Genre specifics of interview in entertaining talk show

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article considers the genre of talk show on TV. A study of the TV program "Vecherniy Urgant" on Channel One of Russian national television is carried out. The author identifies the speech interaction strategies of the communicants in the process of creating the television product under study.

Full Text

В современном мире телевидение переживает не самые лучшие времена. С каждым днем становится все труднее заинтересовать телезрителя поколения «Z», а удержать его контентом российского медиапространства практически невозможно. В данном исследовании нас интересует такой медиажанр, как ток-шоу, который в отечественной телекоммуникации претерпевает различные изменения, его современная модификация изучена мало. Но модель коммуникативного поведения ведущих современных ток-шоу («Вечерний Ургант», «Пусть говорят», «Прямой эфир», «К барьеру», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Мужское / Женское» и др.) сложилась в телевизионном дискурсе «нулевых», когда появились первые успешные кальки с популярных американских проектов типа «Шоу Джерри Спрингера» и «Шоу Опры Уинфри» и др.), а также первые оригинальные российские телепроекты («Большая стирка», «Школа злословия», «Принцип домино», «Культурная революция» и т. п.) и началась карьера многих действующих телезвезд: Дмитрия Киселева, Владимира Соловьева, Александра Гордона, Дмитрия Нагиева, Андрея Малахова и мн. др.).

Исследователь Г. В. Кузнецов пишет: «Ток-шоу, сочетая в себе сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, концентрируется вокруг личности ведущего. О нем можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр.» [3, с. 67]. Ток-шоу отличается от других телевизионных жанров необычайно широкой тематической и функциональной жанровой разновидностью. По тематике можно разделить на политические, социальные, культурно-просветительские и бытовые. Для привлечения большого количества аудитории все телевизионные передачи жанра ток-шоу стали носить развлекательный характер, что обеспечило коммерческий успех. В итоге, на телевидении произошел функциональный сдвиг в развлечение [1].

Итак, определим терминологию понятия «ток-шоу». «Ток-шоу, – по мнению Т. В. Матвеевой, – телевизионная программа, построенная на разговорах: обсуждении определенных вопросов. Реализуется на собеседовании, ответах на вопросы, развернутых монологах участников. Общая беседа или общий ход действия организуется, удерживается в русле избранной проблемы и доводится до обобщения ведущим, вызывающим других участников программы на разговор. Роль ведущего в данном жанре чрезвычайно велика» [4, c. 489].

Одной из главных черт ток-шоу стала развлекательность [6; 7]. Сегодня зритель, который смотрит передачу рекреационного характера, всегда хочет «хлеба и зрелищ». Ему интересно наблюдать то, как его кумир, будь это актер, певец или медийная личность, не просто сидит в студии и отвечает на провокационные вопросы, но и выполняет различные задания от ведущего. Они могут быть совершенно разнообразными, начиная от пения любимой песни, вдыхая в себя гелиевый шарик и заканчивая чтением шутки, поедая острый соус. Именно по этой причине во всем мире зрители смотрят ток-шоу. На телевидении признаками данного жанра считаются: легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории.

К. В. Вилкина, изучив драматургию развлекательных интеллектуальных ток-шоу, пришла к выводу, что любое ток-шоу можно сравнить со спектаклем, т. к. их общая составляющая – драматургия: «Прежде всего, под драматургией подразумевается способ организации материала и приемы динамизации зрительского интереса, а также приемы, вызывающие зрительское, эмоциональное сопереживание. Отследить последовательность, динамику действия, фабулу, а также ролевую систему участников, иными словами – драматургию в любом ток-шоу достаточно легко» [1, с. 1].

В России одним из ведущих ток-шоу считается программа «Вечерний Ургант». «Телепередача выходит на Первом канале с понедельника по пятницу в 23:30. Вечернее шоу является аналогом американской передачи “Late Night Show”. Структура ток-шоу рассчитана на массовую аудиторию и построена с учетом ее интересов. Программа носит развлекательный характер, благодаря чему пользуется популярностью среди разных возрастных аудиторий. Важным элементом ток-шоу становится образ ведущего. Иван Андреевич Ургант – российский актер, шоумен, телеведущий, музыкант, является примером телеведущего XXI века» [5, с. 15]. Помимо внешности, обаяния и грамотно составленных вопросов, он привлекает зрителя активным участием в играх, к которым по ходу интервью приходится присоединяться гостью программы. «В программе «Вечерний Ургант» темы сугубо конкретные – о фактах личной биографии: что, когда, с кем, какие были чувства и др. В студийном павильоне полно народа. Массовка, которая пришла посмотреть на гостя ахает, аплодирует, смеется, восторгается, удивляется – словом, создает атмосферу. И – все, никаких выступлений с мест» [3, с. 15].

Выделим основные аспекты в структуре самой программы. «Действие происходит следующим образом: в начале передачи, выходя из-за занавеса под музыкальное сопровождение, на сцене появляется сам ведущий. Все начинается с оглавления последних новостей, зачастую Иван с юмором комментирует последние события, произошедшие в мире. После новостей и музыкальной “отбивки” начинается основная часть передачи, где ведущий принимает гостей, проводя с ними беседы на разные темы» [8, с. 21]. Героя выпуска встречает живая музыка, если в студию приходит музыкальный артист, то коллектив исполняет популярную песню гостя.

В основном в программе обсуждают яркое событие, которое произошло с героем передачи накануне. Это может быть как премьера фильма, так и выход нового музыкального альбома, свадьба, или же наоборот скандал, как, например, – это было с Димой Биланом. Вся Россия обсуждала его неудачный концерт в Самаре. Певец не растерялся и прокомментировал данный инцидент на шоу, а ведущий программы всячески шутил, разряжая обстановку, чтобы данное событие зритель воспринимал легко и комично. Главное в передаче – это событие, новость, произошедшая в жизни героя, она должна быть на слуху у российского телезрителя, или же произвести эффект неожиданности. Иван Ургант задает гостю вопросы, затрагивающие основную тему программы. После небольшого интервью, ведущий, как правило, предлагает сыграть в игру. Задания не повторяются, каждый раз приготовлено что-то новое и неординарное. В самих интерактивах участвует и Иван, все происходит максимально «взаправду», и ведущему в зависимости от передачи может достаться гораздо больше необычного и сложного, нежели гостю, от заданий ведущий отказаться не может – это часть программы.

Помимо приглашенного гостя в передаче есть действующая рубрика «Взгляд снизу». Ее тоже можно отнести к интеракции со стороны взаимодействия ведущего и героя, где преобладает в небольшой степени экспрессия, т. к. главные герои являются воспитанниками детского центра развития «ИМЕНА PRO». В этой рубрике Ургант задает детям вопросы на определенную актуальную тему, помогая наводящими вопросами, развивая дальнейшую мысль детей.

В промежутках между основными частями программы встречаются и другие рубрики. «Они могут совмещаться с интервью с гостем или являться его частью. Гудков, Олейников и Хрусталёв – соведущие шоу, они активно переговариваются, вставляют комментарии с Ургантом из своей трибуны. Заключительной частью ток-шоу является музыкальное выступление: Иван Ургант объявляет заранее приглашенного артиста, который исполнит одну композицию на специальной сцене. По ее окончании Ургант выходит на эту же сцену и прощается со зрителями» [3, с. 21].

Данная передача отличается от стандартного формата ток-шок. В ней преобладает рассматриваемый нами жанр, но не полностью. Так как вечернее шоу не состоит полностью из беседы гостей и телеведущего, нет споров и ярких конфликтов (как мы можем наблюдать в передачах «Пусть говорят», «Мужское/Женское»). Как уже упоминалось ранее, в ней имеются рубрики, но беседа на них не прерывается, они не мешают продолжению обсуждения темы (проблемы). Опираясь на работу Э. В. Чепкиной, мы можем отнести программу «Вечерний Ургант» к жанру ток-шоу: «Передачи в жанре ток-шоу, как правило, выдвигают на первый план обсуждение какой-то проблемы, развлекательные цели становятся при этом второстепенными, хотя отнюдь не исключаются. В связи с поставленной задачей передача должна, прежде всего, содержать достаточное количество информации для освещения выбранной темы. Сами же способы этого освещения могут значительно варьироваться в зависимости от индивидуального стиля программы» [9, c. 39].

В задачи ведущего входит заявлять тему обсуждения, направлять ее развитие, контролировать диалог в студии, выказывать свою оценку по обсуждаемым вопросам и т. д.

Стратегии, составляющие основу речевого взаимодействия коммуникантов в процессе создания телевизионного продукта (ток-шоу), представлены двумя основными системами:

1) реализуемые телекоммуникатором (стратегии неуклонного следования теме ток- шоу, вызова на откровенность, разъяснения);
2) реализуемые телезрителем (стратегии самовыражения и аргументирования). В структуре каждой из стратегий выделяется набор тактик, которые соотносятся со стратегией как варианты с инвариантом [1].

Пожалуй, значимой частью телевидения можно назвать эффект присутствия. Зритель, наблюдающий полюбившуюся программу, воспринимает ее как личное обращение к нему через экран, информацию к себе. Данный феномен может быть сильнее или слабее, но он существует и до известной степени сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой коммуникации стоит к общению прямому («эффект присутствия»), личностному («эффект доверительности») и двустороннему («эффект диалогичности»).

Таким образом, в условиях интерактивного телевидения общение между участниками шоу следует рассматривать не как речевое воздействие одного партнера на другого, а как речевое взаимодействие, другими словами, непринужденное общение, «как будто бы разговор собеседников происходит за чашкой любимого кофе» [5, c. 82]. Именно домашняя атмосфера вызывает такой эффект, поскольку после длинного рабочего дня зритель хочет расслабиться и ничего не может «работать» лучше, чем приятный ведущий, уютная и теплая обстановка в кадре.

Подводя итоги, можно сказать следующее: ток-шоу – лидер по своей природе – это программа, которая должна бить рекорды, ее высокая рейтинговость с самого начала заложена в законах жанра. Мы проанализировали жанровые особенности ток-шоу, а также изучили саму телепередачу «Вечерний Ургант» и отметили, что ток-шоу является ведущим жанром на телевидении. Благодаря данному веянию возрастают просмотры канала и поднимаются рейтинги. Бывает, что рейтинг ток-шоу со временем падает, передача начинает сдавать позиции, но с программой «Вечерний Ургант» происходит наоборот. Передача перешла на цифровое телевидение и имеет свой собственный канал на YouTube. Можно сказать, что передачу смотрит большая аудитория. Одних заинтересовывает содержание, других – красота шоу, но главным аспектом является медиаобраз телеведущего Ивана Урганта. Изучив его манеру речи, мы убедились, что шоумен сочетает настроенность на партнеров по общению с установкой на противостояние им, реализующейся в форме речевого жанра колкости. Он не испорчен новомодными словами, его речь звучит живо, красиво. Иван Ургант старается быть понятным разным возрастным аудиториям. Возможно, именно это и помогает держаться программе в топе.

×

About the authors

A. V. Fedina

Author for correspondence.
Email: info@rcsi.science

References

  1. Вилкина К. В. Драматургия развлекательных и интеллектуальных ток-шоу // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section108.html (дата обращения 05.03.2021).
  2. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
  3. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 2004. – 400 с.
  4. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 563 с.
  5. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста. – М.: Флинта, 2007. – 312 с.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии, 2009. – 944 с.
  7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 357 c.
  8. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 880 с.
  9. Чепкина Э. В. Практическая стилистика жанров СМИ. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. – 52 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».