Динамика и структура российского рынка туристских услуг
- Авторы: Кицис В.М., Потехина Е.В.
- Выпуск: Том 4, № 1 (2016)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 15.03.2025
- Статья одобрена: 15.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/283615
- ID: 283615
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается структура российского рынка туристских услуг и его основных сегментов. Раскрывается динамика, факторы и условия развития рынка туристских услуг за последние годы.
Ключевые слова
Полный текст
Поступательная динамика российского рынка туризма обусловлена рядом факторов: рост платежеспособности населения страны, рост банковских и информационно- коммуникационных услуг, развитие туристской инфраструктуры в нашей стране. Объем платных туристских услуг в России в 2013 г. достиг почти 148 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2012 г. на 21,8 % [6].
В распределении рынка туризма России по видам услуг в 2012 г. ⅔ объема рынка приходилось на пассажирские перевозки, ¼ – на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.) и 1/10 – на прочие платные туристские услуги (питание туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов и т. д.) [2]. Рассмотрим подробнее отдельные сегменты туристского рынка России.
Одним из главных сегментов индустрии туризма является транспортное обслуживание туристов. Объем перевозок пассажиров по видам транспорта показан в таблице 1. Как свидетельствуют данные таблицы, наблюдается устойчивая тенденция снижения перевозки пассажиров транспортом общего пользования России. Так, падение перевозок всеми видами транспорта в 2013 г. по отношению к 2012 г. составило 8,2%, или было перевезено на 1755 млн. человек меньше. При этом на автобусном транспорте произошло наибольшее сокращение числа перевезённых пассажиров в 2013 г. против уровня 2012 г. – 1209 млн. чел., или 68,9 % общего объёма снижения перевозок пассажиров.
Таблица 1
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. чел. [3; 7]
Виды транспорта | Г о д ы | Абсолютное отклонение (+;-) | Относительное отклонение, % | ||||||
2013 г. к | 2013 г. к | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2011 | 2012 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Транспорт - всего | 22043 | 21891 | 21347 | 19592 | -2299 | -1755 | 88,9 | 89,5 | 91,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожный | 947 | 993 | 1059 | 1080 | 87 | 21 | 114,0 | 108,8 | 102,0 |
автобусный (включая маршрутные таксомоторы) | 13434 | 13305 | 12766 | 11557 | -1877 | -1209 | 86,0 | 86,9 | 90,5 |
троллейбусный | 2206 | 2152 | 2051 | 1735 | -417 | -316 | 78,6 | 80,6 | 84,6 |
метрополитен | 3294 | 3351 | 3446 | 3491 | 140 | 45 | 106,0 | 104,2 | 101,3 |
морской | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 0,5 | -0,8 | -0,6 | 33,3 | 38,5 | 45,5 |
внутренний водный | 16 | 14 | 14 | 13 | -1 | -1 | 81,3 | 92,9 | 92,9 |
воздушный | 59 | 66 | 76 | 86 | 20 | 10 | 145,8 | 130,3 | 113,2 |
Снижение спроса на транспортные услуги в целом связано, по нашему мнению, со снижением платежеспособности населения России, со значительным повышением тарифов на перевозки, с введением пограничного сбора и другими факторами.
Вместе с тем, учитывая, что основную массу перевозок туристов осуществляют железнодорожный и воздушный виды транспорта, следует заметить, что именно эти виды транспорта демонстрируют устойчивые темпы роста, что наглядно подтверждают данные таблицы 1. Так, перевозки в 2013 г. по сравнению с 2012 г. авиационным транспортом увеличились на 13,2 % (самый большой рост). Этот рост вызван, главным образом, позитивной динамикой на международных направлениях: прирост объёма перевозок пассажиров в международном воздушном сообщении в последние годы был выше, чем на внутренних авиалиниях. Занятость кресел составила 79,5% (прирост за 2013 г. 1,2 %), в том числе на международных воздушных линиях – 82,1 % (0,3 %), на внутренних – 75 % (2 %) [1].
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом выросли не столь значительно, как авиационным – за 2013 г. только на 2%. Преимуществами авиакомпаний является их более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость; высокая скорость, что приводит к сокращению времени доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования.
Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доли продаж электронных билетов с 7% в 2011 г. до 15% в 2012 г. Продажа электронных железнодорожных билетов в 2012 г. на поезда выросла в России в 2 раза. Пассажиры всего в 2012 г. купили 17 млн. электронных билетов [4].
Перевозки пассажиров морским транспортом постоянно сокращаются. В этом сегменте наблюдаются самые высокие темпы падения, о чем свидетельствуют данные таблицы 1: перевозки пассажиров в 2013 г. по сравнению с 2010 г. упали на 66,7% и на 54,5% по сравнению с 2012 г. Причины кроются в том, что значительно сократилось количество морских пассажирских и грузопассажирских транспортных судов – с 78 судов в 2000 г. до 56 в 2012 г. [3, с. 436], процент их изношенности очень высокий, комфортность низкая, стоимость перевозок высокая. Кроме того, незначительная часть российских туристов предпочитает совершать круизные путешествия.
В перевозках пассажиров и пассажирообороте внутренним водным транспортом наблюдается устойчивая тенденция сокращения обоих показателей (см. табл. 2).
Таблица 2
Перевозки пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транспорта на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах [3; 8]
Показатели | Г о д ы | 2013 г. в % к | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Отправлено пассажиров внутренним водным |
16062,5 |
14167,4 |
13684,2 |
12967,0 |
80,7 |
91,5 |
94,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
на туристских маршрутах | 575,1 | 484,6 | 313,2 | 271,2 | 47,2 | 56,0 | 86,6 |
на экскурсионно-прогулочных маршрутах | 2913,9 | 2540,7 | 2599,9 | 2349,6 | 80,6 | 92,5 | 90,4 |
Пассажирооборот внутреннего водного |
770,9 |
683,9 |
628,7 |
595,8 |
77,3 |
87,1 |
94,8 |
из них: на туристских маршрутах |
471,4 |
430,9 |
324,1 |
365,5 |
77,5 |
84,8 |
112,8 |
на экскурсионно-прогулочных маршрутах | 74,8 | 63,3 | 120,3 | 59,3 | 79,3 | 93,7 | 49,3 |
Как видно из таблицы 2, в 2013 г. было отправлено внутренним водным транспортом почти на 3,1 млн. пассажиров меньше, чем в 2010 г. (снижение на 19,3%), но при этом пассажирооборот в 2013 г. упал еще больше и составил 77,3% от уровня 2010 г. В 2013 г. произошло увеличение пассажирооборота на туристских маршрутах по сравнению с 2012 г. на 12,8%, но не за счет роста числа пассажиров (снижение за год составило 13,4%), а за счет увеличения средней дальности перевозок.
Причины снижения популярности внутреннего водного транспорта обусловлены сокращением числа туристских маршрутов и количества судов, которые их обслуживали, плохим техническим состоянием судов (случай с теплоходом «Булгария»), ненадежностью поставщиков услуг, а также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России в другие страны.
Другой сегмент индустрии туризма – средства размещения. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. вырос на 15,2% и составил 162,4 млрд. руб. Площадь номерного фонда коллективных средствах размещения (без учета микропредприятий) за 2013 год выросла на 66,2 тыс. м² (прирост составил 0,6%, а численность граждан, заселенных в средствах размещения, выросла за год на 953,3 тыс. чел. (прирост 2,6%). Следует обратить внимание на тот факт, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. число граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, выросло всего на 2,3%, тогда как иностранных граждан – на 5,5%. Основную массу проживающих составляют граждане России, на долю которых в 2013 году приходилось 88% от общего числа размещенных человек [6].
Быстрые темпы роста обусловлены, в основном, стремительным увеличением выручки предприятий гостиничного бизнеса. Это связано не только с вводом в эксплуатацию новых гостиниц и увеличением средней стоимости номера, но и усилиями со стороны государства по стимулированию спроса и предложения в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».
Вопреки постоянному увеличению количества гостиничных номеров, величина загрузки российских гостиниц, т.е. число людей, фактически пребывающих в помещениях или зданиях, более 10 лет остается неизменной – около 70% [7]. Однако потенциал увеличения загрузки гостиниц достаточно высок. В качестве перспективного направления развития можно выделить увеличение загрузки номерного фонда путем внедрения в гостиницах современных технологий управления номерным фондом, контроля качества и развитием каналов дистрибуции.
Основной недостаток размещения гостиниц в России заключается в том, что наибольшее их число расположено в центральной части России, причем основная их часть в Москве и Санкт-Петербурге.
Действующие сегодня на территории страны стандарты средств размещения были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, классифицируемые по категориям от 1 до 5 звезд. На территории России имеется мало высококлассных гостиниц, к числу которых можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Многие гостиницы, особенно ведомственные, не соответствуют заявленным международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Деятельность туристской индустрии тесно связана и с предприятиями питания, целью работы которых является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей. К основным типам предприятий питания относят рестораны, кафе, бары, буфеты, столовые и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан.
В 2012 году на территории Российской Федерации осуществляли свою деятельность 49,4 тысяч ресторанов и кафе, 5,6 тысяч баров и 6,1 тысячи столовых при организациях и учреждениях [3, с. 471]. По сравнению с 2011 годом их число выросло: ресторанов и кафе – на 5,3%, баров – на 1,8% и столовых – на 3,4%. Ежегодно увеличивается оборот предприятий общественного питания. В 2013 г. он составил 1131,5 млрд. рублей и вырос по отношению к 2012 г. на 11% [7].
Индустрия туризма неразрывно связана с развлечениями. К предприятиям развлечений относятся те организации и учреждения, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Ярко выраженным развлекательным характером деятельности выделяются цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Кроме них сюда относятся театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик- холлы и др.). Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Современная ситуация в России характеризуется восстановлением индустрии развлечений, сформированной за годы существования СССР, а также возникновением новых тенденций в последние десятилетия: растет число музеев, профессиональных театров, увеличилось число национальных природных парков, спортивных сооружений, аквапарков, музеев, театров и пр.
Однако уровень индустрии развлечений в России, по сравнению с зарубежными странами, являющимися центрами мирового туризма, остается достаточно низким. Поэтому из-за отсутствия подобных предприятий и развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом.
Об авторах
В. М. Кицис
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Е. В. Потехина
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Обзор рынка авиаперевозок России в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ato.ru/content/.
- Рекламное агентство «Тройка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.troyka.tomsk.ru.
- Российский статистический ежегодник 2013: Стат. сб. / Росстат. – М., 2013 – 706 с.
- Содружество авиационных экспертов AviationExplorer [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.aex.ru.
- Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.favt.ru.
- Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL:http://www.russiatourism.ru.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sophist.hse.ru/rstat_data/ecbase/reka4kv13.
Дополнительные файлы
