The impact of aggressiveness on interpersonal relationships of adolescents

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article considers the problem of the impact of aggressive behavior of adolescents on their interpersonal relationships. The results of an experimental study of the connection of adolescent aggression with the sphere of interpersonal relationships are presented.

Texto integral

Проблема подростковой агрессивности является достаточно актуальной для современного общества, в котором наблюдается рост жестокости и негативизма среди подростков. Агрессивность играет большую роль в жизни подростков и существенно влияет на их взаимоотношения с окружающими людьми. Невысокий уровень агрессии является необходимым для полноценной жизнедеятельности, помогает адаптироваться в обществе. Однако, высокий уровень агрессии говорит об устойчивом нарушении личностного развития. Исследованием проблемы влияния агрессивности на межличностные отношения подростков занимались многие отечественные и зарубежные психологи. В частности, Е. В. Змановская считает, что межличностные отношения подростков определяются субъективными связями, возникающими в результате фактического взаимодействия, и сопровождаются различными эмоциональными переживаниями [1]. И. П. Лановенко указывает, что подростки входят в пространство мира взрослых, изучают масштабы своего пространства, а также выстраивают временную перспективу. При этом главенствующая роль в их межличностных отношениях отводится отношениям со сверстниками и с родителями, что способствует развитию коммуникативных навыков и самосознания [2].

А. С. Коповой, рассматривая межличностные отношения подростков, считает, что общение со сверстниками выступает для них как канал, через который они получают информацию, узнают о том, что от взрослых, по разным причинам, узнать не могут. Кроме того, межличностные отношения являются основным видом деятельности в данном возрасте, в ходе которого подросток научается необходимым навыкам социального взаимодействия: с одной стороны учится подчиняться коллективной дисциплине, с другой отстаивать свои интересы, права и соотносить их с общественными. Когда подросток ощущает групповую принадлежность, товарищескую взаимопомощь, солидарность, ему становится легче пережить автономизацию от взрослых, а также позволяет ощутить чувство устойчивости и эмоционального благополучия [3].

Для изучения влияния агрессивности подростков на особенности их межличностных отношений нами проводилось эмпирическое исследование среди школьников шестых – восьмых классов СОШ № 12 г. Рузаевка. Общий объем выборки составил 45 человек, где учеников 6-го класса – 18 человек, 7-го класса – 15 человек и 8-го класса – 16 человек. В исследовании принимали участие как девочки, так и мальчики. Такая выборка позволяет провести сравнительный анализ, и выявить значимые особенности межличностных отношений и агрессивности подростков.

В ходе исследования были использованы следующие методики: «Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки» [4], «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» [5]. Обработка полученных результатов проводилась с помощью методов математической статистики – корреляционного анализа Пирсона.

Результаты исследования агрессивности подростков, полученные с помощью методики Басса-Дарки, отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты исследования агрессивности подростков по методике Басса-Дарки

Название шкалы

6 класс

7 класс

8 класс

Уровень
выраженности (%)

Уровень
выраженности (%)

Уровень
выраженности (%)

Низ- кий

Сред- ний

Высо- кий

Низ- кий

Сред- ний

Высо- кий

Низ- кий

Сред- ний

Высо- кий

Физическая агрессия

12,5

50

37,5

13,3

60

25

13,3

60

26,6

Косвенная агрессия

31,25

12,5

56,2

20

53,3

26,6

26,6

53,3

20

Раздражение

18,75

43,75

37,5

13,3

66,6

20

6,6

53,3

40

Вербальная агрессия

31,25

18,7

50

40

60

13,3

26,6

60

Обида

37,5

37,5

25

60

33,3

6,6

33,3

40

26,6

Подозрительность

6,25

37,5

56,2

20

60

20

26,6

26,6

46,6

Негативизм

6,25

50

43,7

26,6

40

33,3

13,3

60

26,6

Чувство вины

25

75

26,6

40

33,3

26,6

40

33,3

Индекс агрессии

25

31,25

43,7

13,3

60

26,6

26,6

33,3

40

Индекс враждебности

6,25

50

43,7

26,6

66,6

6,6

13,3

53,3

33,3

 

Из таблицы 1 можно видеть, что у учеников 6 класса наиболее выражены такие реакции, как чувство вины (75%), косвенная агрессия (56,25%), подозрительность (56,25%). У учеников 7 класса преобладает вербальная агрессия (60%). У учеников 8 класса выражены такие реакции как вербальная агрессия (60%) и подозрительность (46,6%). Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что, хотя средний уровень агрессии и враждебности у подростков седьмых и восьмых классов ниже, чем у шестиклассников, они склонны выражать агрессию в открытой вербальной форме, по сравнению с подростками шестого класса, у которых агрессивные реакции чаще выражены в косвенной форме, а также проявляются в подозрительности и в чувстве вины.

Исследование межличностных отношений проводилось нами с помощью методики Т. Лири. Полученные результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты исследования диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири

Название шкалы

6 класс

7 класс

8 класс

Уровень выраженности (%)

Уровень выраженности (%)

Уровень выраженности (%)

Гармоничное поведение

Акцентуация

Выраженные трудности.

Гармоничное поведение

Акцентуация

Выраженные трудности

Гармоничное поведение

Акцентуация

Выраженные трудноси

Авторитарный

73,3

26,6

60

20

20

78,5

14,2

7,1

Эгоистичный

73,3

20

6,6

80

13,3

6,6

100

Агрессивный

86,6

13,3

73,3

20

6,6

92,8

7,1

Подозрительный

86,6

6,6

80

13,3

6,6

71,4

21,4

7,1

Подчиняемый

86,6

13,3

6,6

93,3

6,6

92,8

7,1

Зависимый

80

13,3

6,6

80

13,3

6,6

100

Дружелюбный

80

13,3

6,6

73,3

26,6

78,5

14,2

7,1

Альтруистический

73,3

13,3

13,3

66,6

26,6

6,6

85,7

14,2

Индекс доминирования

86,6

13,3

80

20

100

Индекс дружелюбия

86,6

13,3

80

13,3

6,6

78,5

14,2

7,1

 

Анализ полученных данных показывает, что во всех исследуемых классах большая часть подростков имеют гармоничные межличностные отношения по всем шкалам. У четверти учеников 6 класса (26,6 %) можно увидеть акцентуацию по шкале «авторитарный», а выраженные трудности по шкале «альтруистический» наблюдаются у малой части учеников (13,3 %). Четверть учеников 7 класса (26,6 %) имеют акцентуацию по шкалам «дружелюбный» и «альтруистический», а выраженные трудности по шкале «авторитарный» можно отметить у небольшой части учеников (20%). Акцентуацию у учеников 8 класса можно увидеть лишь у небольшой части испытуемых (21,4 %) по шкале «подозрительный», а выраженных трудностей практически не наблюдается.

Для проведения сравнительного анализа между двумя выборками был использован метод корреляционного анализа – коэффициент корреляции Пирсона. Полученные корреляционные взаимосвязи представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи между результатами, полученными по методике Басса-Дарки и методике Т. Лири

Название шкалы

Авторитрный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

Индекс

«доминирование»

Индекс

«дружелюбия»

Физическая агрессия

0,11

0,08

0,16

-0,07

-0,12

-0,17

-0,13

-0,21

0,21

-0,31

Косвенная агрессия

0,18

0,12

0,27

0,27

0,07

0,02

-0,09

-0,04

-0,03

-0,35

Раздражение

0,31

0,24

0,32

0,31

0,29

0,16

-0,1

-0,06

-0,1

-0,38

Вербальная агрессия

0,15

0,08

0,23

0,36

-0,07

-0,09

-0,07

-0,16

-0,09

-0,37

Обида

0,18

0,28

0,24

0,43

0,26

0,15

0,21

0,17

-0,1

-0,15

Подозрительность

0,08

0,09

0,33

0,37

0,04

0,12

0,003

0,1

-0,11

-0,26

Негативизм

0,09

0,01

0,12

0,07

-0,19

-0,35

-0,4

-0,29

0,03

-0,54

Чувство вины

0,15

0,09

0,11

0,01

0,17

0,1

0,15

0,11

0,05

0,07

Индекс агрессии

0,23

0,14

0,31

0,28

0,03

-0,04

-0,12

-0,15

-0,01

-0,44

Индекс враждебности

0,16

0,22

0,36

0,49

0,17

0,17

0,11

0,16

-0,13

-0,27

 

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые взаимосвязи между шкалой «Подозрительный» по тесту Т. Лири и такими шкалами по методике Басса-Дарки как «Обида» (r = 0,44 при p < 0.01), «Подозрительность» (r = 0,37 при p < 0.01), «Индекс враждебности» (r = 0,5 при p < 0.01). Полученные результаты говорят о том, что враждебность и обидчивость подростков проявляются в их межличностных отношениях в виде подозрительности, неумения устанавливать доверительные контакты со сверстниками.

Также выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалой «Раздражение» и «Авторитарный» (r = 0,31 при p < 0.05); между шкалой «Агрессивный» по тесту Т. Лири и шкалами по методике Басса–Дарки «Раздражение» (r = 0,32 при p < 0.05), «Подозрительность» (r = 0,33 при p < 0.05), «Индекс агрессии» (r = 0,31 при p < 0.05), «Индекс враждебности» (r =  0,36 при p < 0.05); между шкалой «Подозрительный» и шкалами «Раздражение» (r = 0,31 при p < 0.05) и «Вербальная агрессия» (r = 0,36 при p < 0.05).

Исходя из полученных данных, можно отметить, что агрессивность и враждебность в межличностных отношениях подростков наиболее часто выражается в виде раздражительности, подозрительности и вербальной агрессии.

Выявлены также обратные корреляционные взаимосвязи с высоким уровнем статистической значимости между такими шкалами как «Негативизм» и «Дружелюбный» (r = – 0,41 при p < 0.01), «Раздражение» и «Индекс дружелюбия» (r = – 0,39 при p < 0.01), «Вербальная агрессия» и «Индекс дружелюбия» (r = – 0,38 при p < 0.01), «Негативизм» и «Индекс дружелюбия» (r = – 0,55 при p < 0.01), «Индекс агрессии» и «Индекс дружелюбия» (r = – 0,45 при p < 0.01). Полученные результаты показывают, что высокий уровень агрессивности, негативизма, раздражительности подростков приводят к снижению дружелюбия, вызывают напряженные межличностные отношения.

Обратные корреляционные статистически значимые взаимосвязи существует также между шкалами «Негативизм» и «Зависимый» (r = – 0,35 при p < 0.05), а также между шкалой «Индекс дружелюбия» и шкалами «Физическая агрессия» (r = – 0,31 при p < 0.05) и «Косвенная агрессия» (r = – 0,35 при p < 0.05). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что при высоком уровне негативизма в межличностных отношениях подростков происходит снижение конформности, повышается независимость поведения.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что агрессивность подростков оказывает значимое влияние на межличностные отношения со сверстниками, при этом обидчивость, враждебность и агрессия проявляются в подозрительности и раздражительности, а высокий уровень агрессивности, негативизма, раздражительности снижают дружелюбие подростков при общении с окружающими людьми.

×

Sobre autores

Zh. Garanina

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru
Rússia

A. Timofeeva

Email: ogarevonline@yandex.ru
Rússia

Bibliografia

  1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  2. Коповой А. С. Агрессивное поведение подростков. – Саратов: Слово, 2005. – 109 с.
  3. Лановенко И. П. Борьба с групповыми правонарушениями. – Киев: Наук. думка, 1982. – 201 с.
  4. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений: Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Метод. руководство. – М.: Просвещение, 2003. – 46 с.
  5. Шапарь В. Б. Рабочая тетрадь практического психолога. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. – 672 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».