Разработка содержания карт для детей младшего школьного возраста и дошкольников
- Авторы: Юртаева Т.В., Калашникова Л.Г.
- Выпуск: Том 7, № 15 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 07.02.2025
- Статья одобрена: 07.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279148
- ID: 279148
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье изложены результаты исследования существующих дошкольных и школьных карт, рассмотрены элементы содержания карт и особенности их оформления. Изучена методика составления электронных карт с использованием современных ГИС-технологий. Разработано содержание и оформление серии карт для детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Полный текст
Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень интересуются окружающей их природой, людьми, укладом жизни, животными и растениями. Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача, подразумевающая формирование всесторонне развитой личности.
Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География». Изучая основы географии, дети начинают фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих. Формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, географических знаний – необходимая мера в современном мире. Для ребенка важно научиться осмысленно принимать окружающую действительность, рассматривать природные процессы в комплексе, видеть взаимосвязь явлений.
Но географическая наука не может существовать без карты, также и обучение географии без нее невозможно [3-4]. Поэтому особую роль в процессе изучения географии мира играют картографические изображения, благодаря которым у ребенка будет сформировано четкое представление о расположении всех материков, океанов и других географических объектов. С помощью карт ребенок сможет изучить также животный и растительный мир нашей планеты, население, климатические условия, полезные ископаемые и т.д. Логичный и правильный показ географического положения, размеров, особенностей материков и океанов становится задачей картографа при разработке содержания и оформления серии карт для детей младшего школьного возраста и дошкольников.
При поиске картографических материалов для дошкольников и детей младшего школьного возраста можно найти карты в виде пазлов, фотообоев, настольно-печатных игр. Безусловно, нестандартные решения способствуют лучшему восприятию и усвоению детьми новой информации, представленной на картографических материалах.Но иногда, например, составители карт разделяют Евразию на две части света (Европу и Азию), и представляют их на двух отдельных картах. В этом случае у детей теряется понимание того, что составляющие части света материка Евразия имеют разную площадь, и в дальнейшем такая информация способствует неправильному формированию географических представлений о мире.
В результате теоретических исследований и практической работы была создана серия карт для детей младшего школьного возраста и дошкольников. Работа началась с изучения современного состояния школьного и дошкольного картографирования, выявления требований к дошкольным и школьным картам и атласам, определения элементов содержания и особенностей их оформления. Далее была изучена методика составления электронных карт с использованием современных ГИС-технологий. Разработано содержание и оформление серии карт. Итогом исследования является создание серии карт для детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Совокупность цифровых сведений о пространственных объектах формирует большое количество пространственных материалов и является основой баз географических данных, а также формирует принципы создания информационного обеспечения ГИС [1-2; 8]. Созданные карты были разработаны в ГИС-пакете ArcGIS. Для каждой карты был выбран свой масштаб, своя проекция. Для всех карт использовались слои: ne_50m_coastline (береговая линия), ne_50m_lakes (озера и водохранилища), ne_50m_land (земля), ne_50m_rivers_lake_centerlines (реки, озера, осевые линии), HYP_50M_SR_W (растровый файл), источником данных является набор открытых геоданных NaturalEarth.
При разработке карт были применены разные варианты компоновки. Например, при создании карты акваторий было рассмотрено два варианта размещения картографического изображения. В данном случае выбрали альбомный формат для представления территории (см. рис. 1).
Рис. 1. Пример компоновки карты «Акватории мира» в альбомном формате.
Также был рассмотрен материк Евразия в 2-х вариантах компоновки. Изучили изображение территории в книжном и в альбомном формате (см. рис. 2, 3). Очевидно, что удобнее будет пользоваться картой, представленной в альбомном формате.
Рис. 2. Компоновка для карты Евразии в книжном формате.
Рис. 3. Компоновка для карты Евразии в альбомном формате.
Карты материков (Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида) созданы в азимутальной равноудаленной и равнопромежуточной конической проекциях. «Для лучшего ознакомления с территорией, оценки природных особенностей местности… на карте показывают рельеф с использованием различных способов изображения» [10, с. 441]. Благодаря этим картам даже ребенок дошкольного возраста может с легкостью изучить земную поверхность каждого их материков: возвышенности, горы, вулканы, низменности, водные объекты. Также он может запомнить некоторые важные сведения о материках, например, что на материке Евразия располагается самая высокая горная система Земли – Гималаи. В этой же системе находится высочайшая вершина планеты – гора Джомолунгма, высота которой составляет 8 848 м. Эти сведения также упомянуты на карте.
Карты не загружены избыточными данными, поэтому ребенок может освоить основную информацию о материках. На карте «Животный мир Евразии» (см. рис. 4) представлен животный и растительный мир континента, который был показан в виде натуралистических изображений различных птиц, млекопитающих, деревьев и растений. На картах есть определенное число подписей, например, подписаны водные объекты. Для представленной карты это крупные реки (Волга, Ганг, Енисей); моря, которые омывают берега Евразии (Охотское, Баренцево, Норвежское, Филлипинское, Берингово); океаны (Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический) для наглядного представления их расположения.
Рис. 4. Животный мир Евразии (карта представлена с уменьшением).
Топонимическая информация на картах, начиная с карт для детей дошкольного возраста, очень важна для запоминания: «Географические названия или топонимы являются важнейшим компонентом географии, выполняя роль связующего звена между человеком и географическим объектом» [5, с. 4].
Поэтому названия на картах для малышей даются дозированно, с изменением возраста пользователей карт топонимическая информация усложняется, например, с глобальной – на национальную, затем – на региональную.
На карте «Акватории мира» изображены все материки, а также животный мир океанов (моржи, гренландский кит, синий кит, треска, кашалот, криль, желтоперый тунец, морской леопард и т.д.) Также к карте была добавлена краткая характеристика Мирового океана, чтобы дошкольник, например, изучил не только картографическое изображение, но и получил достаточную дополнительную информацию для лучшего восприятия изучаемой территории.
Созданные карты могут послужить развитию географической грамотности, приобретению навыков работы с картой, привить интерес к изучению материков и океанов [6-7; 9]. Данные карты составлены в соответствии с материалами учебных пособий и могут быть внедрены в образовательный процесс детей дошкольного возраста и учеников 1–4 классов общеобразовательных учебных заведений.
Об авторах
Т. В. Юртаева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Л. Г. Калашникова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Варфоломеев А. Ф., Коваленко Е. А., Манухов В. Ф. ГИС-технологии при изучении и оценке взаимосвязи пространственного распространения почвенного покрова и рельефа // Геодезия и картография. – 2013. – № 7. – С. 47-53.
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Геоинформационное картографирование в историко-географических исследованиях // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2012. – С. 61-62.
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О подготовке выпускных квалификационных работ краеведческой тематики студентами-картографами // ИнтерКарто/ИнтерГИС. – 2015.– Т. 21. – С. 625-630.
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О создании школьно-краеведческого атласа отдельного муниципального района // Геодезия и картография. – 2010. – № 11. – С. 34-42.
- Калашникова Л. Г., Козлова О. О. Создание электронных топонимических карт территории Мордовии [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2016. – № 16. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sozdanie-elektronnyx-toponimicheskix-kart-territorii-mordovii (дата обращения 19. 07. 2019).
- Калашникова Л. Г., Муженикова О. И. Создание краеведческих карт для средней школы // Теория и практика гармонизации взаимодействия природных, социальных и производственных систем региона: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 т. Т. 2. – Саранск, 2017. – С. 187-190.
- Калашникова Л. Г., Тесленок С. А. Создание краеведческих карт и атласов регионального уровня // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика: Межвузовский сборник научных трудов. – Саранск, 2018. – С. 99-104.
- Манухов В. Ф., Ивлиева Н. Г. О построении картографических изображений средствами ГИС-пакетов // Педагогическая информатика. – 2015. – № 1. – С. 55-63.
- Примаченко Е. И., Ивлиева Н. Г., Калашникова Л. Г., Манухов В. Ф. Разработка содержания и оформления «Карты достопримечательных мест Республики Мордовия» // Картография-туризму: Материалы научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 128-132.
- Сергеева А. Н., Тесленок С. А. Создание карт курортов и рекреационных зон Краснодарского края // XLVII Огарёвские чтения: Материалы научной конференции: в 3 ч. – Саранск, 2019. – С. 441-446.
Дополнительные файлы
