Priorities of relations between the Russian Federation and the Republic of Abkhazia
- Authors: Belov M.A., Yakunina T.S.
- Issue: Vol 10, No 6 (2022)
- Section: Статьи
- Submitted: 22.05.2025
- Accepted: 22.05.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/293104
- ID: 293104
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses current trends in economic interaction and military-political cooperation between Russia and the Republic of Abkhazia. The latest data on trade between the two states, information on investment projects and the results of their implementation were analyzed. The conclusion is made of the leading role of Russia in ensuring the territorial and economic security of Abkhazia and its influence on the formation and implementation of the state policy of a partially recognized state.
Full Text
В современном мире насчитывается около двадцати непризнанных и частично признанных государств, некоторые из которых располагаются в непосредственной близости к границам Российской Федерации и являются ее стратегическими партнерами. Статус Республики Абхазия до настоящего времени остается неопределенным. После вооруженного конфликта 2008 года, произошедшего между Абхазий и Грузией, Россия признала Абхазию как независимое государство. Международное сообщество, включая США, Европейский союз и G7, осудило признание, заявив, что оно нарушает территориальную целостность Грузии. В настоящее время Абхазия официально признана только пятью другими государствами членами ООН (Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Сирией).
Тем не менее, спорный статус Абхазии не стал препятствием для расширения экономического и военно-политического сотрудничества с Российской Федерацией. Учитывая современные реалии международных отношений, существенно изменившиеся после начала военной спецоперации России на территории Украины, научное сообщество вновь обращает свое внимание на политико-правовой статус Абхазии и дальнейшие перспективы ее стратегического партнерства с Россией. В связи с вышеизложенным, возникает потребность в анализе особенностей новейших тенденций партнерского взаимодействия Абхазии и России.
Теоретические и практические аспекты возникновения и урегулирования этнополитического конфликта между Абхазией и Грузией, его последствия для международных отношений и миротворческая деятельность Российской Федерации проанализированы в работах И. Р. Кунафина, И. А. Гнедаш и Н. С. Иванова, Р. В. Лекова и др. По мнению авторов, этнополитический конфликт между Абхазией и Грузией предполагает действия сторон друг против друга, которые основаны на несовместимых противоречиях, исключающих друг друга ценностях; они затрагивают проблемы обретения, преобладания, осуществления власти [2, c. 46].
Как показывает исторический опыт, этнополитические конфликты во многих странах значительно превосходят другие типы социально-политических конфликтов своими масштабами, длительностью, интенсивностью. Особенность этих конфликтов состоит в том, что они совмещают две разные сферы – этническую и политическую. Этнополитические конфликты более чем актуальны, если учитывать, что большинство государств мира полиэтничны.
В современном мире значительно возросла роль международного посредничества и миротворчества в вопросе обеспечения региональной этнополитической безопасности. Цель такого вмешательства – предотвращение крупномасштабного насилия, гуманитарных катастроф, осуществление миротворческих миссий и содействие посконфликтному миротворчеству.
В вопросе мирного урегулирования этнополитических конфликтов крайне важны переговоры. В тех случаях, когда односторонние действия субъектов исчерпаны, а потери и убытки в ходе продолжения конфликта растут, стороны вынужденно должны обратиться к другим способам, в частности, прибегнуть к помощи переговоров. Но часто ситуация складывается так, что стороны не готовы установить непосредственные контакты и пойти на урегулирование конфликта. В данном случае обстановку может спасти вмешательство третьей стороны [3, c. 1040].
Говоря об источниках этнополитических конфликтов в Закавказье, можно выделить следующие факторы возникновения этнополитических конфликтов: образование элементов титульных наций, демографическую составляющую, этнокультурные противоречия и конфессиональный фактор.
Грузино-абхазский конфликт является одним из старейших на постсоветском пространстве. Российская Федерация на протяжении всего времени его существования является одной из сторон, предпринимающих попытки к его урегулированию, поддерживая Республику Абхазию и ее независимый от Грузии статус.
Рассматривая этнополитические конфликты Грузии и Абхазии, можно сказать, что при Б. Н. Ельцине политика России в отношении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов имела вектор, направленный на идею поддержания территориальной целостности Грузии, за который выступали демократы. Коммунисты и националисты поддерживали идею присоединения Абхазии к России. Приход к власти В. В. Путина позволил установить четкую политику России по отношению к Абхазии и Южной Осетии, на территории которых стабильность непосредственно связана с безопасностью нашего государства [4, c. 65].
Российская военная операция в Грузии, несмотря на неоднозначную оценку со стороны международного сообщества, имела одно неоспоримое положительное последствие: с 2008 года на абхазо-грузинской границе фактически нет межэтнических вооруженных столкновений и конфликтов. Более того, как показывает практика, последние 14 лет стали самым мирным временем в истории Абхазии со времен распада СССР: постепенно восстанавливалась инфраструктура, продолжала развиваться туристическая отрасль и внешнеэкономические связи.
На современном этапе отсутствуют альтернативы независимости Абхазии, поскольку грузинские и абхазские официальные лица не ведут друг с другом переговоров с 2008 года, а отношения между Россией и Грузией по-прежнему остаются крайне напряженными, если не враждебными.
На территории Абхазии размещается около 4000 российских солдат, которые патрулируют периметр с Грузией, тем самым обеспечивая безопасность республики. Еще в 2019 году Президент РФ В. В. Путин заявил, что Россия будет продолжать принимать активное участие в финансировании оборонной модернизации Абхазии [8]. Значительная материальная поддержка военно-оборонного комплекса республики обходится довольно недешево казне российского государства: только в период 2009–2018 годов субвенции на оборонную модернизацию Абхазии составили 40 млрд. рублей [7].
В мирное время стороны самостоятельно осуществляют материально-техническое обеспечение войск (сил), выделенных в состав Объединенной группировки, создают и пополняют запасы материальных средств до согласованных норм в соответствии с порядком, установленным в каждой из сторон. Соглашение заключено на период действия Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, то есть сроком на 10 лет с возможностью его автоматического продления на последующие пятилетние периоды [10].
Республика Абхазия де-факто является самоуправляемой территорией со всеми признаками, характерными для государства, за исключением международного признания. Лишь немногие страны, признающие Абхазию, принимают ее таможенные документы и сертификаты на продукцию. Таким образом, основные импортные поставки идут через российских посредников. Отправляющийся груз регистрируется в городах России, прежде чем отправиться в западном направлении. Использование посредников удваивает, а в некоторых случаях утраивает стоимость ведения бизнеса, но остается самым безопасным способом транспортировки товаров.
Абхазская и российская экономики тесно переплетены, как и военные и государственные структуры. На Россию приходится 90 % экспорта Абхазии, и 99 % прямых иностранных инвестиций поступают в республику из России. Отечественные предприятия активно участвуют в управлении системой аэропортов и железных дорог страны, а также в разведке газа. Товарооборот России и Абхазии за период 2020–2021 гг. составил 278 млн. долларов. Основной товарооборот пришелся на «пищевые продукты, напитки, табак» (30%), «минеральные продукты» (14%). Основная доля экспорта из Республики Абхазия приходится на г. Москву (27,5%), Краснодарский край (18,7%), Ростовскую область (16%) и Самарскую область (7%) [11].
Инвестиционная программа, в основном, сосредоточена на строительстве и обновлении инфраструктуры. Каждые два года Межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Абхазия и Российской Федерацией утверждает программу развития республики на среднесрочную перспективу. Например, на период 2020–2022 гг. запланированы крупные объемы финансирования со стороны России в инфраструктуру Абхазии. Основное количество инвестиций направлено на развитие дорожных сетей, модернизацию электрических подстанций и распределительных сетей, развитие туристического комплекса в г. Гагра, восстановление системы водоснабжения и развитие здравоохранения [5].
Параллельно осуществляется инвестиционная поддержка среднего и крупного предпринимательства со стороны России. Инициатор программы ООО «Инвестиционное агентство» выделило в 2022 году на реализацию инвестиционных проектов 1,2 млрд. рублей [6]. По оценке Г. Б. Габуния, наиболее успешными инвестиционными проектами при поддержке России стала агрофирма «Кындыг-Агро» – тепличный комплекс круглогодичного производства овощной продукции; фабрика по переработке фруктов «Абхазские сады» и производственно-аграрное объединение «Абхаз вино» [1, c. 321].
Однако, несмотря на подавляющее доминирование России в экономической сфере, Абхазия как нация действует независимо от Москвы. Абхазия, в отличие от Южной Осетии, не стремится полностью интегрироваться в состав российского государства, несмотря на то что подобный сценарий обсуждался в обществе после присоединения Крыма к России в 2014 года и подписания в том же году «Соглашения о союзе и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией» [9].
В Соглашении есть некоторые положения, которые делают доводы в пользу интеграции более обоснованными. К ним относятся: создание совместных сил безопасности между Москвой и Сухуми во главе с российским чиновником, а также создание общего экономического и социального пространства, которое еще больше сближает экономику Абхазии с экономикой России. Вместе с тем, в процессе переговоров название документа было изменено с «Соглашение о союзе и интеграции» на «Соглашение о союзе и стратегическом партнерстве», чтобы было ясно, что конечной целью Абхазии не является интеграция в Российскую Федерацию. Кроме того, абхазы сохранили контроль над рынком недвижимости, не позволяя российским инвесторам покупать там недвижимость, опасаясь, что цены вырастут и жилье станет недоступно для абхазов.
Таким образом, на современном этапе основными приоритетами взаимодействия России и Абхазии выступает стратегическое партнерство, союзничество и интеграция. Можно с уверенностью утверждать, что независимое существование Абхазии как суверенного государства было бы невозможно без поддержки России, которая позиционирует себя как гаранта безопасности в регионе и сдерживает агрессию со стороны Грузии. Для Абхазии Российская Федерация является главным экономическим партнером по количеству торгового оборота, а отечественные компании стали основными инвесторами в развитие местных предприятий. Более того, Россия взяла на себя обязанности по развитию инфраструктуры в Абхазии, по поддержанию достойного уровня социального обеспечения населения и преобразованию государственных институтов.
В заключение отметим, что вмешательство России в конфликт 8 августа 2008 года было необходимой мерой для сохранения стабильности внутри страны и обеспечения безопасности приграничных территорий. Исторические события показали, что Российская Федерация способна вести волевую политику при урегулировании этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, а также использовать силовые методы воздействия в тех случаях, когда опасности подвергаются российские граждане, проживающие на приграничных территориях. Многолетний опыт взаимодействия России и Республики Абхазия свидетельствует о том, Россия в целях обеспечения собственных национальных интересов готова на протяжении длительного времени поддерживать экономику и безопасность приграничных государств, которые нуждаются в ее защите.
About the authors
M. A. Belov
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
T. S. Yakunina
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Габуния Г. Б. Россия и Абхазия: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – Т. 11. – № 1–1. – С. 318–325.
- Гнедаш И. А., Иванов Н. С. Публичная дипломатия России в отношении Абхазии: фактор грузино-абхазского конфликта // Актуальные вопросы мировой политики: сборник научных статей. – СПб., 2020. – С. 45–51.
- Кунафин И. Р. Перспективы урегулирования конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией // Экономика и социум. – 2017. – № 11. – С. 1039–1042.
- Леков Р. В. Российско-американские противоречия в подходе к разрешению этноконфликтов в Грузии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2008. – № 3. – С. 65–68.
- Отдел внешнеэкономических связей и инвестиционной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineconom- ra.org/ru/deyatelnost/vneshneekonomicheskie-svyazi-i-investitsionnaya-politika (дата обращения 24.03.2022).
- Отдел разработки и реализации государственных инвестиционных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineconom- ra.org/ru/deyatelnost/gosudarstvennye-investitsionnye-programmy (дата обращения 24.03.2022).
- Представители ведомств России проверят целевое использование помощи Абхазии за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6536473 (дата обращения 24.03.2022).
- Путин поручил подписать соглашение о финансировании РФ модернизации ВС Абхазии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/politika/6915414 (дата обращения 24.03.2022).
- Россия и Абхазия подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/politika/1594026 (дата обращения 24.03.2022).
- Совфед ратифицировал соглашение об объединенной группировке войск РФ и Абхазии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/politika/3788337 (дата обращения 24.03.2022).
- Товарооборот России и Абхазии март 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru-stat.com/date-M202003-202103/RU/trade/AB (дата обращения 24.03.2022).
Supplementary files
