Компьютерное моделирование в программе ArchiCAD 23
- Авторы: Ерофеева И.В., Исхакова М.Ю., Байчурина Р.М.
- Выпуск: Том 8, № 10 (2020)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 13.01.2025
- Статья одобрена: 13.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276709
- ID: 276709
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается процесс овладения компьютерными технологиями студентами направления подготовки 05.03.03 «Картография и геоинформатика». Показан программный пакет ArchiCAD 23, основанный на технологии информационного моделирования, который позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям.
Ключевые слова
Полный текст
Информационные и геоинформационные технологии достаточно широко используются в учебном процессе студентов по направлению подготовки 05.03.03 «Картография и геоинформатика». Дисциплина «Современные информационные технологии в картографии» начинает изучаться уже на втором курсе. В научных исследованиях студентов-картографов широко применяется компьютерное моделирование и картографирование, характеризующееся высокой степенью автоматизации и созданием новых видов геоизображений [1; 2]. Таковыми являются трехмерные модели. Исходным материалом для создания могут служить как результаты полевых геодезических измерений местности, так и картографический материал, аэро- и космические снимки, цифровые модели рельефа. Интересен опыт создания пространственной модели местности в ГИС- пакете ArcGIS, где специализированными приложениями для трехмерного отображения данных являются ArcScene и ArcGlobe [3; 4].
Нами представлен опыт компьютерного моделирования в рамках изучения дисциплины «Компьютерная графика» с применением специализированной системы архитектурного проектирования ArchiCAD. На основе данного программного продукта можно разработать и изучить широкий круг геодезических работ, а также выполнять инженерно-геодезическое проектирование, которое относится к проектированию сооружений и включает: составление топографической основы в необходимых масштабах; геодезическую подготовку проекта для перенесения его в натуру; проектирование зданий и сооружений и т.п. Применение ArchiCAD 23 способствует повышению качества выполняемых графических работ и позволяет сделать их более наглядными для оценки проектных решений. Например, при создании цифровых пространственных моделей - 3D.
Объектом нашего исследования явился комплекс работ по созданию проекта небольшого частного дома. Учебный проект, таким образом, становится методом организации учебного исследования и мотивационной основой для его проведения [5].
Компьютерное моделирование является одним из важных видов учебной деятельности, которое позволяют принимать более правильные решения по совершенствованию действующих объектов, изменять и создавать новые [6]. Как указывается в работах Е. С. Полат, проектная деятельность обучающихся представляет собой совместный учебно-познавательный, творческий или игровой процесс, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата. Непременным условием любой проектной работы является наличие заранее выработанных представлений, этапов проектирования, их реализации и конечный продукт [7] Автор отмечает, что проект всегда начинается с постановки значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения [8].
Пакет ArchiCAD, базирующийся на концепции «Виртуального здания», специально разработан с учетом особенностей архитектурно-строительного проектирования и позволяет работать не с отдельными чертежами, а с объемной моделью, содержащей все необходимые данные о проектируемом здании, начиная с планов, разрезов, фасадов и заканчивая сметами и спецификациями. Такой подход позволяет уже на ранних этапах проектирования обнаружить и устранить большинство недостатков проекта. Кроме того, концепция «Виртуального здания» предполагает, что все чертежи точно соответствуют друг другу, так как представляют собой разные способы отображения одной и той же модели [5; 9].
На рисунке 1 представлен первый этаж небольшого частного дома, выполненный с использованием программы ArchiCAD. В здании имеются жилые комнаты, кухня-гостиная, гардеробная, две ванные комнаты, кабинет, веранда.
Рис. 1. Планировка первого этажа частного дома.
Проектирование благоустройства вокруг дома начинается с создания рельефа местности, с построения сетки горизонталей и каждой горизонтали (см. рис. 2).
Рис. 2. Благоустройство участка частного дома.
Особенностью программы ArchiCAD является возможность создавать 3D-проекты. Самая популярная опция – это возможность построения «белой модели». При ее включении можно быстро получить изображение, которое передает объем и размеры общего проекта. Но интересные результаты можно получить при различных настройках и при использовании текстур. Можно выбрать нужный материал из списка (камень, стекло, дерево и т.д.) и назначить материал для объекта. Для лучшего визуального восприятия все объекты, представленные в проекте, отображаются в реально используемых материалах [11].
Результатом визуализации является фотореалистичное изображение, на котором отражены используемые материалы, текстуры, условия освещения. Реалистичность изображения зависит от настроек визуализации – настройки освещения, размера, качества изображения (см. рис. 3).
Рис. 3. Вид частного дома в 3D.
В заключение можно выделить основные достоинства использования программного пакета ArchiCAD 23.
- Программный пакет ArchiCAD позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям проектирования.
- Концепция «Виртуальные здания» может работать с объемной моделью здания как с трехмерной моделью геоизображения.
- Программные возможности ArchiCAD позволяют обнаружить и исключить большинство недостатков при проведении проектных и камеральных работ.
- Программный пакет ArchiCAD – это возможность создавать фотореалистичные проекты с целью лучшего визуального восприятия.
- Имеется возможность корректировки цифровой модели на стадии ее создания и обработки данных полевых измерений, исправления ошибок, вызванных недостаточным практическим опытом студентов.
Полученные знания, умения и навыки по работе с программным пакетом ArchiCAD будут востребованы в будущей производственной и профессиональной деятельности. Они крайне необходимы, например, в деятельности кадастрового инженера, т.к. кроме создания межевых планов, геодезических схем, актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, также выполняются работы по подготовке технических планов зданий и сооружений, частей объектов недвижимости.
Об авторах
И. В. Ерофеева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
М. Ю. Исхакова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Р. М. Байчурина
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О построении картографических изображений средствами ГИС-пакетов // Педагогическая информатика. – 2015. – № 1. – С. 55–63.
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Использование современных информационных технологий в дипломных работах // Интеграция образования. – 2008. – № 3. – С. 103– 107
- Гусев И. А. Создание пространственной модели местности в ГИС ArcGIS [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sozdanie-prostranstvennojj-modeli-mestnosti-v-gis-arcgis (дата обращения 15.05.2020).
- Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Интеграция 3D-моделирования и ГИС // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". – 2014. – S4. – С. 438–439.
- Сергеев А. Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2005. – № 1(10). – С 80–85.
- Манухов В. Ф., Тесленок С. А. Новые информационные технологии в учебном процессе // Интеграция образования. – 2010. – № 1 (58). – С. 30–34.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
- Использование системы ArchiCAD в архитектурном проектировании: Метод. указ. / Сост.: Т. Ф. Ельчищева, И. В. Матвеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-т., 2004. – 31 с.
- Проектирование зданий в системе ArchiCAD: Метод. указ. / Сост.: Т. Ф. Ельчищева, И. В. Матвеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-т., 2003. – 32 с.
- Черникова С. М. Лекция – визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. – № 1(70). – C. 255–256.
