Image of a Successful Woman in Contemporary English Media: Representation Specifics

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The paper analyzes the linguistic means that actualize the present-day image of a successful woman in English media articles. Frequently used language means that form the image under study are noted. As a result, common means of linguistic representation of the image of a successful woman were selected and the specifics of their functioning was revealed.

Негізгі сөздер

Толық мәтін

В истории человека женщина всегда занимала зависимое положение и её социальные функции были предопределены. В последнее время роль представительницы прекрасного пола в обществе кардинально поменялась. Изменения, произошедшие под влиянием многих факторов, находят своё отражение в общественном сознании, а также в лексических и стилистических средствах, что формируют новый закрепляющийся образ современной женщины.

Следует отметить, что понятие «образ» сложное и многогранное. Как определяет Ю. В. Белоусова: «Образ – это конструкт сознания, манифестированный индивидом в современной жизни. В этом качестве образ является средством социальной коммуникации, он функционирует в мире социальных норм, чувств и переживаний. Посредством образа можно задать нормы, предъявить свое отношение к ним, выразить свои чувства. Образ формирует социальные ожидания от окружающих, которые могут оправдываться и не оправдываться» [3, с. 28]. Что касается образа женщины, то большая роль в его формировании отведена публицистике, которая притягивает к себе массового читателя и способствует формированию различных стереотипных мнений, а также отображает процесс трансформаций репрезентации женщин.

Так, в средствах массовой информации наблюдается явный переход от устоявшегося образа хранительницы домашнего очага к образу успешной женщины, реализующей себя в разных сферах жизни современного общества и имеющей особый статус. Однако новое положение женщины не встретило ещё широкий отклик у представителей противоположного пола, которые упорно не хотят воспринимать работающих женщин как серьезных потенциальных конкурентов.

Чаще всего образ независимой и успешной женщины строится на основании интервью женщины, которая совмещает домашние заботы с профессиональной деятельностью. Кроме того, представления о современной работающей женщине возникают благодаря трудам женщин в журналистике, занимающихся разбором чужой жизни и освещающих это с добавлением личного видения происходящего.

Целью статьи является изучение и анализ языковых средств, используемых в современной англоязычной публицистике для репрезентации образа «успешная женщина». Исследование языковых средств формирования образа «успешная женщина» в англоязычной публицистике проводится в данной работе на основе английских газет и журналов, в которых довольно часто освещаются проблемы современных женщин, стремящихся добиться успехов не только в рамках собственной семьи, но также и преуспеть в карьерном росте. В качестве материала исследования в данной работе используются статьи из британской качественной прессы – газета «The Independent». Также для исследования языкового выражения образа женщины, стремящейся к успеху, в данной работе используются статьи из женского журнала «Her Magazine».

Формирование образа успешной женщины в современных англоязычных медиатекстах происходит, в первую очередь, за счет разнообразных лексических средств. Одним из частотных лексических средств создания исследуемого образа являются лексемы, номинирующие деловых женщин. Такие номинации представляют собой сложные существительные или номинативные словосочетания, которые в обязательном порядке включают в свой состав слово woman (женщина) или синонимические понятия. Обратимся к примеру: Many businesswomen have more pressing domestic demands on their time and feel guilty if they take time out from their families to write [6].

В данном примере для обозначения деловой женщины используется ставшее уже традиционным слово businesswoman. Это слово появилось в английском языке как аналог лексеме businessman. В современном английском языке слово businesswoman используется достаточно активно и давно вошло в активный словарных запас. Формируется образ независимой женщины, стремящейся найти применение собственным возможностям не только в сфере семьи и материнства, согласно общепринятым стереотипам, но и в области собственной карьеры.

Кроме рассмотренного примера, были выявлены следующие лексемы, номинирующие успешных женщин: «women in business», «woman in power», «business lady», «career women. Следует также отметить, что выделяется группа лексических единиц, которые представляют собой названия должностей, к которым обязательно прибавляется либо компонент woman, либо компонент female, чтобы показать, что занимаемая должность принадлежит именно женщине: например, «woman founder», «female scientists», «female professors», «female boss».

Отдельную группу лексических средств, участвующих в формировании образа деловой женщины в англоязычной публицистике, составляют профессионализмы. Профессионализм представляет собой «слово или выражение, свойственное речи данной профессиональной группы» [1, с. 371]. В случае с образом «успешная женщина» профессионализмы – это лексемы, близкие к терминам группы «бизнес» в английском языке. Однако в некоторых случаях профессионализмы отражают стереотипные ассоциации с образом успешной женщины: Yes, we are all about progression and leadership – but what about alternative careers, passion projects, maternity leave, flexible working, working from home, juggling motherhood, dealing with male-dominated workplaces and making yourself heard? [6].

Словосочетания maternity leave (декретный отпуск), flexible working (работа в режиме гибкого рабочего времени), working from home (работа на дому) воспроизводят стереотипы о том, что женщинам сложно добиться статуса «успешная женщины», поскольку ее основой задачей является создание семьи и поддержание домашнего очага. В отличие от делового мужчины, деловая женщина, по мнению автора медиатекста, не может полноценно добиться образа «бизнесвумен», исходя из необходимости иметь гибкий график или работать на дому, в частности, в период декретного отпуска, чего требует материнство.

Еще одной интересной лексической особенностью в рамках формирования образа деловой женщины в англоязычном медиадискурсе является использование окказионализмов – «невоспроизводимых новых слов, контекстуальных неологизмов, существующих только в определенном контексте» [2, с. 113]. Например: Its use of graphs, real-life mumpreneur stories and ‘next step’ prompts ensure that readers will put down the book ready to take action [6].

В приведенном примере в качестве составляющей образа деловой женщины выступает слово mumpreneur, которое можно считать окказионализмом. Это слово создано на основе лексемы entrepreneur (предприниматель) за счет замены первой части слова на компонент mum (мама). Таким окказионализмом автор газетной статьи выражает свое мнение о несостоятельности деловой женщины в современном мире, поскольку в первую очередь женщина – это мать, а не предприниматель.

Формирование образа деловой женщины в англоязычной публицистике происходит не только за счет лексических средств, но также и про помощи стилистических особенностей газетных и журнальных статей. В анализируемом материале мы выделили несколько стилистических особенностей, которые позволяют, наравне с лексическими средствами, сформировать образ «успешная женщина».

В качестве стилистического средств формирования образа деловой женщины в анализируемых статьях часто используется метафора, которая представляет собой «семантическое явление, вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения» [4, с. 210]. Рассмотрим следующий пример: She is currently working on the release of her new book, Build an Empire – How to Have It All, where she plans to inspire and equip others find the path of success in their careers and their relationships [7]. В данном примере метафора наблюдается в словосочетании find the path to success. Метафорический перенос основывается на сравнении создания карьеры и движения (в данном случае, к успеху) как главном условии для формирования образа деловой женщины в современном мире.

Рассмотрим еще один пример: Yes, we are all about progression and leadership – but what about alternative careers, passion projects, maternity leave, flexible working, working from home, juggling motherhood, dealing with male-dominated workplaces and making yourself heard? [6]. В этом случае метафора juggling motherhood (дословно: жонглировать материнством) используется с целью показать сложность образа деловой женщины, связывая это с ее главным назначением, стереотипным в современном английском обществе – уходом за детьми.

Еще одним стилистическим средством, которое иногда используется в англоязычной публицистике для создания исследуемого образа женщины – это сравнение. Сравнение как стилистический прием – это «образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета» [5, с. 280]. Сравнение используется в анализируемом материале для формирования образа успешной женщины в неразрывном сочетании с образом матери и домохозяйки. Подтверждение можно наблюдать в следующем примере: “A business is like a baby — it requires a ton of care in its early stages. You will find yourself giving all your energy to get it off the ground. However, once it grows up? It’s like witnessing the child that you birthed fully come to life. The more love you give it, the better it turns out,” she says [8].

В приведенном примере представлен образ успешной женщины как женщины, сочетающей в себе умения материнства и карьерного роста. В связи с этим бизнес в отношении женщины сравнивается с ребенком, который растет, требует внимания и любви.

Таким образом, отметим, что лексико-стилистические средства формирования образа успешной женщины разнообразны. Исследование языковых средств позволяет понять специфику репрезентации образа деловой женщины. В условиях современного общества, безусловно, происходит трансформация образа женщины. Однако материальное благополучие и социальный рост женщины не воспринимаются социумом серьезно. Поэтому образ «успешная женщина» совмещает в себе современные стереотипы о бизнесвумен, а также традиционные представления о представительницах прекрасного пола как о матерях и домохозяйках.

×

Авторлар туралы

I. Gubanishcheva

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Либроком, 2018. – 576 с.
  2. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 126 с.
  3. Белоусова Ю. В. Медийный образ как средство коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №12-1. – C. 27–31.
  4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 448 с.
  5. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М.: РГГУ, 2013. – 584 с.
  6. Best Business Books Written by Women [Электронный ресурс] // The Independent. – Режим доступа: https://www.independent.co.uk/extras/indybest/books/non-fiction-books/bestbusiness-books-nonfiction-by-women-in-business-feminist-a8393251.html (дата обращения 25.04.2021).
  7. Elena Cardone Wants YOU to Build an Empire [Электронный ресурс] // Her Magazine. – Режим доступа: https://hermag.co/elena-cardone-wants-you-to-build-an-empire/ (дата обращения 25.04.2021).
  8. Kathrin Zenkina: The Master Manifestor [Электронный ресурс] // Her Magazine. – Режим доступа: https://hermag.co/kathrin-zenkina-the-master-manifestor/ (дата обращения 25.04.2021).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».