General and regional trends in digitalization of museums: a study of museums of the republic of Mordovia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to a comparative analysis of digitalization of Russian museums over the last decade on the basis of statistical data of the Ministry of Culture of the Russian Federation. Special attention is given to the rate of development of the digital facilities of museums in the Republic of Mordovia during this period.

Full Text

Влияние цифровых технологий на мир сегодня заметно абсолютно во всех сферах деятельности человека. Изменения ярко проявляются во всё усложняющихся культурных практиках, вызывая к жизни новые социокультурные феномены. Отметим, что основные функции музея остаются неизменными, но протекающие процессы, включенные в них, подвергаются трансформации, еще часть и вовсе возникает благодаря внедрению цифровых технологий. Цифровая экономика не оставила иных вариантов для культурной среды – перестройка процессов необходима и неизбежна. Государство усиленно способствует цифровому становлению музеев как важнейших социокультурных институтов посредством различных целевых программ, указывая информатизацию одним из приоритетных направлений работы.

В данной статье предпринимается попытка оценить темпы информатизации по общим государственным сведениям, уделив особое внимание цифровому развитию музеев Республики Мордовия. Для этого необходимо провести сравнительное исследование статистических данных начала и конца второго десятилетия XXI в. – именно в этом промежутке осуществлялись активные действия в отношении информатизации музеев. Самые ранние данные в открытом доступе представлены за 2012 г. – он и будет точкой отсчета при сравнении. Кроме того, именно в 2012 г. была начата Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 гг.)», среди важнейших задач которой была обозначена информатизация отрасли и модернизация работы культурных учреждений [7]. Последние полученные данные относятся к 2020 г., ставшему для музеев решительным толчком в освоении цифровых технологий и шансом заявить о себе в сети Интернет.

Саму идею виртуальности музея уже нельзя назвать инновационной – по данным Сервера статистики Минкультуры России за 2020 г. 87 % музеев всех ведомств имеют свой интернет-сайт или интернет-страницу – 2551 из 2920 единиц [5]. Что касается музеев Республики Мордовия, отметим, что в 2012 г. всего 6 из 22 организаций имели доступ в Интернет, а в электронном каталоге содержалась лишь восьмая часть экспонатов, имеющихся в ведении региональных организаций [6]. Большая часть из них относится к крупнейшим музеям Саранска – Мордовскому республиканскому краеведческому музею им. И. Д. Воронина и Мордовскому республиканскому музею изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. При этом сайт музея им. С. Д. Эрьзи появился еще в рамках целевой программы 2006–2011 гг., а именно в 2008 г. На основе последних данных в Мордовии числится 23 музея, включая их обособленные филиалы и структурные подразделения, из них 14 имеют доступ в Интернет и 13 – собственный сайт [5]. Таким образом, на федеральном уровне количество собственных представительств музеев в сети гораздо выше, чем по Мордовии – 87 % против 57 %. Но не стоит спешить записывать регион в аутсайдеры исходя из данных результатов, поскольку в числе музеев региона преобладает доля именно филиалов, и информация, посвященная филиалам, присутствует на сайтах головной организации в виде отдельных страниц и разделов.

Важно отметить, что еще далеко не во всех музеях внедрена технология автоматизированной обработки поступлений и ведения автоматизированной музейной системы. Согласно статистическим показателям 2020 г., они имеются у только у 83 % музеев – самостоятельных организаций, без учета филиалов [5]. Это существенно усложняет обработку и перенос данных в виртуальные представительства и таким образом тормозит процесс виртуализации в целом.

В сравнении с данными за 2012 г., количество экспонатов со всех музеев России, внесенных в электронный музейный каталог, увеличилось более чем в два раза, но нужно отметить, что с того же момента возросло количество зарегистрированных музеев [6]. Соответственно, выросло и общее количество музейных предметов. Однако указанный прирост имеет не такой крупный разрыв со значением 2012 г. – прирост составил около 20 %, поэтому с полным правом можно говорить об уверенном росте показателей автоматизированной каталогизации по стране [табл. 1].

 

Таблица 1

Сравнение федеральных объемов электронной каталогизации музейных предметов

Год

Общий объем
музейного фонда,
ед.

Число музейных предметов,
внесенных в электронный каталог, ед.

Соотношение к
общему объему,
%

2012

74361967

24913807

33,5%

2020

92905552

51587357

55,5%

 

Ситуация в республике выглядит немного иначе: здесь общий объем музейного фонда вырос незначительно – около 7 %, тогда как количество позиций электронного каталога увеличилось вдвое [табл. 2].

 

Таблица 2

Сравнение объемов электронной каталогизации музейных предметов по Республике Мордовия

Таблица Год

Общий объем
музейного фонда,
ед.

Число музейных предметов,
внесенных в электронный
каталог, ед.

Соотношение к
общему объему,
%

2012

389969

50574

13%

2020

419099

111988

26,7%

 

Однако сетевая доступность имеющихся в музее предметов всё еще не так велика – согласно последнему отчету, всего 31 % от общего количества экспонатов в электронном каталоге российских музеев размещены в сети Интернет на различных сайтах и порталах, несмотря на то, что цифровое изображение имеют 56 % [5]. Пополнение виртуальных каталогов и залов остается одной из приоритетных задач всех российских музеев.

Отдельно стоит отметить рост количества музейных материалов, адаптированных для людей с ограниченными возможностями – категории слепых и слабовидящих. Мордовия заметно выделяется на общем уровне доступности музеев – 10 из 13 сайтов имеют необходимые функции, это 77 % относительно среднего значения по России, где статистика составляет 62 % [5]. Таким образом, музеи Мордовии в большинстве своем удобны и дружественны по отношению к людям ограниченными возможностями по зрению благодаря информатизации, не упоминая о факте доступности для других категорий лиц с ограниченными возможностями.

Важным и наиболее полным цифровым источником, содержащим цифровое описание и изображение экспонатов, является Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, созданный в 2016 г. Данные каталога являются публичными, ознакомиться с ними можно в любое время на Портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации. На ресурсе хранится 45 % всех экспонатов, занесенных в автоматизированную музейную систему [5]. Из них 61875 единиц – экспонаты музеев Республики Мордовия. Что немаловажно, данные каталога периодически актуализируются.

Под влиянием новых технологий меняется и модель взаимодействия музея с аудиторией, поскольку посетитель сегодня уже не согласен быть лишь зрителем – теперь это полноправный участник коммуникации [2, с. 58]. Перечень диалогических культурных практик, доступных современному посетителю, довольно обширен, среди примеров можно привести следующие: непосредственное участие в иммерсивных и интерактивных мероприятиях, творческих группах, мастер-классах, квестах, различных игровых действиях, экскурсионных лекциях и дискуссиях и т. п. [1, c. 71]. Большая часть из них может быть реализована посредством информационных технологий, что было единственным возможным решением для коммуникации с посетителями в разгар пандемии.

Так, музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи одним из первых перевел подобные занятия в онлайн-формат, виртуальный цикл под общим названием «Культурная видео-прививка» [3]. Следом, в апреле 2020 г. краеведческий музей им. И. Д. Воронина представил комплексный проект #Музейвкаждыйдом – лекции и мастер-классы от сотрудников музея в прямом эфире с последующей записью и добавлением материалов на страницах сайта и социальных сетей [4]. Отметим, что до весны 2020 г. в регионе не существовало практики проведения системных онлайн-мероприятий в музейной среде.

Выводы. Результаты исследования показывают рост информатизации российских музеев по всем направлениям – от внутренних процессов внедрения автоматизированных каталогов до интерактивных внешних мероприятий в процессе коммуникации с аудиторией на сайтах и в социальных сетях. Положительная динамика видна и по данным музеев Мордовии: отдельные показатели, такие как количество музейных сайтов от общего объема музеев, по республике гораздо выше, чем в среднем по стране. В настоящий момент продолжает осуществляться поддержка музеев в рамках другой государственной программы – «Развитие культуры» (2013–2024 гг.), благодаря чему процесс информатизации продолжается. Темпы внедрения растут с каждым днем, обеспечивая музейному сообществу открытость и более широкую представленность в сети Интернет. Разумно предположить, что при достижении перевода «в цифру» всех количественных данных, на пути к достоверности и адекватности материалов могут возникнуть вопросы к качеству представления цифровых сведений.

×

About the authors

A. S. Pritulya

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Архипова О. В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. – 2018. – № 1. – С. 70–76.
  2. Гук Д. Ю. Технологические инновации в музейной среде: культура потребления - культура участия // Направления развития цифрового библиотечного, музейного и архивного контента в современной информационной среде : сб. науч. тр. – СПб., 2014. С. 57–68.
  3. Культурная видео-прививка [Электронный ресурс] // Мордовский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. – 2020. – Режим доступа: http://erzia- museum.ru/ru/afisha/kulturnaya-video-privivka (дата обращения: 12.05.2021).
  4. Онлайн-проект #Музейвкаждыйдом с 30 марта по 5 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mrkm.ru/sobytiya/arkhiv-sobytiy/onlayn-proekt-uzeyvkazhdyydom- s-30-marta-po-5-aprelya (дата обращения: 16.06.2021).
  5. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования. Музеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stat.mkrf.ru/upload/iblock/ 875/8755d6a59eba7a539ca7d1900aa611bc.zip (дата обращения: 16.06.2021).
  6. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования. Музеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stat.mkrf.ru/upload/ iblock/ea6/ea62fa323e27a3eb069ef9baa1b7b54b.zip (дата обращения: 16.06.2021).
  7. Федеральная целевая программа Культура России (2012–2018 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcpkultura.ru/ programma (дата обращения: 16.06.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».