Бизнес-подкаст как современный жанр экономического дискурса
- Авторы: Русяева А.С.1
-
Учреждения:
- Научный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
- Страницы: 37-43
- Раздел: Социальные и гуманитарные науки
- Статья получена: 05.01.2025
- Статья одобрена: 18.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276042
- DOI: https://doi.org/10.15507/2311-2468.013.202501.037-043
- EDN: https://elibrary.ru/tigtup
- ID: 276042
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье рассматривается бизнес-подкаст как новый жанр экономического дискурса. Цель исследования – выявление ключевых особенностей и функций бизнес-подкастов в рамках экономической коммуникации.
Материалы и методы. Исследование выполнено на материале бизнес-подкастов, доступных на платформах YouTube, VK Podcasts, «Яндекс Музыка», Spotify, Apple Music и Soundcloud. На основе литературного анализа выявлены ключевые функции и особенности бизнес-подкастов. Применены методы сравнительного анализа и систематизации, позволяющие определить ключевые черты жанра.
Результаты исследования. В работе выделены структурные и функциональные особенности бизнес-подкастов, включая их образовательную и информационную значимость, а также их влияние на популяризацию экономических знаний. Доказано, что бизнес-подкаст отвечает основным критериям жанровой структуры – тематичности, цели, формату.
Обсуждение и заключение. Проведенный анализ дополняет представления о новом жанре экономического дискурса – бизнес-подкасте. Материалы статьи могут быть полезны исследователям, преподавателям и практикам, заинтересованным в новых формах медиаобразования и профессиональной коммуникации.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Современные медиаплатформы активно изменяют способы подачи и восприятия информации, в том числе и экономической. Одним из новых форматов для обмена опытом и знаниями стали бизнес-подкасты. Благодаря доступности, персонализированному подходу и гибкости, бизнес-подкасты не только адаптируются к требованиям современных слушателей, но и активно способствуют популяризации знаний в сфере бизнеса.
Актуальность данной темы обусловлена ростом популярности подкастов как инструмента коммуникации, их интеграцией в профессиональную и образовательную среду, а также уникальной способностью адаптировать сложные экономические концепции для широкой аудитории. Бизнес-подкасты выполняют важные функции: от предоставления практических рекомендаций для предпринимателей до анализа глобальных экономических трендов, что делает их неотъемлемой частью современного экономического дискурса [1–3].
Цель исследования – рассмотреть бизнес-подкасты как современный жанр экономического дискурса и выявить их ключевые особенности. Это позволит определить место бизнес-подкастов в структуре данного дискурса.
Обзор литературы
Современные исследования подчеркивают разнообразие подходов к анализу экономического дискурса, который рассматривается как интеграция текстов и речевых актов, связанных с экономической деятельностью, при этом акцент делается на коммуникативной и функциональной составляющих[1] [4]. Жанровая структура экономического дискурса активно исследуется в контексте его взаимодействия с медийными форматами [5–7]. Одним из популярных форматов является подкаст – это не только видео- или аудиовизуальный материал, созданный человеком и доступный в сети Интернет, но и форма социального сервиса Веб 2.0, активно развивающегося его пользователями. По сравнению с телевидением или радио, подкасты обладают значительным преимуществом, поскольку позволяют прослушивать аудиозаписи и смотреть видео не только в режиме реального времени, но и в любой удобный для слушателя момент. По своей продолжительности они могут варьироваться от нескольких минут до нескольких часов [8].
Подкаст сочетает в себе элементы традиционной и современной журналистики, часто используется вместе с другими жанрами, создавая таким образом конвергенцию. Под конвергенцией понимается процесс, который происходит в современной медиаиндустрии и связан с техническими достижениями в области передачи информации. Он основан на принципе кроссмедийности – однократном производстве контента и многократном его распространении на разных медиаплатформах, например, когда стенограммы подкастов публикуются или распространяются в виде информационных текстов. Этот метод часто используют онлайн-СМИ, которые могут иметь или не иметь своей традиционной печатной версии [6].
Еще один пример конвергенции – представление радио- и телевизионных программ в формате подкастов. Важно отметить, что подкасты имеют значительный потенциал, особенно с точки зрения обеспечения доступности контента на разных медиаплатформах.
В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на жанровой специфике подкастов как нового медиаформата. Например, одни ученые описывают их образовательные функции [8], а другие пишут об их полимодальной природе, позволяещей соединить текст, звук и визуальный контент [3]. Также подкасты способствуют персонализации подачи информации, делая сложные темы доступными широкой аудитории.
Несмотря на развитие этой области, остаются нерешенными следующие проблемы: недостаточная систематизация жанровых особенностей бизнес-подкастов и отсутствие комплексных исследований, посвященных их роли в экономическом дискурсе. Данная работа направлена на устранение этого пробела, рассматривая бизнес-подкасты как самостоятельный жанр с уникальными характеристиками.
Материалы и методы
В ходе исследования проведен анализ предметного поля, связанного с жанровыми характеристиками бизнес-подкастов. С помощью проведенного литературного анализа выявлены ключевые функции и особенности бизнес-подкастов. В соответствии с критериями, предложенными в научной литературе, проанализированы бизнес-подкасты, доступные на платформах YouTube, VK Podcasts, «Яндекс Музыка», Spotify, Apple Music и Soundcloud.
Результаты исследования
Бизнес-подкаст – это способ организации экономического дискурса, один из его жанров. Поэтому выявление особенностей и функций бизнес-подкастов требует рассмотрения самого концепта дискурса.
По мнению Н. Д. Арутюновой, дискурс представляет собой связный текст, который включает экстралингвистические (прагматические, социокультурные, психологические) факторы и отражает речевую деятельность в ее событийном аспекте. Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь», учитывающая мимику, жесты, контекст и условия коммуникации[2].
Е. С. Кубрякова считает, что дискурс представляет собой «форму языкового использования в реальном времени, которая отражает определенный тип социальной активности индивида». Он создается с целью конструирования «особого мира» (его образа) через детализированное языковое описание и является частью более широкого процесса общения между людьми, которое включает в себя условия взаимодействия, участников общения, цель коммуникации[3].
Таким образом, мы можем определить дискурс как форму языкового использования, представляющую собой связный и целенаправленный текст, отражающий социальную активность человека и создающий «особый мир» через детализированное описание реальности. Дискурс существует в контексте коммуникации, включая в себя условия взаимодействия, участников и цели общения. К дискурсу относятся не только вербальные, но и экстралингвистические аспекты.
Экономический дискурс представляет собой сложное коммуникативное явление, существующее в рамках социокультурного контекста; он имеет свои собственные цели, всегда адресатен и находится в постоянной конкуренции с другими институциональными дискурсами.
Основными целями экономического дискурса являются освещение событий экономической жизни общества, информирование о состоянии экономики, формирование определенного отношения к различным изменениям и побуждение к определенным действиям, исследование направлений развития экономики. В качестве участников коммуникации выступают различные субъекты: государство, журналисты, ученые, научные сотрудники, преподаватели и др. [4].
Экономическиий дискурс отличается жанровым разнообразием. В зависимости от цели, участников и сферы общения информацию можно репрезентовать в виде интервью, репортажа, экономических новостей, лекции, дискуссии, конференции, беседы и т. д. [4].
В свою очередь, жанр можно определить как тип высказывания, формирующийся в рамках определенного дискурса. Основными элементами жанровой структуры являются тематичность, цель и формат. Бизнес-подкасты соответствуют данному определению, так как интегрируют в себе ключевые элементы жанровой структуры [5].
Бизнес-подкаст – это формат аудио- или видеоконтента, в котором ведущие обсуждают различные темы, связанные с бизнесом, экономикой, финансами и другими аспектами предпринимательства. Некоторые из них сосредоточены на интервью с экспертами, как например: «Либо выйдет, либо нет», Big Money, «Сделал сам», где предприниматели делятся своим опытом. Другие включают обсуждения актуальных вопросов, например, подкасты The Indicator и The Journal помогают слушателям оставаться в курсе последних экономических тенденций. Кроме того, существуют подкасты в формате образовательных лекций, среди которых Business Breakdowns, The Biz of Nonprofit Consultants и «Деньги делают деньги», подробно анализирующие финансовые стратегии и бизнес-модели.
Одна из главных характеристик бизнес-подкастов – разнообразие их форматов. Бизнес-подкасты могут быть записаны в виде интервью, как We study Billionaires, где успешные предприниматели делятся своими историями успеха, или Masters of Scale, в котором генеральные директора компаний раскрывают секреты роста бизнеса. В формате монологов работает Youpreneur – подкаст о создании личного бренда. Если же слушатель предпочитает дискуссионные шоу, ему могут подойти подкасты в формате ток-шоу, например «В один клик», где ведущие приглашают руководителей и собственников крупных предприятий и говорят с ними об электронной торговле. Любителям нарративных историй будет интересен «В курсе рубля» – подкаст о динамике российской экономики. У аудитории есть возможность выбирать подходящих им авторов. Кроме того, подкаст можно загрузить на свое устройство и слушать в удобное время [6].
Целевая аудитория экономических подкастов включает широкий круг слушателей: от предпринимателей и экспертов до студентов и преподавателей. Например, такие подкасты, как Masters of Scale, TED Business, «Цифровой бизнес» и Russian Marketing Podcast, привлекательны для профессионалов, желающих укрепить свои знания. В свою очередь, The Indicator from Planet Money, How I Built This, «Чай с Предпринимателем» и «Инвестиции в кедах» могут заинтересовать тех, кто только начинает разбираться в сложных темах. Легкость восприятия, возможность прослушивания в удобное время и персонализированный подход делают подкасты идеальным медиаресурсом для ценителей современных методов коммуникации и обучения.
Информационная и образовательная функции всецело реализуются в подкасте благодаря «системе вербальных (пояснение терминологии, соединение языкового стандарта с коллоквиализмами и др.), визуальных (таймлайн, шрифты, рисунки, фотографии и др.), аудиальных (голос за кадром, музыка, разные типы шумов) знаков, позволяя авторам соединять просвещение с развлечением, вовлекать адресата в коммуникацию, целью которой является творческое приобщение широкой аудитории к культурно значимым смыслам как основе современного научного знания» [6, с. 333].
Другими словами, бизнес-подкасты являются важным инструментом для обмена знаниями в области экономики. Они позволяют своим слушателям получать актуальную информацию в удобном формате, что особенно важно для современного человека.
Таким образом, мы можем охарактеризовать бизнес-подкаст как жанр, несмотря на то, что каждый подкаст-продукт будет иметь свои уникальные особенности.
Обсуждение и заключение
Бизнес-подкаст можно считать жанром, поскольку он отвечает основным критериям жанровой структуры – тематичности, цели, формату. Тематичность заключается в сосредоточенности на вопросах бизнеса, экономики, предпринимательства и финансов. Целью бизнес-подкастов является предоставление актуальной информации, образовательного контента и формирование сообщества единомышленников. Формат бизнес-подкастов варьируется от интервью и ток-шоу до монологов и нарративных историй, что подтверждает их структурированность как жанра. Кроме того, бизнес-подкасты обладают гибкостью в медиасреде благодаря своей интеграции в процесс медийной конвергенции. Возможность комбинирования элементов традиционной и современной журналистики, а также использование различных медиаформатов усиливают их функциональную и коммуникативную ценность.
Бизнес-подкасты органично вписываются в структуру экономического дискурса и соответствуют его основным целям: информированию, обучению, формированию общественного мнения. Благодаря своей гибкости и доступности бизнес-подкасты становятся эффективным инструментом для освещения экономических процессов, передачи знаний и влияния на восприятие слушателей. Они предоставляют слушателям актуальную информацию о макроэкономических трендах, бизнес-стратегиях и финансовых инструментах. Образовательная функция подкастов позволяет осваивать новые концепции и подходы, а неформальный характер подачи информации делает их понятными даже для неподготовленной аудитории. При этом они способствуют формированию общественного мнения, отражая и обогащая экономический дискурс.
Целевой аудиторией бизнес-подкастов выступают предприниматели, специалисты и все, кто интересуется развитием бизнеса и экономическими тенденциями. Они помогают формировать сообщество единомышленников вокруг определенных тем.
Тематика подкастов, посвященных экономике, чрезвычайно разнообразна. Среди наиболее популярных направлений можно выделить обсуждение макроэкономических изменений и глобальных тенденций, вопросы инвестиции, а также темы, связанные с управлением бизнесом. Нередко в подкастах встречаются вдохновляющие истории успеха, в которых эксперты и предприниматели делятся своим опытом и идеями. Такое разнообразие тем не только удовлетворяет запросы разных групп людей, но и формирует пространство для обмена опытом и идеями.
Бизнес-подкасты трансформируют традиционные жанры экономического дискурса, адаптируя их к потребностям современных медиаплатформ. Интервью с экспертами приобретают более личный и неформальный характер, что делает темы доступнее. Лекции, привычные для академической среды, превращаются в увлекательные рассказы, насыщенные интерактивными элементами и диалогами. Репортажи, зачастую сухие и перегруженные фактами, в подкастах приобретают живость и повествовательный характер, что позволяет глубже погрузить аудиторию в обсуждаемые вопросы. Дискуссии и дебаты в формате подкастов также приобретают новый уровень открытости и динамики, привлекая внимание широкой аудитории.
Таким образом, бизнес-подкасты, не только выполняют задачи экономического дискурса, но и расширяют его возможности, предлагая современные, интерактивные, персонализированные способы подачи информации.
Дополнительная информация
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
[1] Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 2000. С. 5–20.
[2] Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990. 683 с.
[3] Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М. : Языки славянской культуры, 2004. 560 c.
Об авторах
Александра Сергеевна Русяева
Научный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: twentyonepilot17@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7730-9267
SPIN-код: 3406-7507
магистрант факультета иностранных языков
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Дорощук Е. С., Трифонова П. В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2. С. 35–39. EDN: WLUNAZ
- Журавлева А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1. С. 112–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo-tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 10.01.2025).
- Хакимова Е. М. Русскоязычные подкасты как современная дискурсивная практика и предмет исследования // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 84. С. 72–95. EDN: XOSUHZ
- Евтушина Т. А., Ковальская Н. А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6. С. 42–46. EDN: SNJBML
- Силантьев И. В. Дискурс и жанр // Вестник Новосибирскиго государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 6. С. 78–83. URL: https://sciup.org/14737331 (дата обращения: 10.01.2025).
- Черноусова А. О. Дискурсивные и полимодальные особенности жанра англоязычного бизнес-подкаста и применение подкастов в учебно-методической работе // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3. С. 331–335. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-i-polimodalnye-osobennosti-zhanra-angloyazychnogo-biznes-podkasta-i-primenenie-podkastov-v-uchebno-metodicheskoy (дата обращения: 15.01.2025).
- Солодовникова Т. В. Специфика современного экономического дискурса как категории // Экономическая наука сегодня. 2017. № 5. С. 80–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennogo-ekonomicheskogo-diskursa-kak-kategorii (дата обращения: 17.01.2025).
- Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2. С. 189–201. EDN: SHDYHZ
Дополнительные файлы
