The terms "new media" and "social media": a comparative analysis

Capa


Citar

Texto integral

Resumo

The article compares the concepts of new media and social media, which have become engrained in the daily life of common people and public figures. Due to the lack of a precise definition of the term, there is no common opinion about what information technologies can be attributed to the new media.

Texto integral

В последнее время такой феномен как «новые медиа» приобрел значительную популярность среди деятелей науки. Активно изучается влияние данного термина на различные политические и социальные явления. Вместе с тем, довольно часто можно встретить и другие схожие термины: новые СМИ, социальные медиа и др. Для дальнейшего более подробного изучения политической роли понятия «новые медиа» в процессе коммуникации необходимо разобраться в его терминологическом аппарате.

Что же такое «новые медиа» или «новые СМИ»? Для более глубокого понимания данного термина необходимо изучить смысл каждого слова. «Новый» – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый [1]. Изучая понятие «медиа», можно встретить множество различных определений данного термина. Например, «Толковый словарь Дмитриева» определяет медиа как средства массовой информации, а «Финансовый словарь» – как совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации, а также говорит о медиа как о средствах распространения рекламы [2].

Термин «медиа» впервые появился в Англии в 1600-х гг. как «intermediate», что означало «промежуточный». Затем из данного слова выделилось новое «medium» – средний. В 1920-х гг. термин приобрел уже знакомую нам форму «media» и определялся как инструмент передачи информации. Далее он именовался как «mass media», т.е. СМИ [3].

Однако следует отметить, что сейчас под понятием «медиа» понимаются не только СМИ, но и различные коллективные отделения связи и инструменты, которые используются для хранения или передачи информации и данных, а также различные новейшие технологии [4, с. 63]. Исходя из этого, следует, что понятие «медиа» шире, нежели понятие «СМИ». Это можно проиллюстрировать, обратившись к политико-правовому подходу [5, с. 154]. Любой блог в сети Интернет считается медиа. Однако, согласно российскому законодательству (Федеральный закон «О внесении поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»», известный также как «Закон о блогерах»), к некоторым блогам применяются такие же меры регулирования, как и к СМИ. Блогеры, странички которых посещает более 3 000 пользователей в день, обязаны зарегистрировать свой ресурс как СМИ. В данном случае необходимо подчеркнуть, что далеко не все блоги относятся к СМИ, но все они – медиа.

Исходя из проведенного анализа, можно дать следующее определение «новых медиа» – это способ передачи информации между коммуникаторами с помощью возникших относительно недавно электронных технологий, а именно с помощью различных интернет- площадок.

Рассмотрим более подробно следующее понятие данной сферы – «социальные медиа». Согласно словарю С. И. Ожегова, социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе [6]. Исходя из данного определения, делаем вывод, что социальные медиа – это способ передачи информации между коммуникаторами с помощью посредника, в качестве которого выступают возникшие недавно для людей и их отношений в обществе электронных технологий, а именно с помощью различных Интернет- площадок.

Проанализировав понятия «новые медиа», «новые СМИ» и «социальные медиа», мы пришли к следующему выводу: из всех рассмотренных понятий термин «новые медиа» считается более широким. Новые медиа не указывают, какими именно интернет-площадками необходимо пользоваться в процессе коммуникации, в то время как в определении термина «социальные медиа» говорится лишь об электронных технологиях для людей и их отношений в обществе. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные медиа и новые СМИ являются одним из видов новых медиа.

Зарубежные и российские исследователи расходятся во мнениях при решении вопроса о том, что же такое новые медиа и социальные медиа. Например, представители «New media Institute» Бэйли Соча и Барбара Эбер-Шмид характеризуют новые медиа как всеобъемлющий термин XXI века, который определяет все, что связано с сетью Интернет и взаимодействием между технологиями, звуком и изображением [7]. Это довольно широкое понятие, из которого нельзя определить, что же именно относится к новым СМИ. Согласно авторам, любые цифровые приборы, имеющие выход в сеть Интернет, можно отнести к данному термину. Однако необходимо разграничить два понятия: электронные приборы и различные интернет-площадки. В случае политической и любой другой коммуникации «новые медиа» выступают именно в качестве площадки, которая позволяет людям связываться друг с другом с помощью Интернета, находясь на расстоянии, и получать оперативную информацию из первых рук.

Профессор Мичиганского университета Рассел Нойман определяет это понятие как новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента [8]. Данное видение термина «новые медиа» является наиболее конкретным и понятным. Однако и здесь есть некоторые недостатки. Рассел Нойман говорит о новых медиа лишь как о новом существовании СМИ. Он не учитывает такие недавно появившиеся Интернет-площадки как Viber, WhatsApp, Telegram и др. А ведь они также имеют выход в Интернет и применяются пользователями с помощью электронных технических средств, поэтому в различных чатах политическая коммуникация носит массовый характер. Однако количества активных пользователей и участвующих в обсуждениях различных событий недостаточно, чтобы данные приложения носили звание «средства массовой информации». Чаще всего Viber, WhatsApp и др. носят межличностный характер в процессе обмена информацией.

Ким Хонг считает, что социальные медиа включают в себя онлайн-инструменты и веб-сайты, которые позволяют людям взаимодействовать с компаниями, другими людьми и формируют сообщества с помощью создания, публикации, а также совместного использования контента [9] Анализируя данное определение, следует сделать вывод, что «социальные медиа» выступают в качестве социального инструмента коммуникации и носят, в первую очередь, общественную функцию. Изначальная цель «социальных медиа» – общественное объединение и взаимодействие граждан. Кроме того, определение указывает на осуществление данной цели с помощью технологического инструментария.

Доктор филологических наук Л. П. Шестёркина и кандидат культурологи И. Д. Борченко обозначают социальные медиа как интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет [10, с. 107]. Согласно авторам, к понятию «социальные медиа» относятся социальные сети, блоги, подкасты, wiki, различные подкасты, печатные, онлайновые и другие продукты. Однако, исследовав этимологию понятия «социальные медиа», можно сказать, что это не совсем так. Во-первых, печатные продукты не являются цифровым способом передачи информации. Во-вторых, как мы уже выяснили, «социальные медиа» носят общественную функцию, позволяют взаимодействовать гражданам в процессе политической и иной коммуникации. Wiki и подкасты не выполняют данные функции.

Составители энциклопедии «Социология» А. Грицанов и В. Абушенко определяют «новые медиа» как понятие, принадлежащее к серии концептуальных нововведений междисциплинарного анализа социокультурных изменений начала нового тысячелетия, связанных с появлением компьютерных сетей, Интернета, цифровых систем хранения и передачи данных, конвергенции различных средств коммуникации. Понятие «новые медиа», прежде всего, отражает изменения коммуникативного и социального пространства под воздействием компьютерных технологий [11]. Согласно авторам, «новые медиа» в наше время являются новым видом коммуникации, который позволяет людям свободно взаимодействовать с помощью Интернета. Именно благодаря «новым медиа» общество получило доступ к свободному получению практически всей информации, общению, обмену мнений, объединению и реализации действий независимо от государства.

А. А. Деникин утверждает, что новые медиа – это программные продукты с возможностью обратной связи, с алгоритмами взаимодействия с пользователями, с трансформируемыми структурами и интерфейсами. По его мнению, новые медиа – уже не столько средства передачи информации, сколько индивидуальные (подстраивающиеся под интересы пользователя) программируемые актанты, совместно с пользователями участвующие в процессах генерации и циркуляции информации [12]. К данному определению в большей степени можно отнести социальные сети и блоги, которые позволяют гражданам взаимодействовать с органами государственной власти и получать обратную связь. Кроме того, блоги и социальные сети имеют свои определенные алгоритмы взаимодействия и развития.

Таким образом, проанализировав понятия «новые медиа» и «социальные медиа», можно сделать выводы, что данные термины достаточно близки по смыслу. Однако необходимо отметить, что термин «новые медиа» несколько шире по содержанию, так как включает в себя все цифровые онлайн-технологии передачи информации и данных, а также способствующие взаимодействию между интернет-пользователями. Понятие «социальные медиа» является более узким, так как имеет некоторые уточнения. Во-первых, данное понятие носит общественный характер, во-вторых, его главной целью является социальная коммуникация.

К сожалению, исследователи общественных коммуникаций не пришли к единому мнению о том, что такое новые медиа и социальные медиа. Тем не менее, следует отметить, что пока развивается сеть Интернет и различные технологии, новые медиа также постоянно развиваются. Следовательно, пока формируются новые формы политической коммуникации, развиваются и сами понятия, которые их обозначают.

×

Sobre autores

V. Nikitenko

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru
Rússia

Bibliografia

  1. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/18661.
  2. Финансовый словарь: 2000 терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24953/Медиа.
  3. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etymonline.com/index.php?allowed_in_frame=0&search=media.
  4. Фомичёва И. Д. СМИ среди средств массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 60–72.
  5. Балуев Д. Г., Каминченко Д. И. Сравнительный анализ «новых СМИ» и социальных медиа в контексте социально-политического и исторического факторов // Вестник Томского государственного университета: Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 1. – С. 153–161.
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/33905.shtml.
  7. Socha B., Erber-Schmid B. What is new media [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newmedia.org/what-is-new-media.html.
  8. Что такое Новые медиа, или digital-глобализация: основные понятия, тенденции в новых медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smm.artox-media.ru/wiki/new-media.html.
  9. Hong K. What is social media? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.seniornet.org/index.php?option=com_content&view=article&id=713:what.
  10. Шестёркина Л. П., Борченко И. Д. Основные характеристики новых социальных медиа // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2014. – № 2. – С. 107-111.
  11. Социология: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociology_encyclopedy.academic.ru/692/НОВЫЕ_МЕДИА.
  12. Деникин А. А. О некоторых особенностях новых медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2013-2/yazyki/4070.html.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».