Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся циклическими видами спорта
- Авторы: Ионова М.С., Шафеев Р.Р.
- Выпуск: Том 10, № 15 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 12.04.2025
- Статья одобрена: 12.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/287266
- ID: 287266
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье отражены результаты исследования мотивации спортивной деятельности студентов, занимающихся циклическими видами спорта. Представлена сравнительная характеристика особенностей мотивационной сферы студентов – представителей циклических и ациклических видов спорта. Сделаны выводы о необходимости совершенствования системы психологической подготовки студентов- спортсменов.
Полный текст
Особое значение в психологической подготовке, способствующей повышению результативности спортивной деятельности, имеют особенности мотивационной сферы спортсмена. Однако существует актуальное противоречие между запросом социальной практики и государственной политики в сфере спорта к эффективной психологической подготовке спортсменов и фактом недостаточности сведений (имеющихся на данный момент в психологической науке) об особенностях личностной организации спортсменов [1]. В частности, без должного внимания исследователей все еще остаются особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся циклическими видами спорта (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля и др.) [7]. Данное противоречие определяет актуальность нашего исследования.
В спортивной психологии термин «мотивация» применяется в широком и узком смысле. В более широком смысле – это факторы и процессы, стимулирующие человека к определенным действиям или бездействию в тех или иных ситуациях. В узком смысле –понятие «мотивация» включает в себя подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают одну деятельность другой, действуют с достаточной интенсивностью для решения определенных задач и продолжают работать в течение длительного периода времени [5].
Мотивацию к занятиям спортом изучали Б. Дж. Кретти, А. С. Пуни, Л. Р. Макина и др. [2; 5; 3]. Исследования в данной области не прекращаются и в настоящее время.
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении особенностей мотивации студентов, выбравших для себя циклические виды спорта. Оно было проведено на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В нем приняли участие 40 студентов-спортсменов. Половина участников исследования (13 юношей и 7 девушек) занимается циклическими видами спорта, вторая половина (16 юношей и 4 девушки) – ациклическими (скоростно-силовые; силовые; прицельные виды спорта). Студенты, выбравшие циклические виды спорта, были включены нами в группу I, ациклические – в группу II.
Для изучения мотивации спортивной деятельности у студентов мы использовали Шкалу К. Замфир (в модификации А. Реана). Для выявления у студентов защитных стратегий, ориентированных на избегание неудач, применялась Методика диагностики мотивации избегания неудач (Т. Элерс) [6; 4].
Показатели мотивационного компонента в структуре личности студентов- спортсменов (по результатам применения Шкалы К. Замфир в модификации А. Реана) представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Преобладающие мотивы студентов-спортсменов
Мотивы студентов-спортсменов | Количество студентов, % | |
группа I | группа II | |
1 Денежный заработок | 72 | 75 |
2 Стремление к продвижению в спортивной карьере | 77 | 79 |
3 Стремление избежать критики со стороны тренера | 23 | 19 |
4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | 18 | 21 |
5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | 52 | 77 |
6 Удовлетворение от самого процесса и результата спортивной деятельности | 50 | 55 |
7 Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | 83 | 62 |
Рис. 1. Преобладающие мотивы студентов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта (по результатам применения Шкалы К. Замфир в модификации А. Реана).
*Условные обозначения: ряд 1 – группа I, ряд 2 – группа II; 1 – 7 – мотивы студентов-спортсменов (1 – денежный заработок, 2 – стремление к продвижению в спортивной карьере, 3 – стремление избежать критики со стороны тренера, 4 – стремление избежать возможных наказаний или неприятностей, 5 – потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других, 6 – удовлетворение от самого процесса и результата спортивной деятельности, 7 – возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности).
Согласно представленным данным, значимые различия в мотивации денежного заработка отсутствуют. Также не выражены существенные различия по таким показателям, как:
- стремление к продвижению в спортивной карьере;
- избегание возможных неприятностей;
- удовлетворение от самого процесса и результата спортивной деятельности.
Причем, склонность к продвижению в спортивной карьере ярко выражена у студентов-спортсменов обеих групп. Ориентация на высокие профессиональные результаты свойственна спортсменам, не зависимо от того, каким именно видом спорта они занимаются. Мотивы избегания неудач (стремление избежать критики со стороны тренера и возможных наказаний или неприятностей) в группах I и II представлены незначительно. Сходные данные получены и в результате применения Методики диагностики мотивации избегания неудач (Т. Элерс) (данные отражены в таблице 2).
Существенные различия между группами студентов-спортсменов выявлены по показателю «возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» (выше у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта) и «потребность в социальном престиже и уважении со стороны других» (более выражена у студентов- спортсменов, занимающихся ациклическими видами спорта).
Выявленные различия можно объяснить тем, что в скоростно-силовых, собственно силовых и прицельных видах спорта (которые и относят к ациклическим) ярче выражено соперничество с конкретными противниками и превосходство победителя. В юношеском возрасте тот, кто оказался сильнее, выносливее, выдержал давление противника и победил, действительно, достоин уважения.
В циклических видах спорта не предъявляются столь высокие требования к физической силе и выносливости. Спортсмены поглощены процессом собственной, индивидуальной деятельности и часто у них нет возможности «оглядываться на другого».
Для более детального изучения мотивации избегания неудач у студентов-спортсменов мы использовали методику Т. Элерса. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Анализируя данные, представленные в таблице 2 и на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что у студентов группы I (занимающихся циклическими видами спорта) преобладает низкий уровень мотивации избегания неудач (55 % респондентов). На следующей позиции средний уровень (40 % студентов). Высокий уровень мотивации избегания неудач выявлен лишь у 5 % респондентов данной группы. Слишком высокий уровень не характерен для студентов группы I.
Таблица 2
Уровень мотивации избегания неудач у студентов-спортсменов
Уровень мотивации избегания неудач | Количество студентов, % | t-критерий Стьюдента | |
группа I | группа II | ||
1 Низкий | 55 | 58 | tэ=1,52 (p>0,1) |
2 Средний | 40 | 39 | |
3 Высокий | 5 | 3 | |
4 Слишком высокий | – | – |
*Примечание: tкр=1,686 приp≤0,1; tкр=2,024 при p≤0,05; tкр=2,712 при p≤0,01
Рис. 2. Уровень мотивации избегания неудач у студентов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта (по результатам применения Методики диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса).
*Условные обозначения: ряд 1 – группа I, ряд 2 – группа II; 1 – 4 уровни мотивации избегания неудач (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий, 4 – слишком высокий).
Результаты применения данной методики в группе II существенно не отличаются от результатов, полученных нами в группе I. Среди участников исследования, занимающихся ациклическими видами спорта, преобладают студенты с низким уровнем мотивации избегания неудач (58 %). У значительного количества респондентов выявлен средний уровень (39 %). Лишь для 3 % студентов характерен высокий уровень мотивации избегания неудач. Слишком высокий уровень у студентов группы II не выявлен.
Статистически достоверных значимых различий в показателях мотивации избегания неудач у студентов групп I и II выявлено не было – tэ=1,52 (p>0,1).
Следовательно, для подавляющего большинства студентов-спортсменов (занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта) не характерен иррациональный страх перед несчастным случаем, чрезмерная боязнь рисковать, либо же, наоборот, склонность к чрезмерному риску, свойственные людям с преобладающей мотивацией избегания неудач.
На основе полученных эмпирических данных можно охарактеризовать особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся циклическими видами спорта, следующим образом.
- Данная группа студентов-спортсменов отличается более высокими показателями мотива «возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности». При этом «потребность в социальном престиже и уважении со стороны других» выражена у них в меньшей степени, по сравнению со студентами, занимающимися ациклическими видами спорта.
Выявленные различия можно объяснить тем, что в циклических видах спорта не предъявляются столь высокие требования к физической силе и выносливости (как в ациклических). Спортсмены поглощены процессом собственной, индивидуальной деятельности и часто у них нет возможности «оглядываться» на соперника.
- У студентов, занимающихся циклическими видами спорта, преобладает низкий уровень мотивации избегания неудач (как и у их сверстников, предпочитающих ациклические виды спорта). У значительного количества респондентов выявлен средний уровень.
- Для большинства студентов-спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта (как и для тех, кто выбрал для себя ациклические виды) не характерен неоправданный страх, чрезмерная боязнь рисковать, либо же, наоборот, склонность к чрезмерному риску, свойственные людям с преобладающей мотивацией избегания неудач.
Результаты проведенного нами исследования расширяют представления о специфике мотивационной сферы студентов, предпочитающих циклические виды спорта. Представленные в работе эмпирические данные могут быть использованы при разработке рекомендаций по организации психологической подготовки студентов-спортсменов.
Об авторах
М. С. Ионова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Р. Р. Шафеев
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Ионова М. С., Баляев С. И., Гаранина Ж. Г. Характеристика волевой организации личности спортсменов-легкоатлетов // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 2. – С. 73.
- Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978. – 224 с.
- Макина Л. Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/e48cdc87-d9fc-4b36-be88-36cba61677ce. (дата обращения 18.03.2022).
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред.-сост. Райгородский Д. Я. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.
- Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта: учеб.-метод. пособие. – М.: ФиС, 1959. – 308 с.
- Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 255 с.
- Циклические виды спорта // SportWiki»: Спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.sport-wiki.org/http://ru.sport-wiki.org/ciklicheskie- vidy-sporta/ (дата обращения 15.03.2022).
Дополнительные файлы
