Образ В. С. Высоцкого в книге В. И. Новикова «Высоцкий»

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается образ В. Высоцкого в рецепции литературоведа В. И. Новикова. В ходе исследования выявлены характерные черты, присущие человеку и поэту Владимиру Высоцкому, по мнению его биографа В. И. Новикова.

Полный текст

В. Высоцкий – видный деятель русской культуры второй половины 60-70-х годов ХХ века. Записи его песен расходились миллионными тиражами, каждая театральная постановка и фильм, в которых участвовал В. С. Высоцкий, имели огромную популярность, а написанная им музыка исполнялась во многих советских фильмах. Не будет преувеличением сказать, что В. Высоцкий еще при жизни стал легендой для большинства советских людей. Поэт надеялся на то, что его стихи тоже будут когда-нибудь опубликованы: «А все равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут» [2, с. 14].

В июле 1980 года поэта не стало. Скоропостижный уход из жизни сделал его еще более популярным. Постепенно cтало формироваться и «высоцковедение». Свое начало оно берет с сообщения в «Литературной газете» от 19 марта 1986 года о решении секретариата правления Союза писателей СССР утвердить комиссию по литературному наследию В.С. Высоцкого под председательством Роберта Рождественского.

В. А. Гавриков в своей статье подчеркивает: «В 1990 г. защищена первая диссертация, в заголовке которой упоминается имя В. С. Высоцкого. Это труд С.С. Бирюковой: «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде». Тогда же, уже более 30 лет назад, был издан первый научный сборник, посвященный творчеству Высоцкого («В.С. Высоцкий: исследования и материалы»). Он стал итогом первой высоцковедческой конференции: чтений «Поэзия и правда Владимира Высоцкого», проведенных в феврале 1988 г. в Воронежском государственном университете. Там же, в Воронеже, в 1991 г. увидела свет первая научная монография о поэте, созданная совместными усилиями А.В. Скобелева и С. М. Шаулова: «Владимир Высоцкий: Мир и Слово». Затем поток научных исследований, главным образом филологических, нарастал лавинообразно» [3, с. 5].

В том же году В. И. Новиков издал книгу «В союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий», а в 2000-е гг. вышла в свет его монография о жизни и творчестве В.С. Высоцкого в целом. Книга В. И. Новикова «Владимир Высоцкий», напечатанная в серии ЖЗЛ в 2002 году, и с тех пор не раз переизданная, на сегодняшний день является одной из лучших книг, посвященных личности и творчеству поэта. Кроме того, по мере перепечатывания книга исправлялась и дополнялась. На наш взгляд, сегодня это самая полная и самая качественная, не только по охвату материала, но и по глубине понимания эпохи, биография В. С. Высоцкого. Примечателен тот факт, что, когда В. Новиков комментирует творчество поэта, он часто делает это более корректно и изящно, чем другие исследователи поэтики Высоцкого.

Говоря о жанре своего труда, автор подчеркивает «…Я выбрал форму беллетризованного повествования, основанного, однако, исключительно на реальных фактах и свидетельствах. Эту книгу я воспринимаю как роман, написанный в соавторстве с Высоцким, поскольку сюжет своей судьбы он, следуя пушкинскому принципу “самостоянья”, сумел выстроить вопреки социально-политическим обстоятельствам. Неотъемлемой частью этого “романа жизни” стали и песни Высоцкого – как единое целое, как законченный образ мироздания…» [1, с. 15].

В. С. Высоцкий в книге В. И. Новикова подается как культурный феномен, как художник, творческое наследие которого синкретично и многослойно.

В своем труде литературовед воспринимает В. С. Высоцкого как художника слова, чье поэтическое творчество художественно состоятельно и колоритно. Автор книги дает высокую оценку языковой оригинальности В.С. Высоцкого. Исследователь рассматривает его поэзию как живое явление языка, а не искажение классических канонов литературы.

Очевидно, исследователь считает его полистилистом, причем настолько уникальным, что у него не может быть последователей в современной поэзии. Путь, по которому шел В. С. Высоцкий, был только его путем, а другие пусть ищут свой. Он был единственным в своем роде, подражать ему невозможно, а тот, кто пробует делать это, ошибается.

Для многих советских людей В. С. Высоцкий был самым настоящим героем, народным героем. Он являлся человеком, который, несмотря на свою известность и популярность, оставался «всенародным Володей».

 В поэзии В. С. Высоцкий выразил свою жизненную и творческую позицию. В частности, в стихотворении-песне «Иноходец» он говорит:

Но наездник мой всегда на мне, -

Стременами лупит мне под дых.

Я согласен бегать в табуне,

Но не под седлом и без узды! [2, с. 111]

В. С. Высоцкий ищет в образе условие конфликта, противопоставляет коня и седока. Седок, "жокей" становится воплощением жестокой и бесчеловечной силы. А конь рожден свободным, ему бы бегать «не под седлом и без узды!». В обстоятельствах некоего плена, отсутствия абсолютной свободы от официальных обязательств, от давления государственной машины, лирический герой Высоцкого не может реализовать свой потенциал.

Высоцкий в рецепции народа был тем, кто «говорит правду». Для поэта не существовало запретных тем. Он безбоязненно, с вызывающей у многих завистью писал и пел обо всём, что его волновало: литература, история, Библия, фольклор, спорт, море, горы, война, преступный мир. В его репертуаре все произведения построены на остром конфликте, через который он выражал людские мысли и чаяния. Особенно это ощутимо в «Песне про уголовный кодекс»:

Нам ни к чему сюжеты и интриги:

Про все мы знаем, про все, чего ни дашь.

Я, например, на свете лучшей книгой

Считаю Кодекс уголовный наш.

В каждом слове этого произведения звучат сразу два голоса – персонажа и автора. Первый думает об участи своих дружков, второй – о судьбе всего народа, первый перебирает статьи кодекса, второй окидывает мысленным взором весь опыт мировой литературы:

Вы вдумайтесь в простые эти строки, –

Что нам романы всех веков и стран!

Здесь есть бараки, длинные, как сроки,

Скандалы, драки, карты и обман…[2, с. 213]

В. И. Новиков отмечает, что В. С. Высоцкий находит точку пересечения между высокой литературой и жизнью простых людей, а для этого нужна особая смелость – смелость простоты. Образцом такой простоты и стала для него блатная песня, в которой он ищет остроту конфликта, беспощадную правду человеческих отношений.

В произведениях В. С. Высоцкого лирический герой всегда демонстрируется в разных амплуа и достаточно противоречив. С одной стороны, он может горы свернуть, во что бы то ни стало ему важно достигнуть цели, а с другой – он надломлен и разбит, его переполняет отчаяние. Однако каждое стихотворение поэта наполнено глубоким смыслом и откликается на события общественной жизни.

В своем творчестве он часто использует такие приемы, как аллегория, гротеск, каламбур. Он создавал стихи-роли, вживаясь в образы не только других людей, но и животных, и даже объектов неживой природы. Одной из лучших песен считается «Охота на волков». В них слышится тревога о судьбе тех, кто гоним несправедливым большинством:

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат охотники, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков [2, с. 71].

По мнению биографа, заключительный этап жизни В. С. Высоцкого наиболее трагичен. Поэта мучает состояние безысходности, он часто обращается к алкоголю и наркотикам. Последнюю точку поставило постижение бессмысленности попыток обратиться к широкой аудитории: послушают, уйдут – и все по-прежнему, «все не так, как надо». В своем последнем стихотворении поэт пишет:

И снизу лед и сверху – маюсь между, –

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно – всплыть и не терять надежду,

А там – за дело в ожиданье виз.

Произведение наполнено трагическими переживаниями лирического героя. Но вера в лучшее не покидала его до конца жизни ‒ «всплыть и не терять надежду». Завершается стихотворение упоминанием бога – отчетливый признак духовного одиночества, готовности к смерти. Больше апеллировать было не к кому и не к чему:

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним. [2, с. 261]

Ключевыми качествами поэта, по мнению В. И. Новикова, были правдивость, гражданское мужество и то глубокое единение с народной душой, которое позволяет назвать демократизм важнейшей чертой его творческого и общественного облика. Именно благодаря этой черте В.С. Высоцкий является абсолютным чемпионом прижизненной популярности среди поэтов всех времен и народов. Чтобы по достоинству оценить, насколько глубоко его творческое наследие, нужно умение с разных сторон взглянуть на эту многогранную личность. В. С. Высоцкий представлен в книге «Высоцкий» как сложный художник, с оригинальным стилем, с уникальным поэтическим языком, но прежде всего он показан как творец, не способный не создавать, как человек с распахнутым сердцем, с исполненной страданием душой непризнанного поэта. Из книги мы понимаем, что, будучи востребованным артистом театра и кино, популярным бардом, он более всего мечтал о звании Поэта. И именно сегодня мы можем констатировать, что с уходом на второй план образа поющего Высоцкого (сегодня его песни поют другие люди), на первый план вышел Высоцкий-поэт, стихи которого читают.

×

Об авторах

Н. А. Козлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru

Список литературы

  1. Бродская Е. В. Рецепция творчества В. С. Высоцкого в советской прессе 1960-х – 1980-х годов : автореф. дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс] // Российский гос. гуманитар. университет. – Москва, – 2011. – 174 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/recepcija-tvorchestva-v-s-vysockogo-v-sovetskoj-presse-1960-h- 1980-h-gg.html (дата обращения 25.10.2020).
  2. Новиков В. И. Высоцкий / науч. ред. Е. В. Смирнова. – М. : Изд-во Молодая гвардия. – 2018. – 496 с.
  3. Гавриков В. А. Диссертационные исследования о творчестве Высоцкого 2010 – 2014 годов: критический анализ [Электронный ресурс] // Вестн. РУДН. Сер. : Литературоведение и журналистика. – 2015. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dissertatsionnye-issledovaniya-o-tvorchestve-vysotskogo-2010- 2014-godov-kriticheskiy-analiz (дата обращения 25.10.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».