Исторические образы и символы в коллективной памяти учащейся молодежи
- Авторы: Андрос М.Н., Пенкина В.В.
- Выпуск: Том 7, № 9 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 04.02.2025
- Статья одобрена: 04.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278928
- ID: 278928
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена отражению исторических образов в установках современной студенческой молодежи. Для выяснения сущности исторических образов было проведено исследование, в процессе которого участникам опроса предлагалось назвать деятелей российской истории и художественных персонажей, ассоциирующихся с Россией.
Ключевые слова
Полный текст
Согласно мнению французского философа и социолога М. Хольбвакса, автора социологической концепции коллективной памяти, каждая группа людей создает свою память о собственном прошлом. «У каждой из этих групп, – пишет М. Хольбвакс, – своя история. В ней можно различить фигуры и события. Но поражает нас то, что в памяти тем не менее на передний план выступают сходства. Рассматривая свое прошлое, группа чувствует, что она осталась той же, и осознает свою самотождественность во временном измерении» [7]. Другими словами, каждая социальная общность находит и артикулирует в своей истории важные для самоидентификации исторические символы, образы и периоды.
Одной из форм появления коллективной исторической памяти является культурно- исторический символ. Согласно трактовке И. Н. Горина и В. В. Менщикова, культурно-исторические символы – «это события, явления, факты и герои прошлого, получившие в исторической памяти конкретной общности определенную значимость, ценностное содержание и трактовку». [3, с. 76]. В свою очередь система взаимосвязанных культурно-исторических символов играет важную роль в формировании и функционировании общественной идеологии, в социализации и воспитании личности. Поэтому выявлению подобных символов и образов, составляющих основу исторической памяти тех или иных социальных общностей, посвящено множество исследований как в России, так и за рубежом. [4–6; 15].
Используя данные массового опроса «Историческая память России глазами современной молодежи», проведенного среди учащейся молодежи Республики Мордовия в рамках гранта РГНФ (научный руководитель – доктор социологических наук С.В. Полутин)1, мы попытались систематизировать сложившиеся среди современной молодежи символические нарративы. Были проанализированы открытые вопросы, в которых респондентам предлагалось назвать людей (общественных, политических, исторических и культурных деятелей), а также литературных персонажей, с которыми они ассоциируют Россию (см. табл. 1, 2, 3, 4).
Так, среди общественных деятелей лидируют современники (75% ассоциаций). Рассмотрим подробнее названные персоналии. Всего был назван 61 общественный деятель, в том числе 19 исторических персоналий дореволюционного, 12 – советского и 19 – постсоветского периодов, которых можно условно разделить на три группы.
- Государственные деятели разных исторических эпох, в их число входят Путин, Лавров, Медведев, Сталин, Петр I, Ленин.
- Политические деятели, среди которых лишь современники, в их числе Жириновский и Навальный (см. табл. 1).
- Деятели культуры и искусства, в частности Солженицын, Пушкин, Толстой.
Наиболее упоминаемы среди них представители дореволюционного периода.
В общей сложности указанные группы составляют 94% всех ответов.
Таблица 1
Лидеры рейтинга общественных деятелей, вызывающих у молодежи ассоциации с Россией (n = 61)
Категории | 1 место | 2 место | 3 место |
Государственные деятели | Путин (49%) | Лавров (4%) | Сталин (2%) |
Политические деятели | Жириновский (7%) | Навальный (4%) | – |
Деятели культуры и искусства | Пушкин (1%) | Солженицын (1%) | Толстой (1%) |
Среди ассоциаций России с деятелями культуры и искусства также были выделены три группы (см. табл. 2).
Таблица 2
Лидеры рейтинга деятелей культуры и искусства, вызывающих у молодежи ассоциации с Россией
Категории | 1 место | 2 место | 3 место |
Литераторы | Пушкин (18%) | Толстой (4%) | Достоевский (4%) |
Композиторы и исполнители | Чайковский (3%) | Пугачева (2%) | Шнуров (2%) |
Артисты театра и кино | Безруков (4%) | Хабенский (1%) | Никулин (1%) |
- Литераторы (писатели, поэты, литературные критики) вызывают ассоциации с Россией у 39% респондентов. В основном в этот список входят писатели школьной программы, такие как Пушкин, Достоевский, Толстой, Есенин. Если смотреть на распределение по историческим периодам, то большинство указывает представителей «золотого века» русской литературы.
- Композиторов и исполнителей отметили 15% опрошенных. В лидерах находится достаточно «пестрый» состав: Чайковский, Пугачева, Шнуров, Киркоров и Кобзон. В данном случае перевес ответов идет в сторону современников.
- Артисты театра и кино, их выбрали 14% опрошенных. Сюда относятся Безруков, Хабенский, Никулин. В данной группе ожидаемо лидируют современники-представители киноиндустрии.
Таблица 3
Лидеры рейтинга исторических деятелей, вызывающих у молодежи ассоциации с Россией
Категории | 1 место | 2 место | 3 место |
Государственные деятели | Петр I (26%) | Сталин (9%), | Иван Грозный (7%) |
Военачальники и полководцы | Кутузов (6%) | Суворов (5%) | Жуков (3%) |
Деятели науки, культуры и искусства | Пушкин (2%) | Ломоносов (1%) | – |
- При ответе на вопрос о том, с какими историческими личностями ассоциируется Россия, около 72% респондентов отметили государственных деятелей – Петра I, Сталина, Ивана Грозного, Ленина. Все указанные персоналии являются достаточно противоречивыми фигурами отечественной истории.
- Военачальники и полководцы. В основном персоналии, находящиеся в данной категории, можно разделить на две группы: военачальники времен ВОВ и Отечественной войны 1812 г.
- Деятели науки, культуры и искусства составляют лишь 4% персоналий. Так же, как и в случае с общественными деятелями, перевес идет в сторону политической сферы. Варианты ответа на вопрос о литературных персонажах были также распределены по трем группам.
Таблица 4
Лидеры рейтинга литературных персонажей, вызывающих у молодежи ассоциации с Россией
Категории | 1 место | 2 место | 3 место |
Положительные образы | Онегин (11%) | Болконский (7%) | Богатыри (5%) |
Отрицательные образы | Раскольников (4%) | Чичиков (3%) | Базаров (3%) |
Амбивалентные образы | Иван-дурак (5%) | Колобок (2%) | – |
- Положительные образы составляют почти половину ответов (48%); в их число входят Онегин, Болконский, а также богатыри и другие сказочные герои.
- Отрицательные образы отмечали в 25% случаев, лидеры рейтинга – Базаров, Чичиков, Раскольников, Баба-Яга, Кощей.
- Амбивалентные, неоднозначные герои составили 14% ассоциаций. К ним относятся Иван-дурак, Незнайка, Петрушка, Анна Каренина, Башмачкин.
Исходя из этого, можно сделать вывод о преобладании положительных ассоциаций в массовом сознании молодежи. Кроме того, нельзя не отметить преобладание персонажей, относящихся к школьному курсу литературы.
В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», и мы решили узнать, какая же система культурно-исторических символов формирует патриотически настроенную молодежь. Мы применили метод регрессионного анализа, где в качестве независимых переменных использовали ответы респондентов на вопросы «С какими общественными деятелями у вас ассоциируется Россия?», «С какими деятелями культуры у вас ассоциируется Россия?», «С какими литературными персонажами у вас ассоциируется Россия?», а ответ на вопрос о патриотизме – в качестве зависимой переменной. Найденные в результате коэффициенты позволили нам сконструировать два конфликтующих между собой дискурса.
Так, респонденты, считающие себя патриотами, ассоциируют Россию с В.В. Путиным (коэффициент 0,2), отрицательно коррелируют с Навальным (–0,5) и Достоевским (–0,3). «Антипатриоты» (выбравшие вариант «скорее не ощущаю» и «безусловно не ощущаю») ассоциируют Россию с Навальным (0,2), Обломовым (0,3) и Иваном-дураком (0,3).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующие в исторической памяти студентов нарративы можно сгруппировать по трем историческим периодам: дореволюционный период (включающий в себя преимущественно деятелей XIX в.), советский период (начало – середина XX в.) и постсоветский период (конец XX – начало XXI вв.). Исторические знания и память фрагментарны, размыты и ограничены по времени, временной отрезок, на который распространяется историческая память студентов, включает период в 200 лет. Большая часть символических нарративов носит положительный характер; присутствуют и контрдискурс, но он встречается в меньшинстве.
1 Исследование проводилось в марте – апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия. Опрос проходил в городе Саранске, а также в трех районах республики (Ковылкинском, Рузаевском и Краснослободском). Применялась квотная выборка. Квотируемые признаки – пол, возраст и уровень образования. Общий объем опрошенных респондентов составил 586 человек. Из них юношей – 299 чел. (51%), девушек – 152 чел. (49%) Возраст респондентов – 18–21 год (51%), 22–24 года (49%). 78% являются студентами вузов, 22% обучаются в ссузах.
Об авторах
М. Н. Андрос
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
В. В. Пенкина
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Бойков В. Э. Историческая память в современном российском обществе: состояние и проблемы формирования // Социология власти. – 2011. – № 5. – С. 44–52.
- Васильев А. Г. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и разнообразия // Фундаментальные проблемы культурологии. – Т.6. Культурное наследие: от прошлого к будущему. – М.; СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. – С. 56–68.
- Горин И. Н., Менщиков В. В. Культурно-исторические символы и историческая память // Историко-педагогические чтения. – 2007. – № 11. – С. 74–78.
- Крокинская О. К. Культурная память и опыт в практиках конструирования будущего обыденным сознанием // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2016. – № 4 (87). – С. 142–158.
- Сикевич З. В. Историческое прошлое в социальных ожиданиях россиян // Вестник СПбГУ. – 2014. – № 2. – С. 196–206.
- Сосницкий Д. Л. Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв.: автореф. дис канд. ист. наук. – СПб., 2015. – 24 с.
- Хальбвакс М. Коллективная и историческая память [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения 10.05.2019).
- Хапаева Д. Р. Прошлое как вызов истории. Послесловие // Франция–Память. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – С 296–323.
- Шайхитдинова С. К. Эвиатар Зерубавель: «Невозможно понять настоящее без понимания прошлого» // ВЭПС. – 2007. – № 3. – С. 114–117.
- Шуман Г., Корнинг Э. Д. Коллективное знание об общественно значимых событиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strana–oz.ru/2005/3/kollektivnoe–znanie–ob–obshchestvenno–znachimyh–sobytiyah (дата обращения 11.05.2019).
- Cultural Trauma and Collective Identity / Alexander J. C, Eyerman R., Giesen В., Smelser N. J., Sztompka P. L. – Berkeley, 2004. – P. 264–297.
- Domanska E. (Re) creative Myths and Constructed History: The Case of Poland // Myth and Memory in the Construction of Community. – Brucella’s, 2000. – P. 249–262.
- Harrison S. Identity as a Scarce Resource // Social Anthropology. – 1999. – Vol. 7(3). – P. 239-251.
- Misztal B. Theories of Remembering. – Maidenhead/Philadelphia: Open University Press, 2003. – 189 p.
- Schwartz В. Abraham Linkoln and the Forge of National Memory. – Chicago, 2000. – 251 p.
- Zerubavel Е. Time Maps. Collective Memory and the Social Shape of the Past. – Chicago, 2003. – 184 p.
Дополнительные файлы







