Физико-механические свойства пеностеклокерамики на основе кремнистых пород с высоким содержанием CaCO₃
- Авторы: Родин А.И., Ермаков А.А.
- Выпуск: Том 9, № 6 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 12.02.2025
- Статья одобрена: 12.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279828
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v9i6.279828
- ID: 279828
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описаны особенности получения пористых стеклокерамических материалов на основе трепелов с содержанием CaCO₃ в составе более 20%. Разработаны пористые стеклокерамические материалы со средней плотность от 255 до 290 кг/м³ и прочностью при сжатии от 3,2 до 5 МПа. По прочности при сжатии (при равной средней плотности) разработанные материалы превзошли пеностекло.
Ключевые слова
Полный текст
Пористые стеклокерамические материалы благодаря ряду положительных качеств, таких как высокая прочность, низкая теплопроводность, негорючесть, экологичность и др., широко применяются в промышленном и гражданском строительстве. Для производства пористой стеклокерамики используют различные сырьевые компоненты. В промышленном и гражданском строительстве широко применяются пеностеклокерамические материалы из отходов стекла [1–2]. Хорошими физико-механическими и теплофизическими свойствами обладает стеклокерамика на основе отходов производства [3]. Большое количество научных исследований посвящено разработке составов и исследованию свойств пористых стеклокерамических материалов из кремнистых пород (диатомит, трепел, опока) [4–6].
Известно, что залогом получения качественных строительных материалов является выполнение при их производстве рациональных технологических операций, а также постоянство состава сырьевых компонентов. Последнее условие выполнить сложнее всего. Например, кремнистые породы различных месторождений имеют значительные различия в химическом и минералогическом составе. Трепелы зачастую содержат в своем составе большое количество CaCO₃ [7]. В результате нагрева в шихте в большом количестве образуется CaO в результате разложения карбоната, который значительно снижает вязкость расплава, делая невозможным использование трепелов в качестве сырья для производства пористых стеклокерамических материалов.
Цель исследования заключалась в разработке составов и исследовании физико- механических свойств пористых стеклокерамических материалов на основе кремнистых пород с высоким содержанием CaCO₃.
Компоненты шихты для получения образцов пористых стеклокерамических материалов:
- кремнистые породы: два вида трепела, один вид диатомита (влажность ≤ 1%). Минералогический состав пород приведен в таблице 1;
- плавень:термонатрит (химическая формула – Na2CO3H2O). Массовая доля основного вещества не менее 99 %.
Таблица 1
Минералогический состав пород
Порода | Минералогический состав, % | ||||||
Кальцит | Гейландит | Мусковит | Кристобалит | Кварц | Тридимит | Аморфная фаза | |
Трепел №1 | 21,3 | 19,6 | 9,9 | 19,2 | 8,5 | 1,5 | 20,0 |
Трепел №2 | 22,4 | 19,8 | 14,3 | 11,4 | 11,1 | 1,0 | 20,0 |
Диатомит | 0,0 | 0,0 | 10,7 | 0,0 | 14,3 | 0,0 | 75,0 |
Шихту для изготовления образцов пористых стеклокерамических материалов получали совместным помолом трепела, диатомита и плавня (Na2CO3·H2O). Количество диатомита в составе шихты варьировалось от 34,5 до 45%. Количество плавня принималось равным 21% от массы шихты. Размол осуществлялся в планетарной шаровой мельнице Retsch PM 400 в течение 90 мин при частоте вращения размольных стаканов равной 250 оборотов в минуту.
Полученная шихта засыпалась в металлическую форму, предварительно обработанную каолиновой обмазкой. Форма с шихтой устанавливалась в муфельную печь и нагревалась со скоростью 4,5°С/мин до температуры равной 850°С с выдержкой в течение 60 мин при температуре 600°С и в течение 30 мин при температуре 850°С. После остывания формы с полученным материалом вместе с печью до 40°С, она разбиралась, а образцы извлекались для дальнейших испытаний.
Плотность и прочность при сжатии пеностеклокерамических материалов определяли на сухих кубических образцах с размером грани 90±5 мм. За максимальное разрушающее усилие при определении прочности при сжатии принималось значение, при котором образец разрушался с растрескиванием или сминался в поверхностных слоях на 10% от первоначального значения высоты. За окончательный результат принималось среднеарифметическое значение результатов испытания пяти образцов каждого состава.
Рис. 1. Средняя плотность (а) и прочность при сжатии (б) образцов пористых стеклокерамических материалов.
На рисунке 1 представлены результаты исследования влияния минералогического состава шихты (кремнистая порода + термонатрит) на среднюю плотность и прочность при сжатии образцов пористой стеклокерамики. В ходе эксперимента было испытано 5 составов по пять образцов в каждом.
Из полученных данных (рис. 1, a) следует, что с увеличением количества диатомита в составе шихты средняя плотность образцов пористых стеклокерамических материалов увеличивается по линейной зависимости. Например, плотность образцов выше почти на 15% при увеличении в составе шихты диатомита с 34,5 до 39,5% (образцы получены на основе трепела №1). Вероятно, это можно объяснить тем, что уменьшение средней плотности образцов при замене части трепела на диатомит является следствием уменьшения в составе шихты содержания гейландита (минерал из группы цеолитов). Из литературы известно [7], что минералы из группы цеолитов являются одними из основных источников порообразования при получении стеклокерамических материалов на основе кремнистых пород (за один нагрев шихты). Согласно проведенным исследованиям, наименьшая средняя плотность (≈255 кг/м³) у образцов с содержанием диатомита в количестве 34,5% от массы шихты. Суммарное содержание гейландита в составе кремнистых пород, из которых изготовлены данные образцы, составляет 11%. Результаты, полученные при испытании образцов на основе трепела № 2 с содержанием диатомита в количестве 39,5%, не учитывались, так как они имели неравномерную пористую структуру (см. рис. 2). Наибольшая плотность у образцов состава: 34 % трепела № 2, 45 % диатомита и 21 % термонатрита. В этом случае количество гейландита в составе породы наименьшее (8,5 %).
Рис. 2. Макроструктура поверхности образцов пеностеклокерамики на основе шихты: а – 39,5% трепела №2, 39,5% диатомита и 21% термонатрита; б – 44,5% трепела №1, 34,5% диатомита и 21% термонатрита.
Несмотря на ухудшение некоторых показателей, например, увеличение плотности, введение в состав шихты диатомита в отдельных случаях необходимо. Согласно данным таблицы 1, в составе используемых трепелов содержится большое количество кальцита (>20%). Без добавления в состав шихты диатомита, получить пеностеклокерамические материалы на основе данных пород не удалось. Образцы на основе трепела состава №1 (21,5% CaCO₃) имеют равномерную пористую структуру при замене в составе шихты минимум 45% трепела на диатомит. Из состава с трепелом №2 (22,4% CaCO₃) удалось получить пористые стеклокерамические материалы при содержании в составе шихты не менее 50% диатомита от общей массы кремнистых пород. Согласно данным таблицы 1, используемый в работе диатомит на 75% состоит из аморфной фазы, которая характеризуется высокой реакционной способностью. При введении в состав шихты диатомита увеличивается количество расплава при меньшей температуре, материал имеет однородную структуру [5]. Кроме того, с заменой части трепела на диатомит в составе шихты уменьшается количество кальцита, который, как известно [7], способствует появлению в шихте расплава при более высоких температурах.
В результате проведенных исследований (рис. 1, б) установлено, что прочность при сжатии образцов пористых стеклокерамических материалов находится в линейной зависимости от их средней плотности. Наибольшая прочность при сжатии (≈5 МПа) у образцов следующих составов: 1 – 39,5% трепела №1, 39,5% диатомита и 21% термонатрита; 2 – 34% трепела №2, 45% диатомита и 21% термонатрита. Заметим, что средняя плотность образцов первого состава почти на 10% меньше, чем у второго (290 и 315 кг/м³ соответственно). Снижение прочности при сжатии образцов пеностеклокерамических материалов при увеличении в составе шихты количества диатомита, вероятнее всего, связано с уменьшением количества Al2O3 в составе материала. Снижение прочностных характеристик стеклокерамических материалов от уменьшения в их составе оксида алюминия показано в работах многих авторов [8; 9].
Согласно проведенным исследованиям, установлено, что для получения равномерной пористой структуры стеклокерамических материалов на основе представленных кремнистых пород с высоким содержанием CaCO₃ необходимо, чтобы суммарное количество кристобалита и аморфной фазы было более 55%, а отдельное количество кварца, кальцита и мусковита не превышало 12%. Средняя плотность образцов уменьшается с увеличением в составе шихты гейландита. Прочность при сжатии разработанных пористых стеклокерамических материалов при равной средней плотности больше, чем у пеностекла из отходов стекла и промышленного производства [1–3].
Об авторах
А. И. Родин
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
А. А. Ермаков
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Bai J., Yang X., Xu S., Jing W., Yang J. Preparation of foam glass from waste glass and fly ash // Materials Letters. – 2014. – Vol. 136. – P. 52-54.
- Zhu M., Ji R., Li Z., Wang H., Liu L., Zhang Z. Preparation of glass ceramic foams for thermal insulation applications from coal fly ash and waste glass // Construction and Building Materials. – 2016. – Vol. 112. – P. 398-405.
- Yatsenko E. A., Gol’tsman B. M., Kosarev A. S., Karandashova N. S., Smolii V. A., Yatsenko L. A. Synthesis of Foamed Glass Based on Slag and a Glycerol Pore-Forming Mixture // Glass Physics and Chemistry. – 2018. – Vol. 44(2). – P. 152-155.
- Ерофеев В. Т., Родин А. И., Кравчук А. С., Казначеев С. В., Захарова Е. А. Биостойкие пеноситаллы на основе кремнеземсодержащих пород // Инженерно- строительный журнал. – 2018. – № 8(84). – С. 48-56.
- Иванов К.С. Оптимизация структуры и свойств пеностеклокерамики // Инженерно- строительный журнал. – 2019. – № 5(89). – С. 52-60.
- Орлов А. Д. Оптимизированная одностадийная технология гранулированного пеностекла на основе низкотемпературного синтеза стеклофазы // Строительные материалы. – 2015. – № 1. – С. 24-26.
- Kazantseva L. K., Lygina T. Z., Rashchenko S. V., Tsyplakov D. S. Preparation of Sound- Insulating Lightweight Ceramics from Aluminosilicate Rocks with High CaCO₃ Content // Journal of the American Ceramic Society. – 2015. – Vol. 98(7). – P. 2047-2051.
- Keyvani N., Marghussian V. K., Rezaie H. R., Kord M. Effect of Al2O3 content on crystallization behavior, microstructure, and mechanical properties of SiO2–Al2O3–CaO– MgO glass-ceramics // International Journal of Applied Ceramic Technology. – 2011. – Vol. 8(1). – P. 203-213.
- Kim E. S., Yeo W. J. Thermal properties of CaMgSi2O6 glass–ceramics with Al2O3 // Ceramics International. – 2012. – Vol. 38(1). – P. S547-S550.
Дополнительные файлы
