Correlation of value systems and psychological well-being of belarusian students

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article presents the results of an empirical study of the correlation of value systems and psychological well-being of Belarusian students. The value systems and psychological well-being of the students are considered taking into account the gender factor.

Texto integral

Исследование ценностных ориентаций студентов-представителей разных культурных групп, на наш взгляд, представляется важным, поскольку, ценности являются «осью сознания», и вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Как отмечает Н. М. Лебедева, если вы хотите понять культуру необходимо понять ее базовые ценности, которые представляют собой прямой путь к пониманию скрытых мотивов и смысла человеческого поведения [3].

Феномен «ценностные ориентации» был введен в общенаучный оборот в 20-е годы ХХ в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую её действия.

Ценностные ориентации личности, как и любое иное междисциплинарное понятие, по-разному интерпретируются в работах разных авторов. Так, в некоторых исследованиях понятие «ценностные ориентации личности» сходится с определениями, которые определяют мотивационно-потребностную или смысловую область. Так, А. Маслоу, по сути, никак не разделяет определения «ценности», «потребности» и «мотивы», а В. Франкл – «ценности» и «личностные смыслы».

М. Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования [6].

В настоящее время все большую популярность в исследовании ценностей приобретает теоретический и эмпирический подход Ш. Шварца. Как указывает Шварц, разные культуры и личности могут быть охарактеризованы ценностными приоритетами [2]. Ценности выражают культурные идеалы. Кроме того, ценности – это мотивационные цели, которые служат руководящими принципами жизни. Шварц рассматривает ценности культуры в контексте трех осей измерения: «автономия – включенность», «равенство – иерархия», «гармония – овладение». Данные оси измерения представляют собой мотивационные домены, в которые включаются соответствующие ценности [2].

Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию в поведении человека и от того, насколько они связаны с представлениями личности о «хорошей» либо «плохой» жизни зависит и общее представление о качестве жизни и переживание психологического благополучия.

Психологическое благополучие – это сложное переживание человеком удовлетворенности своей жизнью, где одновременно отражены актуальные и потенциальные аспекты жизни личности. Психологическое благополучие выражается в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью, целостное переживание, связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

Наряду с понятиями «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» нередко применяются близкие по смыслу понятия «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье», «субъективное качество жизни». Однако, эти понятия хотя и пересекаются, но не являются синонимичными. Например, Р. М. Шамионов, рассматривает понятия «счастье» и «субъективное благополучие» как родственные, но далеко не тождественные [4].

Согласно Л. В. Куликову, в структуре психологического благополучия целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты. Когнитивная составляющая психологического благополучия связана с наличием у человека относительно непротиворечивой картины мира, с пониманием текущей жизненной ситуации. Эмоциональный компонент проявляется как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью / не успешностью субъекта в тех или иных сферах активности. Л. Г. Пучкова выделяет также мотивационно-поведенческий компонент, который включает контроль над обстоятельствами и наличие цели в жизни.

А. В. Воронина разработала модель психологического благополучия, содержащую четыре иерархических уровня, располагающихся в следующем порядке – психосоматическое здоровье, социальная адаптация, психическое здоровье и психологическое здоровье. Она выдвигает предположение, что на каждом следующем уровне, формирующемся в процессе развития и воспитания, у человека вырабатывается новое видение себя, мира и себя в этом мире и, как следствие, появляются новые возможности для осуществления замыслов, творческой активности, повышается число степеней свободы выбора адекватного поведения [1].

В исследовании ценностных ориентаций и психологического благополучия приняли участие 40 белорусских студентов (18 юношей и 22 девушки).

С целью изучения ценностных ориентаций студентов мы использовали методику Ш. Шварца [2]. Для исследования психологического благополучия туркменских студентов мы использовали Шкалу психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко [5]. Обработка полученных данных проводилась с использованием методов математической обработки данных: квартилизация ранжированного ряда и корреляционного анализа (r-Спирмена). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SТATISТIKA 7. 0.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что наиболее предпочитаемыми ценностями, которые составляют содержание первого квартиля ранжированных рядов ценностей студентов-белорусов, являются «самостоятельность» и «безопасность». У студентов ярко выражена исследовательская активность, самостоятельность мышления, потребность в автономности и независимости. Безопасность других людей и себя являются важными для белорусских респондентов. Наименее значимые ценности – «конформность» и «традиции».

Для более глубокого анализа обратимся к рассмотрению результатов исследования ценностных ориентаций студентов с учетом фактора пола.

Проведенное исследование позволяет заключить, что наиболее значимыми ценностями белорусских юношей являются «гедонизм», «безопасность» и «самостоятельность». У белорусских студентов преобладает потребность в самоконтроле и самоуправлении. Респонденты контролируют свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Для белорусских юношей характерна потребность в автономии и независимости, желание принять на себя права и обязанности. Респонденты радуются жизни, получают от неё удовольствие. Безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений играет важную роль для белорусских юношей. Наименее значимой ценностью, входящей в четвертый квартиль, является ценность «традиции».

Для белорусских девушек, также как и для юношей, наиболее значимыми являются такие ценности как «самостоятельность» и «безопасность». Четвертый квартиль представлен наименее значимыми ценностями – «власть», «конформность» и «традиции».

Обратимся к анализу психологического благополучия белорусских студентов. Можно сказать, что у респондентов психологическое благополучие в целом и его показатели находятся на среднем уровне. Причем самые количественно выраженными для студентов-белорусов являются такие показатели психологического благополучия как «осмысленность жизни», «человек как открытая система», «управление средой» и «личностный рост».

Высокие значения по данным показателям говорят о том, что студенты-белорусы ставят перед собой цели, стараются их достигать. Кроме того, у респондентов имеется способность быстро усваивать новую информацию, реалистично смотреть на жизнь и открываться новому опыту. Студенты воспринимают себя «растущими», удовлетворены преобразованиями, которые происходят, открыты для новых экспериментов и ощущают заинтересованность в жизни. Белорусские респонденты компетентны в управлении средой, осуществляют контроль над внешней деятельностью, готовы формировать требования или оптимальные условия, с целью удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что как у юношей, так и у и девушек психологическое благополучие находится на среднем уровне. При этом, белорусские юноши психологическое благополучие связывают с такими составляющими как «осмысленность жизни», «автономия», «личностный рост» и «наличие цели в жизни», а девушки с такими компонентами как «осмысленность жизни», «человек как открытая система», «управление средой», «личностный рост» и «автономия».

Проведенный корреляционный анализ в рамках нашего исследования позволил выявить статистически значимые отрицательные связи между психологическим благополучием и ценностными ориентациями у студентов-белорусов:

– «Автономия» и «власть» (Rs= -0,316136, при р<0,05);

– «Управление средой» и «власть» (Rs= -0,321564, при р<0,05);

– «Личностный рост» и «самостоятельность» (Rs= -0,3133365, при р<0,05);

– «Личностный рост» и «стимуляция» (Rs= -0,247402, при р<0,05);

– «Цели в жизни» и «достижение» (Rs= -0,256083, при р<0,05);

– «Самопринятие» и «гедонизм» (Rs=-0,486501, при р<0,05).

Таким образом, исследование ценностных ориентаций и психологического благополучия современных студентов является важным как с теоретической, так и с практической точек зрения. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, куратора учебной группы, при разработке программ воспитания в учреждениях высшего образования.

×

Sobre autores

O. Mitrofanova

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

D. Ambrosova

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. канд. психол. наук. – Томск: ТГУ, 2002. – 28 с.
  2. Карандашев Ю. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
  3. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 3. – С. 26–36.
  4. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. – Саратов: Научная книга, 2008. – 296 с.
  5. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3.– С. 95–129.
  6. Rokeach M. The nature of human values. – N.Y.: Free Press, 1973. – 438 p.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».