Research methods to study tourist recreational resources

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the experience of studying tourist recreational resources through a variety of empirical and theoretical research methods. The authors present the most commonly used research methods and analyze their main advantages.

Full Text

В настоящее время в рекреационной географии наработан значительный опыт оперирования различными методами научного исследования туристско-рекреационных ресурсов, которые условно можно подразделить на теоретические, основанные на рациональном познании (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода и эмпирические, то есть опирающиеся на чувственное познание действительности (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. Все методы исследования туристско-рекреационных ресурсов также дифференцируются по уровню познания на общенаучные, универсальные для любых научных изысканий; междисциплинарные, востребованные комплексом неродственных наук и специальные, применимые в смежных науках (например, науками о Земле) (см. табл.1).

Как и в традиционной географии, ключевым методом исследования туристско- рекреационных ресурсов остается описательный, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения информации. Его основным преимуществом является простота и универсальность использования. Под описанием понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, другими словами, систематизация, объяснение и построение теории. Описание представляет собой основу для рекреационных исследований, так как все комплексные характеристики ресурсного потенциала туристских регионов представляют не что иное, как результат описания, подкрепленный оценочными действиями [1]. Описания могут быть комплексные и тематические, например, описание культурно-исторических достопримечательностей или социально-экономических условий местности.

 

Таблица 1

Классификация методов исследования туристско-рекреационных ресурсов

 

Теоретические

Эмпирические

Общенаучные

–      Анализ и синтез

–      Системный анализ

–      Дедукция и индукция

–      Исторический

–      Описательный

–      Сравнительный

Междисциплинарные

–      Структурирование данных

(Классификация и типология)

–      Прогнозирование

–      Моделирование

–      Методы экономической оценки (Балансовый, доходный, затратный и др.)

–      Математико-статистические (Корреляционный, регрессионный, кластерный анализы и др.)

–      Социологические

(Опрос (анкетирование, интервьюирование), метод экспертных оценок и др.)

–      Картографический

Специальные

– Метод географического районирования

–      Методы полевых исследований

–      Географический мониторинг

–      Геоинформационный

Другим наиболее часто используемым методом эмпирического исследования туристско-рекреационных ресурсов является сравнительный метод. Известному немецкому философу Фридриху Ницше принадлежит знаменитая на весь мир фраза: «Все познается в сравнении», которая и раскрывает суть данного метода. Сложно представить какие-либо географические изыскания без сравнительной характеристики исследуемых объектов. Компаративистский анализ – это старейший общегеографический метод, позволяющий установить сходство и различие территорий, процессов и явлений действительности, их свойств и состояний. Александр Гумбольдт в своем классическом труде «Картины природы» характеризует сравнительный метод подобным образом: «сравнивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений – благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения» [2]. Сравнительный метод используется и в прикладном туристском изучении территории, и как базовый (исходный) при генерализации, классификации, типологии, оценке и прогнозировании в теоретических рекреационных исследованиях. Для успешного применения сравнительного метода необходимы унификация приемов наблюдения и форм их фиксации, стандартизация исходных данных и их качественная оценка [3]. Для того чтобы сравнительный анализ был продуктивным, он должен удовлетворять следующим требованиям: во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; во-вторых, для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам; в-третьих, сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы [1].

Для исследования сложноорганизованных пространственных структур, целесообразно применять исторический (историко-географический) метод, который используют там, где предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет рассмотреть ретроспективу возникновения, формирования и развития процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. При этом важен анализ большого количества разнородных источников, помогающий выявить объективные закономерности становления того или иного процесса или явления.

Картографический метод подразумевает использование туристами-практиками, учеными и учащимися карты как важнейшего и порой единственного источника информации о туристско-рекреационных ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта в наиболее общем смысле это уменьшенное и обобщенное изображение территории – своеобразная модель действительности [4]. В теоретическом аспекте картографический метод применяется в основном для анализа структуры исследуемых явлений, что в ряде случаев приводило к выявлению географических закономерностей, например, определения туристских зон и поясов. В прикладных целях карты – основной способ решения всего комплекса задач, стоящих перед туристом в ходе планирования и осуществления путешествия: расчет оптимального маршрута и необходимого времени, выбор средств передвижения, размещения и др.

Картографический метод включает в себя следующие приемы:

  • визуальный анализ карт для выявления закономерностей размещения географических объектов и анализа факторов территориальной дифференциации туристской деятельности;
  • графический анализ карт для выявления пространственных закономерностей изменения социально-экономических явлений и процессов;
  • картометрические измерения по картам расстояний, площадей, высот, плотности явлений, процессов и объектов, анализ и типология систем расселения;
  • статистический и математический анализы карт, используемый для сопоставления природных и социально-экономических явлений и выявления количественных зависимостей и взаимосвязей социально-экономических и туристских систем;
  • преобразование карт для лучшего отображения тех или иных явлений и процессов действительности.

Специализированные туристские карты, базируясь на реальном потребительском спросе, отражают туристскую специализацию территории и являются одним из инструментов географического изучения территориальных рекреационных систем. Кроме того, в настоящее время туристская картографическая продукция все чаще выпускается в виде рекламных проспектов и является неотъемлемым фактором формирования аттрактивного туристского образа территории [5].

При исследовании туристско-рекреационных ресурсов все чаще стали применяться комплексные аналитико-статистические приемы, с помощью которых можно: давать количественную характеристику изучаемых явлений; проанализировать природные и социально-экономические факторы дифференциации территории; выявлять статистические взаимосвязи между объектами и явлениями; изучать динамику систем туризма на разных исторических этапах их развития; разрабатывать обобщающие показатели функционирования территориальных туристско-рекреационных систем и основные подходы к их классификации и типологии; выявлять пространственно-временные закономерности; научно обосновывать варианты развития туризма и др.

Для обнаружения и количественной характеристики различных статистических закономерностей применяются следующие методы статистического анализа:

  • дисперсионный – выявление влияния одного или нескольких факторных признаков на результативный признак при небольшом числе наблюдений, например, определение значения отдельных факторов на ТРП региона;
  • корреляционный – выяснение формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта, например, количество посетивших иностранных туристов и развитие туристской инфраструктуры;
  • регрессионный – определение степени раздельного и совместного влияния факторов на основной признак и количественной оценки этого влияния на основе различных критериев;
  • ковариационный – включает элементы дисперсионного и регрессионного анализа и используется для изучения линейной связи двух переменных и более по отдельным группам данных и оценки значимости различий между ними внутри этих групп;
  • кластерный – собирает данные, содержащие информацию о выборке объектов, и затем упорядочивает объекты в сравнительно однородные группы, например, разбиение субъектов страны на разные туристские типы регионов в зависимости от их туристской специализации, социально-экономических и природных условий и т. д.

Для обработки собранного материала чаще всего используют методы классификации и типологии. Классификация и типология – два родственных понятия [5]. Латинское

«classic» переводится как «разряд», а греческое «typos» – как «образец», «отпечаток». Понятие «тип» обозначает генерализованные признаки совокупности территориальных объектов. Границы (различия) между классификацией и типологией в значительной мере условны и применение того или иного из них в определенных областях знаний в определенной степени зависит от исторических традиций (исторические формы классификации). В наиболее общем смысле под классификацией понимается группировка изучаемых объектов по количественным показателям, под типологией – группировка объекта по качественным. Классификация проводится по одному конкретному признаку, а типология – по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. В основе первого подхода лежит обобщение характерных свойств и признаков объектов и предметов, явлений данного множества, в основе второго – детальное изучение одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам.

В научных исследованиях утвердились два подхода к классификации как методу: таксономии и районирования. При первом подходе классификация рассматривается как установление семейно-видовых отношений, в результате которой получаем систему понятий последовательно снижающегося ранга. Таксономия заключается в делении территории на сопоставимые, иерархически соподчиненные территориальные единицы (таксоны), которые связаны той или иной общностью свойств, признаков и благодаря этому могут быть отнесены к определенной таксономической группе: туристский пояс, туристская зона, туристский район, туристское место.

При втором подходе классификация выступает как разделение множества объектов на подмножества на основании их сходства или различия в определенном отношении. Районирование является универсальным методом упорядочения и систематизации территориальных систем, который является одним из основных в рекреационном исследовании, так как оценка туристско-рекреационных ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Районирование как познавательная процедура – это особый случай классификации. Оно включает два больших класса: классификации по сходству признаков, в результате которых выделяются однородные географические районы и классификации по связям, т.е. узловое географическое районирование.

Итак, в первом «вертикальном» подходе классификация трактуется как система понятий, во втором «горизонтальном» – как система множеств. Все классификации опираются на четыре основных правила деления понятий. Во-первых, на одном уровне необходимо использовать один и тот же признак деления. Второе правило – правило достаточности распределения: сумма объемов выделенных видов (классов) должна равняться объему родового понятия, классифицируется. То есть после классификации (как деления объема понятия) не должно оставаться ничего «лишнего» или образовываться пробелов. Третье правило – незаурядности классов: выделенные виды (классы) должны исключать друг друга, чтобы ни один из объектов, которые классифицируются, нельзя было отнести к двум видам. Четвертое правило заключается в непрерывности деления. В этой связи классификация («вертикальное» разделение) должна быть непрерывной, т. е. при разделении нельзя обходить логические ступени. Поэтому сложные классификации строятся в виде дерева. Этот графический прием называется деревом логических возможностей. Он применяется к качественным классификациям.

Балансовый метод, пришедший в географию из экономики, также является одной из разновидностей количественных методов и представляет собой совокупность математических приемов, позволяющих исследовать процессы функционирования и развития сложных туристских систем. Этот метод основан на количественном сопоставлении взаимосвязанных показателей социально-экономической и туристской деятельности, прежде всего производства и потребления. Наиболее часто встречаются балансы трудовых ресурсов, доходов и расходов населения, туристский, топливно-энергетический, межотраслевой и межрайонный [1].

Среди прочих экономических методов, применяемых в географии для оценки природных ресурсов, были выбраны те, которые могут быть задействованы для оценки туристско-рекреационных ресурсов [6]:

  • интегральный подход (кадастровая оценка, балльная оценка, оценка общей экономической ценности);
  • сравнительный подход (использование рыночных цен);
  • доходный подход (капитализация земельной ренты);
  • затратный подход (определение затрат на замещение, воспроизводство, воссоздание и перемещение);
  • концепция альтернативной стоимости (затрат) или упущенной выгоды;
  • моделирование суррогатных рынков.

Подход к экономической оценке туристско-рекреационных ресурсов должен выбираться в зависимости от целей производимой оценки. В качестве целевых установок для экономической оценки туристско-рекреационного ресурса могут быть выделены следующие:

  • оценка ценности ресурса в целях защиты окружающей среды от уничтожения или деградации (средозащитная оценка);
  • оценка потребительских свойств ресурса в результате его использования (эксплуатационная оценка);
  • оценка привлекательности ресурса и его эстетических свойств (эстетическая оценка);
  • оценка ущерба, нанесенного в результате утраты или загрязнения ресурса;
  • оценка ресурсов с целью их учета и наличия информации о характеристиках и свойствах природных объектов, их количестве и качестве (информационно-учетная оценка).

Преимущества экономической оценки туристско-рекреационных ресурсов заключаются в том, что она позволяет использовать экономический инструментарий в вопросах защиты окружающей природной среды от загрязнений и тем самым повышать сохранность туристско-рекреационного потенциала окружающей среды.

Важным фактором пополнения данных о туристско-рекреационных ресурсах территории являются социологические исследования, которые можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления [7]. Любое социологическое исследование подразумевает под собой набор последовательных взаимосвязанных этапов: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее компьютерную обработку; анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Особого внимания заслуживает метод моделирования. Модель представляет собой точную материальную копию исследуемого объекта, которая в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об исследуемом объекте. Таким образом, моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Следовательно, процесс моделирования включает в себя три элемента: субъект (исследователь), объект исследования и модель, опосредующая отношения субъекта и объекта. Математико-географическое моделирование – метод формализации географических представлений на основе создания логико- математических моделей, отражающих количественные отношения реальных географических объектов [1]. Несмотря на все преимущества метода моделирования, возможности его применения в рекреационных исследованиях пока весьма ограничены, что объясняется, в первую очередь, динамичностью и неосязаемостью туристских явлений и процессов, а также сложностью моделирования туристских ресурсов и систем.

Методы системного анализа получили широкое распространение, что в значительной степени обусловлено внедрением инновационных разработок, в том числе геоинформационных технологий в рекреационные исследования, обеспечивающих быстрое решение и анализ сложных математических задач. Под системным анализом понимают совокупность приемов и методов для изучения сложных систем, представляющих собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие элементов системы характеризуется прямыми и обратными связями. Именно системный анализ служит основой для интегральной оценки туристского потенциала территорий.

Все вышеперечисленные методы исследования в той или иной степени применяются в современных научных работах по рекреационной географии. Оперирование развитым методологическим инструментарием подходов к научному познанию приведет, на наш взгляд, к активному использованию туристско-рекреационных ресурсов, вовлечению их в хозяйственный оборот и поможет снять противоречия с принципами устойчивого развития экономики, гармонизируя экологические и экономические интересы общества.

×

About the authors

A. S. Karasev

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

L. Yu. Mazhar

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение. – М.: Академия, 2008. – 350 с.
  2. Гумбольдт А. Картины природы / пер. с нем. Т. И. Коншиной под ред. С. В. Обручева. – М.: Географгиз, 1959. – 269 с.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А. П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. – 264 с.
  4. Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1986. – 237 с.
  5. Карасев А. С., Кусерова А. И. Формирование туристского имиджа города посредством разработки справочного путеводителя // Актуальные проблемы фундаментальных и прикладных наук: сб. науч. тр. I Всерос. студен. науч. форума с участием мол. исследователей / под ред. Л. В. Матвеевой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 196–198.
  6. Солдатова С. А. Экономическая оценка рекреационных ресурсов как основа рационального природопользования // Культура народов Причерноморья. – 2001. –№ 25. – С. 164–170.
  7. Чернова Н. В. Социология книжного рынка: Учебное пособие. – М.: МГУП, 2005. – 91 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».