Features of conformity in university students

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article presents the results of an empirical study of conformity as a value and as a type of interpersonal relationships of students. The study provides recommendations for the prevention of pathological conformity.

Texto integral

Феномен конформности давно известен человечеству. Так или иначе, его касались при погружении в проблему взаимодействия человека и общества, при рассмотрении вопросов, связанных с политикой, государственным устройством, религией [6]. В психологии конформность исследуется с конца XIX столетия, первоначально изыскания проводились преимущественно в контексте изучения психологии толпы. Экспериментальная работа относительно данного феномена наиболее активно развернулась в 30-е годы прошлого века. По выражению Д. Майерса, исследователи, изучающие конформизм, создают социальные миры в миниатюре – некие лабораторные «микрокультуры», упрощающие и имитирующие важные черты повседневного социального влияния [8]. Широко известными являются эксперименты Музафера Шерифа, Соломона Эша и Стэнли Милгрэма [4].

В XXI веке интерес к конформности не угасает. Продолжается изучение сущности этого явления, рассматриваются факторы, обусловливающие конформное поведение личности, исследуется мотивационное подчинение личности социальному влиянию. Достаточно распространённой трактовкой конформности является точка зрения известного американского ученого Э. Аронсона, согласно которой, это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей [1]. В настоящее время конформность представляется и как свойство, способствующее формированию девиантного поведения. Также изучаются когнитивные предпосылки феномена конформизма, особенности проявления характеристик личности и свойств нервной системы у лиц, склонных к конформному поведению [2; 5].

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на определение уровня значимости конформности как ценности для представителей современной молодёжи, а также мы ставили задачу выявить степень выраженности конформных установок в межличностных отношениях молодых людей.

В роли испытуемых выступали студенты Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в количестве 30 человек (20 студентов гуманитарных направлений подготовки и 10 студентов естественнонаучного направления подготовки).

Возрастной диапазон участников исследования составил от 18 до 24 лет (в подгруппе студентов гуманитарных направлений подготовки – от 18 до 21 года, в подгруппе студентов естественнонаучного направления подготовки – от 19 до 24 лет).

На первом этапе исследования мы определяли степень значимости конформности для испытуемых как ценности. Для этого использовали «Ценностный опросник» Ш. Шварца [3]. Методика состоит из двух частей. Первая предназначена для изучения ценностей, убеждений и идеалов, оказывающих влияние на личность. Она представляет собой список из 57 ценностей, каждую из которых испытуемому нужно оценить по специальной шкале. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности, состоящий из 40 описаний человека, которые респонденту необходимо соотнести с собой и дать оценку сходству согласно заданной шкале. Эти описания характеризуют 10 типов ценностей, среди которых присутствует конформность.

С точки зрения автора методики, основная мотивационная цель конформности – сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Рассматриваемая ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших) [3].

В соответствии с высчитанным с помощью ключа средним баллом каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10 в следующей логике: первый ранг присваивается типу, имеющему наиболее высокий средний балл, а десятый, наоборот, – в случае самого низкого среднего балла. Таким образом, ранг от 1 до 3, полученный типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого, а ранг в диапазоне от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей [3].

По данным нашего исследования 17 % испытуемых, или 5 человек, присвоили конформности ранг от 1 до 3, для них конформность играет довольно большое значение. Третья часть испытуемых (10 человек, или 33 %) определила для обозначенного свойства ранг от 7 до 10, что указывает на незначительный вес конформности в системе ценностей. Для половины выборки (15 человек, или 50 %) она занимает промежуточное, среднее положение (ранг от 4 до 6).

Описанные данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение испытуемых по категориям в зависимости от степени значимости конформности как ценности

 

 

Степень значимости конформности

Количество испытуемых в категориях

Высокая

(ранг от 1 до 3)

Средняя

(ранг от 4 до 6)

Низкая

(ранг от 7 до 10)

Количественные показатели

5

15

10

Доля категории, %

17

50

33

 

Систематизация результатов проведённой диагностики позволяет говорить о том, что в иерархии ценностей большинства обследованных студентов конформность не занимает высоких позиций, не имеет ярко выраженного уровня значимости. Для них конформность – это не то, к чему следует стремиться, но, с другой стороны, они не считают это свойство личности ненужным и недопустимым.

Далее мы исследовали конформность в контексте межличностных отношений при помощи методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (адаптация Л. Л. Собчик) [7], предназначенной для изучения представлений субъекта о себе и идеальном «Я». Также тест позволяет оценивать взаимоотношения в малых группах, в частности, с его помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям.

Опросник состоит из 128 суждений, которые касаются характера человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Задача испытуемого – прочитать каждое суждение и определить, соответствует ли оно его представлению о самом себе.

Все суждения делятся на блоки по 16 суждений в каждом и образуют 8 октант – типов межличностных отношений, среди которых для нас больший интерес представляет зависимый тип, отражающий показатель конформности в межличностных отношениях.

Заметим, что максимальная оценка типа – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: низкую, умеренную, высокую и экстремальную. Первым двум уровням соответствует адаптивное поведение, третьему – экстремальное, а последнему свойственно поведение, доходящее до патологии.

Индивидуальные показатели, не выходящие за пределы 8 баллов, характерны для гармоничных личностей. Числовые данные, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых октантом [7].

Анализ полученных данных показал, что больше половины испытуемых (18 человек, или 60 %) имеют низкую степень выраженности конформности в межличностных отношениях, а умеренная степень характерна для 9 человек (это около трети выборки – 30 % испытуемых), высокая степень выраженности обнаружена всего у 3 студентов, или 10 %.

Описанные результаты можно видеть в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение испытуемых по категориям в зависимости от степени выраженности конформности в межличностных отношениях

 

Степень выраженности конформности в межличностных отношениях

Количество испытуемых в категориях

Низкая

(от 0 до 4 баллов)

Умеренная

(от 5 до 8 баллов)

Высокая

(от 9 до 12 баллов)

Количественные показатели

18

9

3

Доля категории, %

60

30

10

 

Следует отметить, что в концепции Т. Лири низкая и умеренная степени выраженности характерны для адаптивного поведения и свойственны гармоничным личностям, а высокая степень проявляется в экстремальном поведении и свидетельствует о наличии акцентуации такого свойства личности, как конформность. Отрадно, что экстремальная степень выраженности, доходящая до патологии поведения с такими проявлениями, как крайняя неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, тревожности по любому поводу, в ходе нашего исследования не была зафиксирована.

В таблице 3 представлены данные, отражающие особенности поведения испытуемых, связанные со степенью выраженности конформности.

 

Таблица 3

Распределение испытуемых по категориям в зависимости от особенностей поведения, обусловленных выраженностью конформности

 

 

Особенности поведения

Количество испытуемых в категориях

Адаптивное

Экстремальное

Количественные показатели

27

3

Доля категории, %

90

10

 

На основе полученных данных можно утверждать, что для подавляющего большинства испытуемых (27 человек, или 90 %) характерно адаптивное поведение, они конформны, имеют мягкий характер, доверчивы, вежливы. У незначительной части выборки (3 человека, или 10 %) отмечается экстремальное поведение. Для таких людей свойственно послушание, проявление беспомощности и боязливости, они верят в правоту окружающих и не способны противостоять чужому мнению.

Таким образом, в основном обследованные студенты являются гармоничными личностями. Они вежливы и внимательны в общении с другими людьми, доверяют им, охотно обращаются за помощью к окружающим, следуют их советам, но при этом не зависят от чужого мнения.

В ходе исследования мы также определяли характер связи между степенью значимости для испытуемых конформности и уровнем конформности в межличностных отношениях. Для этого мы использовали коэффициент ранговой корреляции  Спирмена.

В процессе корреляционного анализа было выявлено, что статистически значимой связи между обозначенными свойствами не существует, поскольку сравнение полученного эмпирического значения rs = -0,293 с установленными критическими значениями  при N=30 (0,36 (p<0,05); 0,47 (p<0,01)) не удовлетворяет требованиям эмп ≥ кр.. Исходя из этого факта, можно заключить, что проявляемая в межличностных отношениях испытуемых конформность не обусловлена рангом конформности в иерархии их ценностей.

Подводя итоги проведенного эмпирического исследования, отметим, что для большинства испытуемых-студентов конформность как ценность не имеет ярко выраженного уровня значимости, в системе их межличностных отношений она занимает нейтральное положение и обусловливает адаптивное поведение личности. У незначительной доли обследованных имеется акцентуация конформности и отмечаются высокие показатели значимости конформного поведения. Демонстрируемая в межличностных отношениях студентов конформность не зависит от места конформности в системе их ценностей.

Несмотря на вполне оптимистичные результаты, полученные в студенческой выборке относительно выраженности конформности в межличностных отношениях, в завершение всё же коснёмся вопроса профилактики негативных проявлений данного свойства личности. В этой связи следует рекомендовать систематически работать над уверенностью в себе. Можно применять несложные приёмы из набора арт-терапевтических техник. Например, рисование образа своего триумфа, напевание (вслух или «про себя»), насвистывание мелодии, ассоциирующейся с силой, мощной энергией, величием (для этого подойдёт военный марш, гимн), придумывание «ритуального» танца успеха, сочинение стихотворения, рассказа о своих достижениях (как вариант, с последующим размещением на своей страничке ВКонтакте) и т.п. С целью поддержания самооценки и уверенности в себе удобно использовать собственное портфолио, фотографии и видеозаписи из «домашнего архива», с периодичностью просматривая их и вспоминая различные «победы» (на соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и др.). Развитию способности отстаивать своё мнение может помочь участие в дискуссиях на разные темы (сначала «оппонентами» могут выступать родственники, друзья, но постепенно их круг должен расширяться). Важно сохранять самостоятельность и критичность мышления, не торопиться говорить «да» на все поступающие извне предложения, а лучше прежде проанализировать ситуацию, посмотреть на неё «под другим углом зрения», изучить альтернативные варианты.

×

Sobre autores

N. Andronova

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

M. Yudina

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. – 517 с.
  2. Данскова Н. В. Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т. 12, № 2. – С. 64–67.
  3. Карандашев В. Н. Практикум по психодиагностике. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
  4. Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии. – Киев, 2010. – 230 с.
  5. Мухаметзянов И. Ш., Хусаинова С. В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодёжи // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 113–118.
  6. Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. –426 с.
  8. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».