Том 13, № 3 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 26.09.2025
- Статей: 10
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/issue/view/20538
Весь выпуск
Социальные и гуманитарные науки
Инновационная активность регионов Приволжского федерального округа: статистический анализ
Аннотация
Введение. Инновационная активность является ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности регионов. Актуальность исследования обусловлена значительной дифференциацией уровней технологического развития субъектов Российской Федерации, требующей детального анализа для выработки эффективных мер государственной поддержки. Цель исследования – проведение сравнительного статистического анализа и ранжирования регионов Приволжского федерального округа по уровню инновационной активности.
Материалы и методы. В основе исследования лежит анализ официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики за 2019–2023 гг. Для комплексной оценки использованы пять ключевых показателей: количество научно-исследовательских организаций, внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, объем разработанных и используемых передовых производственных технологий, объем выпуска инновационных товаров. На их основе рассчитан интегральный показатель, позволивший провести сравнительный анализ и ранжирование регионов.
Результаты исследования. Расчет интегрального показателя выявил значительную дифференциацию в уровне инновационного развития регионов Приволжского федерального округа. Установлено, что лидерами являются Республика Татарстан, Нижегородская и Пермская области. Наименьшие значения показателя зафиксированы в Республике Марий Эл, Пензенской области и Чувашской Республике. Выявлены основные проблемы отстающих регионов: недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров и несовершенство законодательной базы.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование подтверждает существенный разрыв в инновационном развитии между регионами Приволжского федерального округа. Для обеспечения сбалансированного технологического развития округа необходима разработка и реализация адресных мер государственной поддержки отстающих субъектов, включая увеличение финансирования, стимулирование бизнеса и совершенствование нормативно-правовой базы.



Восприятие цифровой активности, преимуществ и барьеров цифровых навыков студенческой молодежи
Аннотация
Введение. Формирование цифровых навыков студентов – ключевой фактор их успешной интеграции в образовательное и профессиональное пространство. Цифровая грамотность рассматривается как комплекс технических, когнитивных и социальных умений, необходимых для полноценного участия в цифровом обществе. Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся цифровым неравенством, проявляющимся не только в доступе к технологиям, но и в различиях в уровне навыков, мотивационных установках и представлениях о цифровом будущем. Цель исследования – выявление барьеров и пре имуществ развития цифровых навыков среди студенческой молодежи.
Материалы и методы. Исследование базируется на онлайн-опросе студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (n=205). Для анализа данных использованы количественные методы: таблицы сопряженности и корреляционный анализ. Данные стратифицированы по полу и уровню дохода.
Результаты исследования. Выявлено, что цифровая активность студентов сочетает универсальные практики и социально обусловленные различия. Ключевые барьеры: нехватка времени, высокая стоимость курсов, неуверенность в себе. Преимущества цифровых навыков ассоциируются с удаленной работой и быстрым доступом к информации.
Обсуждение и заключение. Цифровое неравенство определяется не инфраструктурными ограничениями, а характером цифрового участия и социально-демографическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ цифрового развития студентов и образовательной политики.



Студенческая вовлеченность в образовательный процесс вуза
Аннотация
Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.
Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.
Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.



Полиция: информационная открытость и диалог с населением (социологический аспект)
Аннотация
Введение. Эффективная коммуникация правоохранительных органов с населением является критически важным элементом обеспечения общественной безопасности. Несмотря на активное развитие цифровых каналов взаимодействия, сохраняются значимые коммуникативные барьеры, особенно в диалоге с молодежной аудиторией. Цель исследования – оценка качества коммуникативных практик и уровня доверия к правоохранительным органам среди населения г. Саранска.
Материалы и методы. В качестве инструментария исследования использован онлайн-опрос на платформе Яндекс.Формы, проведенный в апреле 2025 г. Выборка стихийная, опрошены интернет-пользователи г. Саранска в возрасте преимущественно от 18 до 25 лет, что составило 69 % выборки (n = 121). Методы анализа включали дескриптивную статистику и контент-анализ открытых ответов.
Результаты исследования. Установлено, что 85 % респондентов чувствуют себя безопасно на улицах города, 78 % выражают доверие полиции. Большинство (85 %) считают необходимым внедрение цифровых сервисов для повышения прозрачности работы полиции, по мнению 83 % опрошенных прозрачность действий полиции является важным аспектом ее работы. Личный опыт взаимодействия с правоохранительными органами за последние три года у большинства (88 %) отсутствует, что актуализирует значимость информационной политики соответствующих ведомств.
Обсуждение и заключение. Подтверждена взаимосвязь между уровнем доверия молодежи к правоохранительным органам и степенью прозрачности их деятельности, уровнем цифровизации сервисов и качеством коммуникативных взаимодействий. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических мер по оптимизации коммуникационных стратегий правоохранительных органов в цифровой среде.



Вербализация стратегий и тактик лингвистической демагогии в аналитическом медиатексте по экономике
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием современной лингвистики к механизмам языкового манипулирования в медиадискурсе. В связи с этим возникает необходимость детального анализа языковых средств, используемых для реализации стратегии лингвистической демагогии в аналитических медиатекстах экономической направленности. Цель исследования – расширение научного знания о лингводемагогических стратегиях и тактиках в их вербальном выражении.
Материалы и методы. В качестве исследовательского материала отобраны языковые примеры из англоязычной аналитической статьи на экономическую тематику, опубликованной в британском новостном издании The Guardian. Основу методологической базы составили контент-анализ и лингвистический анализ.
Результаты исследования. Проанализированы ключевые стратегии и тактики лингвистической демагогии, такие как генерализация, противопоставление референтной группе и использование глагольной метафоричности. Выявлены конкретные языковые маркеры, включая местоимения множественного числа, собирательные существительные и метафорические глаголы. На примерах показано, как эти средства формируют манипулятивный эффект в экономическом медиатексте.
Обсуждение и заключение. Данное исследование расширяет научное понимание применения стратегий лингвистической демагогии в медиатекстах экономической направленности. Материалы исследования могут быть полезны для проведения комплексных исследований, посвященных феномену языкового манипулирования в текстах различных видов дискурса.



Педагогические науки
Проектный метод в инженерном образовании
Аннотация
Введение. Метод проектов – один из методов, применяемый в сфере образования, эффективность которого уже не вызывает сомнений, но актуальными для исследования остаются специфические особенности применения данного метода по различным образовательным направлениям. Цель исследования – анализ и обобщение опыта авторов, результатом которого является онлайн-курс на базе рассматриваемого интегрированного подхода, включающего в себя различные методы как компьютерного (виртуального), так и натурного моделирования.
Материалы и методы. Метод проектов как система обучения и образовательная технология в данном исследовании напрямую интегрирован с методами, являющимися предметом изучения. Среди них: методы проектирования в современных CAx-средах, методы и технологии программирования, натурное и математическое моделирование, технологии прототипирования. В качестве программно-аппаратной базы проекта использовались MS Visual Studio C++, ArduPilot/Pixhawk, SolidWorks, T-Flex, KuGoo, Injora, BigoLand.
Результаты исследования. Результатом исследования является комплекс интегрированных моделей различного типа, используемых в качестве базы для реализации проекта, а также онлайн-курс, включающий в себя эти модели, методические материалы для их разработки в виде полнотекстовых документов и мультимедийного контента. Обобщен опыт использования проектного метода на рассматриваемой методической базе. Изложена постановка задачи в терминах кибернетики для последующего применения указанного метода.
Обсуждение и заключение. Результаты реализации проектного метода на базе выбранного интегрированного подхода полностью подтвердили его эффективность по следующим критериям: управляемость, воспроизводимость, индивидуализация, дифференциация, инновационность. Данный метод может быть адаптирован для решения широкого спектра задач в области проектирования, однако эти задачи должны обладать выраженной наукоемкой составляющей и междисциплинарным характером.



Игровое проектирование в обучении китайскому языку младших школьников
Аннотация
Введение. В условиях возрастающей глобальной значимости китайского языка особую актуальность приобретает разработка методик его преподавания для младших школьников. Цель исследования – оценить эффективность методики игрового проектирования в обучении китайскому языку детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. В ходе исследования применялся комплексный подход, включающий экспериментальное обучение с использованием игрового проектирования, анкетирование для оценки мотивации, а также качественный анализ созданных учащимися игровых проектов.
Результаты исследования. Проведен анализ когнитивных и лингводидактических преимуществ игровых методов, включая развитие тонального восприятия, зрительно-пространственного мышления и металингвистической осознанности. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором применялись развивающие игры, проектная деятельность и цифровые инструменты. Разработанная методика доказала свою результативность в повышении мотивации и успеваемости учащихся при изучении китайского языка. Обоснована целесообразность внедрения данной методики в практику языкового образования.
Обсуждение и заключение. Методика игрового проектирования доказала свою эффективность как инновационный подход к обучению китайскому языку в начальной школе, сочетающий развитие языковых навыков с формированием метакогнитивных и социальных компетенций. Выводы автора способствуют развитию активных методов обучения китайскому языку младших школьников.



Формирование навыков анализа и интерпретации русской авторской пунктуации у иностранных студентов-филологов
Аннотация
Введение. В современных условиях обучения русскому языку как иностранному особую актуальность приобретает проблема формирования у иностранных учащихся навыков анализа и интерпретации авторской пунктуации. Несмотря на значимость пунктуационной грамотности для полноценного понимания художественного текста, данный аспект обучения часто остается недостаточно разработанным. Цель исследования – формирование у иностранных учащихся умений анализировать и интерпретировать авторские пунктуационные решения в текстах.
Материалы и методы. Применен теоретико-аналитический метод, позволивший уточнить понятие «авторская пунктуация» на основе анализа лингвистической литературы и оценить состояние разработки проблемы обучения навыкам интерпретации авторской пунктуации в методической литературе по русскому языку как иностранному и стилистике. Использовался метод дескриптивного анализа и сплошной выборки: отобраны и классифицированы примеры авторской пунктуации из художественных текстов, а также сконструированы собственные, по типам знаков препинания и стилистическим функциям. Особое внимание уделено анализу влияния пунктуационных решений на реализацию авторского замысла.
Результаты исследования. Представлены упражнения для изучения авторской пунктуации в рамках русского языка как иностранного. Обозначены цели упражнений. На базовом уровне студенты только знакомятся с темой, а глубокое освоение возможно на продвинутом этапе (B2-C1).
Обсуждение и заключение. Новизна исследования заключается в разработке методики анализа и интерпретации авторской пунктуации для иностранных учащихся и создании системы упражнений для развития этих навыков в рамках стилистического анализа. Методические решения могут быть интегрированы в программы для студентов-филологов, способствуя развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.



Медицинские науки
Анализ причин энуклеации глазного яблока за различные периоды времени в сравнительном аспекте по Республике Мордовия
Аннотация
Введение. Несмотря на достижения в офтальмохирургии, энуклеация глазного яблока остается необходимой процедурой при ряде тяжелых патологий. Анализ динамики и причин ее проведения позволяет оценить эффективность системы офтальмологической помощи и эволюцию патологий органа зрения. Цель исследования – сравнительный анализ причин и частоты проведения энуклеации глазного яблока за два временных периода: 1986–1995 гг. и 2014–2023 гг.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ 561 клинического наблюдения пациентов с различными заболеваниями, перенесших энуклеацию в ГБУЗ РМ «Республиканская офтальмологическая больница» г. Саранска в 1986–1995 гг. и 2014–2023 гг. Статистическая обработка данных выполнена с использованием критерия достоверности (p-value < 0,05).
Результаты исследования. Установлено, что общее количество операций снизилось в 10 раз (с 510 до 51 случая). В 1986–1995 гг. ведущей причиной энуклеации была терминальная глаукома, тогда как в 2014–2023 гг. – внутриглазные новообразования. Доля травматических повреждений как причины удаления глаза снизилась с 23 до 12 %.
Обсуждение и заключение. Развитие новых технологий хирургических методов сохранения глазного яблока, а также более ранняя диагностика заболеваний и травм органа зрения, доступность и своевременное оказание специализированной медицинской помощи являются основными путями снижения энуклеаций глазного яблока. Полученные данные свидетельствуют о росте новообразований органа зрения в последние годы, что является основной причиной энуклеации.



Оптимизация медицинской помощи как фактор демографических тенденций в Республике Мордовия (2022–2024 гг.)
Аннотация
Введение. Улучшение системы медицинской помощи в рамках нацпроекта «Здравоохранение» оказывает влияние на демографическую ситуацию в Республике Мордовия. Исследование фокусируется на оценке влияния внедряемых мер по повышению эффективности медицинского обслуживания в контексте их влияния на ключевые демографические показатели, такие как уровень рождаемости, смертности, миграционные потоки. Цель исследования – выявить динамику показателей народонаселения, естественного движения и миграции в Республике Мордовия за 2022–2024 гг.
Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ временных рядов демографических показателей, представленных в абсолютных значениях и процентных соотношениях. Использовались данные за 2022 г., которые сопоставлялись с аналогичными показателями за 2023–2024 гг. Определялась разница значений и динамика изменения показателей в сторону увеличения или уменьшения за указанный период. Сведения о численности населения базируются на официальных статистических данных.
Результаты исследования. Приводится анализ демографических показателей в Республике Мордовия за 2022–2024 гг., включая численность населения, показатели рождаемости и смертности, брачности и миграционных процессов. Выявлено снижение общей численности населения, в том числе количества женщин репродуктивного возраста. Коэффициенты рождаемости и смертности показали тенденцию к снижению. Наблюдается тенденция к снижению количества зарегистрированных браков, но при этом число разводов также снижается.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие социально-экономической и демографической политики в Республике Мордовия; представляют ценность для практического здравоохранения и органов, ответственных за повышение уровня благосостояния населения, поскольку определяют ключевые направления, требующие внимания. Особое значение имеет обеспечение доступности первичной медико-санитарной и экстренной помощи населению, что является важным фактором сохранения здоровья и снижения уровня преждевременной смертности. В рамках национального проекта «Здравоохранение» рекомендуется продолжать развитие мер по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи по месту жительства, а также цифровой инфраструктуры на базе Единой государственной информационной системы здравоохранения в Республике Мордовия.


