Особенности адаптации дыхательной системы иностранных студентов в Республике Мордовия
- Авторы: Ваничкина Е.М., Мельникова Н.А., Седова Д.Г.
- Выпуск: Том 9, № 1 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 28.01.2025
- Статья одобрена: 28.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/278275
- ID: 278275
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе рассматриваются особенности адаптации дыхательной системы иностранных студентов к климатическим условиям Республики Мордовия в период их обучения в вузе. В результате проведения функциональных проб установлена задержка восстановления физиологических показателей в системе дыхания по сравнению со студентами, постоянно проживающими на территории Республики Мордовия, что свидетельствует о пролонгированной адаптации.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Давние традиции сотрудничества России и стран Азии в сфере образования, развитие международной интеграции способствуют росту востребованности отечественного образования среди студентов стран данного региона, в том числе и из Республики Индия.
Однако, если рассматривать особенности функционирования систем организма в условиях разного климата, то у приезжающих из других регионов студентов в период обучения возникают проблемы, связанные с их адаптацией к климатическим условиям региона. Физиологические системы, обеспечивающие взаимодействие организма и окружающей среды, испытывают при этом повышенную нагрузку, в том числе и система органов дыхания [1].
Чем ярче выражен контраст между климатом места постоянного проживания и климатом, преходящего места жительства, тем сильнее проявляется состояние напряжения адаптации физиологических систем организма человека [3; 4].
Особенно медленно адаптируются к условиям умеренно континентального климата студенты, приехавшие из Южной Азии. Установлено, что в период проживания на территории Республики Мордовия, где достаточно холодно зимой и не очень жарко летом, у них обнаруживаются признаки дезадаптации сердечно-сосудистой системы: увеличение частоты сердечных сокращений, возрастание артериального давления, увеличение периферического сопротивления сосудов и линейной скорости кровотока, особенно при физической нагрузке [4–7]. Системы дыхания и кровообращения связаны в единую систему снабжения организма кислородом, и работают в тесном взаимодействии. С данных позиций уместно предположить, что адаптация к условиям климата будет характерна и для системы органов дыхания.
Известно, что влиянию низких температур особенно подвержены органы внешнего дыхания, так установлено, что в ответ на смену температурного режима осуществляется перераспределение легочных объемов, и часть резервного объема выдоха при этом переходит в остаточный объем. На стадии обмена «альвеолярный воздух-кровь» газообмен снижается, следствием чего является уменьшение резервной вентиляции легких, что приводит к развитию гипоксии, которая в свою очередь вызывает спазм мелких сосудов легких, что еще больше усиливает гипоксию и увеличивает частоту дыхания. Все это служит свидетельством снижения компенсаторных возможностей организма человека [2; 3].
В связи с вышеизложенным, целью исследования было изучение особенностей адаптации дыхательной системы студентов, прибывших на обучение из Индии к условиям климата Республики Мордовия.
Материалы и методы исследования. Было обследовано 15 здоровых студентов из Республики Индия в возрасте 19–21 года, второго года обучения в медицинском институте МГУ им. Н.П. Огарёва. В группу сравнения вошли 15 студентов, имеющих возраст 19–20 лет, обучающихся на втором курсе медицинского института МГУ им. Н.П. Огарёва и постоянно проживающих на территории Республики Мордовия.
Для оценки функционального состояния дыхательной системы использовались пробы Штанге, Генчи и Сообразе. Перед проведением проб Штанге и Генчи студенты делали три обычных цикла вдох-выдох, примерно на 3/4 глубины полного вдоха. Затем, если проводилась проба Штанге, задерживалось дыхание после вдоха. Проба Генчи проводилась после выдоха. С помощью секундомера фиксировали максимально произвольное время задержки дыхания. Проба Штанге оценивалась по следующим параметрам: 50 секунд и выше – отлично, 40-50 секунд - хорошо, менее 40 секунд – плохо; проба Генчи – 40 секунд и выше – отлично, 35-40 секунд – хорошо, менее 35 секунд – плохо. По полученным результатам определялся уровень кислородного обеспечения организма.
При проведении пробы Сообразе определяли время задержки дыхания после физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд). По полученному времени судили об устойчивости организма к избытку углекислого газа.
Если апноэ после выдоха составляло менее 25 секунд, то устойчивость организма к избытку СО2 считалась неудовлетворительной, 25–40 секунд – удовлетворительной, свыше 40 секунд – хорошей. Кроме того, при проведении исследования оценивалась частота дыхательных движений (ЧДД) путем подсчета поднятий грудной клетки в течение минуты (у взрослого в норме 16–18 раз).
При обработке полученных результатов сравнивали данные с нормальными показателями, а также сравнивали средние показатели между контрольной и опытной группами. Результаты исследования были подвернуты статистическому анализу с использованием Т-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. На первом этапе нашего исследования мы сравнили время задержки по пробам Штанге, Генчи и Сообразе у студентов разных групп с нормальными показателями (рис. 1). За норму мы брали рекомендованные показатели максимальной задержки дыхания. Как видно из представленной ниже диаграммы, показатели устойчивости к гипоксии у российских студентов находились в границах, которые оцениваются, как хорошая устойчивость к гипоксии. В то время как способность адаптироваться к недостатку кислорода у студентов из Индии была резко понижена.
Обращает на себя внимание и показатель устойчивости к накоплению углекислого газа. Если индийские студенты после физической нагрузки смогли задержать дыхание после вдоха в среднем только на 20 секунд, что оценивается, как неудовлетворительный показатель, то студенты из Мордовии оказались более устойчивы к гиперкапнии. Их среднее время задержки дыхания составило около 33 секунд (рис.1).
Рис. 1. Сравнение времени задержки дыхания (в секундах) у студентов, проживающих на территории Республики Мордовия (РМ) и иностранных студентов с нормальными показателями.
Сравнивая время функциональных проб у студентов-россиян и индийских студентов, мы выявили существенно сниженную адаптационную возможность дыхательной системы у обучающихся в Мордовии иностранцев (рис. 2).
Рис. 2. Показатели времени задержки дыхания (в секундах) у иностранных студентов и студентов, проживающих в Республике Мордовия.
Как видно из данных таблицы 1, разница в показателях составляла: после вдоха (до нагрузки – 15,76%, после физической нагрузки – 63,79%), после выдоха (в покое – 50,57%, после нагрузки – 53,92%).
При анализе показателей, мы установили, что продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе находилась в зоне значительной разницы и статистически была доказана (табл. 1).
Далее мы оценили способность дыхательной системы к восстановлению после физической нагрузки.
Таблица 1
Показатели времени задержки дыхания до и после физической нагрузки у иностранных студентов и студентов, проживающих на территории Республики Мордовия
Группы студентов | Среднее значение времени задержки дыхания после вдоха, с. | Среднее значение времени задержки дыхания после выдоха, с. | ||
Проба Штанге | после нагрузки | Проба Генчи | после нагрузки | |
Студенты из Мордовии | 44,00+3,64 | 33,38+3,38* | 37,61+3,50 | 27,54+3,26* |
Студенты из Индии | 38,01+3,72 | 20,38+3,27*(**) | 18,59+2,29(**) | 12,69+2,09(**) |
Примечание: * – Р < 0,05, между показателями до нагрузки и после нагрузки;
(**) – Р < 0,05, между показателями студентов из Индии и из Мордовии
Рис. 3. Распределение студентов опытной и контрольной групп по срокам восстановления дыхания после физической нагрузки.
Как видно на рисунке 3, в восстановительный период также были обнаружены различия в адаптационных возможностях системы дыхания у иностранных студентов и студентов контрольной группы. Восстановление дыхания у студентов из Южной Азии после физических нагрузок проходило более трех минут, у студентов из Мордовии – в течение 3-х минут (дыхание у большинства человек восстанавливалось в первую минуту отдыха).
Далее нами была просмотрена динамика изменения ЧДД на физическую нагрузку (рис. 4). Известно, что при физической нагрузке частота и глубина дыхания возрастает за счет повышенной потребности в кислороде, и, в зависимости от интенсивности работы, частота дыхательных движений может достигать 40 раз в минуту.
Рис. 4. Изменение частоты дыхательных движений (ЧДД) в момент физической нагрузки (в абсолютных числах).
В нашем исследовании было установлено, что у большинства иностранных студентов наблюдалось увеличение ЧДД свыше 40 в минуту, в то время как в контрольной группе изменения так же присутствовали, но были значительно ниже, чем в исследуемой (ЧДД составила от 27 до 35 в минуту).
Заключение.
Таким образом, данные, полученные в нашей работе, показали, что акклиматизация у иностранных студентов 2 года обучения к особенностям климата Республики Мордовия пройдена не до конца, что требует от иностранных студентов из Индии более внимательного отношения к своему физиологическому состоянию.
Об авторах
Е. М. Ваничкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Н. А. Мельникова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Д. Г. Седова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Агаджанян Н. А., Радыш И. В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. – 2009. – Т.5. – С. 3–8.
- Григорьев, А. И. Экология человека: учебник / под ред. А. И. Григорьева – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.
- Нифонтова О. Л, Литовченко О. Г., Багнетова Е. А., Конькова К. С. Показатели функционального состояния дыхательной системы студентов северного вуза // Экология человека. – 2017. – № 2. – С. 17–21.
- Киящук Т. В., Киящук А. А. Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник РУДН, Серия «Психология и педагогика». – 2010. – № 1. – С. 25–30.
- Карабинская О. А., Изатулин В. Г., Макаров О. А., Колесникова О. В. Качество жизни студентов медицинского вуза с учётом этнических особенностей // Сибирский медицинский журнал. – 2014. – № 2. – С. 80–83.
- Толстая Е. В. Медико-экологическая реабилитация и экспертиза»: методич. пособ. к практ. занятиям. – Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2010. – 230 с.
- Мельникова Н. А., Ваничкина Е. М., Седова Д. Г. Особенности адаптации сердечно- сосудистой системы иностранных студентов, обучающихся в республике Мордовия // XLVIII Огарёвские чтения: Материалы научной конференции. Ч. 2. – Саранск, 2020. – С. 468–473.
Дополнительные файлы
