Higher education quality assessment by students as a European requirement
- Authors: Grishneva A.A., Fadeeva I.M.
- Issue: Vol 4, No 4 (2016)
- Section: Статьи
- Submitted: 14.03.2025
- Accepted: 14.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/283545
- ID: 283545
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the participation of students in higher education quality assessment by means of an online survey (n=1511) conducted in 2015-2016 in a Russian university. The authors analyze the main parameters of students satisfaction with the quality of university training: informative and practical value of lectures and seminars, efficiency of teaching techniques, arrangement of internships and research work, equipment at research laboratories, student government activities.
Full Text
Социально-экономические преобразования и системная модернизация российской высшей школы требуют внимания к теме управления вузовскими организациями на основе использования опыта европейских университетов. И это неслучайно. Во-первых, отечественная система высшего образования, имеющая многовековую традицию, складывалась на основе немецкой гумбольдтовской системы, признанной во всем мире. Во вторых, в отечественной высшей школе задействованы лучшие интеллектуальные ресурсы страны, основой подготовки которых исторически выступала европейская культура (изучение европейских языков, истории европейских стран составляло значительную часть содержания советского и постсоветского образования). В-третьих, эксперимент по модернизации отечественной высшей школы в начале ХХI века осуществлен по линии европейской интеграции в рамках Болонского процесса путем сближения образовательных пространств, выработки близких подходов при организации уровневого обучения, потребовавших пересмотра государственных стандартов, ФЗ «Об образовании» и инструментов измерения качества. Университеты, являясь центрами воспроизводства интеллектуального потенциала, призваны были решать основополагающие задачи: во-первых, задачу массового высшего образования в целях общего интеллектуального развития нации и, во-вторых, продвинутого (элитного) образования, создающего основу для получения и трансфера новых знаний в сферы разработки, внедрения и распространения новых технологий.
В развитых странах благополучие общества тесно связано с трансляцией через университеты культурных норм и ценностей, стандартов профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективность экономики. Европейский опыт в различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социокультурной) демонстрирует примеры активного использования потенциала университетов для дальнейшего развития экономики, культуры, демократизации общества и его институтов. Данное требование не раз поднималось на повестку дня участниками Болонского процесса как важнейшей темы в рамках обеспечения конкурентоспособности европейской экономики и формирования общества знаний.
В Европейском союзе образование и производство знаний вовлечены в сферу наднационального регулирования, при этом вырабатывается общая образовательная политика, происходит интенсивное сближение учебных заведений и выработка единых критериев в оценке качества. Возрастающий обмен (информацией, студентами, преподавателями и т.п.) становится визитной карточкой многих европейских университетов, провозглашающих в своей деятельности принцип открытости. В условиях третьей волны технологического развития возникает (по Э. Тоффлеру) власть знаний, когда университеты все больше превращаются в центры общественного развития. Мир власти все больше сближается с миром университета, взаимодействуя между собой и интегрируясь, политика знаний занимает все более определяющее место в государственной политике в целом [1, c. 101].
Стратегическая цель государственной политики в области отечественного высшего образования заключается в создании условий для подготовки кадров в соответствии требованиям модернизированной экономики, развитие современной системы непрерывного образования и повышение ее качества. Реализация указанной политики предполагает создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования, возможность гибкого реагирования на общественные изменения в целях более полного удовлетворения меняющихся потребностей рынка труда и образовательных потребностей обучающихся. Проблема качества образования остается актуальной в связи с реорганизацией вузовской системы, закрытием неэффективных вузов или их присоединением к более эффективным, статусным, поскольку возникает задача повышения экономической отдачи от развития высшей школы, необходимости расширения рынка образовательных услуг в международном аспекте, где российский сегмент становится все более весомым.
Проблема качества образования привлекает внимание всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая оценку качества образования с точки зрения междисциплинарного подхода. Оценка качества образования, с одной стороны, является элементом управления, обеспечивающим обратную связь в системе, с другой стороны, именно в процессе оценки выявляются новые критерии, предъявляемые к образованию заинтересованными сторонами. В задачи управления качеством высшего образования входит согласование противоречивых интересов всех субъектов, включенных в образовательный процесс.
Сегодня в вузах идут активные процессы формирования новых приоритетов в системе менеджмента качества образования, актуализируя внутренние и внешние факторы его оценки и демонстрируя вектор к управлению результатами. Как отмечает Б. Кларк, наблюдается все более активное внедрение международного опыта и его адаптация к местным условиям, порождая проблемы при принудительной масштабной пересадке европейских моделей в страны, имеющих иную культуру, но придающих значение необходимости соответствия «интеллектуальному золотому стандарту» [2, с.287].
Наиболее чувствительными и заинтересованным в воспроизводстве качественного образования являются «внутренние» социальные группы – студенты и особенно наиболее активная ее часть, ядро студенчества – общественные объединения в форме студенческих советов, профсоюзов и других молодежных организаций. Роль студентов как субъектов образования, формирования человеческого капитала позволяет выявить соответствие (валидность) образовательного процесса, научно-исследовательской и внеучебной деятельности их требованиям и ожиданиям. Участие студентов в оценке условий и технологий обучения, содержания образования создает стимулы для изменения образовательных программ и условий для достижения более высоких результатов, повышения имиджа вуза в лице будущих абитуриентов.
В ходе онлайн-опроса студентов национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (n=1511), проведенного в ноябре 2015 г. – январе 2016 г. по инициативе Студенческого совета университета при поддержке НОЦ по социальным исследованиям «Социум-М» на площадке социального портала «Портфель достижений» с адресом http://my.nioc.mrsu.ru. Для этого были определены блоки вопросов, которые в дальнейшем подвергались анализу.
Например, определялась удовлетворенность студентов в целом качеством обучения в университете. Так, большинство опрошенных высказали свою удовлетворенность либо вполне (58,5%), либо частично (35,8%). Категорически неудовлетворенных оказалось всего 2,5%, при этом 3,2% опрошенных не смогли определиться со своей позицией. Данные показатели в целом характеризуют образовательную ситуацию в вузе как нормативную, вполне соответствующую требованиям студентов. Более детальную расшифровку удовлетворенности качеством знаний, практической направленности образовательного процесса дают конкретные вопросы (см. табл. 1-4).
Таблица 1
Результаты ответа на вопрос: «Как вы считаете, достаточно ли знаний, полученных в вузе, для успешного трудоустройства по специальности?»
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Да, вполне достаточно | 49,3 |
2 | Недостаточно теоретической подготовки | 1,3 |
3 | Недостаточно практических навыков | 44,1 |
4 | Недостаточно ни теоретической подготовки, ни практических навыков | 4,4 |
Таблица 2
Результаты ответа на вопрос: «Оцените информативность и практическую направленность лекций по профессиональным дисциплинам».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Лекции информативны | 81,3 |
2 | Лекции мало информативны | 7,0 |
3 | Информация на лекциях часто имеет устаревший характер | 5,9 |
4 | Лекторы часто отвлекаются на посторонние темы | 1,1 |
5 | Лекционный материал не связан с практической деятельностью, не отражает современные реалии | 3,3 |
Таблица 3
Результаты ответа на вопрос: «Оцените практическую направленность семинаров, лабораторных занятий по профессиональным дисциплинам.
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Знания, полученные на семинарах, полностью применимы на практике | 52,8 |
2 | Знания, полученные на семинарах, частично применимы на практике | 44,6 |
3 | Полученные знания нельзя применить в профессиональной деятельности | 2,1 |
Таблица 4
Результаты ответа на вопрос: «Оцените оснащенность современным оборудованием (материалами) семинарские и лабораторные занятия».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Полностью оснащены современным оборудованием | 54,7 |
2 | Современное оборудование не используется на занятиях | 22,4 |
3 | Оборудование устарело, оно уже не используется на предприятиях, в организациях | 9,3 |
4 | Современного оборудования нет | 13,6 |
Таблица 5
Результаты ответа на вопрос: «Оцените технологии, которые чаще всего используют преподаватели».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Используют разнообразные образовательные технологии (деловые игры, проектное обучение, кейсы, портфолио и др.) | 22,6 |
2 | Использует главным образом традиционные образовательные технологии (устный опрос, конспект, реферат, контрольные работы и др.) | 69,1 |
3 | Использует мультимедийные средства | 6,3 |
4 | Не использует мультимедийные средства | 2,1 |
Представленные критические оценки и замечания студентов, выявленные в ходе опроса, указывают на необходимость усиления внимания преподавателей к практической составляющей подготовки (на недостаточность практических навыков указали 44,1% опрошенных), улучшение материально-технической базы (на отсутствие современного оборудования в целом указали 13,6%, его отсталость и факт устаревания – 9,3%, отсутствие современного оборудования на занятиях – 22,4%). Значительная часть студентов указывает на использование преподавателями традиционных образовательных технологий (69,1%) и только треть на применение инновационных технологий (22,6% отметили применение кейсов, деловых игр, проектных методов и 6,3% – использование мультимедийных средств).
Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта требованиям заказчика, образовательному стандарту, то есть заказу со стороны общества и государства. В условиях повышения внимания к практической подготовке, были оценены условия проведения производственных практик (см. табл. 6-7)1.
Таблица 6
Результаты ответа на вопрос: «Оцените вашу производственную практику».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | На производственной практике вы вовлечены в профессиональную деятельность | 51,5 |
2 | Производственная практика не связана с профессиональной деятельностью | 3,6 |
3 | На производственной практике вас не допускают к профессиональной деятельности | 6,9 |
4 | Не проходил производственную практику | 38,0 |
Таблица 7
Результаты ответа на вопрос: «Оцените способ определения базы производственной практики».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Факультетом учитывается Ваше мнение при выборе базы практики | 34,1 |
2 | Факультетом Ваше мнение не учитывается | 10,6 |
3 | Предоставлена возможность самостоятельно выбрать базу практики | 17,3 |
4 | База практики определяется Вами исходя из собственных возможностей | 2,3 |
5 | Я обучаюсь по целевому направлению, проходил практику на предприятии, от которого получил целевое направление | 1,1 |
6 | Не проходил производственную практику | 34,6 |
Практическая подготовка в вузе – достаточно сложный для реализации вид деятельности. Ей уделяется более пристальное внимание в связи с принятием актуализированных ФГОС ВО. Согласно опросу только незначительная часть студентов проходит практику формально (около 10 % опрошенных указывают на тот факт, что практика не была связана с будущей профессией или студент не допускался к профессиональной деятельности). Примерно столько же опрошенных указали, что при выборе базы практики факультеты/институты не всегда учитывают мнение студентов (10,6%).
Студентами давалась оценка научной деятельности, ее материально-технической базы, которая является важнейшей для реализации задач в национальном исследовательском университете (см. табл. 8-10). Вовлечены в данный вид около трети студентов, причем постоянно им заняты ей около 5% обучающихся, эпизодически – четверть опрошенных (26,39%). Данный факт отражает общий вектор интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в университете, который определен статусом национального исследовательского университета [3, с.71].
Таблица 8
Результаты ответа на вопрос: «Занимаетесь ли вы научной деятельностью?»
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Да, постоянно | 5,0 |
2 | Да, эпизодически | 26,4 |
3 | Нет | 68,7 |
Таблица 9
Результаты ответа на вопрос: «Оцените развитие научной деятельности студентов в вузе».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Научная деятельность студентов развита, поддерживается преподавателями и администрацией | 53,7 |
2 | Научная деятельность студентов активно развивается, но поддерживается лишь частью преподавателей | 16,2 |
3 | Научная деятельность студентов не развита, не поддерживается преподавателями и администрацией | 0,9 |
4 | Затрудняюсь оценить | 29,2 |
Таблица 10
Результаты ответа на вопрос: «Оцените оснащенность научных лабораторий».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | Оборудование в лабораториях современное | 29,8 |
2 | Оборудование в лабораториях лишь частично современное | 26,7 |
3 | Оборудование давно устарело | 6,6 |
4 | Затрудняюсь ответить | 37,0 |
Как показал опрос, большое внимание студенты уделяют комфортности учебной среды. Четверть студентов высказалась неудовлетворительно относительно требования комфортности (25,9%), указав на неудобство мебели, температурные и иные несоответствия. Причиной являются ограничения в аудиторном фонде из-за строительства нового корпуса университета, проблемами с организацией учебного процесса в связи с удаленностью некоторых университетских корпусов от основного кампуса.
Таблица 11
Результаты ответа на вопрос: «Оцените удобство аудиторий».
№ п/п | Позиция | Результаты, % |
1 | В аудиториях в большинстве случаев комфортно обучаться (удобная мебель, микроклимат, нешумно) | 30,2 |
2 | Часть аудиторий отвечает современным требованиям, часть - нет | 43,9 |
3 | В аудиториях в большинстве случаев некомфортно (неудобная мебель, зимой холодно, летом жарко, шумно) | 25,9 |
Обобщая результаты опроса, необходимо отметить, что Студенческий совет университета как важнейший представительный орган интересов студенчества всегда играл большую роль в организации внеучебной деятельности, однако в условиях нового статуса университета он все активнее влияет на образовательную и научно- исследовательскую деятельность. С ускорением международной коммуникации растут возможности в международном обмене опытом, учете интересов иностранных обучающихся, других заказчиков образования. Исследователи прогнозируют рост внешних требований к университетским системам, в связи с этим создаются предпосылки для более тесного взаимодействия внутренних и внешних фактором при оценке качества деятельности вуза.
1 Учитывая, что на младших курсах данный вид практики еще не реализовался, достаточно большая доля ответивших указала, что не проходила производственную практику.
About the authors
A. A. Grishneva
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
I. M. Fadeeva
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Козлова О.Н. Устойчивый мир университета. – Москва, 2010. – 190 с.
- Кларк Б. Система высшего образования: академическая организация в кросс- национальной перспективе / пер. с англ. А. Смирнова. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011. – 360 с.
- Фадеева И.М., Гутковская Е.А. Проблемы и перспективы интеграции научной и образовательной деятельности в рамках НОЦ исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – №4. – С.71-79.
Supplementary files
