Analysis of the main trend in the poverty level of the population of the Kurgan region by statistical methods

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article provides a statistical analysis of the poverty level of the population of the Kurgan region. With the help of multiple correlation, the relationship between the level of poverty and nominal income, the level of unemployment and the subsistence minimum is considered. The forecasting of the poverty level of the population of the Kurgan region for 2022 was carried out using a linear model.

Full Text

Проблема бедности населения является одной из главных во всем мире. Бедность – это явление, спровоцированное разными причинами: недостатком денежных доходов, плохим состоянием окружающей среды, отсутствием образования, личностными особенностями характера и другими [1]. Каждое государство когда-то сталкивается с такими трудностями и ищет пути решения. Бедность может привести к таким последствиям, как рост уровня преступности, снижение развития макроэкономики, ухудшение здоровья людей и миграция населения с целью поиска лучшего качества жизни.

Методологической базой исследования является анализ причинно-следственных связей, корреляционный анализ, методы сравнения и группировки.

В России проблема преодоления бедности также актуальна, в частности, в Курганской области. Данную проблему необходимо изучать, поскольку в 2020 г. доходы 159,6 тыс. чел., что составляет 19,3% населения Курганской области, были ниже прожиточного минимума.

Необходимо добавить, что в 2019 году Курганская область вошла в десятку худших регионов России по уровню благосостояния (81 место из 85), не уступая лишь Забайкальскому краю, Еврейской АО, Карачаево-Черкесской Республике, а также Республике Тыва. В 2020 ситуация улучшилась, и регион занял 79 место [3].

Для оценки состояния бедности могут быть использованы различные показатели. Для анализа были использованы такие показатели, как черта бедности (прожиточный минимум), коэффициент Джини, минимальный размер оплаты труда, номинальные доходы и уровень безработицы.

Динамика уровня бедности в Курганской области, а также в целом по России показана на рис. 1.

 

Рис. 1. Динамика уровня бедности в Курганской области в сравнении с показателями России, %.

 

С 2010 по 2020 год уровень бедности в Курганской области имел тенденцию к росту со снижением в 2011 г. Затем уровень бедности вырос на 3,7% и составил 19,3%.

Также на неблагоприятное положение Курганской области указывают данные статистики за 2020 год о рейтинге по уровню бедности в Уральском федеральном округе [2]. Курганская область занимает 6 место из 6. Стоит отметить, что первое место, т.е. самый низкий уровень, занимает Ямало-Ненецкий автономный округ с уровнем бедности 5%.

По данным статистики Уральского федерального округа были сформированы группы по уровню бедности. Курганская область находится в третьей группе и является единственной, входящей в нее (таблица 1).

 

Таблица 1

Разделение Уральского Федерального округа на группы по уровню бедности за 2020 год 

Группы городов по уровню бедности, %

Субъекты Федерации

Уровень бедности, %

0-9,77

Ямало-Ненецкий автономный округ

5

 

Ханты-Мансийский автономный округ

8,4

 

Свердловская область

9

9,77-14,54

Челябинская область

12,8

 

Тюменская область (кроме АО)

14

14,54-19,31

Курганская область

19,3

 

В ходе исследования был проанализирован средний темп снижения уровня бедности в Курганской области по состоянию на 2020 г. (таблица 2). За последние 11 лет средний уровень бедности составил 18,34%. В среднем он вырос на 0,24%. Средний темп роста составляет 101,6%. Средний темп прироста оказался равен 1,6%. В настоящее время 19,3% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, несмотря на низкий темп прироста уровня бедности.

 

Таблица 2

Средние показатели уровня бедности за 2010-2020 годы

Наименовани е

Уровень бедности, %

Абсолютный цепной прирост, %

Темп роста,

%

Темп прироста,

%

Средние показатели

18,34

0,24

101,6

1,6

 

В ходе проведенного анализа были построены эконометрические модели. Наилучшей моделью, характеризующей тенденцию изменения уровня бедности, является линейная модель. Об этом свидетельствует наибольший коэффициент детерминации, который равен 0,5737. F-критерий Фишера равен 12,1. Так как расчетное значение данного показателя превышает табличное, то модель считается качественной. Полученное уравнение линейной модели имеет вид: y=0,3327x+16,34. Значит, прогнозируемый уровень бедности на 2022 год составит 20,67%, а на 2023 год – 21%. На рост уровня бедности могло оказать влияние изменение номинальных доходов, уровня безработицы и прожиточного минимума (таблица 3).

 

Таблица 3

Динамика изменения факторов, влияющих на уровень бедности

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Прожиточный минимум, руб.

5315

6288

6156

6778

7441

9632

9864

10069

9971

10559

10630

Среднемесячная           начисленная зарплата, руб.

 13228

 14833

 17180

 19409

 21172

 22064

 23335

 25433

 28159

 30632

 33182

Уровень безработицы, %

 12,1

 10,0

 8,7

 7,5

 7,0

 7,5

 8,4

 9,1

 8,0

 7,8

 8,2

 

С помощью множественной корреляции была рассмотрена связь между уровнем бедности и соответствующими показателями. Наибольшее влияние из предполагаемых факторов оказывает прожиточный минимум. Между уровнем бедности, с одной стороны, и величиной прожиточного минимума, с другой стороны, существует прямая, тесная линейная связь, так как коэффициент корреляции равен 0,87.

 

Таблица 4

Коэффициенты корреляции взаимосвязи факторов и показатели уровня бедности 

Фактор

Коэффициент корреляции

Номинальные доходы

0,7

Уровень безработицы

-0,19

Прожиточный минимум

0,87

 

Рассчитанные значения t фактического и F-критерия Фишера существенно превысили табличные. Следовательно, полученные результаты можно считать достоверными.

Для определения других причин роста уровня бедности была рассмотрена динамика размера прожиточного минимума и величины ежемесячной минимальной оплаты труда в 2010-2020 годах. Динамика этих показателей и их соотношения за период 2010-2020 гг. представлена на рис. 2 [4].

 

Рис. 2. Соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области в сравнении с данными РФ, %.

 

Правительство Курганской области осуществляет управление бедностью через повышение уровня минимального размера оплаты труда. При анализе соотношения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, была выявлена тенденция к росту. Так, в 2011 г. оно было равно 73,33%, а в 2020 г. – 114,11%. Это свидетельствует о том, что количество денег, которые находятся у потребителей, сначала приближалось, а затем превысило величину прожиточного минимума. Такая ситуация приводит к сокращению уровня бедности. Однако в период 2014-2016 гг. данное соотношение уменьшалось. На это оказал влияние неизменный уровень МРОТ, равный 7321 руб. Стоит отметить, что значения данного показателя по Курганской области превышают значения в целом по России.

Для оценки степени распределения доходов населения Курганской области используется коэффициент Джини. Его значения в динамике с 2010 по 2020 годы представлены в таблице 5 [6]. В 2010 году коэффициент Джини составлял 0,402. В 2020 году коэффициент составил 0,344, следовательно, степень расслоения общества сократилась.

 

Таблица 5

Динамика коэффициента Джини в Курганской области

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Курганская область

 0,402

 0,396

 0,399

 0,394

 0,385

 0,364

 0,361

 0,359

 0,352

 0,352

 0,344

 

В ходе проведенного анализа установлено, что необходимо решать данную проблему, поскольку существует часть населения, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума. При этом положительным моментом является тот факт, что минимальный размер оплаты труда выше прожиточного минимума, а также снижается расслоение общества. Проблемы Курганской области обусловлены особенностями экономики региона и воздействием ряда факторов.

В настоящее время в области органы местной власти прилагают усилия для определения приоритетов развития. Это можно увидеть в проекте «Стратегии социально- экономического развития Курганской области на период до 2030 года» [5]. Для того, чтобы снизить уровень бедности, нужно развивать экономику Курганской области. С этой целью необходимо совершенствовать местное производство для ослабления давления китайских производителей на рынок. Важным моментом является снижение процентных ставок по кредитам. Высокие тарифы на электроэнергию также являются слабой стороной для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому необходимо остановить рост цен на электроэнергию. Все это способствует повышению предпринимательской активности населения. Стратегической задачей Правительства Курганской области является создание высокооплачиваемых рабочих мест для сокращения оттока населения.

К преимуществам в области развития малого предпринимательства можно отнести наличие организаций, оказывающих поддержку компаниям малого и среднего бизнеса в Курганской области, осуществление политики по снижению административных барьеров, а также налоговые льготы для некоторых организаций.

Несмотря на повышение уровня бедности в Курганской области, стоит отметить улучшение некоторых показателей. Можно сделать вывод, что правительство решает данную проблему.

Таким образом, в результате проведенного анализа была выявлена тенденция к росту уровня бедности в Курганской области за 2010-2020 годы. В 2020 году значение показателя уровня бедности было равно 19,3%, что на 2,4% выше, чем в 2010 г. Причиной является изменение номинальных доходов, уровня безработицы и прожиточного минимума, причем изменение прожиточного минимума оказывает наибольшее влияние. Курганская область занимает последнее место в рейтинге по УРФО, следовательно, область является беднейшим регионом среди субъектов этого федерального округа, а также в 2020 году область заняла 79 место из 85 в России. В ходе анализа были выявлены прогнозные значения уровня бедности в Курганской области на 2022 и 2023 годы – 20,67% и 21% соответственно. За анализируемый период сократилась степень расслоения общества, что говорит о положительном государственном регулировании через финансово-кредитную систему.

Поэтому снижение уровня бедности должно быть одним из главных направлений политики органов власти, так как. следует увеличивать доходы населения и повышать уровень его жизни. Это возможно при развитии экономики данного региона. Так же необходимо создавать условия для самостоятельного выхода трудоспособного слоя населения из бедности на трудовой основе.

×

About the authors

U. M. Borisova

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Бикеева М. В. Бедность в России: ключевые подходы к анализу и оценке // Статистика и Экономика. – 2018. – №15(3). – С. 23–29.
  2. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33460 (дата обращения: 07.01.2022).
  3. Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20210215/kachestvo-zhizni-1597462656.html (дата обращения: 05.01.2022).
  4. Сайт Свердловскстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sverdl.gks.ru/ (дата обращения: 10.01.2022)
  5. Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/planprognoz/plan/sovet/koncepc2030.pdf (дата обращения: 14.01.2022).
  6. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dynamics of the poverty level in the Kurgan region in comparison with Russian indicators, %.

Download (81KB)
3. Fig. 2. The ratio of the minimum wage and the subsistence minimum for the working-age population of the Kurgan region in comparison with Russian Federation data, %.

Download (91KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».