализирует значимость информационной политики соответствующих ведомств.

Обсуждение и заключение. Подтверждена взаимосвязь между уровнем доверия молодежи к правоохранительным органам и степенью прозрачности их деятельности, уровнем цифровизации сервисов и качеством коммуникативных взаимодействий. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических мер по оптимизации коммуникационных стратегий правоохранительных органов в цифровой среде.

Огарёв-online. 2025;13(3):260-268
pages 260-268 views

Вербализация стратегий и тактик лингвистической демагогии в аналитическом медиатексте по экономике

Платонов Д.А.

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием современной лингвистики к механизмам языкового манипулирования в медиадискурсе. В связи с этим возникает необходимость детального анализа языковых средств, используемых для реализации стратегии лингвистической демагогии в аналитических медиатекстах экономической направленности. Цель исследования – расширение научного знания о лингводемагогических стратегиях и тактиках в их вербальном выражении.

Материалы и методы. В качестве исследовательского материала отобраны языковые примеры из англоязычной аналитической статьи на экономическую тематику, опубликованной в британском новостном издании The Guardian. Основу методологической базы составили контент-анализ и лингвистический анализ.

Результаты исследования. Проанализированы ключевые стратегии и тактики лингвистической демагогии, такие как генерализация, противопоставление референтной группе и использование глагольной метафоричности. Выявлены конкретные языковые маркеры, включая местоимения множественного числа, собирательные существительные и метафорические глаголы. На примерах показано, как эти средства формируют манипулятивный эффект в экономическом медиатексте.

Обсуждение и заключение. Данное исследование расширяет научное понимание применения стратегий лингвистической демагогии в медиатекстах экономической направленности. Материалы исследования могут быть полезны для проведения комплексных исследований, посвященных феномену языкового манипулирования в текстах различных видов дискурса.

Огарёв-online. 2025;13(3):269-276
pages 269-276 views

Педагогические науки

Проектный метод в инженерном образовании

Чугунов М.В., Полунина И.Н., Докина В.В.

Аннотация

Введение. Метод проектов – один из методов, применяемый в сфере образования, эффективность которого уже не вызывает сомнений, но актуальными для исследования остаются специфические особенности применения данного метода по различным образовательным направлениям. Цель исследования – анализ и обобщение опыта авторов, результатом которого является онлайн-курс на базе рассматриваемого интегрированного подхода, включающего в себя различные методы как компьютерного (виртуального), так и натурного моделирования.

Материалы и методы. Метод проектов как система обучения и образовательная технология в данном исследовании напрямую интегрирован с методами, являющимися предметом изучения. Среди них: методы проектирования в современных CAx-средах, методы и технологии программирования, натурное и математическое моделирование, технологии прототипирования. В качестве программно-аппаратной базы проекта использовались MS Visual Studio C++, ArduPilot/Pixhawk, SolidWorks, T-Flex, KuGoo, Injora, BigoLand.

Результаты исследования. Результатом исследования является комплекс интегрированных моделей различного типа, используемых в качестве базы для реализации проекта, а также онлайн-курс, включающий в себя эти модели, методические материалы для их разработки в виде полнотекстовых документов и мультимедийного контента. Обобщен опыт использования проектного метода на рассматриваемой методической базе. Изложена постановка задачи в терминах кибернетики для последующего применения указанного метода.

Обсуждение и заключение. Результаты реализации проектного метода на базе выбранного интегрированного подхода полностью подтвердили его эффективность по следующим критериям: управляемость, воспроизводимость, индивидуализация, дифференциация, инновационность. Данный метод может быть адаптирован для решения широкого спектра задач в области проектирования, однако эти задачи должны обладать выраженной наукоемкой составляющей и междисциплинарным характером.

Огарёв-online. 2025;13(3):277-288
pages 277-288 views

Игровое проектирование в обучении китайскому языку младших школьников

Гордина Е.П.

Аннотация

Введение. В условиях возрастающей глобальной значимости китайского языка особую актуальность приобретает разработка методик его преподавания для младших школьников. Цель исследования –  оценить эффективность методики игрового проектирования в обучении китайскому языку детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. В ходе исследования применялся комплексный подход, включающий экспериментальное обучение с использованием игрового проектирования, анкетирование для оценки мотивации, а также качественный анализ созданных учащимися игровых проектов.

Результаты исследования. Проведен анализ когнитивных и лингводидактических преимуществ игровых методов, включая развитие тонального восприятия, зрительно-пространственного мышления и металингвистической осознанности. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором применялись развивающие игры, проектная деятельность и цифровые инструменты. Разработанная методика доказала свою результативность в повышении мотивации и успеваемости учащихся при изучении китайского языка. Обоснована целесообразность внедрения данной методики в практику языкового образования.

Обсуждение и заключение. Методика игрового проектирования доказала свою эффективность как инновационный подход к обучению китайскому языку в начальной школе, сочетающий развитие языковых навыков с формированием метакогнитивных и социальных компетенций. Выводы автора способствуют развитию активных методов обучения китайскому языку младших школьников.

Огарёв-online. 2025;13(3):289-300
pages 289-300 views

Формирование навыков анализа и интерпретации русской авторской пунктуации у иностранных студентов-филологов

Ширшикова Е.Н.

Аннотация

Введение. В современных условиях обучения русскому языку как иностранному особую актуальность приобретает проблема формирования у иностранных учащихся навыков анализа и интерпретации авторской пунктуации. Несмотря на значимость пунктуационной грамотности для полноценного понимания художественного текста, данный аспект обучения часто остается недостаточно разработанным. Цель исследования – формирование у иностранных учащихся умений анализировать и интерпретировать авторские пунктуационные решения в текстах.

Материалы и методы. Применен теоретико-аналитический метод, позволивший уточнить понятие «авторская пунктуация» на основе анализа лингвистической литературы и оценить состояние разработки проблемы обучения навыкам интерпретации авторской пунктуации в методической литературе по русскому языку как иностранному и стилистике. Использовался метод дескриптивного анализа и сплошной выборки: отобраны и классифицированы примеры авторской пунктуации из художественных текстов, а также сконструированы собственные, по типам знаков препинания и стилистическим функциям. Особое внимание уделено анализу влияния пунктуационных решений на реализацию авторского замысла.

Результаты исследования. Представлены упражнения для изучения авторской пунктуации в рамках русского языка как иностранного. Обозначены цели упражнений. На базовом уровне студенты только знакомятся с темой, а глубокое освоение возможно на продвинутом этапе (B2-C1).

Обсуждение и заключение. Новизна исследования заключается в разработке методики анализа и интерпретации авторской пунктуации для иностранных учащихся и создании системы упражнений для развития этих навыков в рамках стилистического анализа. Методические решения могут быть интегрированы в программы для студентов-филологов, способствуя развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.

Огарёв-online. 2025;13(3):301-309
pages 301-309 views

Медицинские науки

Анализ причин энуклеации глазного яблока за различные периоды времени в сравнительном аспекте по Республике Мордовия

Васильева О.А., Аксенова С.В., Кумакшева Т.Н., Хозина Е.А., Олимова М.Р.

Аннотация

Введение. Несмотря на достижения в офтальмохирургии, энуклеация глазного яблока остается необходимой процедурой при ряде тяжелых патологий. Анализ динамики и причин ее проведения позволяет оценить эффективность системы офтальмологической помощи и эволюцию патологий органа зрения. Цель исследования – сравнительный анализ причин и частоты проведения энуклеации глазного яблока за два временных периода: 1986–1995 гг. и 2014–2023 гг.

Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ 561 клинического наблюдения пациентов с различными заболеваниями, перенесших энуклеацию в ГБУЗ РМ «Республиканская офтальмологическая больница» г. Саранска в 1986–1995 гг. и 2014–2023 гг. Статистическая обработка данных выполнена с использованием критерия достоверности (p-value < 0,05).

Результаты исследования. Установлено, что общее количество операций снизилось в 10 раз (с 510 до 51 случая). В 1986–1995 гг. ведущей причиной энуклеации была терминальная глаукома, тогда как в 2014–2023 гг. – внутриглазные новообразования. Доля травматических повреждений как причины удаления глаза снизилась с 23 до 12 %.

Обсуждение и заключение. Развитие новых технологий хирургических методов сохранения глазного яблока, а также более ранняя диагностика заболеваний и травм органа зрения, доступность и своевременное оказание специализированной медицинской помощи являются основными путями снижения энуклеаций глазного яблока. Полученные данные свидетельствуют о росте новообразований органа зрения в последние годы, что является основной причиной энуклеации.

Огарёв-online. 2025;13(3):310-319
pages 310-319 views

Оптимизация медицинской помощи как фактор демографических тенденций в Республике Мордовия (2022–2024 гг.)

Батяркина В.А., Миронова К.В., Нобатгельдиева Ч.Д., Беликова Е.В., Антипова А.А.

Аннотация

Введение. Улучшение системы медицинской помощи в рамках нацпроекта «Здравоохранение» оказывает влияние на демографическую ситуацию в Республике Мордовия. Исследование фокусируется на оценке влияния внедряемых мер по повышению эффективности медицинского обслуживания в контексте их влияния на ключевые демографические показатели, такие как уровень рождаемости, смертности, миграционные потоки. Цель исследования – выявить динамику показателей народонаселения, естественного движения и миграции в Республике Мордовия за 2022–2024 гг.

Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ временных рядов демографических показателей, представленных в абсолютных значениях и процентных соотношениях. Использовались данные за 2022 г., которые сопоставлялись с аналогичными показателями за 2023–2024 гг. Определялась разница значений и динамика изменения показателей в сторону увеличения или уменьшения за указанный период. Сведения о численности населения базируются на официальных статистических данных.

Результаты исследования. Приводится анализ демографических показателей в Республике Мордовия за 2022–2024 гг., включая численность населения, показатели рождаемости и смертности, брачности и миграционных процессов. Выявлено снижение общей численности населения, в том числе количества женщин репродуктивного возраста. Коэффициенты рождаемости и смертности показали тенденцию к снижению. Наблюдается тенденция к снижению количества зарегистрированных браков, но при этом число разводов также снижается.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие социально-экономической и демографической политики в Республике Мордовия; представляют ценность для практического здравоохранения и органов, ответственных за повышение уровня благосостояния населения, поскольку определяют ключевые направления, требующие внимания. Особое значение имеет обеспечение доступности первичной медико-санитарной и экстренной помощи населению, что является важным фактором сохранения здоровья и снижения уровня преждевременной смертности. В рамках национального проекта «Здравоохранение» рекомендуется продолжать развитие мер по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи по месту жительства, а также цифровой инфраструктуры на базе Единой государственной информационной системы здравоохранения в Республике Мордовия.

Огарёв-online. 2025;13(3):320-329
pages 320-329 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».