Moral markers in mass media

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the ideal content of journalism which is made up of real objective meaning-facts of anthropological nature. However, political demands and market fundamentalism are contrary to the principle of reproducing universal moral values in quality press. A conclusion is made that the increase in commodity relations in mass media gives rise to anti- morality in public sphere.

Full Text

Забежавшее в наше время либеральное представление о «безфункциональной» журналистике, искусственно очищенной от смыслофактов идеологии и антропологии, оказывается крайне несостоятельным в сегодняшней общественной ситуации, когда политический автократизм и рыночный фундаментализм безо всяких ограничений диктуют служителям прессы выгодные для «верхов» – власти и бизнеса – сюжеты, темы, адреса, подходы, оценки и вердикты. Уж сколько раз твердили миру: в медиасреде, поддавшейся властному ангажементу и денежному соблазну, не может быть настоящей свободы слова и, соответственно, подлинного расцвета «независимой» журналистики. Профитный телец неизбежно порождает в медиасреде гипертрофию товарных отношений, проявляющихся в журналистской деятельности в фактически открытой форме: «Деньги – огромное искушение. Какие сумасшедшие суммы предлагают за то, чтобы ты написала нужную заказчику статью! Если встать на этот путь, можно решить все свои проблемы. И квартиру купить, и машину…» [4, с. 44].

Журналистика нередко поддается тлетворному влиянию рыночного фундаментализма, когда ее служители смотрят на свою профессию только как  на постоянную возможность обеспечить себя куском хлеба насущного, для чего считать все средства хорошими, в том числе и аморальный способ выгодно «продаться» по неширокому выбору – либо власти, либо бизнесу. Отсюда проистекает и нигилистическое забвение многими служителями прессы высокой цели и нравственных задач этой уникальной общественной деятельности, и упрощенный взгляд на ее социальные функции всего лишь как на регулярное информирование граждан страны (региона) печатными, электронными, сетевыми средствами обо всем происходящем в действительности, что сводит журналистскую профессию к простому обслуживающему ремеслу, хотя и с некоторыми в его конвейер довложениями интеллектуально-эмоционального свойства.

Между тем социально-природная миссия (предназначение) журналистики далеко выходит из границ простого информирования граждан, стремящихся, наряду с ориентацией в окружающей их обстановке, видеть постепенные ее изменения с помощью прессы в лучшую сторону, например, конкретные позитивные перемены в повседневных условиях труда, быта, досуга большинства людей. В первом (абстрактном) приближении эти перемены связываются с реальным уменьшением в повседневной действительности «количества» зла и приумножением «количества» добра. За рамками социальной аллегории миссия современной журналистики, в авторской трактовке, значится как гуманизация (культурация) всех сфер общественной жизни путем системно-целевого информирования граждан, оптимизированного элементами управления, образования, воспитания.

Разумеется, позитивная инструментальность журналистики в качестве ее мегаинтенции не исключает из медийного арсенала двух привычных статусных ролей прессы в обществе: главного информатора – конвейерного поставщика необходимых для труда, быта, досуга сведений и главного коммуникатора – инструмента общения в людской среде, а также механизма включения личности в экономическую, политическую, культурную жизнедеятельность социума. Но это публичное информирование и повседневное коммуницирование, с учетом названной миссии журналистики, требует своего осуществления в рамках активной нравственной позиции массмедиа по отношению к отображаемым фактам, события, явлениям, тенденциям социальной действительности с обязательной их классификацией по дихотомической шкале «добро – зло».

Как постоянный собеседник, к которому по привычке обращается человек, массмедиа по совместительству являются его просветителем-воспитателем, прямо или косвенно формирующим модус сознания и поведения личности. В этом случае известное с давних времен мудрое народное поверье: скажите мне, кто ваш друг, и я скажу, кто вы, – в наше время звучит иным образом: скажите мне, что вы читаете, слушаете, смотрите, и я скажу, кто вы есть по жизни: «Сегодня информация является великой силой. Именно поэтому доступ к ней   становится  важнейшим  фактором  демократизации  общества. Действия общества, поступки людей во многом определяются тем объемом и качеством информации, которую они получают. Голодный информационный паек часто приводит к ложным и нелепым представлениям о мире, а это ведет к ложным поступкам, к ложному поведению» [3, с. 12- 13].

В качестве информатора-коммуникатора и просветителя-воспитателя массмедиа сопровождают человека всю его жизнь – от пеленки до савана. В принципе,  это действительно масштабное духовно-практическое достижение человеческой цивилизации, но, к большому сожалению, обладающие сильными проникающими свойствами средства журналистики, в зависимости от того, в чьи руки они попадают – моралиста-позитивиста или циника-нигилиста, могут проявлять себя, как двуликий Янус:

  • с одной стороны, следовать повышающему вектору социализации личности, в согласии с великим заветом прогрессивной русской интеллигенции – сеять в душах людей разумное, доброе, вечное: «Как хочется покончить с изнурительной борьбой, забыть о пучеглазых, искаженных ненавистью телевизионных личинах. Как хочется положительного, прямого, не связанного с отрицанием поступка и действия. Хочется дожить до трудов, до урожаев, до космических пусков, увидеть Родину исцеленной, без бомжей и нищих, обняться с другом-казахом, облобызаться с братом-белорусом. К этой потаенной мечте – наше шествие и наше движение» [6, с. 312];
  • с другой стороны, следовать понижающему вектору социализации личности, что подвергает сознание и поведение человека явному асоциальному риску и даже угрозе обратной эволюции: «Нынешняя российская периодика, радио, телевидение, кино и театр только и заняты тем, что объясняют своей несмышленой аудитории, что ее армия – это застенок, школа – рассадник обскурантизма, семья – клоака, церковь – прибежище стукачей и мздоимцев, а вся страна – один большой Чернобыль, который если и исчезнет с лица земли, то лишь окажет этим неоценимую услугу человечеству» [5, с. 173].

Выпущенный на волю в условиях медиарынка джин – ползучий аморализм – быстро превратил публичную сферу из просветителя-воспитателя в нечто прямо противоположное, представлявшее собой не виданное ранее ристалище страстей-мордастей с неприглядными выбросами грубости, пошлости, цинизма, ненависти друг к другу ее акторов – политиков, специалистов, журналистов. Агрессивная «стрельба словами» на глазах у миллионов читателей, слушателей, зрителей превращалась в форменную войну с целью публичного «уничтожения» оппонентов недозволенными вербальными средствами: «Радиостанция “Эхо Москвы” обожает себя позиционировать как элитную, да и слушатели у нее, мол, такие же. Как все это соотносится с хамоватыми ведущими, понятно только волосатому сверх всякой меры главному редактору “Эха”… По поводу “Эха”. В своей фирменной передаче “Собственное мнение” оно прыгнуло выше головы, добавив к картавому ведущему (Воробьев) заикающегося эксперта (Новопрудский). Высший пилотаж – знай наших!» [7].

Это квинтэссенция поставленного на поток воспроизводства в обществе информационного бескультурья, особенно в ходе вошедших сейчас в моду телевизионных ток-шоу, выходящих в эфир в самое смотрибельное время суток, в результате чего публичная сфера общения утратила прежние этико-правовые фильтры, отделявшие ее от бытовой сферы. Все негативные прелести рынка, который нельзя было пускать в духовную сферу социального воспроизводства, оказались на виду с претензией на нравственно- лингвистические нормативы. Продукция массмедиа стала засоряться низкой лексикой, разговорной речью, жаргонизмами, арготизмами и даже нецензурными словами: «Когда я спрашиваю у людей: «Как вы относитесь к состоянию медицины в том или ином регионе?», в ответ слышу слово из четырех букв, где присутствуют две согласные – «ж» и «п». А власти объясняют, что именно из этих букв складываются «счастье», «здоровье» и «жизнь». У людей так не получается. Просто каждый живет в своем алфавите» [1].

Увы, этот пассаж не является исключением из правила: публичным откатом вербалистики в нецензурщину рыночная журналистика достигает своего аморального перигея, или дна лингвистической деструктивности, чего ни в коем случае не допускала отечественная доперестроечная пресса. Принявшая массовый характер, «креативная» технология вербальных аномалий ставит в неудобное положение сегодняшних экспертов- лингвистов, которые хвалят журналистов уже за то, что они теперь реже, чем прежде, матерятся: в последние годы «число нецензурных слов, попавших в теле-и радиоэфиры, на страницы газет и журналов, сократилось в пять раз. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскомнадзора. В текущем году ведомство вынесло только 10 предупреждений за мат, тогда как в прошлом – 34, в 2015-м – 47» [2].

Высокая мораль никогда не станет доминировать в лоне журналистики, если последняя будет пользоваться подаренной сверху свободой слова без обязательной ответственности за сказанное, написанное и показанное в публичной сфере общения. Эта ответственность подробным образом раскрывается в юридическом (Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации») и этическом (Кодекс профессиональной чести российского журналиста) аспектах. Но, судя по тому, что сегодня с этико-правовой точки зрения происходит в печатной и электронной прессе, не говоря уже об интернет- изданиях, журналисты в названные документы, если и заглядывают, то делают это крайне редко, причем нередко поступают противоположным образом по отношению к тому, что в них содержится. А власть, должная обеспокоиться кризисом публичной сферы, не дает адекватного сложившейся ситуации информационно-коммуникационного алгоритма управления. Больше всего власть, увы, заботится о своем имидже в информационной среде и очень хочет, чтобы ее априори уважали в народе, для чего она и придумывает специальные законы.

×

About the authors

P. N. Kirichek

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

A. V. Piskunova

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Алимова О. Н. Теперь уже всю страну заставляют жить по принципу: жизнь или кошелек // Советская Россия. – 2019. – 27 июня.
  2. Епихин А. Журналисты стали реже материться // Метро. – 2017. – 18 августа.
  3. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: (1990 – 2007). – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2007. – 560 с.
  4. Калинина Ю. Нам повезло… / Десять интервью о политической журналистике. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 39-44.
  5. Максимов В. Е. Растление великой империи. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
  6. Проханов А. А. Хроника пикирующего бомбардировщика. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. – 336 с.
  7. Сергеев А. Парад ширм // Дуэль. – 2007. – 20 марта.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».