Особенности психологического здоровья студентов
- Авторы: Андронова Н.В., Пригарин Д.С.
- Выпуск: Том 10, № 15 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 12.04.2025
- Статья одобрена: 12.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/287267
- ID: 287267
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описываются результаты эмпирического исследования, в ходе которого изучались особенности психологического здоровья студентов различных направлений подготовки. В частности, приводятся данные корреляционного анализа о характере связи между психологическим здоровьем обучающихся и реализацией их потребностей в саморазвитии.
Ключевые слова
Полный текст
В последние годы в России особую актуальность приобрела проблема сохранения психологического здоровья граждан, поскольку присущая современному обществу социальная стрессогенность ограничивает развитие личности, вызывает нарушения на психологическом уровне. Не случайно в настоящее время в РПО и Госдуме активно обсуждается проект федерального закона о психологической помощи населению РФ.
По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное со своей точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. Соответствующее свойство личности связано с её нравственным развитием, обеспечивает регуляцию поведения, отношений, деятельности, переживаний, адекватную социальным нормам общества, культуре, гуманистическим ценностям. В качестве основных элементов психологического здоровья автор указывает психическое здоровье, психологическую грамотность, психологическую культуру личности и психологическое благополучие как показатель психологического здоровья [2].
О. В. Хухлаева в своих работах описывает психологическое здоровье как систему, состоящую из аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного компонентов. Первый из них включает ценности «Я» самого человека и «Я» других людей. Второй компонент подразумевает владение человеком рефлексией как средством самопознания. Потребностно-мотивационный компонент отражает наличие потребности в саморазвитии. Имеется в виду, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, полностью принимает ответственность за своё развитие [5].
Л. Н. Азарова и Т. М. Бычкова определяют психологическое здоровье как здоровье личности, в основе которого лежит гармония как баланс между внутренними процессами, адаптационными возможностями и взаимодействием с окружающей средой. В структуре обсуждаемого феномена авторы выделили компоненты «Отношения», «Ресурсы» и «Ценности». Последний из них наряду с другими элементами содержит самоуважение, саморазвитие, творческое самовыражение [1].
Студенческая молодёжь – это будущее страны, и поэтому поддержание психологического здоровья данной категории населения является одной из приоритетных задач психологической службы вуза. В этой связи мы провели эмпирическое исследование, в котором на добровольной основе приняли участие 60 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выборка состояла из 37 девушек и 23 юношей. Среди испытуемых было 18 первокурсников, 37 обучающихся на 2-ом курсе и 5 человек с 4-го курса. В выборку вошли представители различных институтов и факультетов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»: института физики и химии, историко-социологического института, архитектурно-строительного факультета, факультета математики и информационных технологий, филологического факультета.
На первом этапе исследования с помощью методики А. В. Козлова «Индивидуальная модель психологического здоровья» мы определяли у испытуемых уровень психологического здоровья, складывающийся из степени выраженности восьми векторов его реализации: «стратегический вектор», «просоциальный вектор», «я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор», «семейный вектор», «гуманистический вектор» [3]. В ходе анализа индивидуальных количественных показателей испытуемых и их систематизации было выявлено, что у большей части выборки (70 %, или 42 человека) психологическое здоровье развито на среднем уровне. При этом у 18 студентов (30 %) уровень изучаемого свойства находится на высоком уровне. Отрадно, что низкого уровня психологического здоровья у респондентов не было выявлено.
Обратимся к описанию результатов, полученных по шкалам теста А. В. Козлова (см. таблицу 1). Исходя из данных таблицы 1, у респондентов лучше развиты такие векторы психологического здоровья, как стратегический, интеллектуальный, просоциальный и творческий. Среди них первому принадлежит максимальное количество высоких показателей (61,7 %, или 37 человек), при этом более трети выборки испытуемых (35 %, или 21 человек) имеют средние значения по этой шкале и только 3,3 % (2 человека) вошли в категорию с низкими показателями. Такие результаты свидетельствуют о довольно хорошо развитой целеустремлённости обследованных студентов, готовности преодолевать трудности в процессе решения поставленных задач.
Таблица 1
Распределение испытуемых студентов по категориям в зависимости от уровня показателей по шкалам методики А. В. Козлова
Наименование шкалы | Показатели выраженности сфер психологического здоровья | |||||
| Высокие | Средние | Низкие | |||
Стратегический вектор | 61,7 % | 37 | 35 % | 21 | 3,3 % | 2 |
Просоциальный вектор | 31,7 % | 19 | 66,6 % | 40 | 1,7 % | 1 |
Я-вектор | 15 % | 9 | 71,7 % | 43 | 13,3 % | 8 |
Творческий вектор | 28,3 % | 17 | 60 % | 36 | 11,7 % | 7 |
Духовный вектор | 16,7 % | 10 | 70 % | 42 | 13,3 % | 8 |
Интеллектуальный вектор | 45 % | 27 | 53,3 % | 32 | 1,7 % | 1 |
Семейный вектор | 13,3 % | 8 | 76,7 % | 46 | 10 % | 6 |
Гуманистический вектор | 5 % | 3 | 75 % | 45 | 20 % | 12 |
Развитые на высоком уровне способности к осуществлению интеллектуальной деятельности выявлены почти у половины испытуемых (45 %, или 27 человек). Немного больше по численности категория респондентов со средними показателями интеллектуального вектора реализации психологического здоровья (53,3 %, или 32 человека). У минимального количества испытуемых (всего у 1 человека, что составляет 1,7 % от всей выборки) обнаружен низкий показатель по данной шкале.
Достаточно хорошо у респондентов обстоят дела с выстраиванием межличностных отношений. Около трети выборки (31,7 %, или 19 человек) продемонстрировали высокую степень выраженности просоциальной сферы психологического здоровья, а у большей части обследованных студентов (66,6 %, или 40 человек) по соответствующей шкале обнаружены средние значения. И только показатели одного испытуемого (1,7 %) оказались низкими.
С творческим самовыражением у членов выборки дела также обстоят неплохо. Высокие показатели по шкале «Творческий вектор» имеют 17 человек из 60 (28,3 %), а средние – 36 человек (60 %). Группа испытуемых с низким уровнем развития творческого вектора немногочисленна (11,7 %, или 7 человек).
По другим шкалам теста большие процентные доли пришлись на категорию со средними показателями: семейный вектор – 76,7 % (46 человек), гуманистический вектор – 75 % (45 человек), Я-вектор – 71,7 % (43 человека), духовный вектор – 70 % (42 человека). Данный факт указывает на то, что многие испытуемые в достаточной степени нравственны, автономны, способны отстаивать собственное мнение, ценят семью, придерживаются гуманистической позиции в отношениях с людьми. Однако тревогу вызывает то, что пятая часть респондентов (20 %, или 12 человек) имеют низкие показатели развития гуманистической сферы психологического здоровья.
Далее мы провели сравнительный анализ показателей психологического здоровья вошедших в выборку юношей и девушек. Распределение испытуемых мужского и женского пола по категориям с учётом уровня изучаемого свойства отражено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья
Объём категорий испытуемых | Уровни психологического здоровья | ||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
юноши | |||||
Количество испытуемых в категории | 5 | 18 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 21,7 | 78,3 | 0 | ||
| девушки | ||||
Количество испытуемых в категории | 13 | 24 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 35,1 | 64,9 | 0 |
Проверка статистической значимости различий между уровнем психологического здоровья юношей и девушек проводилась с помощью критерия U Манна-Уитни. Сравнение полученного эмпирического значения Uэмп. = 258,5 с установленными по специальной таблице критическими значениями U при N=23 (158 (p ≤ 0,01); 189 (p ≤ 0,05)) не удовлетворяет требованию Uэмп. ≤ Uкр., поэтому можно сделать вывод об отсутствии достоверных различий между уровнем психологического здоровья участвующих в исследовании юношей и девушек.
Также нам показалось интересным узнать, отличаются ли по уровню психологического здоровья представители гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения. В связи с этим мы выделили внутри выборки две группы испытуемых по 30 человек в каждой. К первой отнесли студентов следующих направлений подготовки: «История», «Политология», «Педагогическое образование». Во вторую группу вошли обучающиеся на направлениях «Архитектура», «Физика», «Прикладная математика и информатика».
Данные относительно объёма получившихся категорий испытуемых из первой группы можно видеть в таблице 3.
Таблица 3
Распределение по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья испытуемых студентов гуманитарного профиля обучения
Объём категорий испытуемых | Уровни психологического здоровья | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Количество испытуемых в категории | 7 | 23 | 0 |
Доля испытуемых в категории, (%) | 23,3 | 76,7 | 0 |
Анализ соответствующих данных указывает на тенденцию, выявленную в целом по выборке: у основной части студентов – «гуманитариев» (76,7 %, или 23 человека) установлен средний уровень психологического здоровья, низкий его уровень не обнаружен. Около четверти испытуемых из этой группы (23,3 %, или 7 человек) имеют высокий уровень изучаемого свойства.
Результаты распределения по категориям с учётом показателей уровня психологического здоровья испытуемых из второй группы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Распределение по категориям в зависимости от уровня психологического здоровья испытуемых студентов естественнонаучного профиля обучения
Объём категорий испытуемых | Уровни психологического здоровья | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Количество испытуемых в категории | 11 | 19 | 0 |
Доля испытуемых в категории, (%) | 36,7 | 63,3 | 0 |
Как видно из таблицы 4, среди обучающихся на естественнонаучных направлениях подготовки, по сравнению с первой группой, больше респондентов с высокими показателями психологического здоровья (их более трети, а именно 36,7 %, или 11 человек). Численность категории со средним уровнем развития измеряемого свойства превышает половину от объёма группы студентов – «естественников» (63,3 %, или 19 человек). Испытуемых с низкими показателями психологического здоровья здесь также не было выявлено.
Воспользовавшись U-критерием Манна-Уитни, мы проверили, существуют ли значимые различия в уровнях психологического здоровья у испытуемых из сравниваемых групп. Так как полученное эмпирическое значение Uэмп. = 420 при сопоставлении с критическими значениями U при N=30 (292 (p ≤ 0,01); 338 (p ≤ 0,05)) не удовлетворяет требованию Uэмп. ≤ Uкр., можно говорить о том, что по уровню психологического здоровья студенты гуманитарного и естественнонаучного профилей не отличаются.
Далее мы изучали у студентов степень выраженности реализации потребностей в саморазвитии как структурного компонента психологического здоровья. Для этого воспользовались методикой «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой [4].
По полученным данным, у большей части испытуемых (61,7 %, или 37 человек) потребности в саморазвитии находятся на высоком уровне, активно реализуются. Доля респондентов, не имеющих сложившейся системы саморазвития, на наш взгляд, довольно велика, она составляет 38,3 % (23 человека). Низких показателей в процессе диагностики выявлено не было. В таблице 5 можно видеть результаты распределения обследованных юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии.
Таблица 5
Распределение испытуемых юношей и девушек по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии
Объём категорий испытуемых | Уровни реализации потребностей в саморазвитии | ||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Юноши | |||||
Количество испытуемых в категории | 17 | 6 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 73,9 | 26,1 | 0 | ||
| Девушки | ||||
Количество испытуемых в категории | 20 | 17 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 26,1 | 45,9 | 0 |
По данным таблицы 5, в плане активной реализации потребностей в саморазвитии юноши превосходят девушек. Доли категорий с высокими показателями проявления указанного личностного свойства отличаются почти в три раза (73,9 % и 26,1 %, соответственно). Однако выполненная с помощью критерия U Манна-Уитни проверка предположения относительно значимости выявленных различий показала, что по степени выраженности реализации потребностей в саморазвитии (Uэмп. = 204,5) между участвующими в исследовании юношами и девушками достоверных различий нет, так как полученное значение Uэмп. при сравнении с критическими значениями 158 (p ≤ 0,01); 189 (p ≤ 0,05) не удовлетворяет требованию Uэмп. ≤ Uкр.
В таблице 6 можно видеть результаты распределения испытуемых, представляющих разные направления подготовки, по категориям с учётом уровня реализации потребностей в саморазвитии.
Таблица 6
Распределение по категориям в зависимости от уровня реализации потребностей в саморазвитии испытуемых студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения
Объём категорий испытуемых | Уровни реализации потребностей в саморазвитии | ||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Гуманитарный профиль | |||||
Количество испытуемых в категории | 18 | 12 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 60 | 40 | 0 | ||
| Естественнонаучный профиль | ||||
Количество испытуемых в категории | 19 | 11 | 0 | ||
Доля испытуемых в категории, % | 63,3 | 36,7 | 0 |
В ходе анализа данных таблицы 6 мы обнаружили сходство в объёме долей всех выделенных категорий испытуемых.
На следующем этапе исследования мы провели корреляционный анализ эмпирических данных с помощью критерия ранговой корреляции rs Спирмена. В результате была установлена прямая, умеренная по силе статистически значимая взаимосвязь, удовлетворяющая условию p < 0,01, между уровнем психологического здоровья и степенью реализации потребностей в саморазвитии (rs = 0,499). Сравнение полученного эмпирического значения с критическими значениями rs при N=60 (0,25 (p ≤ 0,05); 0,33 (p ≤ 0,01)) указывает на соответствие требованию , следовательно, можно утверждать, что активная работа над собой, самосовершенствование приводят к улучшению психологического здоровья.
В таблице 7 представлены данные корреляционного анализа взаимосвязей векторов психологического здоровья испытуемых с реализацией их потребностей в саморазвитии.
Учитывая характер выявленных в ходе корреляционного анализа взаимосвязей между Я-вектором, просоциальным и интеллектуальным векторами психологического здоровья студентов и степенью реализации их потребностей в саморазвитии, можно говорить, что ориентация студентов на сохранение своей «самости», поддержание физической формы способствует активизации самопознания и более интенсивной работе над собой. Интеллектуальное совершенствование студентов увеличивает их готовность к положительным изменениям своей личности.
Таблица 7
Результаты изучения связи векторов психологического здоровья испытуемых студентов с реализацией их потребностей в саморазвитии
Векторы психологического здоровья | Реализация потребностей в саморазвитии |
Стратегический вектор | 0,21 |
Просоциальный вектор | 0,43** |
Я-вектор | 0,36** |
Творческий вектор | 0,13 |
Духовный вектор | 0,211 |
Интеллектуальный вектор | 0,255* |
Семейный вектор | 0,163 |
Гуманистический вектор | 0,116 |
Примечание: *0,25 (p ≤ 0,05); **0,33 (р ≤ 0,01)
Основываясь на данных проведённого нами эмпирического исследования, заключим, что психологическое здоровье студентов различных направлений подготовки в основном соотносимо с нормой (находится на среднем уровне) и не зависит от профиля обучения и половой принадлежности. Установленные взаимосвязи между стремлением реализовать потребности в саморазвитии и психологическим здоровьем студентов могут служить базой для выстраивания профилактической работы специалистами психологической службы вуза.
Об авторах
Н. В. Андронова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Д. С. Пригарин
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Азарова Л. Н., Бычкова Т. М. Психологическое здоровье и его роль в академической успешности студентов // Наука и школа. – 2018. – № 1. – С. 33−39.
- Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67–95.
- Козлов А. В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 110–117.
- Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018. – 720 с.
- Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
Дополнительные файлы
