V. S. Vysotsky's poetic works in the criticism of the end of xx - beginning of XXI centuries

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article discusses the interpretations of Vladimir Vysotsky's poetic works in Russian literary criticism of the 20th - 21st centuries. Particular attention is paid to the works of A. V. Skobelev and S. M. Shaulov, E. V. Andrienko, S. S. Biryukova, M. Gasanova, V. Novikov.

Толық мәтін

На протяжении длительного времени баллады, песни, стихотворения В. С. Высоцкого продолжают сохранять актуальность и находить отклик и у верных почитателей его творчества, и у вновь появляющихся. Критики и литературоведы отмечают особый феномен «народности» поэта, говоря о языке и художественных особенностях его произведений, посредством которых он выражал не только общее настроение, но и индивидуальное, неповторимое восприятие мира каждым из его читателей и слушателей.

В. С. Высоцкий в своем творчестве затрагивал не только вечные философские темы любви, смерти, предназначения поэта, но и темы быта и жизни так называемых обыкновенных людей. Он открыто высказывался о политике, патриотизме, социальных проблемах общества. Его произведения распространялись через самиздат, жили в устах молодежи, устраивающей квартирники с гитарой, в шутках советских людей. Сложно переоценить вклад поэта в русскую литературу. Его поэзия пульсировала подобно оголённому нерву, поэтому беспрепятственно проникала в сознание и души слушателей. Творчество В. С. Высоцкого во многом обозначило вектор развития современной поэзии.

Мы определяем В. С. Высоцкого не только как «барда» или сочинителя «авторской песни», но как поэта национального масштаба в пространстве русской литературы. Отечественное высоцковедение набирает значимость лишь в последние двадцать с небольшим лет. До этого времени имя поэта не упоминалось ни в учебниках, ни в статьях, ни в монографиях, творчество его было вне науки. В постсоветском пространстве научный интерес формировался сначала посредством серии альманахов «Мир Высоцкого», затем диссертациями Е. В. Андриенко («Концепты русской культуры в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого: Между тоской и свободой»), С. С. Бирюковой («Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде»).

Феномен В. С. Высоцкого осмысляли такие исследователи, как В. Новиков, Ю. Блинов, Н. Волкова, М. Воронова, Е. Жукова, А. Кулагин, Н. Крымова, Н. Рудник, А. Скобелев, Вл. Толстых, С. Шаулов, Н. Федина, В. Гавриков и другие. О жизни и судьбе поэта рассказывает одна из книг знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», написанных В. И. Новиковым.

Несмотря на то, что творчество В. С. Высоцкого продолжает активно изучаться, стоит выделить самые яркие, на наш взгляд, исследования в области высоцковоедения. В их ряду труд С. С. Бирюковой (1990 г.), которая впервые исследует проблемы авторской песни как синкретичного искусства. С. С. Бирюкова рассматривает историю становления и развития данного жанра; ею анализируется весь тематический пласт авторской песни, в которой затрагиваются этические и эстетические проблемы творчества советских бардов. По ее мнению, большую роль играет уровень поэтической интонации, бардовское творчество, при всем его различии в поэтических школах, ищет интонационного единства. Однако в каждом случае песня обретает свою уникальную исполнительскую интонацию.

Особое внимание в диссертации С. С. Бирюковой уделяется песенному творчеству Б. Ш. Окуджавы и В. С. Высоцкого. Б. Окуджава больше показан как бард-новатор, преобразивший советскую песню, которая становилась общественным достоянием, а не исполнялась только для «узкого круга» друзей и единомышленников. С. С. Бирюкова в своей работе отмечает, что авторская песня появилась как альтернатива советской массовой песне. Поэт в своих произведениях обращается не ко всем, а к каждому в отдельности [2]. В песнях Б. Окуджавы слышится особая  драматическая нота, звучат мотивы трагизма и ностальгии.

С. С. Бирюкова отмечает, что для поэзии В. С. Высоцкого характерно использование приема перевоплощения автора в персонажа, ибо почти каждая его песня поется от первого лица. Этот прием используется для большей проникновенности. С. С. Бирюкова выделяет такую особенность творчества В. С. Высоцкого, как синкретизм и многослойность. Стихотворения о любви, соединяясь с формой «блатной» песни, реализуют мотив неверности женщины, её меркантильности и безнравственности. Тема судьбы и рока включает в себя мотивы скоротечности жизни, смерти, мотив удачи и отсутствия желания жить. Военную тему составляют мотив дружбы, любви к Родине, мотивы смерти и потери близких людей.

Годом позднее выходит первая монография о поэте «Владимир Высоцкий: Мир и Слово», над которой работали А. В. Скобелев и С. М. Шаулов [5]. Эта книга является одной из попыток осмысления поэтической системы В. С. Высоцкого. Особое внимание исследователи уделяют описанию художественной специфики его поэзии. По их мнению, вся творческая деятельность В. С. Высоцкого пропитана мощной нравственной энергией, которая направлена на постижение мира вообще и мира людей в частности. Эти вопросы авторы выделяют как важнейшие аспекты поэтического творчества В. С. Высоцкого.

Наряду с этим А. В. Скобелев и С. М. Шаулов отмечают, что тематика, образность, мотивы и все прочие компоненты поэтической художественности В. С. Высоцкого демонстрируют философскую направленность его лирики.

Безусловный интерес вызывает диссертация Е. В. Андриенко «Концепты русской культуры в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого: Между тоской и свободой» (2003) [1].

Автор работы на примере творчества В. С. Высоцкого исследует основные концепты русской культуры, которые творчески преобразуются и приобретают уникальное интонационное звучание в произведениях поэта. Е. В. Андриенко особенно отмечает вопросы, касающиеся поэтической личности, специфики поэтического языка и художественного образа.

Исследователь приходит к выводу, что в лирике В. С. Высоцкого встречается множество лексем, которые участвуют в концептуализации тоски и свободы. Так же автор размышляет о том, как Высоцкий выражает концептуальные смыслы при отсутствии в тексте прямых лексем.

Объектом исследования М. Гасановой в работе «Автор и герой в поэзии В. С. Высоцкого» стало художественное своеобразие творчества В. С. Высоцкого, а именно актуальная и по сей день проблема взаимоотношения автора и героя [3].

В своей диссертации М. Гасанова знакомит нас с рядом работ, в которых делается попытка классификации и систематизации определения типа героя в поэтическом мире В. С. Высоцкого. Особенно интересны зарисовки автора, связанные с лирическим героем Высоцкого, который, по мнению исследователя, условно представлен в 3 типах: собственно лирический герой, герой с автобиографическими чертами и «скрытый» лирический герой, который по форме является ролевым, а по содержанию – лирическим [3].

М. Гасанова, опираясь на труды отечественных исследователей, приходит к выводу о том, что проблема взаимоотношений автора и героя – один из ключевых в стихотворениях В. С. Высоцкого, особенно в понимании его поэтики. Кроме того, М. Гасанова отмечает, что в творческом мире В. С. Высоцкого образ автора играет роль связующего звена, объединяющего все мотивы, образы и жанры поэзии.

М. Гасанова считает, что художественное своеобразие поэзии В. С. Высоцкого является до конца не изученным, как и проблемы авторской песни как жанра.

Книга В. И. Новикова из серии ЖЗЛ посвящена биографии В. С. Высоцкого – культовой фигуре двадцатого века, ярком и многогранном человеке-творце, судьба которого нуждается в основательном осмыслении современниками.

Исследователь не раз упоминает, что Владимир Высоцкий – «сложный» поэт, вопреки бросающейся в глаза простоте его поэтического высказывания. Он всегда стремился давать представление о своем художественном мире в целом, демонстрировать его с разных сторон, чтобы каждый читатель (слушатель) мог насладиться тем, что ему по душе. Даже те, как пишет В. И. Новиков, кто не признавал В. С. Высоцкого и отказывал ему в звании поэта, все равно находили ту самую «свою» любимую песню, слова которой знали наизусть. Автор книги замечает, что не всякого пишущего поэта ожидает подобная участь – участь творческого бессмертия [4].

Несмотря на всю феноменальность поэзии и личности В. С. Высоцкого, до конца своей жизни он оставался в рамках литературного непризнания. Только сейчас, уже в другой эпохе, по достоинству оценивается его творчество.

Сегодня все больше появляется литературоведов-высоцковедов, и в России, и за ее пределами. Активно ведется перевод его стихотворений на другие языки.

Никого не оставляют равнодушными и песни В. С. Высоцкого. Исполнители по- своему трактуют его песенный материал, но каждый пытается передать слушателям тот страстный накал, то усиленное смысловое содержание, тот юмор, ту иронию и остроту высказываний, столь характерные для его песен.

Творчество Владимира Высоцкого подчинено одной цели – утверждению нравственных, общечеловеческих законов, неизменных для всех времен. Все многообразие тем, мотивов и образов реализуют, по сути, эту основную идею его поэзии.

×

Авторлар туралы

N. Kozlova

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Андриенко Е. В. Концепты русской культуры в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого: между тоской и свободой: автореф. дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kontsepty-russkoi-kultury-v- poeticheskom-tvorchestve-v-s-vysotskogo-mezhdu-toskoi-i-svobodoi (дата обращения 25.01.2022).
  2. Бирюкова C. C. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: автореф. дисс. … канд. искусствоведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cheloveknauka.com/b-okudzhava-v-vysotskiy-i-traditsii-avtorskoy-pesni-na-estrade (дата обращения 25.01.2022).
  3. Гасанова М. А. Автор и герой в поэзии В. С. Высоцкого: автореф. … дисс. канд. филол. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/russkaja- literatura/avtor-i-geroj-v-pojezii-v-s-vysockogo.html (дата обращения 25.01.2022).
  4. Новиков В. И. Высоцкий. – 8-е изд., стереотип. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 492 с.
  5. Скобелев А. В., Шаулов С. М. Владимир Высоцкий: Мир и слово. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1991. – 204 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».