Архитектура предприятия как инструмент повышения эффективности деятельности экономического объекта
- Авторы: Ефремова Л.И., Курганов А.Н.
- Выпуск: Том 5, № 2 (2017)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 05.03.2025
- Статья одобрена: 05.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/282372
- ID: 282372
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается история развития и основные компоненты архитектуры предприятия. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что в результате интеграции бизнеса и ИТ можно не только решить проблему отсутствия взаимодействия бизнес-подразделений и ИТ-службы, но и повысить эффективность компании за счет появления синергетических эффектов от объединения бизнес-требований и ИТ-возможностей.
Полный текст
ХХ век можно охарактеризовать как время становления современных концепций менеджмента. Методом проб и ошибок формировались современные парадигмы управления. Предприятие стало не закостенелой структурой, а живым сложным организмом, требующим соответствующего стиля управления. Повсеместная глобализация, научно-технический прогресс, динамичное развитие мировой экономики и рыночных отношений, появление новых направлений деятельности – эти и множество других факторов формировали облик компаний. Во второй половине XX века произошел новый виток научно-технической революции – появились первые персональные компьютеры. Естественным стало проникновение информационных технологий (ИТ) в бизнес. Но, как и к любому компоненту в составе предприятия, необходимо было выработать методики и правила управления ИТ, а также определить, как они в целом влияют на деятельность компаний. Тогда и появилось понятие «архитектура предприятия» (Enterprise Architecture).
Принято считать, что направление архитектуры предприятия появилось в 1987 году после публикации в IBM Systems Journal статьи Джона Захмана «Инфраструктура для архитектуры информационных систем» («A framework for information systems architecture») [1]. В своей работе Захман определяет архитектуру предприятия как «набор описательных представлений (моделей), которые применимы для описания предприятия в соответствии с требованиями управленческого персонала (качество) и которые могут развиваться в течение определенного периода (динамичность)». Термин «архитектура» здесь не случаен, он подчеркивает существующую аналогию между внутренней структурой абстрактного объекта предприятия и сложного искусственного объекта, такого как здание или орбитальная международная космическая станция (МКС) [2]. В дальнейшем над развитием архитектуры предприятия как науки работали десятки мировых исследовательских организаций, профессиональных ассоциаций и консалтинговых компаний (The Open Group, META Group, Gartner), каждая из которых дает свое определение архитектуры предприятия, а также предлагает собственные методы ее построения или оценки.
На основании изученных мнений различных отечественных и зарубежных ученых о сущности понятия «архитектуры предприятия» авторами было сформулировано обобщенное определение данного термина. Архитектура предприятия – это модель какого-либо предприятия, рассматриваемая как в настоящем, так и будущем времени, и представленная в виде сложной структурированной системы, состоящей из человеческого капитала, бизнес-процессов, данных и информационных технологий, которые объединены единой целью общего развития.
Как не существует единого определения, так и не существует единой совокупности элементов (представлений, предметных областей или доменов), из которых состоит архитектура предприятия. Все зависит от контекста рассмотрения архитектуры. Например, архитектура предприятия, рассматриваемая в статике, включает следующие домены.
- Миссию, стратегию, стратегические цели и задачи, четкое определение которых позволяет сформулировать основные направления его развития и поставить долгосрочные цели и задачи.
- Бизнес-архитектуру, которая, основываясь на миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей, определяет необходимые организационную структуру и функциональную модель предприятия, описывающую направленные на реализацию текущих задач и перспективных целей бизнес-процессы.
- Системную архитектуру (ИТ-архитектуру, архитектуру информационных систем), которая определяет совокупность технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки работы предприятия в соответствии с правилами и концепциями, определенными бизнес-архитектурой [3].
Рассматривая архитектуру предприятия в динамике, можно отметить, что она представляет собой единый план действий, состоящий из проектов (планов миграции). Данный план позволяет преобразовать сложившуюся архитектуру предприятия к состоянию, которое определено как долгосрочная цель и базируется на текущих бизнес-процессах, ИТ-инфраструктуре и бизнес-целях предприятия.
Второй подход предполагает, что в состав архитектуры входит от четырех до семи основных представлений, которые последовательно описывают все архитектурные аспекты. К ним относятся следующие представления.
- Бизнес-архитектура, с помощью которой можно описать деятельность организации с точки зрения ее ключевых бизнес-процессов.
- Архитектура информации (данных), которая позволяет определить, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов (например, модель данных), а также обеспечить стабильность и возможность долговременного использования этих данных в прикладных системах.
- Архитектура приложений, определяющая, какие прикладные системы используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций (например,модели приложений).
- Технологическая архитектура (инфраструктура или системная архитектура), которая включает обеспечивающие технологии (аппаратное и системное программное обеспечение, сети и коммуникации) и определяет их необходимость для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции.
В зависимости от конкретных потребностей организации и актуальности решения тех или иных проблем можно выделить и другие представления архитектуры, например: архитектура интеграции, определяющая инфраструктуру для интеграции различных приложений и данных; архитектура общих сервисов, к которым относятся прикладные системы, имеющие «горизонтальный характер» взаимодействия пользователей друг с другом; сетевая архитектура, которая определяет описания, правила, стандарты, связанные с сетевыми и коммуникационными технологиями, используемыми в организации и т.д. [2].
Первый подход предполагает более укрупненное и обобщающее структурирование архитектуры предприятия на составные элементы. В свою очередь, второй подход основывается на детальном разбиении архитектуры предприятия на составляющие ее домены.
Эволюционная теория неизбежно приводит к выводу, что архитектура предприятия должна непрерывно совершенствоваться и дорабатываться, следуя за изменениями макро- и микросреды предприятия. Задача полного описания архитектуры предприятия в таких условиях даже с помощью специализированной информационной системы является очень сложной, особенно в условиях, когда структура предприятия, распределение функций между подразделениями постоянно меняются, осваиваются новые виды деятельности и соответствующие бизнес-процессы, приобретаются новые компании.
Нередко на предприятии возникает ситуация, когда цели бизнес-архитектуры и потребности бизнес-пользователей не согласуются с существующей технологической архитектурой предприятия. Исследования [4] показывают, что примерно 27% потенциально возможного сокращения затрат были упущены из-за слабого понимания происходящего в ИТ-проектах и неэффективного контроля за их выполнением, что нашло отражение в нарушении временных сроков реализации проектов и превышении бюджетных ограничений. Кроме этого, около 30% финансовых потерь от инвестиций в технологическую архитектуру возникают из-за несогласованности ИТ-стратегии с бизнес-стратегией. В этом случае ни о какой эффективности деятельности предприятия не может быть и речи. ИТ-инфраструктура должна в полной мере отвечать целям и задачам, которые стоят перед предприятием, прежде всего, в сфере основного бизнеса, а также способствовать реализации конкурентных преимуществ предприятия на рынке. Т.е., без понимания архитектуры предприятия невозможен комплексный взгляд на предприятие, а значит, и согласованное развитие его различных частей. Одним из подходов, обеспечивающих согласованность и единство ИТ-стратегии и стратегии развития компании в целом, является разработка ИТ-стратегии на основе архитектуры предприятия.
ИТ-стратегия представляет собой план, определяющий и соединяющий в единое целое принципы развития информационных технологий в компании, цели развития ИТ в долгосрочной и среднесрочной перспективах, необходимые для этого ресурсы, программы и проекты по достижению поставленных целей, а также нормативы, устанавливающие и закрепляющие ответственность должностных лиц и структурных подразделений компании за свою работу.
В настоящее время, называемое информационной эпохой, нематериальные активы в виде различной информации имеют не меньшее значение, чем основные средства предприятия, а инвестиции в информационные технологии уже давно стали весомой статьей в бюджете крупных компаний. В исследовании [4], проведенном компанией Balanced Scorecard Collaborative, сообщается, что в среднем лишь 1 из 10 компаний может реализовать свою стратегию. Аналитиками были выделены четыре основных барьера, которые не позволяют предприятиям достигать поставленной цели:
- «барьер видения» – ИТ-стратегия не связана со стратегией;
- «барьер человеческого фактора» – сотрудники компании не ознакомлены со стратегией и не знают свою роль в ее реализации;
- «барьер руководства» – руководство не уделяет достаточного времени на обсуждение и анализ стратегии;
- «барьер ресурсов» – отсутствие связи между оперативными планами, бюджетами и стратегией.
Авторами предлагается к описанным барьерам добавить еще один – «барьер ИТ», который выражается в отсутствии должного внимания к современным информационным технологиям, в связи с чем возникает несогласованность потребностей бизнес-пользователей и направлений развития ИТ-инфраструктуры, что может привести к неэффективной реализации стратегии предприятия. Как правило, подобная несогласованность возникает по ряду причин:
- отсутствие или недостаточный объем взаимодействия между бизнес- подразделениями и ИТ-службой предприятия в ходе разработки и согласования бизнес-стратегии, т.е. вопросы, связанные с ИТ, не рассматриваются в достаточном объеме, ИТ-специалисты не вовлекаются в достаточной степени;
- сотрудники ИТ-службы могут не понимать и не разделять суть разработанной бизнес-стратегии, а также не видеть своей роли в ее реализации и не осознавать своей ответственности;
- разработанная бизнес-стратегия может быть низкого качества, т.е. не формализована, а существует лишь в виде субъективных предположений и идей, или описана с недостаточной степенью детализации для согласования требований бизнеса к ИТ; отсутствие комплексного описания ИТ-архитектуры предприятия;
- недостаточная эффективность методов мониторинга и оценки процесс реализации стратегии предприятия.
Для того чтобы обеспечить полноценную интеграцию бизнес-стратегии и ИТ-стратегии необходимо сфокусировать внимание на наилучших доступных ИТ-технологиях при проведении стратегического анализа, например, с использованием PEST-технологии. Главное – не просто выбрать ИТ-технологию, подходящую под текущие бизнес-потребности предприятия, но и проанализировать возможность использования существующих и перспективных разработок в ИТ для формирования целевого видения бизнеса и отдельных процессов. Большое внимание стоит уделить проведению мониторинга и регулярного анализа процесса реализации стратегии предприятия на основе измеримых количественных показателей – KPI (Key performance indicators). Разработка измеримых стратегических целей в соответствии с методологией SMART, разумная и достаточная детализация стратегических целей, показателей и мероприятий на необходимые уровни организации для распределения ответственности, вовлечения персонала и обеспечения однозначного понимания им корпоративной стратегии и поставленных бизнес-задач позволят достичь поставленных целей. Организация корпоративного центра компетенций в области стратегического управления, обеспечивающего всестороннюю поддержку и координацию процесса стратегического управления в компании, согласованное описание и управление изменениями бизнес- и ИТ-архитектуры, создание «архитектурного офиса» для управления архитектурой предприятия также позволят достичь согласованности бизнеса и ИТ.
В результате интеграции бизнеса и ИТ можно достичь следующих результатов: разрешить проблему отсутствия взаимодействия бизнес-подразделений и ИТ-службы, что позволит ИТ-специалистам понять потребности бизнес-пользователей; в свою очередь, это приведет в увеличению результативности и эффективности реализации корпоративной стратегии, включая ИТ-стратегию, и, в конечном итоге, приведет к повышению эффективность компании за счет появления синергетических эффектов от объединения бизнес-требований и ИТ-возможностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что описание архитектуры предприятия позволяет понять, в каком состояние в данный момент находится компания. Построение архитектуры предприятия начинается с формирования бизнес-архитектуры, т.е. с определения миссии и стратегии компании, ее ценностей. Моделирование бизнес-процессов в рамках описания бизнес-архитектур предприятия позволяет выявить наиболее неэффективные, затратные и сложные из них, что позволит разработать план действий по их совершенствованию и оптимизации. Построение архитектуры приложений выполняется для определения степени зависимости деятельности компании от прикладных систем и их участия в выполнении бизнес-процессов. Как и моделирование процессов компании, описание текущего портфеля приложений позволит выявить проблемные зоны в области информационной поддержки и автоматизации бизнеса. Такими зонами могут быть недостаточное участие ИТ в деятельности компании, дублирование приложений для выполнения какого-либо процесса и т.д. Целью формирования технологической архитектуры является определение степени соответствия ИТ-инфраструктуры предъявляемым требованиям со стороны архитектуры приложений. Постоянное изучение и совершенствование данных представлений позволит предприятию выйти на новый уровень развития, а, следовательно, повысить эффективность и прибыльность деятельности.
Согласование целей ИТ-стратегии и бизнес-стратегии – это верный путь к скорейшему получению отдачи и сокращению затрат. Постоянная оценка вместе с расстановкой приоритетов в проектном портфеле и его оптимизация позволяют компании быстро и эффективно перераспределять ресурсы с низкоприоритетных проектов на высокоприоритетные.
Об авторах
Л. И. Ефремова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
А. Н. Курганов
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Сеншс Р. Сравнение четырех ведущих методологий построения архитектуры предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ee914379.aspx.
- Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. – М.: Интернет-Ун-т Инофирм. Технологий, 2005. – 504 с.
- Гриценко Ю. Б. Архитектура предприятия: учебное пособие. – Томск: Эль Контент, 2011. – 206 c.
- Безгин О. ИТ-планирование как необходимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www-mirror.rdtex.ru/win/root/article_bezgin_comnews.html.
- Каширина Е. А. Роль информационных технологий в достижении конкурентного преимущества [Электронный ресурс] // Системное управление. – 2016. – № 1 (30). – С. 59. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2016-1/PDF/Kashirina(2)_2016-1.pdf
- Ефремова Л. И., Глухова Т. В. Разработка реляционных баз данных: учебное пособие. – Саранск, 2006. – 116 с.
- Ефремова Л. И., Глухова Т. В. Автоматизированный офис (проектирование баз данных в среде СУБД MS ACCESS): учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск, 2009. – 122 с.
- Зинина Л. И., Ефремова Л. И. Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель. // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 9. – С. 77–83.
- Краснов С. В., Диязитдинова А. Р. Концепция системы поддержки архитектуры предприятия // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2012. – № 2 (19). – С. 60–65.
Дополнительные файлы
