The Role of Customs Authorities in Ensuring Economic Security of Russia at the Present Stage

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the role of customs in ensuring the economic security of the Russian Federation, taking into account the changing political and economic environment. The study focuses on the problems of struggling against administrative offences and crimes under the jurisdiction of the customs authorities.

Full Text

Вступление России в ВТО, отмена таможенного контроля на внутренних границах государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) обострила проблему обеспечения экономической безопасности страны, которая приобретает все большую актуальность. В Российской Федерации данной проблеме уделяется пристальное внимание, о чем свидетельствует утвержденная указом Президента Российской Федерации Стратегия национальной безопасности до 2020 г. [1]. Специалистами экономическая безопасность рассматривается как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству станы непоправимого ущерба от внутренних и внешних угроз [2].

За последние десятилетия во внешнеэкономической деятельности России произошли кардинальные изменения, отражающие общемировые тенденции, связанные с глобализацией мировой экономики, активным развитием международных таможенных отношений [3]. Между тем криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы Российской Федерации оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов. Создание Таможенного союза, а затем ЕАЭС привело к отмене таможенного контроля на внутренних границах государств его участников, что создало существенную угрозу возрастания преступности на внешних границах Союза.

Как показывает анализ компетенции таможенных органов РФ, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом усиливается, что обусловлено возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне, усилением интеграционных процессов. По критерию масштабов проявления выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные органы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях.

Функции таможенных служб в данном направлении достаточно широки и многогранны. Они участвуют в обеспечении финансовой, пограничной, экологической, продовольственной, радиационной, информационной и иных видов безопасности. Реализуя свои функции, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. В этой связи отдельными специалистами обосновывается необходимость введения в научный оборот понятия «таможенная безопасность», которое предлагается признать самостоятельной структурной единицей категории «национальная безопасность» [4]. Вместе с тем защита экономической безопасности государства является одной из главных целей деятельности таможенных органов на протяжении всей истории существования таможенной службы.

Стратегией развития таможенной службы до 2020 года стратегической целью таможенной службы Российской Федерации определяется повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [5].

Таможенные органы РФ по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами. Они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов, ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза). ФТС России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ [6].

Утративший силу Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» прямо относил таможенные органы РФ к силам обеспечения безопасности страны. Пришедший ему на смену Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» не устанавливает перечень органов государственной власти, относящихся к силам обеспечения безопасности страны, а содержит отсылочную норму. Обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств как основная задача (функция) таможенных органов закреплена в базовых нормативных правовых актах в сфере таможенного дела. Однако прямое нормативное отнесение таможенных органов к силам обеспечения безопасности страны отсутствует. Следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не указывает, что таможенные органы являются правоохранительными органами [7]. Указание на правоохранительный статус таможенных органов сохранилось в статье 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [8]. Однако данный закон имеет иной предмет регулирования, в связи с чем не может рассматриваться как нормативный правовой акт, устраняющий вышеуказанный пробел. Представляется, что указанные законодательные пробелы следует отнести к существенному недостатку определения правового статуса таможенных органов РФ [9, с.14]. Примечательно, что в отличие от России, в государствах-членах ЕАЭС статус таможенных органов как правоохранительных органов прямо закреплен либо в базовых документах по таможенному делу (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения), либо в законе о правоохранительной службе (Республика Казахстан).

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть деятельности таможенных органов. Возрастающее количество таможенных правонарушений продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений за последние годы является ярким тому подтверждением (рис. 1, рис. 2). Между тем можно отметить положительную тенденцию, в частности, в 2016 году таможенными органами возбуждено дел об административных правонарушениях на 6% меньше аналогичного показателя в 2015 году.

 

Рис. 1. Динамика количества преступлений, возбужденных таможенными органами РФ в 2013-2016 гг.

 

Рис. 2. Динамика количества административных правонарушений, возбужденных таможенными органами РФ в 2013-2016 гг.

 

Из общего количества возбужденных таможенными органами в 2016 году уголовных дел 342 дела возбуждено по статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) (в 2015 году – 399 дел; в 2014 году – 491 дела, 528 дел – по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) (в 2015 году – 544 дел; в 2014 году – 616 дел); 32 дела – по статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) (в 2015 году – 25 дел; в 2014 году – 41 дело); 60 дел – по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) (в 2015 году – 88 дел; 2014 году – 76 дел) , 1 дело по статье 189 УК РФ (незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) (в 2015 году – 7 дел; в 2014 году – 9 дел) [10; 11].

Практика показывает, что наибольшее количество уголовных дел возбуждается таможенными органами по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Так, в 2016 году таможенными органами было возбуждено 683 дела – по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) (в 2015 году – 691 дел; в 2014 году – 506 дел), 168 дел – по статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ) (в 2015 году – 170 дел; в 2014 году – 132 дела); 142 дела – по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) (в 2015 году – 90 дел; в 2014 году – 33 дела) [11]. Динамика совершения таможенных преступлений по составам показана на рис. 3.

 

Рис. 3. Динамика таможенных преступлений по составам за 2014-2016 гг.

 

Приведенная статистика показывает, что рост таможенных правонарушений экономической направленности может стать первопричиной недостаточного наполнения федерального бюджета страны и невыполнения планов по сбору соответствующих платежей. Данная обстановка вполне может быть расценена как реальная угроза интересам экономической безопасности страны и требует совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов, проведения таможенного контроля, правовых механизмов борьбы с таможенными правонарушениями, налаживания эффективного взаимодействия с иными контролирующими органами РФ, таможенными органами государств-членов ЕАЭС [12]. При этом задача по совершенствованию правоохранительной деятельности таможенных органов в новых реалиях должна выйти за рамки внутригосударственной, требуется консолидация усилий таможенных органов всех интегрируемых государств, а также координирующая роль наднациональных органов ЕАЭС, прежде всего, Евразийской экономической комиссии. Немаловажную роль в указанном направлении играет дальнейшее совершенствование правового регулирования таможенных отношений с учетом их наднационального и национального регулирования в условиях функционирования ЕАЭС, а также эффективное включение наднациональных механизмов обеспечения правопорядка на единой таможенной территории ЕАЭС [13].

На основании вышеизложенного можно констатировать, что современные реалии диктуют необходимость концентрации усилий таможенных органов по предупреждению и выявлению таможенных правонарушений экономической направленности, тщательного анализа причин и условий их совершения, принятия соответствующих правовых, организационно-управленческих, материально-технических и финансово-экономических мер, направленных на декриминализацию внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования ЕАЭС.

×

About the authors

M. V. Gorina

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

E. V. Trunina

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.
  2. Трунина Е. В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. – 2010. – № 4. – С. 77–82.
  3. Смирнова А. А. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2013. – № 1. – С. 123–125.
  4. Грачев О. В., Трунцевский Ю. В., Шулепов Н. А. Организационно-правовое обеспечение таможенной безопасности Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. – 2015. – № 2. – С. 19–25.
  5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 2. – Ст. 109.
  6. О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 (в ред. от 01.07.2016) // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 38. – Ст. 4823.
  7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 48. – Ст. 6252.
  8. О службе в тамoженных органах Российской Федерации: Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3586.
  9. Трунина Е. В. Пути совершенствования административного законодательства о правовом статусе таможенных органов // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2010. – № 2 (11). – С.12–21.
  10. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. – М., 2016.
  11. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 9 месяцев 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=242 11.
  12. Трунина Е. В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело. – 2008. – № 3. – С. 37–41.
  13. Трунина Е. В. Актуальные вопросы обеспечения правопорядка на единой таможенной территории Евразийского экономического союза // Глобализация и публичное право: материалы IV Международной научно-практической конференции. – М.: РУДН, 2016. – С. 231–240.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dynamics of the number of offences initiated by customs authorities of the Russian Federation in 2013-2016.

Download (21KB)
3. Fig. 2. Dynamics of the number of administrative offences initiated by customs authorities of the Russian Federation in 2013-2016.

Download (25KB)
4. Fig. 3. Dynamics of customs offences by offences in 2014-2016.

Download (42KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».