Понятие функционального стиля в современной лингвистике
- Авторы: Байкова О.Э.
- Выпуск: Том 4, № 6 (2016)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 14.03.2025
- Статья одобрена: 14.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/283575
- ID: 283575
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается понятие функционального стиля и его трактовка в современной лингвистике. Рассмотрены этапы формирования понятия функционального стиля. Особое внимание обращается на появление в настоящее время нового функционального стиля – Интернет-стиля.
Ключевые слова
Полный текст
Говоря о функциональном стиле, стоит отметить, что данное лингвистическое явление имеет исторический и социальный характер. Само понятие функционального стиля зарождалось во второй половине прошлого столетия. Этому способствовали определенные изменения и разделения в обществе, расслоение культурных условий, которые привели к изменениям использования языка. Именно этот период послужил отправной точкой для формирования функциональных стилей [5, c. 62].
Принцип формирования функциональных стилей имеет прямую зависимость от цели и характера высказывания, которые типичны для определенной функциональной сферы (публицистической, художественной, разговорной и т. д.). Также выбор стиля зависит от ситуации возникновения коммуникации и прочих экстралингвистических факторов [2, c. 134]. В течение долгого времени лингвисты пытались дать точное определение такому понятию как функциональный стиль. Однако, только в середине XX века, а именно 1955 году, выдающемуся лингвисту В. В. Виноградову удалось сформировать определение, на котором базируются различные толкования понятия «стиль». Согласно В. В. Виноградову, «Функциональный стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общественного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [4, c. 72].
Однако научное изучение функционального стиля началось намного раньше. Участники сформировавшегося еще в 1926 году Пражского лингвистического кружка впервые пытались выделить основные функциональные стили и дать определение самому понятию. На базе изучения художественных текстов им впервые удалось выделить четыре «функциональных языка»: разговорный, официально-деловой, научный и поэтический (художественный) [6, c. 15]. Немного позднее был выделен публицистический стиль как отдельно функционирующий стиль, таким образом, было сформировано пять основных функциональных стилей [2, с. 186]. Здесь стоит привести краткую характеристику каждого из них.
Разговорный стиль. Этот стиль служит непосредственно для передачи и обмена информацией, которая касается решения бытовых задач и не требует официальной обстановки. Главным образом, разговорному стилю присуща простая лексика, которая содержит в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Самый широко используемый жанр – диалог. Также немаловажное значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В этом стиле допустимо использование повторов, неполных предложений и вводных слов [9, c. 205].
Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль речи используется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). При помощи этого стиля составляются нормативно-правовые акты, законы, постановления, расписки и т.д.
Для официально-делового стиля характерен ряд особенностей, которые делают его отличимым от остальных стилей речи: императивность, точность (запрещено использование двух толкований), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. Для этого стиля является типичным употребление речевых клише, наименование номенклатур, аббревиатуры и отглагольных существительных [9, c. 207].
Научный стиль. Основная функция данного стиля заключается в передаче и распространении научной информации, а также доказательства ее достоверности. Основными чертами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких-либо открытий. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.
Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе [9, c. 208].
Публицистический стиль. Публицистический стиль речи выступает в роли инструмента для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторских выступлений. Публицистический можно встретить в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик публицистический стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики [9, c. 210].
Художественный стиль. Художественный стиль служит средством создания художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей [9, c. 212].
Проблема выделения функциональных стилей позже была отражена в работах М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, И. В. Арнольд, И. Р. Гальперина, Ю. М. Скребнева, В. А. Кухаренко, М. Н. Кожиной и других выдающихся лингвистов прошлой эпохи.
Выделению нового функционального стиля способствует множество факторов, касающихся структурных и стилевых изменений языка. Формирование стиля связано с появлением новых коммуникативных задач, которые по-новому организуют язык для выполнения новой цели в новых условиях и в новой сфере общения [1, c. 31].
Следовательно, можно прийти к выводу о том, что постоянно развивающееся общество и изменения литературного языка являются основополагающими условиями возникновения новых стилей.
Как известно, ХХ век стал веком развития технологий и науки. Результатом этой технологической революции стало активное распространение использования компьютеров и сети Интернет. Современный человек не может представить свою жизнь без этой сферы, которая с каждым днем становится жизненно важным и неотъемлемым составляющим компонентом повседневности. В результате возникли новые профессии, связанные с переработкой информации в глобальном информационном пространстве, дистанционные формы обучения, социальные сети, электронные книги и т.д. Все это имеет отражение в повседневной речи людей, основной целью которых является осуществление эффективной коммуникации.
Таким образом, в обществе сформировался определенный комплекс внешних экстралингвистических стилеобразующих факторов. Совокупность этих факторов привела к формированию нового функционального стиля, который получил условное название Интернет-стиля [7, c. 217]. Как отмечает Н. В. Буренина, это – «подъязык пользователей компьютеров, который чаще всего относят к молодежному жаргону и изучают в рамках именно этого подъязыка» [4, с. 374]. Автор отмечает междисциплинарный подход к изучению данного лингвистического явления, который вовлекает в сферу исследования психолингвистов, когнитологов и других специалистов.
Однако, согласно Л. Ю. Иванову, к Интернет-стилю относят не только язык сети Интернет и прочих глобальных компьютерных сетей, но и текстовых сообщений, передаваемых мобильными устройствами [5, c. 791].
Стоит выделить характерные стилевые черты Интернет-стиля, к которым относят: обезличенность, сжатость, эмоциональность, логичность, оперативность, сочетание языковых и графических средств (например, использование смайлов) [1, c. 35].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение нового функционального стиля обусловлено возникновением новой сферы его употребления, которая сформировалась в результате активного распространения и внедрения информационных и компьютерных технологий. Основываясь на взглядах современных ученых, можно сказать, что понятие функционального стиля крайне нестабильно, так как оно подвергается постоянным изменениям в процессе развития общества.
Список литературы
- Антонов В. П. О стилевых чертах Интернет-стиля // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов Международ. науч. конф. / Под общ. ред. Р. С. Сакиевой. – Армавир: АЛУ, 2005. – С. 30–39.
- Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 300 c.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 237–280.
- Буренина Н. В. Способы словообразования в компьютерном жаргоне английского и русского языков // Перевод в меняющемся мире: материалы Международной научно- практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. / редкол.: Буренина Н. В., Панфилова С. С. и др. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. – C. 373–379.
- Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. – 1955. – № 1. – С. 60–87.
- Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 800 с.
- Кожина М. Н. О соотношении стилей языка и стилей речи с позиции языка как функционирующей системы // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях / Под ред. Э.И. Матвеевой. – Пермь: Пермский государственный университет, 1984. – С. 3–18.
- Королева Т. А. Англоязычный чат. Комплексный лингвистический анализ (монография). – Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 217 c.
- Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. – Минск: НТООО "ТетраСистемс", 2001. – 544 с.
Дополнительные файлы
