Work Organization of Qualification Boards of Judges of the Russian Federation
- Authors: Fomina E.V.
- Issue: Vol 6, No 2 (2018)
- Section: Статьи
- Submitted: 07.03.2025
- Accepted: 07.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/282742
- ID: 282742
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the functions, jurisdiction and structure of the qualification boards of judges of the Russian Federation. The author studies the relations of the Higher Qualification Board of Judges and the regional qualification boards of judges. The need of an open access to the decisions of the qualification boards of judges is proved.
Full Text
Квалификационные коллегии судей в России образуют свою подсистему органов судейского сообщества, которую составляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Взаимоотношения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации обусловлены тем, что квалификационные коллегии судей образуют в масштабе всей страны единую систему, федеральным центром которой стала Высшая квалификационная коллегии судей, призванная обеспечивать унификацию подходов всех коллегий к реализации полномочий и, в частности, единообразие критериев, подлежащих применению как при выдаче рекомендаций к назначению на судейские должности, так при наложении дисциплинарных взысканий на членов судейского сообщества [1].
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации информирует квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации о своей деятельности и практике применения квалификационными коллегиями судей Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», других законов, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей; распространяет положительный опыт работы квалификационных коллегий судей; проводит семинары и совещания с членами квалификационных коллегий судей; организует другие виды учебы членов региональных коллегий судей. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации, дает рекомендации, направленные на совершенствование их деятельности, и вправе высказать мнение по возникающим в их работе вопросам.
Что касается разграничения полномочий между ними, то можно отметить следующее.
В компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей входит принятие решений в отношении судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов. Председатели и их заместители всех федеральных (кроме районных) судов подпадают под компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации принимают решения в отношении верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов; арбитражных судов субъектов РФ; мировых судей, судей районных судов, гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, – в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.
Организацию и порядок работы квалификационных коллегий судей определяет Закон об органах судейского сообщества [2] и Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей [3]. Квалификационная коллегия судей правомочна осуществлять свои полномочия, если общее число избранных и назначенных членов коллегии составляет не менее двух третей от установленного федеральным законом количества, независимо от численного представительства в ее составе судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации.
Руководит работой квалификационной коллегии председатель. Председатель квалификационной коллегии судей имеет весьма широкие полномочия в области организации работы коллегии, формирования повестки заседаний, председательствования на заседаниях и представительства коллегии, распределения поручений и др.
Закон предусматривает наличие заместителей председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 11 членов коллегии, избирается один заместитель председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 21 члена коллегии, избираются два заместителя председателя квалификационной коллегии судей. В Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации избираются три заместителя председателя.
В Высшей квалификационной коллегии судей РФ создается президиум, который состоит из председателя и трех его заместителей, избираемых коллегией из числа ее членов. Президиум Высшей квалификационной коллегии судей является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.
Как правило, заседания квалификационных коллегий судей происходят 1 раз в месяц. Одним из важнейших принципов деятельности квалификационных коллегий судей является принцип гласности и открытости. Принцип гласности позволяет обеспечивать общественный контроль за деятельность органов, участвующих в назначении судей и привлечении их к дисциплинарной ответственности, что в свою очередь, можно считать институциональной гарантией независимости и самостоятельности судебной власти в целом и транспарентности [4, с. 564-568] судебной власти как одного из принципов ее деятельности. Закрытость судебной системы, в том числе и о процедурах назначения судей, согласно социологическим исследованиям, негативно сказывается на уровне доверия граждан к органам судебной власти [5].
Заседание квалификационной коллегии судей проводится, как правило, открыто. Закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Закрытое заседание (полностью или частично) может быть проведено также по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Председателя Следственного комитета РФ или его представителя. Закрытое заседание проводится по решению квалификационной коллегии судей, если за проведение такого заседания проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, участвующих в заседании.
В апреле 2006 года Высшая квалификационная коллегия судей создала интернет-портал квалификационных коллегий судей и направила всем коллегиям рекомендации по созданию и сопровождению сайтов. Предполагалось, что каждая коллегия назначит из своих рядов ответственного за работу сайта, который будет четко контролировать наполнение сайта, оперативность и обоснованность всей информации на сайте. Однако анализ сайтов квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации показал, что информационное обеспечение разное, как и своевременность изменения информации.
Сайты большинства квалификационных коллегий судей имеют только минимум информации о своей деятельности. На сайтах часто не представлена информация о решениях, принятых квалификационными коллегиями судей, либо это отдельные решения (как правило, за последний год работы), отсутствует информация по анализу деятельности квалификационных коллегий судей, статистические данные о работе квалификационных коллегий судей. Отметим неинформативность сайтов квалификационных коллегий судей для лиц, которые претендуют на занятие должности судьи. В этой связи следует принять меры по реорганизации работы интернет-сайтов квалификационных коллегий судей с целью обеспечения гласности, прозрачности и доступности работы коллегий судей.
В 2002 году Высшая квалификационная коллегия судей стала издавать «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» (далее – «Вестник»). Приобретя статус официального издания Высшей квалификационной коллегии судей, «Вестник» решает важные задачи информирования судебной системы и судейского сообщества о работе коллегий, оказания методической помощи коллегиям в осуществлении полномочий. Однако материалы «Вестника» недоступны на сайте Высшей квалификационной коллегии, имеется лишь информация о содержании номеров. Считаем, что в целях обеспечения принципов гласности и открытости информации о деятельности квалификационных коллегий судей Высшая квалификационная коллегия судей РФ должна публиковать материалы «Вестника» в открытом доступе.
Вместе с тем актуальным и неразрешенным остался вопрос, каким образом размещать решения квалификационных коллегий судей в сети Интернет, если в каждом решении есть сведения о персональных данных. Высшая квалификационная коллегия судей рекомендует публиковать решения в сети Интернет.
Считаем необходимым публикацию решений квалификационных коллегий судей с учетом требований законодательства о защите персональных данных. Например, решения Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ публикуются без указания названий судов.
В то же время вопрос о работе квалификационных коллегий судей в России сегодня привлекает пристальное внимание. Вопросы, которые рассматривает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, публикуются в юридических СМИ, в том числе электронных (Право.ру, Закон.ру, РАПСИ, LegalReport и др.).
Развитие информационных технологий, внедрение в систему осуществления правосудия электронного документооборота требует совершенствования в этом направлении работы квалификационных коллегий судей. Внедрение системы электронного документооборота и управления в рамках развития «электронного государства» позволило бы повысить эффективность работы данных коллегий. Таким может стать введение системы подачи электронных документов для претендентов на должность судьи, доступ к базам МВД и других государственных органов, что упростило бы проверку, осуществляемую квалификационными коллегиями. Современные информационные и коммуникационные технологии играют главную роль в предоставлении информации судьям, адвокатам и другим участникам судебного процесса, а также широкой публике и средствам массовой информации [6].
Организационная функция квалификационных коллегий имеет достаточно широкий спектр действия. В рамках осуществления этой функции Высшая квалификационная коллегия судей РФ имеет ряд полномочий:
- полномочия по внутренней самоорганизации,
- информационные полномочия (взаимодействие с институтами гражданского общества, информирование граждан о своей деятельности и т.п.).
- полномочия Высшей квалификационной коллегии судей по организации системы квалификационных коллегий:
- утверждение положения о порядке работы квалификационных коллегий судей;
- рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
- ознакомление с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивание сообщений их председателей о проделанной работе и дача рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности указанных коллегий;
- рассмотрение жалоб на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;
- изучение и обобщение практики работы квалификационных коллегий судей, организация учебы членов этих коллегий.
Сомнительным выглядит, прежде всего, полномочие Высшей квалификационной коллегии судей РФ утверждать положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, в том числе и в отношении самой себя.
Более того, правовая природа положения о порядке работы квалификационных коллегий судей в настоящее время не установлена.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Система квалификационных коллегий судей в России отражает федеративный характер Российской Федерации и способствует эффективной реализации коллегиями своих полномочий. Учитывая наличие у квалификационных коллегий судей государственно-властных полномочий, необходимо порядок рассмотрения дел при решении вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий, закрепить законодательно (в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).
Провозглашенный открытый характер работы квалификационных коллегий должен способствовать взаимодействию коллегий с институтами гражданского общества и повышать доверие граждан к судебной системе, однако в этом направлении предстоит еще большая работа. Проведенный автором мониторинг интернет-сайтов квалификационных коллегий судей показал, что на них содержится устаревшая информация, отсутствует информация по некоторым разделам; решения квалификационных коллегий судей, в отличие от решений судов, недоступны. Следует принять действенные меры по улучшению доступности и открытости работы квалификационных коллегий судей Российской Федерации.
About the authors
E. V. Fomina
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Мусин В. А. Первая среди равных. О взаимоотношениях Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ // Квалификационные коллегии судей: вчера, сегодня, завтра: сборник статей. – М.: Высшая квалификационная коллегия судей РФ, 2012. – С. 87–102.
- Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ (ред. от 02.06.2016 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой природы «КонсультантПлюс».
- Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей: утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. (ред. от 19.05.2016 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой природы «КонсультантПлюс».
- Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) / под ред. Т. Г. Морщаковой. – М.: Мысль, 2012. – 584 с.
- Сатаров Г. А., Римский В. Л., Благовещенский Ю. Н. Социологическое исследование российской судебной власти. – СПб.: Норма, 2010. – 536 с.
- Заключение №14(2011) Консультативного совета европейских судей «Правосудие и информационные технологии» (ССJE(2011)2) от 09.11.2011 г. // Прецеденты Европейского Суда по правам человека: Электронное периодическое издание. – 2014. – ноябрь. – №9 (09). – С. 120–125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.sudrf.ru/2176/norm_akt/doc20141128-084338.pdf.
Supplementary files
