Студенческая вовлеченность в образовательный процесс вуза
- Авторы: Буркова С.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2025)
- Страницы: 248-259
- Раздел: Социальные и гуманитарные науки
- Статья получена: 11.08.2025
- Статья одобрена: 28.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/304246
- DOI: https://doi.org/10.15507/2311-2468.013.202503.248-259
- EDN: https://elibrary.ru/nchkgq
- ID: 304246
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.
Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.
Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.
Полный текст
Введение
Проблема вовлеченности студентов в учебный процесс приобретает существенное значение для современного образования. Эта значимость обусловлена несколькими взаимосвязанными аспектами.
Во-первых, уровень вовлеченности оказывает непосредственное влияние на академические достижения и последующую профессиональную успешность обучающихся. Данная корреляция подтверждается результатами масштабного мета-анализа Дж. Хэтти[1]. Лидерство университетов с высокой вовлеченностью студентов (например, MIT, Stanford) в рейтингах трудоустройства (QS Graduate Employability Rankings) также служит косвенным подтверждением этой связи.
Во-вторых, вызовы цифровой эпохи требуют нахождения баланса между использованием технологий и сохранением человеческого взаимодействия в образовании. Опасность механизации онлайн-обучения при недостаточной вовлеченности, отмеченная Т. Бейтсом[2], наряду с государственными инициативами по внедрению новых педагогических технологий (например, национальный проект «Образование», проект «Современная школа»[3]), подчеркивают необходимость глубокого понимания факторов, стимулирующих вовлеченность студентов.
Совокупность данных аспектов определяет важность изучения феномена вовлеченности в учебный процесс. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе вовлеченности в условиях регионального вуза, характеризующегося ограниченными ресурсами и спецификой образовательной культуры, что ранее не являлось предметом детального изучения.
Цель исследования – проанализировать академическую и социальную вовлеченность в образовательный процесс на примере Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Обзор литературы
Феномен студенческой вовлеченности активно исследуется в мировой и отечественной педагогике и социологии образования. Теоретические подходы к его осмыслению претерпели эволюцию – от ранних поведенческих моделей (А. Астин [1], Дж. Кух [2], К. Пэйс[4]) к более комплексным концептуальным рамкам, интегрирующим когнитивные и эмоциональные аспекты [3].
Современные исследователи, такие как Н. Г. Малошонок, акцентируют внимание на многомерности вовлеченности студентов, включающую взаимодействие с преподавательским составом, групповую работу и научную активность обучающихся [4]. В контексте российских региональных вузов значимыми представляются исследования, затрагивающие сравнительный анализ вовлеченности [5; 6].
Несмотря на обширную теоретическую базу, большинство эмпирических работ сфокусировано на столичных или зарубежных университетах[5] [6; 7]. Инструменты оценки вовлеченности, такие как NSSE [8] и SERU[6], адаптированы для международного контекста, но требуют верификации в российских регионах.
Специфика региональных вузов России изучена недостаточно, что затрудняет понимание факторов вовлеченности студентов в условиях ограниченных ресурсов и особой образовательной культуры.
Материалы и методы
Исследование проведено в марте – апреле 2025 г. в рамках подготовки выпускной квалификационной работы среди студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Выборка (n = 483) формировалась с соблюдением пропорций по курсам обучения (1–4 курсы) и основным направлениям подготовки (естественные, гуманитарные, медицинские, технические, социально-экономические науки), представленным в университете. Распределение по полу в выборке (женщины – 62, мужчины – 38 %) соответствовало общей структуре контингента университета.
Для сбора данных использовался онлайн-опросник, размещенный на платформе Яндекс.Формы. Анкета включала четыре смысловых блока, посвященных академической вовлеченности (посещаемость, участие в дискуссиях, дисциплина), социальной вовлеченности (внеучебная активность, участие в научных мероприятиях), групповым факторам (сплоченность, наличие конфликтов) и организационным факторам (оценка качества преподавания, доступности ресурсов).
Обработка полученных данных осуществлялась в программе SPSS 28.0. Применялись методы дескриптивной статистики (частотные распределения, расчет средних значений), кросс-табуляции для оценки связей между переменными, кластерный анализ (метод Two-Step Cluster[7]) с целью идентификации типов вовлеченности, а также расчет индекса NPS (Net Promoter Score) для измерения лояльности студентов к вузу[8].
Под вовлеченностью студентов в образовательный процесс понималась устойчивая позитивная установка студента, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов (табл. 1) и проявляется в трех взаимосвязанных аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом (табл. 2).
Таблица 1. Факторная операционализация вовлеченности студентов в образовательный процесс, %
Table 1. Operationalization of student engagement factors, %
Факторы / Factors | ||
Личностные / Personal | Групповые / Group | Организационные / Organizational |
Социально-демографические характеристики / Socio-demographic characteristics | Наличие лидеров / Presence of leaders | Доступность ресурсов / Resource availability |
Прошлый образовательный опыт / Prior educational experience | Уровень конфликтов / Level of conflicts | Качество преподавания / Teaching quality |
Ценности / Values | Сплоченность группы / Group cohesion | Соответствие принципам Чикеринга и Гамсон / Alignment with Chickering and Gamson's principles |
Источник: здесь и далее таблицы составлены автором.
Source: here and further, tables are compiled by the author.
Таблица 2. Структурная операционализация академической и социальной вовлеченности в образовательный процесс, %
Table 2. Operationalization of academic and social engagement dimensions, %
Академическая вовлеченность / Academic Engagement | ||
Когнитивная / Cognitive | Эмоциональная / Emotional | Поведенческая / Behavioral |
Глубина изучения материала, анализ информации, знание профессии / Depth of material comprehension, information analysis, knowledge of the profession | Удовлетворенность учебным процессом, академическая мотивация / Satisfaction with the learning process, academic motivation | Посещаемость, подготовка к занятиям, участие в дискуссиях, проектах, успеваемость и качество прилагаемых усилий / Attendance, class preparation, participation in discussions/projects, academic performance, quality of effort applied |
Социальная вовлеченность / Social Engagement | ||
Когнитивная / Cognitive | Эмоциональная / Emotional | Поведенческая / Behavioral |
Понимание социальных норм вуза, знание о мероприятиях / Understanding of university social norms, awareness of events | Чувство принадлежности к сообществу / Sense of belonging to the community | Активность в студенческих клубах, участие во внеучебных мероприятиях, коммуникация / Activity in student clubs, participation in extracurricular events, communication |
В ходе исследования от всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку полученных ответов.
Результаты исследования
Кластерный анализ структуры академической вовлеченности выявил три отчетливые группы студентов: с высокой (42 %), умеренной (39 %) и низкой (19 %) вовлеченностью.
В структуре социальной вовлеченности преобладали социально-ориентированный (38 %) и ограниченный (35 %) типы, в то время как научно-интегрированный тип составил 27 %.
Динамика вовлеченности по курсам обучения носит неравномерный характер. Пик академической активности приходится на второй и третий курсы. К четвертому курсу доля студентов, посещающих более 75 % занятий, снижается с 91 до 60 % (семинары) и с 83 до 60 % (лекции) (табл. 3).
Таблица 3. Посещаемость разных форматов занятий студентами, в зависимости от курса, %
Table 3. Attendance rates for different class formats by students, by year of study, %
Примечание: цветовая шкала: интенсивность отражает долю студентов в категории (0–100 %).
Note: color scale: intensity reflects the proportion of students in the category (0–100%).
В социальной сфере студенты младших курсов преимущественно ориентированы на социализацию и развлекательные мероприятия, тогда как старшекурсники фокусируют свое внимание на развитии профессиональных компетенций (табл. 4).
Таблица 4. Непосредственное участие студентов во внеучебных видах деятельности за текущий учебный год (2024/25), в зависимости от курса, %
Table 4. Direct participation of students in extracurricular activities during the current academic year (2024/25), by year of study, %
Примечания: 1) сумма ответов в столбцах превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа; 2) цветом обозначены результаты значимо выше ожидаемого (стандартизованный остаток ≤ +1,96).
Notes: 1) the sum of responses in the columns exceeds 100% because respondents could select multiple answer options; 2) shading indicates results significantly higher than expected (standardized residual ≤ +1.96).
Зафиксированы существенные различия по направлениям подготовки. Студенты- медики демонстрируют наивысшую посещаемость по сравнению с представителями других направлений, что, вероятно, объясняется практикоориентированностью их обучения, высоким уровнем ответственности и более жестким контролем.
Социальные активности студентов характеризуются выраженным дисбалансом. Так, внеучебные мероприятия, преимущественно массовые и развлекательные, посещают 56 % студентов (табл. 5).
Таблица 5. Посещение конкретных внеучебных мероприятий студентами в 2024/25 учебном году (n = 270)
Table 5. Participation in specific extracurricular events by students during the current academic year 2024/25 (n = 270)
Внеучебное мероприятие / Extracurricular event | Частота / Frequency | % респондентов / % of respondents |
День первокурсника / Freshman day | 171 | 65 |
Фестиваль «Студенческая весна» / “Student spring” festival | 126 | 48 |
Огарев-Фест / Ogarev-Fest | 109 | 41 |
Конкурс среди студентов первого курса «Звездопад» / “Starfall” first-year student competition | 58 | 22 |
Турнир по игре «Что? Где? Когда?» / “What? Where? When?” brain game tournament | 52 | 20 |
Конкурс «Мисс университета “Сударушка”» / “University fair lady (Sudarushka)” contest | 47 | 18 |
Конкурс среди студентов «Сокол Ясный» / “Bright falcon” student competition | 44 | 17 |
Фестиваль культур «Огаревский колорит» / “Ogarev colors” cultural festival | 28 | 11 |
Фестиваль среди студентов КВН / Student KVN festival (Club of the funny and inventive) | 23 | 9 |
Конкурс педагогических отрядов / Pedagogical squad competition | 17 | 6 |
Фестиваль студенческого спорта / Student sports festival | 14 | 5 |
Турнир по парламентским дебатам / Parliamentary debate tournament | 9 | 3 |
Акция «Вахта памяти» / “Memory watch” campaign | 1 | – |
Другое / Other | 17 | 6 |
Итого / Total | 716 | 271 |
Примечание: cумма ответов в столбце «% респондентов» превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Note: the sum of responses in the “% of respondents” column exceeds 100% because respondents could select multiple answer options (not summed to 100%).
Научные мероприятия привлекают лишь 27 % студентов, причем в основном в пассивной роли слушателей конференций (табл. 6). Это может быть обусловлено отсутствием у студентов ясного понимания практической ценности участия в исследованиях и конференциях для их будущей карьеры.
Таблица 6. Посещение конкретных учебных (научных) мероприятий студентами в 2024/25 учебном году (n = 130)
Table 6. Participation in specific academic (research) events by students during the current academic year 2024/25 (n = 130)
Учебное (научное) мероприятие / Academic (research) event | Частота / Frequency | % респондентов / % of respondents |
Научные конференции (в качестве слушателя) / Research conferences (as attendee) | 88 | 68 |
Научные конференции (в качестве докладчика) / Research conferences (as presenter) | 50 | 39 |
Научные семинары и мастер-классы / Research seminars and workshops | 39 | 30 |
Научные конкурсы и олимпиады / Research competitions and olympiads | 28 | 22 |
Научные вебинары и онлайн-курсы / Research webinars and online courses | 19 | 15 |
Научные форумы молодых ученых / Young scientists' forums | 16 | 12 |
Научные клубы и общества / Research clubs and socie ties | 11 | 9 |
Научно-исследовательские стажировки и практики / Research internships and practicums | 7 | 5 |
Научные школы и летние школы / Research schools and summer schools | 5 | 4 |
Научные экспедиции и полевые исследования / Research expeditions and fieldworks | 2 | 2 |
Другое / Other | 3 | 2 |
Итого / Total | 268 | 206 |
Примечание: cумма ответов в столбце «% респондентов» превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Note: the sum of responses in the “% of Respondents” column exceeds 100% because respondents could select multiple answer options (not summed to 100%).
Проанализировано влияние групповых и организационных факторов на вовлеченность. Среди групповых факторов значимую роль играют сплоченность учебной группы и наличие неформальных лидеров. Групповая сплоченность положительно коррелирует с вовлеченностью: 85 % студентов с высокой академической вовлеченностью оценивают группу как сплоченную (против 66 % при низкой вовлеченности).
Выявлена положительная, но менее выраженная связь групповой сплоченности с социальной вовлеченностью. Социально-ориентированные студенты демонстрируют наивысшие оценки сплоченности (83 %), тогда как научно-интегрированные чаще отмечают разобщенность (19 %), что подчеркивает нелинейность влияния фактора (табл. 7).
Таблица 7. Оценка студентами сплоченности своей группы, в зависимости от уровня академической и социальной вовлеченности, %
Table 7. Students assessment of their group cohesion by level of academic and social engagement, %
Примечание: цветом обозначены результаты значимо выше ожидаемого (стандартизованный остаток ≤ +1,96).
Note: shading indicates results significantly higher than expected (standardized residual ≤ +1.96) (not displayed).
Удовлетворенность общением как с одногруппниками, так и с преподавателями также выступает фактором, способствующим вовлеченности. Во всех категориях взаимодействия наблюдается устойчивая закономерность: удовлетворенность взаимодействием с университетскими сообществами достигает пика у вовлеченных студентов (93 % высокоактивных довольны общением с одногруппниками, 95 % научно-интегрированных – с преподавателями). Низкововлеченные студенты, напротив, демонстрируют дефицит коммуникаций и испытывают неудовлетворенность в данной сфере (табл. 8).
Таблица 8. Среднее значение показателя удовлетворенности взаимодействием с различными академическими сообществами, в зависимости от уровня академической и социальной вовлеченности, %
Table 8. Mean values for satisfaction with interaction across academic communities by level of academic and social engagement, %
Примечание: цветом обозначены результаты значимо выше ожидаемого (стандартизованный остаток ≤ +1,96).
Note: shading indicates results significantly higher than expected (standardized residual ≤ +1.96) (not displayed).
К организационным факторам, оказывающим значимое влияние, относятся прежде всего качество преподавания (включающее ясность целей курса, системную обратную связь) и применение активных методов обучения.
В отношении преподавательских практик выявлен системный перекос в пользу высокомотивированных студентов. Они на 15–25 % чаще получают ясные цели курса, процессуальную обратную связь и неформальное общение. Это создает эффект Матфея[9] – «богатые становятся богаче», усиливая свои достижения. Дефицит данных элементов у средне- и низкововлеченных групп усугубляет их дезориентацию.
Исследование также обнаружило недостатки ресурсной обеспеченности. Данные выявили значимые различия в их оценке. Высокие оценки (> 70 %) характерны для традиционных академических ресурсов: библиотеки (78 %), компьютерные классы (72 %), онлайн-курсы (71 %). Спортивные залы (72 %) и столовые (58 %) получили умеренные оценки, тогда как лаборатории (61 %), зоны отдыха (41 %) и коворкинги (35 %) оцениваются наиболее критично. Эта диспропорция свидетельствует о приоритете развития учебной инфраструктуры над научными пространствами и зонами неформального взаимодействия.
Теперь рассмотрим лояльность к вузу как итоговый индикатор вовлеченности. Пересчет данных по методологии NPS (Net Promoter Score – Индекс потребительской лояльности) подтвердил прямую зависимость: чем выше вовлеченность студентов в образовательный процесс и жизнь вуза, тем выше их лояльность.
Наибольшую лояльность (NPS +66) продемонстрировали социально-ориентированные студенты, где подавляющее большинство (67 %) являются промоутерами, а доля критиков (детракторов) минимальна (1 %). Студенты с высокой академической вовлеченностью также показали очень высокий уровень лояльности (NPS +59, 65 % промоутеров против 6 % детракторов). Группа с ограниченной вовлеченностью имеет умеренную лояльность (NPS +45, 53 % промоутеров, 8 % детракторов). Самый низкий уровень лояльности (NPS +26) зафиксирован у студентов с низкой вовлеченностью, где доля промоутеров составляет лишь 41 %, а детракторов – 15 %.
Таким образом, подтверждена гипотеза о значимости групповой динамики и организационной среды для вовлеченности. Академическая успешность сильнее связана с вертикальной поддержкой (преподаватели, научные проекты), социальная – с горизонтальными связями (одногруппники). Дефицит ресурсов для неформального взаимодействия и научной работы, а также неравномерность распределения преподавательского внимания создают барьеры для системной вовлеченности. Лояльность, измеренная через NPS, выступает интегральным индикатором эффективности образовательной экосистемы университета, демонстрируя резервы для повышения инклюзивности среды.
Обсуждение и заключение
Проведенное исследование подтвердило основные гипотезы:
– уровень и характер вовлеченности студентов регионального вуза имеют специфику (доминирование социально-ориентированного типа);
– групповые (сплоченность, лидеры) и организационные факторы (качество преподавания, ресурсы) являются значимыми детерминантами вовлеченности;
– существует сильная положительная связь между вовлеченностью студентов и уровнем их лояльности к вузу (NPS).
Выявленные закономерности находят подтверждение в существующих исследованиях. Так, снижение академической активности к старшим курсам согласуется с данными, полученными К. Краузэ[10], и может объясняться явлениями учебного выгорания и смещением жизненных приоритетов в сторону карьерного становления. Высокий уровень вовлеченности студентов-медиков обусловлен их практикоориентированным обучением и системой строгого контроля, что соответствует принципам «эффективных образовательных практик», сформулированным А. Чикерингом и З. Гамсон [9].
Исследование также обозначило ряд значимых проблем. Наблюдается дефицит адресной работы со студентами, демонстрирующими средний и низкий уровень вовлеченности, концентрация внимания преподавателей и ресурсов на высокововлеченных студентах, усугубляющая положение остальных групп (Эффект Матфея). Существует недостаток инфраструктуры, необходимой для научной работы и неформального взаимодействия студентов. Зафиксирован заметный дисбаланс между участием во внеучебной (56 %) и научной активности (27 %).
На основе этих выводов сформулированы следующие практические рекомендации:
- Целесообразно развивать систему наставничества и тьюторства, например, путем создания программ взаимопомощи, где старшекурсники помогали бы младшим в адаптации к учебе и освоении необходимых академических навыков.
- Необходимо реализовывать дифференцированную поддержку студентов на разных курсах и с разным уровнем вовлеченности, уделяя внимание не только интеграции первокурсников в университетскую среду, но и мерам по предотвращению выгорания и поддержанию мотивации у старшекурсников, а также студентов с умеренной вовлеченностью.
- Требуется системная работа по повышению квалификации преподавателей в области применения вовлекающих методик («перевернутый класс» (flipped classroom), проблемно-ориентированное обучение (PBL), проектные семинары), эффективной коммуникации и адресной работы со студентами, имеющими различный уровень мотивации.
- Важно стимулировать научно-интегрированную социальную активность, например, через активное внедрение и популяризацию участия студентов в грантовых конкурсах (включая внутренние университетские микрогранты), создание системы оперативной публикации лучших студенческих работ (сборники, журналы), интеграцию элементов исследовательской деятельности в обязательные учебные курсы.
Перспективы будущих исследований могут включать долгосрочное изучение динамики вовлеченности студентов, а также сравнительный анализ специфики вовлеченности и влияющих факторов в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете с другими региональными и столичными университетами.
Дополнительная информация
- Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
- Благодарности. Автор выражает благодарность участникам опроса, а также научному руководителю за консультации.
[1] Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. London : Routledge, 2009. 378 p.
[2] Bates A. W. Teaching in a Digital Age: Third Edition – General. Vancouver : Tony Bates Associates LTD, 2019. 583 p.
[3] Современная школа [Электронный ресурс] // Минпросвещения России : сайт. URL: https://edu.gov.ru/
national-project/projects/school/ (дата обращения: 10.07.2025).
[4] Pace C. R. Measuring the Quality of College Student Experiences: An Account of the Development and Use of the College Student Experiences. Questionnaire. Los Angeles : Higher Education Research Institute, Graduate School of Education, 1984. 142 р.
[5] Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования : информационный бюллетень. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.
[6] SERU Undergraduate Survey [Электронный ресурс] // SERU Consortium : сайт. URL: https://sites.google.com/seru.edu/seru/surveys/undergraduate (дата обращения: 10.07.2025).
[7] Метод Two-Step Cluster выбран как оптимальный для автоматического определения кластеров в смешанных данных.
[8] Маркетинговая метрика Индекс NPS применен как вспомогательный индикатор лояльности, поскольку она не учитывает культурную специфику образовательного контекста.
[9] Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. 1993, вып. 3. С. 256–276.
[10] Krause K. Understanding and Promoting Student Engagement in University Learning Communities. Queensland : The James Cook University, 2005. 15 p.
Об авторах
Светлана Алексеевна Буркова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: burkova5veta@yandex.ru
SPIN-код: 1653-1707
студент Историко-социологического института
Россия, 430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Astin A. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. Pp. 297–308. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Student-involvement%3A-A-developmental-theory-for-Astin/bd179968933e7d0359a6a04170bcceb01c7fef95 (дата обращения: 06.06.2025).
- Kuh G. D. What we’re Learning about Student Engagement from NSSE: Benchmarks for Effective Educational Practices // Change: The Magazine of Higher Learning. 2003. Vol. 35, issue 2. Pp. 24–32. https://doi.org/10.1080/00091380309604090
- Kahu E. R. Framing Student Engagement in Higher Education // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38, issue 5. Pp. 758–773. https://doi.org/10.1080/03075079.2011.598505
- Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 2. С. 45–58. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012
- Maloshonok N. Do Student Engagement Patterns Differ Across National Higher Education Systems? The Comparison of US, Chinese, and Russian High-Level Research-Intensive Universities // Innovations in Education and Teaching International. 2024. T. 61, issue 3. Pp. 475–486. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2183883
- Щеглова И. А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3. С. 155–164. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.034
- Lutz M. E., Culver S. The National Survey of Student Engagement: A University-Level Analysis // Tertiary Education and Management. 2010. Vol. 16, issue 1. Pp. 35–44. https://doi.org/10.1080/13583881003629814
- McCormick A. C., Gonyea R. M., Kinzie J. Refreshing Engagement: NSSE at 13 // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45, issue 3. Pp. 6–15. https://doi.org/10.1080/00091383.2013.786985
- Chickering A. W., Gamson Z. F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education // New Directions for Teaching and Learning. 1991. Vol. 47. Pp. 63–69. https://doi.org/10.1002/tl.37219914708
Дополнительные файлы
