Художественное своеобразие поэм А. А. Вознесенского (на материале поэм «возвратитесь в цветы», «ru»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению художественных особенностей жанра поэмы в творчестве А. Вознесенского рубежа XX-XXI вв. В ходе анализа делается вывод о синтезе традиций авангардной и классической поэзии в творчестве современного автора.

Полный текст

Особенная пестрота и многогранность присутствуют в современной отечественной поэзии, что создает определенные трудности в ее научном осмыслении. Литературный процесс вобрал в себя всю смену эстетических, идеологических, нравственных парадигм эпохи. Динамические тенденции, наблюдаемые на рубеже XIX-XX веков, когда значимые фигуры классического реализма освобождали позиции под натиском авангарда, модернистских исканий Серебряного века, отчетливо проецируются на современную литературную ситуацию. Складывающееся поэтическое пространство рубежа веков во многом ориентируется на опыт и стратегии предшествующего столетия. Так, в современном литературоведении наиболее обсуждаемым становится вопрос, раскрывающий эволюцию жанра, пути его трансформации. Современная поэзия, включающая в себя модернистские и постмодернистские тенденции, характеризуется появлением новых форм выражения.

Особое место отводится жанровым предпочтениям, наблюдаемым в современном поэтическом процессе. Характер поэтических откровений дает возможность современным поэтам обратиться к крупной поэтической форме, вызывающей особый интерес – поэме. Именно в ней находит отражение процесс формирования новых жанровых стратегий, приводящий к появлению разнообразных модификаций поэмы.

Стремление выявить весь комплекс специфических черт этого жанра, его место в широком литературном движении 50-60-х годов диктует необходимость обращения к истории осмысления, по меньшей мере, поэмы нашего столетия, огромный эстетический потенциал которой содержит в себе основу для верного определения сути, характера изменений, произошедших в новейшей поэме. XX век принес в литературу значительнейшие изменения, отразившиеся, естественно, и на жанровом уровне.

Жанр поэмы на протяжении более полувека вызывает научные дискуссии. Поэма как особый жанр приобретает в современной отечественной поэзии все большую популярность, так как в ней наиболее зримо отражаются все социальные, культурно-эстетические события эпохи. Концепция жанра русской поэмы 50 – 80-х годов XX века представлена в монографии В. А. Редькина. Он отмечает: «жанр конкретной поэмы лежит на пересечении ряда координат в плоскости как идейно-художественного содержания, так и содержательной формы. Важны соотношения эпического и лирического начал в произведении, определение идейно- тематической направленности, типа мировосприятия художника <…>, вид пафоса, традиции, в рамках которой лежит поэма» [8, с. 26].

Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия, воплощающая в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, нашла отражение в позднем творчестве А. Вознесенского. Его идиостиль в полной мере соответствует определению «эстрадной» поэзии, которая была рассчитана не на чтение, а на диалог, обращена не к читателю, а слушателю и зрителю. Зрительная метафора, сквозная рифмовка, эмоциональный подъем слиты воедино, одно без другого звучало бы диссонансом. В настоящее время его творчество по праву считается символом свободомыслия и остается одним из самых ярких среди авангардного искусства.

Принципиально значимым для поэзии А. Вознесенского становятся постмодернистские черты, которые находят воплощение в его позднем творчестве. В русле традиций постмодернизма написана поэма А. Вознесенского «Возвратитесь в цветы» (2004). По утверждению самого автора, выход книги приравнивался к Нобелевской премии. Отчасти это произошло потому, что она получила всемирную известность. Несмотря на то, что она была создана в России, напечатать ее смогли в Китае.

Безусловно, поэму А. Вознесенского можно назвать развернутой метафорой, поскольку в ней автор отождествляет себя и своих современников с цветами. Здесь появляются яркие символические образы (лилия, вьюнок, ирис и т.д.), сопровождающиеся иллюстрациями, которые предлагает автор. Именно эти образы придают поэме идейно-эмоциональную нагрузку. Имя главного героя поэмы (Ириса) обыгрывается благодаря авторским зарисовкам и неологизмам, которые дополняют повествование:

Я рисую ирисы. Стиль папируса.
Декаданс. Озирис. Фаэтон.
На стене от сырости пятна в виде ирисов,
штукатурка лопается, как бутон… [1]

Следует отметить, что поэма А. Вознесенского, помимо того, что включает в себя яркие образы и отсылки к жизни и творчеству современников, отличается сквозным сюжетом, хором, разбавляющим авторский монолог. Также поэма содержит рефрены, посвящения и отступления («авторский отступ», как отмечает сам поэт), эпилог. Время от времени в поэме прослеживаются открытия, сделанные автором. Они, прежде всего, связаны с игрой слов: «Есть сила ботаническая. Власть. / Есть силлабо-тоническая страсть, / пронзающая потроха. / Есть тайная ботаника стиха». [1]

Внимание читателей привлекают отдельные фрагменты поэмы, в которых наблюдается смешение жанров: здесь и коллаж, и анаграмма, и молитва. Интересно, что все эти жанры в поэме, так или иначе, являются разновидностью карикатуры. Отсюда возникает вопрос: на что опирается автор в поэме – на классическую традицию или футуризм? Однако сам автор отвечает в поэме: «Я – консервативный анархист». [1]

Заключительная часть поэмы представлена воображаемым диалогом между автором и учителем. И вот здесь А. Вознесенский вспоминает своего друга, учителя – Б. Пастернака:

Я счастлив торжеству Вашему,
Андрюша.
Я рад, что до него дожил» [1].
«Я счастлив торжеству вашему,
Борис Леонидович.
Я рад, что до него дожил [1].

Более того, эпилог поэмы отсылает нас к ранее написанному сборнику стихов А. Вознесенского – «Мозаика»: «Дали девочке искру. / Не ириску, а искру, / искру поиска, искру риска, / искру дерзости олимпийской!» [3].

Мы с уверенно можем сказать, что А. Вознесенский выступает новатором и в формальном и содержательном планах: поэма погружает читателя в мир метафор и сравнений. Ассоциативно-метафорическая основа поэмы приводит к поэтическим экспериментам в проблемно-тематическом и композиционном отношениях.

А. Вознесенский является одним из немногих поэтов, способных мгновенно реагировать на все новые веяния, проникающие в Россию из Европы. Общеизвестно, что поэмы А. Вознесенского отличаются, прежде всего, экспериментальным характером, поиском словесных средств выразительности. Примечательно, что поэт ищет новые формы как в синтаксисе, метафорическом рисунке, так и в визуальном плане. Особенную репрезентацию в его поэмном творчестве получает тема распада духовно-нравственных ценностей, которая воплощается в его поздних поэмах – «Девочка с пирсингом», «RU», «Берегите заик». В перечисленных поэмах А. Вознесенский, прежде всего, обращает внимание на то, как влияет прогресс на духовный мир человека. В новом тысячелетии интерес к поэзии угасает. По мнению А. Вознесенского, поэзия уходит в Интернет. Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. Поэт говорит: «Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины» [2]. Наиболее ярким примером здесь может выступить поэма «RU», вышедшая на рубеже нового тысячелетия (2000). Однако поэт не столько опоэтизировал Интернет, сколько вскрыл актуальную сегодня проблему интернет- зависимости. Автора, прежде всего, интересует влияние прогресса на духовный мир человека. Поскольку активное использование интернета не просто открыло для современного человека новые знания и возможности, но и фактически разрушило язык, заменив собой человеческое общение. В поэме «RU» А. Вознесенский осмысливает положительные и отрицательные стороны современной цивилизации.

По традиции следует, что классическое строение поэмы – это посвящение, пролог, главы и эпилог. А. Вознесенский намеренно ломает эти рамки. Оставляя традиционные посвящения и эпилог, он вводит в поэму нестандартные композиционные фрагменты: 10 чатов и раздел off – фрагменты, названные компьютерными терминами [6, с. 145]. Используя необычную композицию, А. Вознесенский тем самым выстраивает модель Рунета (русскоязычной части всемирной сети Интернет). В поэме, действительно, автор выстраивает модель информационной сети со всеми ее недостатками и ошибками, которые нарочито актуализированы посредством гиперболизации и поэтической иронии.

Как и в большинстве своих поэм, автор раскрывает в данном произведении многомерный образ современной России. Об этом свидетельствует название поэмы: «RU» – национальный домен верхнего уровня для России. Уже в первом посвящении поэт обозначает вектор характера поэтических размышлений:

Я вышел в сайт. Он резонанс собора напоминал.
Он полосат. Плыву.
Я вышел в сайт. За зубьями забора
Благоухали вирусы «love you»
[4].

Обращает на себя внимание строка «я вышел в сайт». Она может являться как реминисценцией на поэзию А. Блока («Я вышел в ночь»), так и Б. Ахмадулиной («Я вышла в сад»). Это указывает на то, что лирический герой относится к Рунету, как к игре, которая «затягивает» человека:

Ты – свобода моей неволи.
Это Ты в брусничном бору,
натерев позвонки канифолью,
посвящала меня в игру
[4].

Рунет – это всемирная паутина, и, попав в эту паутину, человек уже полностью погружается в мир иной реальности. А. Вознесенский обличает эту «погруженность», отрешенность человека от реального мира.

Однако поэтический образ Интернета в произведении А. Вознесенского амбивалентен. Поэт видит и другую сторону в происходящем. Как известно, поэма «RU» – первая поэма, премьерная публикация которой происходила в Сети (впервые читатель познакомился с ней в Интернете). В. Губайловский справедливо отмечает, что «автор создает увлекательный, виртуальный мир, с большими возможностями. А. Вознесенский параллельно всей пагубности Интернета, говорит и о плюсах социальных сетей. Основное в Сети – это, конечно, поиск информации и ее мгновенное объединение» [5]. Этот поиск становится все более и более похожим на процесс человеческого мышления.

Особое внимание следует уделить непосредственно понятию «RU». Прямое толкование уже известно, но А. Вознесенский вкладывает больший смысл в эти две буквы. В этом вопросе обращает на себя внимание интерпретация образа «RU», предложенная М. Макаровой. Она говорит о том, что «RU» - «женщина и система» [7]:

…дышишь тяжко, будто Фру-Фру?
В твоей кардиограмме, хакерша -
www.господи! Ru
[4].

Нельзя не отметить, что вся поэма пронизана смысловыми кодами «RU». Такая явная аллитерация максимально усиливает впечатление в эмоциональном плане, и привлекает взгляд при чтении. Это любимый прием писателя. Ru – женщина и система, позволяющая общаться с неизвестными тебе людьми:

Я, женщина, неизменна в изменяющихся веках.

Государственные измены - мой кайф [4].

Наделяя свою «RU» женской сущностью, автор показывает всю драму интернетовской зависимости как боль женской души. Автор через душевные переживания женщины раскрывает и свое отношение к этому «интернетному» хаосу:

Попорчу я новым боярам игру.
Я с Пушкиным ринулась к "Яру"!.. Я ru [4].

Демонстративное «Я – ru» оставляет для выбора два пути: один затягивает как паутина, навсегда, второй путь более оптимистичен: наш мир идет лишь вперед. Гениальный талант А. Вознесенского позволяет ему в одной строке, и принизить и, одновременно, восхититься «RU». Поэт достигает поставленной цели: он показал обе стороны такого явления как Интернет.

Таким образом, поэмы А. Вознесенского, написанные на рубеже XX-XXI веков, в очередной раз подчеркивают стремление автора соединить классические и авангардные традиции. В своих работах поэт использует черты постмодернизма (коллаж, игра слов, звуков, визуализация), выстраивает необычный мир, где выступает в качестве «игрослова». А «сетевой язык», отражающий игровой характер виртуального мира, порой подчеркивает особую значимость реального мира, о котором стал забывать человек. В «поздних» поэмах поэт представляет вниманию читателей размышления о настоящем и будущем России, в которых отражаются эксперименты авангардного искусства. А. Вознесенскому удается раскрыть новые смысловые горизонты, сформировать свой поэтический стиль. Для его творчества характерно сочетание масштабных картин с тонкостью лирического чувства, ярко выраженная экспрессия, смешение разных лексико-стилистических пластов, экзистенциальных миров. А. Вознесенский и сегодня является своеобразным поэтическим символом времени.

×

Об авторах

Т. С. Чегодаева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Вознесенский А. А. Возвратитесь в цветы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voznesolog.ru/vozvratites.htm (дата обращения 14.02.2022).
  2. Вознесенский А. А. Девочка с пирсингом / Вознесенский А. А. СтиXXI. «СтиXXI». – М.: «Время», 2006. – 232 с.
  3. Вознесенский А. А. Мозаика. Стихотворения и поэмы. – Владимир: Владимирское книжное изд-во, 1960. – 78 с.
  4. Вознесенский А. А. Поэма «Ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voznesolog.ru/ru.htm (дата обращения 14.02.2022).
  5. Губайловский В. Андрей Вознесенский в Интернете. Поэт опубликовал свою новую поэму "ru" 2000-12-06 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voznesolog.ru/crgubailovskij.htm (дата обращения 14.02.2022).
  6. Гудкова С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм). – Саранск: Изд-во Моров. ун-та, 2010. – 300 с.
  7. Макарова М. Поэма А. Вознесенского «ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voznesolog.ru/poemaru.htm (дата обращения 14.02.2022).
  8. Редькин В. А. Русская поэма 1950-1980-х годов: Жанр, Поэтика. Традиции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. – 255 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».