Основные направления государственной политики РФ в сфере патриотического воспитания
- Авторы: Седова К.В.
- Выпуск: Том 11, № 8 (2023)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 19.10.2024
- Статья одобрена: 19.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266868
- ID: 266868
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. Характеризуется роль государственных органов власти и институтов гражданского общества в процессе формирования и реализации государственной политики. Анализируются последние изменения в национальное законодательство, конкретизирующие патриотическое воспитание в контексте современных вызовов и угроз.
Полный текст
С начала 2000-х годов в России наблюдается возрождение интереса общества к проблеме формирования патриотизма и развития патриотической культуры населения на основе прививания патриотических ценностей, прославления военного прошлого России и любви к Родине. На сегодняшний день одной из приоритетных задач внутренней политики государства выступает патриотическое воспитание. Кроме того, в российском обществе существует осознанная потребность в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов, а развитие патриотизма и гражданственности становится важным стратегическим приоритетом национальной безопасности.
Политика патриотического воспитания, предписывающая государственным учреждениям и институтам гражданского общества продвигать духовно-нравственные ценности, защищать историю страны от искажения и приобщать молодое поколение к культуре и традициям российского государства, встроена в систему образования. Роль патриотического воспитания становится все чаще выходит на первый план в политической повестке дня. Президентом РФ В. В. Путиным идея патриотизма была предложена в качестве национальной идеи, на основе которой консолидируется политическая, духовная и культурная жизнь общества: «…патриотизм является одной из самых важных ценностей российского общества и ключевой составляющей государственности страны» [11]. Данный подход в официальной доктрине был закреплен в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 г. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» в центре внимания находятся вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Вопросы, касающиеся ценностных оснований российского общества и патриотизма в системе ценностей россиян, являются предметом изучения многих исследователей, в том числе О. О. Андрониковой [1], И. В. Бормотова [2], Е. В. Донгаузера [4] и др. Так, Е. В. Донгаузер акцентирует внимание на том, что патриотизм – это «важная социальная ценность, социально-гуманистическое явление, нравственное чувство, высший уровень развития и проявления личности на благо Отечества» [4, с. 35]. Л. В. Упорова к составляющим элементам патриотизма как качества личности относит: «любовь физическую (к месту рождения, культуре, традициям народа); любовь моральную (к согражданам, гордость за принадлежность к своему народу); любовь политическую (гордость за успехи государства, доверие к внутренней и внешней политике)» [17, с. 16]. Л. Д. Столяренко трактует данный феномен как «свойство человека, обнаруживающееся в его любви и верности Родине, понимании ее «величия, славы и переживании духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость» [16, с. 352].
В содержание патриотизма включается множество составляющих: гражданская идентичность, национальное и социальное единство, чувство сопричастности к судьбе страны, прославление военных подвигов и героев и т.п. В связи с этим система патриотического воспитания должна строиться на воспитательной, образовательной и просветительской деятельности. Патриотическое воспитание как важное направление государственной политики должно быть основано на систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти, гражданского общества, семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране. Его следует понимать как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству [5, с. 15].
Государственная политика в этой области характеризуется деятельностью государственных органов власти федерального и регионального уровня в законотворческой деятельности по формированию основ патриотического воспитания, в выработке ведомственных программ патриотического воспитания и координировании согласованного развития направлений работы в данной сфере. В систему государственной политики реализации патриотического воспитания входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления [14, с. 527].
Важной составляющей государственной политики выступает сотрудничество с институтами гражданского общества, участвующими в формировании и реализации государственной политики в области патриотического воспитания: политическими партиями, общественными организациями и движениями, религиозными организациями и др. [15, с. 35]. Организации гражданского общества, особенно ветеранские группы, активно участвуют в реализации федеральных и региональных программ патриотического воспитания. Примеры включают Российское военно-историческое общество, Фонд поддержки Российского флота и военные казачьи общества. Группы ветеранов играют ключевую роль в патриотической мобилизации и воспитании населения. Многие организации занимаются мобилизацией общественности, часто при финансировании из федерального бюджета, среди них: Русская православная церковь, казачьи объединения и «народные музеи» (небольшие инсталляции, управляемые любителями истории, довольно распространенные в России). Некоторые из этих них повторяют кремлевский патриотический дискурс, но в ряде случаев предлагаются конкурирующие определения любви к Родине и собственное понимание патриотизма.
Система патриотического воспитания в Российской Федерации на сегодняшний день выстраивается по следующим направлениям: нормативно-правовое, гражданско-правовое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, культурно-историческое, духовно-нравственное.
- Нормативно-правовое направление – это совершенствование законодательной базы, обеспечивающей формирование, планирование и реализацию государственной политики в рассматриваемой сфере. Значительным вкладом в развитие государственной политики в сфере патриотического воспитания стала «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [9]. Документ определил цель, задачи, приоритетные направления патриотического воспитания и механизмы его реализации, учитывающие актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. В рамках нормативно-правового направления разрабатываются новые подходы к оценке эффективности реализуемой государственной политики в сфере патриотического воспитания, варианты совершенствования государственного управления и способов взаимодействия с негосударственными акторами, участвующими в процессе патриотического воспитания.
- Гражданско-правовое патриотическое воспитание заключается в формировании у населения активной гражданской позиции и ответственности, уважения к культуре и традициям других национальностей, развитии политической и правовой культуры [9]. В соответствии с поставленными задачами значительное внимание уделяется привлечению молодого поколения к участию в добровольческих движениях и организациях, форумах гражданско-патриотической направленности. Введение в 2014 году «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [7] повлекло за собой институционализацию и централизацию форумов, предназначенных для практического достижения целей российской молодежной политики. Например, в «Методических рекомендациях по организации молодежных форумов в рамках акции Всероссийского молодежного форума 2018 года» перечислены 15 приоритетов политики, которые должны быть отражены в повестке форумов, такие как: «привлечение молодежи к волонтерству и инновациям», «профориентационная помощь», «патриотическое воспитание», «пропаганда здорового образа жизни» [6]. В результате стандартизации молодежные форумы по всей стране укладываются в единую модель, предлагая участникам как образовательные мероприятия (лекции, семинары, мастер-классы и т.д.), так и досуговые (спортивные соревнования, концерты, мастер-классы и т.д.).
Реализация гражданско-патриотического направления патриотического воспитания позволяет направить энергию и стремления молодежи в созидательное русло, превратить граждан в ресурс социально-экономического развития России, отслеживать, насколько эффективно молодое поколение усваивает патриотическое мышление, основанное на традиционных государственных ценностях. - Военно-патриотическое направление выражается в поддержке полевых и архивных работ, движения реконструкторов, в проведении конкурсных мероприятий, реализации государственной политики по сохранению исторической памяти. В последние годы наблюдается всплеск реконструкций сражений Второй мировой войны, активно поощряемых федеральными и региональными властями. Во многом реконструкции опираются на советский опыт, о чем прямо свидетельствует программа патриотического воспитания, отмечая, что возобновились военно-спортивные соревнования и другие мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Память о Великой Отечественной войне также играет центральную роль в военно- патриотическом воспитании. По мере исчезновения из коллективной памяти постсоветского российского общества авторитетных источников непосредственных знаний о войне образуется информационный и эмоциональный вакуум, требующий государственного вмешательства в процесс формирования коллективной исторической памяти и сохранения российской истории. Самые масштабные празднования проходят 9 мая, в День Победы, в ознаменование поражения нацистской Германии в 1945 году. Сегодня этот праздник и связанные с ним мероприятия являются массовой демонстрацией национальной гордости. Парад сопровождается концертами, шествием ветеранов и массовым шествием, известным как «Бессмертный полк». По данным ВЦИОМ, День Победы 67% граждан России считают главным праздником страны. В 2022 году участие в праздничных мероприятиях со стороны населения увеличилось по сравнению с предыдущими годами – 76% россиян планировали отпраздновать День Победы, что является самым высоким показателем с 1995 года, когда правительство начало проводить военные парады, которые стали ежегодной традицией в городах по всей стране. Доля граждан, проявляющих желание принять участие в шествиях и мероприятиях офлайн составила 40% (по сравнению с 32% в 2021 году) [3].
Государственная политика патриотического воспитания в отношении молодежи занимает особое место, так как государство стремится воспитывать патриотические чувства у граждан с раннего возраста, а также прививать уважение к национальной истории и почтение к старшим. В последние годы государство акцентирует внимание на угрозе идеологической коррупции и опасениях, что детям будут внушать «морально неверные» интерпретации истории (западные коды), что приведет к дестабилизации традиционного российского общества. Действительно, наблюдается усиление общественного дискурса вокруг знаний о военном периоде постсоветской жизни. Одним из аспектов этой кампании стал запуск инициативы «Сила в правде», цель которого заключается в формировании патриотизма, культивировании любви к истории, создании дискуссионных клубов для школьников, в которых будут участвовать историки, представители музеев и вузов [18]. - Социально-патриотическое направление государственной политики в области патриотического воспитания содействует развитию социальных институтов воспитания, в первую очередь, семьи, статуса родительства и семейного воспитания, расширению инфраструктуры семейного отдыха и совместного времяпровождения семей, направленного на формирование крепких семей [9]. Мероприятия по социально-патриотическому воспитанию активно реализуются на базе общеобразовательных учреждений и выражаются в проведении конкурсов и осуществлении программ, направленных на формирование уважительного отношения к старшим, к Отечеству и к малой родине, развитие гуманизма.
- Культурно-историческое направление государственной политики в области патриотического воспитания имеет схожие черты с военно-патриотическим направлением. Оно выражается в практике возрождения духовного опыта, традиций, памяти о героическом прошлом народа России. Культурно-историческое воспитание призвано сохранить многогранные исторические, культурные корни, питающие духовный опыт народа России, пропагандировать лучшие страницы ее истории, возрождающие героическое прошлое [10, c. 112]. Рассматриваемое направление получило своё новое развитие благодаря поручению Президента РФ В. В. Путина, который в декабре 2022 года акцентировал внимание Правительства на необходимости популяризации героев российской истории и фольклора [13].
- Духовно-нравственное направление патриотического воспитания предполагает непрерывный и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по формированию гармоничной личности, духовно-нравственных ценностей [10, c. 112]. В последние годы этому направлению государственной политики уделяется особое внимание в связи с угрозами глобализации и вестернизации, усиления влияния западных недружественных государств на мировоззренческие установки россиян. В связи с нарастающей угрозой идеологического и психологического воздействия на граждан и необходимостью обеспечения безопасности страны от утраты традиционных ценностей российским обществом в ноябре 2022 г. был утвержден Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [8]. В соответствии с документом цель государственной политики заключается в сохранении и приемлемости традиций, противодействии распространению деструктивной идеологии и воспитании подрастающего населения в духе уважения к традиционным ценностям.
Перспективным направлением государственной политики в сфере патриотического воспитания выступает производство в новых форматах востребованного цифрового контента и мультимедийных продуктов. По поручению Президента РФ это направление государственной политики будет реализоваться Правительством РФ при участии автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета». Для достижения целей совершенствования патриотического воспитания в цифровой среде с 2023 года из федерального бюджета будет выделяться по 3,9 миллиарда рублей [12].
Таким образом, на современном этапе государственная политика в области патриотического воспитания приобретает новый масштаб, наполняется новым содержанием на основе четких целевых ориентиров. Эффективность ее реализации зависит во многом от способности субъектов патриотического воспитания претворить в жизнь намеченные цели.
Об усилении внимания государства к необходимости обеспечения патриотического воспитания свидетельствует расширение направлений, реализуемых как среди детей и молодежи, так и в отношении взрослого населения. В контексте проведения специальной военной операции и увеличения внешних угроз национальной безопасности страны наибольшее развитие получило военно-патриотическое направление, в рамках которого осуществляются мероприятия по защите российской истории от фальсификаций, сохранению памяти о подвигах героев Великой Отечественной войны, реализуется реставрация культурно- исторических памятников. Вместе с тем наблюдается тенденция к использованию современных информационных технологий в процессе патриотического воспитания и увеличению финансирования на проекты патриотической направленности, реализуемые в сети интернет. В долгосрочной перспективе патриотическое воспитание направлено на формирование у следующего поколения граждан России глубокого и устойчивого чувства патриотизма, долга и любви к Родине, а также уважения к истории страны.
Список литературы
- Андронникова О. О. Патриотизм в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Смальта. – 2019. – № 3. – С. 22–28.
- Бормотов И. В. Ценностные основания современного человека: парадигмальный сдвиг // Социум и власть. – 2016. – № 3 (59). – С. 31–35.
- День Победы – главный праздник страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-glavnyi-prazdnik-strany (дата обращения 19.02.2023).
- Донгаузер Е. В. К вопросу о патриотическом воспитании: понятийный аспект // Историко-педагогические чтения. – 2022. – № 26. – С. 33–40.
- Ёлкин С. М., Косова А. А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 1.– С. 14–16.
- Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2018 году: Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 4 апреля 2018 г. № 98 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557414556 (дата обращения 19.02.2023).
- Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения 19.02.2023).
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061 (дата обращения 19.02.2023).
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 19.02.2023).
- Оленич Т. С., Гомелева Е. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современных условиях образовательной среды // Молодой исследователь Дона. – 2022. – № 1. – С. 110–114.
- Путин назвал ключевую основу государственности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism (дата обращения 19.02.2023).
- Путин поручил выделять средства на патриотический контент для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://1prime.ru/society/20221017/838481984.html (дата обращения 19.02.2023).
- Путин поручил популяризировать исторических и фольклорных героев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20221213/folklor- 1838250612.html (дата обращения 19.02.2023).
- Рукина Е. В. Роль субъектов государственной молодежной политики в реализации патриотического воспитания молодежи // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: сборник научных трудов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. – Иркутск, 2020. – С. 524–530.
- Сковиков А. К. Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти в формировании патриотизма // PolitBook. – 2017. – № 3. – С. 34–44.
- Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов н/д., 2013. – 448 с.
- Упорова Л. В. Особенности патриотического компонента содержания образования в российских духовных и светских учебных заведениях: XVIII – нач. XX вв. – Ростов н/д., 2009. – 123 с.
- Школьникам предложили вступить в новое объединение и учить историю по «правильным» источникам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/12/921705-shkolnikam-vstupit-obedinenie (дата обращения 19.02.2023).
Дополнительные файлы
