Ethnosport: concept and discourse
- Authors: Matveev D.A.
- Issue: Vol 9, No 11 (2021)
- Section: Статьи
- Submitted: 16.02.2025
- Accepted: 16.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280244
- ID: 280244
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines the role of ethnosport in the modern processes of globalization, actualizes its role in the processes of preserving ethnic identity. The theoretical concepts of ethnosport as a methodological basis for designing and forecasting the processes of formation and functioning of socio-cultural systems are revealed.
Full Text
Особенность современного этапа развития культуры заключается во все возрастающей роли процесса самоидентификации народов, повышении интереса к различным этническим феноменам. Обращение автора к проблеме этноспорта позволяет выявить связь феномена с традиционной культурой, специфические черты его бытования в культуре современной, определить ценностное значение этноспорта в контексте этноэтики и этнопедагогики.
Этноспорт является способом актуализации этнокультуры, а его развитие в условиях глобализации позволяет сохранить культурные особенности, в том числе и малых народов. Являясь составной частью этнокультуры, этноспорт имеет воспитательное значение посредством приобщения молодого поколения к различным видам традиционных спортивных игр и состязаний, которые дошли до современности, в том числе и через устное народное творчество.
В отечественной культурологии огромная заслуга изучения этноспорта принадлежит руководителю Центра традиционных игр и спорта Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, автору теории этноспорта А. В. Кыласову, который в своем докторском диссертационном исследовании рассматривает этноспорт в качестве мировой системы, раскрывает его значение с точки зрения:
- антропологии, процессов и периодов этнокультурного развития, сохранения этнической, национальной и гражданской идентичности;
- социокультурного развития как фактора влияния на социокультурную сферу во взаимодействии с культурными традициями; возникновения новых видов спорта, спортивных организаций международного, национального и регионального уровня, деятельность которых способствует сохранению культурного и цивилизационного многообразия;
- аксиологии, подчеркивая, что этноспорт способствует формированию квазирелигиозной сплоченности, religio athletae (П. Кубертен), «командного духа», «идеалов спорта», «веры в спорт»;
- культурологии, доказывая, что этноспорт позволяет рассматривать тенденции «гибридизации и ассимиляции его концептуального распространения и кросскультурного восприятия в различных культурно-исторических типах обществ» [4, c. 3-4].
Кроме того, исследователь отмечает, что истоки возникновения этноспорта находятся в культурных практиках традиционных игр различных народов. Несмотря на то, что в повседневной жизни их спектр сужается, можно наблюдать увеличение количества различных праздничных мероприятий с исконными забавами, «продолжающих традиции предков в целях сохранения национального обособления» [5, c. 7].
Понятие «этноспорт» имеет междисциплинарный характер и формируется на стыке спорта, этнопедагогики, этнопсихологии, этноэтики и др. Каждая из этих форм актуализации традиционной культуры требует самостоятельного изучения и включения в общий контекст этнокультуры. В самом понятии «этноспорт» выделяется, во-первых, взаимодействие духовного и телесного мира человека, и, во-вторых, их связь с этнической самобытностью. Поэтому понятие «этноспорт» применяется в качестве синонима национальных видов спорта. Однако помимо термина «этноспорт» в научном дискурсе активно используются близкие по сути термины – «физическая культура народа», «физическое воспитание народа», «спортивные игры и состязания народа» и др. И большой пласт теоретического и практического материала представлен посредством данной терминологии. Однако анализ смыслового наполнения этих терминов не входит в нашу задачу.
Феномен этноспорта получил теоретическое обоснование в работах Б. В. Горбунова [1], П. В. Мигунова [6], Т. Н. Петровой и Н. Н. Пьянзиной [7] и др. Основным выводом этих исследований можно считать способность этноспорта развивать человека в единстве телесных, морально-этических, этнических и культурных начал его жизни.
Изучение феномена этноспорта актуально также и с позиции рассмотрения его педагогических основ.
Традиционные этнические виды спорта всегда содержали в себе мощные педагогические постулаты, способствующие социально-психологическому становлению подрастающего поколения. Занятия и соревнования формировали дисциплинированность, самоорганизованность и предоставляли широкие возможности личностного саморазвития, что оказывало влияние, в более широком плане, на формирование этнопедагогики. В научном дискурсе этнопедагогика признана инструментом национального развития, подъема, возрождения. Это средство, при помощи которого проводится этническое образование в целях воспитания чувств патриотизма, национальной гордости и человеческого достоинства.
К. Д. Ушинский считал этнопедагогику важнейшим фактором, утверждая, что народ сформировал особую систему воспитания в историческом процессе развития образования. К сожалению, несмотря на достаточно большой объем научных исследований в области этноспорта, сегодня ощущается дефицит исследований соотнесения данного феномена с педагогическими и методическими концепциями. В частности, отсутствуют фундаментальные труды, посвященные исследованию интеграции основных концепций этноспорта с традиционными, народными педагогическими методиками, их использовании в современной практике обучения. Данная проблема является крайне актуальной, прагматически нужной деятельностью, требующей серьезных психолого-педагогических исследований в силу того, что и в мире, и в нашей стране активизировался процесс организации и проведения этноспортивных соревнований.
Анализу развития этноспорта в России посвящена статья Р. Ш. Имангулова, Э. Р. Мугаттаровой, К. И. Хуснетдиновой, А. А. Тюленевой. Авторы отмечают, что в ряде российских регионов «популяризируются виды этноспорта среди учащейся молодежи, функционируют общественные организации, работают спортивные школы, открываются факультеты национальных видов спорта в вузах, таким образом, внося значительный вклад в сохранение национальных традиций народов РФ» [3, с. 99]. Национальные виды спорта активно развиваются в Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Татарстан. Как отмечает председатель Федерации национального спорта борьбы «Татарча көрәш» И. Г. Ильдарханов, «национальные виды спорта помогают молодому поколению, проповедующему ислам, приобщиться к духовной культуре, понимать суть ислама, грамотно относиться к своему здоровью» [2, c. 12].
Интересный опыт в этом направлении есть и в Республике Мордовия. Осмысление феномена этноспорта представлено в исследовании руководителя клуба возрождения финно- угорских военных игрищ «Тюштя» П. В. Мигунова. В статье, посвященной феномену «олимпийских игр» мордвы, он пишет, что «идея возрождения мордовской борьбы принадлежит Владимиру Ромашкину, создателю фольклорного ансамбля «Торама». В репертуаре «Торамы» были воссозданы древние песни, исполняемые в “зверином стиле”» [6, с. 40].
Мордовский народ отождествляет персонажа героической поэзии Тюштю с обучением ремеслам и воинскому искусству. «Тюштянь налксемат» (эрз.), «Тюштень налхксемат» (мокш.) – «игры Тюшти» – проходили после праздника Троицы и включали в себя кулачный бой, борьбу или бой «стенка на стенку», развивая и совершенствуя навыки воинского искусства мордвы. Мигунов отмечает, что в каждом селе была своя специфика проведения состязаний, но к наиболее распространенным способам проявления силы и ловкости исследователь относит «поднимание бревна (наиболее сильные поднимали лошадь); перетягивание палки, веревки; перетягивание с захватом за кисть или палец; бросание тяжелого камня или гири на дальность» [6, с. 44].
Благодаря энтузиазму и профессионализму П. В. Мигунова в Республике Мордовия состоялся Первый межрегиональный фестиваль народных игр и состязаний «Финнонь-угрань налкхсемат» (2008 г., Кочкуровский район), на котором состязались команды из шести регионов нашей страны. В настоящее время фестиваль является не только попыткой исторической реконструкции «игр Тюшти», но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Мигунов разработал авторскую методику, проводит мастер- классы, уроки физкультуры в этностиле с использованием несложного инвентаря (палка, доска, веревка). «Вот так, ненавязчиво, с пользой для здоровья, естественно погружаясь в национальную среду, можно осуществлять национально-патриотическое воспитание» [6, с. 40].
Таким образом, этноспорт является эффективным инструментом в сохранении культурно-исторической самобытности народов и вих социальной мобилизации. Весомую роль в этом процессе занимают традиционные единоборства и состязания, выступающие издревле событийным ядром народных гуляний и праздников. Их оригинальность и инновационное прочтение на современном этапе способствует созданию новых траекторий взаимодействия субъектов, участвующих в сохранении народных традиций.
Этноспортивные мероприятия являются и мощным педагогическим средством, способствующим социально-психологическому становлению подрастающего поколения. Занятия и соревнования формируют дисциплинированность, самоорганизованность и предоставляют широкие возможности для личностного саморазвития. Основой этноспорта являются морально-этические нормы, общекультурные принципы, взаимосвязь военной и трудовой практик, синтез нравственного, умственного и физического развития. Этноспорт привносит в современную жизнь не только новые коммуникационные модели, но и важное ощущение и осознание гармоничной сопричастности к истории России, своего народа, мировым этносам, что является важным показателем качества жизни и ментального здоровья любого человека.
About the authors
D. A. Matveev
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX в. : ист.-этнограф. исслед. – М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. – 172 с.
- Ильдарханов И. Г. Мы родом из «Курэш». – Казань : Гасыр, 2013. – 42 с.
- Имангулов Р. Ш., Мугаттарова Э. Р., Хуснетдинова К. И., Тюленева А. А. Роль национальных видов спорта в этническом и физическом воспитании современной молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 3. – С. 98–104.
- Кыласов А. В. Роль этноспорта в современной игровой культуре : автореф. дис. … д-ра культурологии. – Краснодар, 2021. – 34 с.
- Кыласов А. В. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути // Этноспорт и традиционные игры. – 2019. – №1. – С. 1–11.
- Мигунов П. В. «Олимпийские игры» мордвы Тюштянь налксемат – Тюштянь налхксемат // Центр и периферия. – 2010. – № 1. – С. 40–51.
- Пьянзина Н. Н., Петрова Т. Н. Этнопедагогические основы физического воспитания чувашей : монография. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – 100 с.
Supplementary files
