Living conditions as a factor of young family adjustment to modern society
- Authors: Pronina Y.S., Kasarkina E.N.
- Issue: Vol 4, No 4 (2016)
- Section: Статьи
- Submitted: 14.03.2025
- Accepted: 14.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/283535
- ID: 283535
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the problem of adjustment of young families to the crisis conditions of modern Russia characterized by a variety of transient social, political, economic and cultural changes. A sociological survey conducted by the authors proves, on the one hand, living conditions as a positive factor, on the other hand as a factor of insufficient adjustment of Russian young family to modern society.
Keywords
Full Text
Условия проживания составляют ту среду, обстановку, в которой молодая семья возникает, существует и развивается. Адаптация молодой семьи не может произойти вне процессов социальной, экономической и политической ситуации в стране. Государство призвано создавать молодой семье условия для достижения уровня социального благосостояния, закрепленного в Конституции РФ, необходимого для самостоятельного существования семьи и реализации ее основных функций.
Социально-адаптированная молодая семья – социально активна, действует в условиях собственного выбора, успешно справляется с возложенными на нее ролями и функциями, отвечает современным представлениям социально-экономического, социально- психологического, социально-культурного и социально-ролевого статусов.
Молодая семья является особой социальной целостностью, которая одновременно является и субъектом, и объектом адаптации, и особой для этого процесса средой. То есть, для благополучного развития молодая семья вынуждена не только удачно войти в общественную жизнь как отдельная социальная группа, социализироваться в обществе как самостоятельный субъект и приспособиться к выполнению функций социального института, но и пережить процесс трансформации личностных характеристик в общесемейные.
В рамках магистерской диссертации, выполненной на кафедре социальной работы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», нами было опрошено 90 молодых семей, состоящих на учете в Государственном бюджетном учреждении Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск». В социологическом опросе принимали участие молодые семьи, находящиеся в зарегистрированном браке, имеющие первый опыт зарегистрированных брачных отношений, со стажем семейной жизни до 5 лет и границей возраста супругов до 35 лет, нуждающиеся в социальной помощи и защите. Проблемой исследования выступало выявление зависимости адаптированности молодых семей к современному обществу от социальных, экономических, политических, культурных условий проживания в России и социального содействия и помощи им различных субъектов.
Рассмотрим ряд условий проживания молодой семьи (см. рис. 1).
Рис.1. Показатели условий проживания молодой семьи в современном обществе.
Следует отметить, что современное государство гарантирует институциональные права и интересы, обеспечивающие суверенитет молодой семьи как субъекта социальных отношений, оказывает поддержку особо нуждающимся семьям. Например, Указ Президента РФ от 16.09.1992 (ред. от 12.04.1999 г.) № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», признает осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, имея в виду: обеспечение условий для соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; создание условий для предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений [1].
Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. (ред. от 05.10.2002) № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» определяет главные направления государственной семейной политики: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение условий охраны здоровья семьи; усиление помощи и создание условий семье в воспитании детей [2].
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации от 08.05.2007 г. № АФ-163/06, в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г., по разработке мер поддержки молодых семей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, отражает основные направления социальной поддержки молодой семьи, среди них:
- пропaгандa семейных ценностей среди молодежи;
- создание условий для формирования основ педагогической культуры у молодых родителей;
- обеспечение преемственности поколений в семье;
- формирование условий и механизмов поддержки молодой семьи;
- развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социaльной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;
- содeйствие в обеспечении жильeм молодых семей, в повышeнии уровня их матeриального и социального благополучия [3].
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (редакция от 18.10.2014) нацелено на то, чтобы поддержать молодые семьи, которые признаны нуждающимися в улучшении условий проживания, на реализацию национального проекта по обеспечению доступного и комфортного жилья россиянам [4].
Однако, по результатам социологического опроса молодых семей, было выяснено, что несмотря на стремление государства помочь молодой семье, многие меры содействия нередко носят декларативный, фрагментарный и краткосрочный характер, что проявляется в возникающих противоречиях между потребностями и возможностями молодой семьи, отработанности механизмов социальной адаптации прежними поколениями, отсутствии новых и выработки стихийных способов приспособления, сводящихся к выживанию.
Интерес представляет распределение мнений респондентов относительно актуальных проблем молодой семьи. Обратимся к рисунку 2.
Рис. 2. Распределение мнений респондентов относительно актуальных проблем молодой семьи.
Проблемы молодых семей разнообразны, зачастую они не могут с ними справиться лишь своими силами. Следует обратить внимание, что материальные трудности и жилищные проблемы волнуют большинство респондентов. Так, 73,7% респондентов не имеют отдельного собственного жилья, из них 46,2% проживают с родительской семьей, 27,4% проживают на съемной квартире. В отдельной благоустроенной квартире проживает лишь 2% опрошенных. 24,3% респондентов имеют отдельную жилую площадь, но не удовлетворены ее благоустройством. Молодые семьи, имеющие отдельную жилую площадь, получили ее следующим образом: 1) с покупкой жилплощади помогли родители/родственники (52,9%); 2) с покупкой жилплощади помогло государство (37,3%); 3) жилплощадь досталась по наследству (14, %); 4) сами заработали на покупку жилплощади (2%).
Согласно проведенному опросу, средний доход молодой семьи составляет 18-22 тыс. руб. Получается, что у многих молодых семей, доход даже не достигает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения (по состоянию за III квартал 2014 г. в РМ он составляет 6 743 руб. на человека, на семью из трех человек – соответственно, 20229 руб. [5]). В таких условиях, денежных средств молодой семье может хватить лишь на продукты, не говоря о покупке предметов длительного пользования или жилья. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.
Результаты, полученные в нашем исследовании, совпадают с данными исследования Е. Н. Коломасовой. Как отмечает ученый, в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы экономических ограничений жизнедеятельности молодоженов. Помощь в этой сфере – наиболее желаема и ожидаема [6, с. 24].
В силу отсутствия достаточного жизненного опыта, молодая семья не всегда способна рационально оценивать сложившуюся ситуацию и вырабатывать соответствующие ей модели поведения. В условиях современности молодая семья зачастую не способна самостоятельно решить свои проблемы, ей необходима комплексная поддержка со стороны государства, общественных институтов, семьи. Так, 78% респондентов не чувствуют себя социально защищенными (рисунок 3).
Рис. 3. Распределение мнений респондентов на вопрос: «Чувствуете ли Вы, что Ваша семья социально защищена?»
Тем не менее, исследование показало, что в отношениях молодой семьи с государством можно констатировать стремление не к социальному иждивенчеству, а к самостоятельности. 80,3% респондентов стараются решать проблемы сами, своими силами, выражают желание получить кредиты на приобретение жилья; 63,8% респондентов отмечают самопомощь значимым компонентом становления и развития молодой семьи. Однако желание самопомощи не всегда совпадает с возможностями молодых супругов.
Как отмечает Л. И. Савинов, общество и семья должны не столько удовлетворять потребительские наклонности молодежи, сколько предоставлять возможности для самостоятельного и ответственного действия. Критика молодежи необходима, но не менее нужны забота и доверие к ней, создание предпосылок для реализации инициативы и активности [7, с. 38].
Обратимся к данным исследования, отражающего значимость субъектов помощи для молодых семей (см. рис. 4).
Рис. 4. Распределение мнений респондентов относительно значимости различных субъектов помощи.
На рисунке 3 показано, что основными субъектами помощи молодой семье выступают родительская семья, учреждения социальной защиты и самопомощь. Получается, что с одной стороны, базисным субъектом помощи молодой семье выступает государство, так как оно определяет законодательство о браке и семье, социальной защите данных институтов, разрабатывает ресурсное обеспечение помощи молодой семье, формирует основную модель, направления, параметры, цели, задачи и механизмы помощи молодым супругам, устанавливает стандарты качества жизни, виды и типы социальных гарантий для молодой семьи. С другой стороны, молодая семья не может ориентироваться только на роль государства как основного субъекта помощи, поскольку помощь со стороны государства нередко имеет декларативный характер. Все респонденты практически единогласно признали, что нуждаются в помощи семьи, родственников, близких. При этом было отмечено, что подобная помощь оказывается очень часто – 80,3%, время от времени – 18,7% и редко – 1,1%. Также значимое место в молодой семье занимает и самопомощь.
В заключении необходимо отметить, что в кризисных условиях современной России молодые семьи сталкиваются с множеством быстротечных изменений в жизни общества и не в силах справиться с ними в одиночку. Политика в отношении молодой семьи развивается и государство стремится оказывать помощь данным семьям. Вместе с тем, современная молодая семья не имеет того уровня стабильности и благоприятных условий проживания, которые необходимы для ее оптимальной жизнедеятельности, адаптации и реализации возложенных на нее функций в полной мере.
About the authors
Yu. S. Pronina
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
E. N. Kasarkina
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2015]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2300503/.
- Об основных направлениях государственной семейной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 14.05.96 № 712 (ред. от 05.10.2002) // Референт: [справ.-правовая система]. - [М., 2015]. - Режим доступа: http://www.referent.ru/1/8042.
- Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Электронный ресурс]: утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 08.05.2007 г. № АФ-163/06 // Информационно-правовой портал. - [М., 2015]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/z3v.htm.
- О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 (ред. от 18.10.2014) // Информационно-правовой портал. - [М., 2015]. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/doc.
- Об установлении величины прожиточного минимума в Республике Мордовия за III квартал 2014 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 г. № 508 // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2015]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/mordovia/580169.
- Коломасова Е. Н. Институт помощи в системе семейно-родственных отношений: автореф. дис. …канд. социол. наук. – Саранск, 2005. – 25 с.
- Савинов Л. И. Семьеведение: учебное пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. – 196 с.
Supplementary files
