Pro-government and opposition symbols in contemporary Russian music

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the regularities of the use of political symbols in pro-government and oppositional musical compositions of contemporary Russia. As a result of the study, a number of patterns were identified that unite political symbols into thematic and semantic groups. The opposition between anti- and pro-government political symbols was also considered.

Full Text

Политическая сфера жизни давно проникла почти во все проявления культуры общества. В большинстве случае политическое воздействие на сознание происходит на визуальном уровне: на улицах люди видят плакаты и билборды, дома смотрят телевизионные программы и видеоролики. Но кроме визуальной информации существует и аудиальная. Музыкальные композиции используются в современном мире не только в качестве легкого досуга, дающего возможность отвлечься от дел либо наоборот настроиться на нужный лад, но и зачастую несут в себе конкретный политический подтекст. Одни из песен скрывают его под художественными образами, а другие, напротив, ярко выражают объектами, непосредственно связанными с политикой. Политико-музыкальные символы, объединяющие большие группы людей, со временем начинают встречаться в произведениях все чаще и чаще. Это связано с тем, что определенные образы сильнее, чем другие, воздействуют на политическое сознание людей и, в конечном счете, имеют больший политический эффект. В настоящее время без исполнения разнообразных песен не обходятся ни разнообразные официальные мероприятия государственного масштаба, ни оппозиционные митинги и акции протеста.

Тема политико-музыкальных символов является относительно новой в отечественной политической науке. Теоретические аспекты данной проблемы раскрываются в работах В. Э. Багдасаряна [5] и Д. А. Мисюрова [14]. Достаточно подробно изучены взаимосвязь политики и музыкальной культуры в советский период: исследования на эту тему принадлежат А. Ганже [7] и М. Калужскому [10]. В последние годы также появляются труды, изучающие влияние политической сферы на современную музыкальную культуру: их авторами являются К. П. Африкантов и Л. В. Рогова [4], а также В. А. Луков [12], В. В. Суханов [21] и другие.

В отечественной музыке XXI века можно обнаружить особенно много разнообразных политических символов. Это связано как с развитием политических свобод, так и с возникновением новых жанров и стилей, предполагающих обилие множества уникальных лексических единиц: особенно обширное поле для исследования представляет собой русский рэп. Если в начале века композиции, затрагивающие политическую тематику, были резкими, бунтарскими, но порой очень поверхностными, то постепенно появляются серьезные музыкальные работы, для полного понимания которых необходим глубокий политологический и культурно-семантический анализ.

Основная задача данной статьи состоит в выявлении закономерностей использования политических символов в отечественных музыкальных композициях XXI века. Для решения этой задачи потребовалось объединить музыкальные символы в тематико-смысловые группы. Новизна исследования заключается в подходе к изучению музыкальных политических символов с точки зрения их смыслового противостояния.

В данной работе мы использовали оригинальную политико-смысловую классификацию, главным критерием которой стала характеристика политической действительности, с точки зрения, отношении к действующей власти. К провластным песням мы относим музыкальные произведения, которые с положительной стороны характеризуют политическую ситуацию в современной России. Они могут как призывать к конкретным действиям, так и пассивно хвалить происходящее. К оппозиционным песням мы отнесем все музыкальные произведения, которые с отрицательной стороны характеризуют описываемую картину политической реальности в нашей стране. В этом случае также следует пренебречь разделением на активные и пассивные призывы и проанализировать общий смысл текстов, уделяя внимание особо ярким или наиболее часто повторяющимся образам. Это разделение в итоге поможет нам определить закономерности, по которым музыканты отбирают тот или иной символ и придают ему политическое значение.

Наиболее очевидным выбором объекта для политико-семиотического исследования являются элементы официальной символики государства. К примеру, существуют песни, посвященные российскому флагу. Среди них выделяется выпущенная в 2015 году композиция Дениса Майданова «Флаг моего государства»: количество упоминаний самого флага и прочих синонимичных слов в ней доходит до 12 [8]. В то же время в рэп- композициях (большинство из которых бросают вызов сложившейся системе) флаг не входит в число наиболее часто упоминаемых понятий: это, в частности, показало исследование, проведенное порталом «Яндекс.Музыка» в 2018 году [18]. Впрочем, отдельные упоминания встречаются, но, как правило, в негативном контексте. Так, например, в тексте одного из треков известного своими оппозиционными взглядами рэпера Oxxxymiron’а встречается такая строчка «Мне 23, но я развиваюсь с трудом, будто заштопанный флаг» [3]. Также довольно показательной является песня «No Flag» отечественного рэпера Boulevard Depo (настоящее имя – Артем Шатохин), которую можно считать политическим манифестом благодаря таким словам как «Я кладу слова слоями, экспертиза не врубается» [24].

Еще одним интересным аспектом для сравнения является восприятие различными исполнителями концепта «Родина». Например, трудно найти музыкальную группу, чаще уделяющую внимание патриотическим мотивам, чем «Любэ». В своих интервью президент РФ В. В. Путин неоднократно говорил, что ему очень нравится творчество данного коллектива, из чего можно сделать вывод, что власть поддерживает и разделяет используемые «Любэ» символы. Вот отрывок из композиции «За тебя, Родина-мать!» 2014 года: «…Головы вверх гордо поднять… За тебя, Родина-мать! / Мы до конца будем стоять… За тебя, Родина-мать! / Мы будем петь, будем гулять… За тебя, Родина-мать! / И за страну трижды ура! За тебя, Родина-мать...» [13]. В данном случае мы наблюдаем повторение традиционного для российской культуры образа «Родины-матери», история которого начинается еще в Древней Руси [19, с. 34]. Несмотря на древность происхождения, он по-прежнему используется в проправительственных патриотических песнях как социально-эмпатический образ. Его особенностями являются естественное происхождение, врожденность и неотчуждаемость.

При этом оппозиционно настроенные музыканты порой напрямую покушаются на этот один из самых сильных проправительственных образов. Группа «Anacondaz» в композиции 2019 года «Пусть они умрут» упоминает такие понятия как «Родина-мать» и «Вождь-отец», причем слово «мать» рифмуется с обсценным глаголом, которым обозначается деятельность Родины и Вождя по отношению к лирическому герою. Такое положение дел описывается как «Самый что ни на есть абьюзивный инцест» [1]. Подобное заявление по своему смыслу не просто отрицает ценность проправительственного образа «семьи», но и указывает на угнетение, проводимое с помощью этих символов. Та же группа «Anacondaz» насыщает политическими символами не только тексты песен. На обложке ее мини-альбома «Мои дети не будут скучать» изображение скульптуры «Родина-мать зовет!» скрещено со средневековой скульптурой «La Mort Saint-Innocent», олицетворяющей «святую невинную смерть». Это привело к обращению в прокуратуру, составленному директором музея-панорамы «Сталинградская битва» А. Дементьевым [9].

Наблюдается еще одна заметная тенденция. Если провластные музыканты предпочитают упоминать объекты природного происхождения, то оппозиционные исполнители часто описывают урбанистические символы и придают им негативную окраску. Эта традиция идет еще со времен песни «Перемен» группы «Кино». Несмотря на то, что сама композиция была написана в 1985 году, ее можно услышать практически во время любого русскоязычного протестного митинга или шествия. Текст песни богат на символы и противопоставления, большинство из которых носят явный политический подтекст: «вместо тепла зелень стекла». В данном случае традиционные патриотические естественные природные символы открыто заменяются на антропогенный, синтетически окрашенный зеленый цвет стекла. Подобное можно наблюдать и далее: «Красное солнце сгорает дотла», «Электрический свет продолжает наш день» [15]. Опять, естественный природный символ, традиционно относящийся к патриотизму, заменяется на протестный антропогенно-урбанистический.

Подобные мотивы можно обнаружить и в более современных произведениях. Вот цитата из песни рэпера Хаски «Панелька» 2017 года: «… Пообветрилась свадебная мимоза, / Все панельные драмы как трафарет, / И улыбка – лишь ссадина ниже носа, / На фотографии семьи, которой нет ...» [23]. В данном случае мы говорим не просто о замещении одного символа на другой, а о буквальном отрицании. Семья как социально- эмпирический символ, свойственный провластным сюжетам, демонстративно оставляется в прошлом и отрицается в настоящем. Для этого используется образ семьи через «фотографию», что вновь является антропогенно-урбанистическим символом и продолжает подобную линию оппозиционных песен. Исполнитель FACE в произведении 2018 года «Четвертый всадник» обещает: «Я покажу тебе весь спектр запахов асфальта, накормлю твою печень сталью районов спальных» [2]. Автор, давая негативную оценку происходящего в стране, предлагает ознакомиться с проблемами, обращаясь к жизни не элиты, а небогатых слоев населения. Этой же логике следует композиция Noize MC «Все как у людей» 2019 года: «Мир однокомнатных квартир с совмещённым санузлом / Микрофон за сто рублей, самопальное музло…» [6]. Вновь появляется образ города с негативной оценкой и его обесценивание за счет перечисления дешевого бытового имущества.

Как видно из текстов, превалирует образ города, причем провинциального серого города без каких-либо ярких фрагментов. Упаднических настроений добавляют и описываемые элементы скудного быта. Нет упоминания солнечного света, пения птиц, зелени и цветов: все искусственное и дешевое.

Наблюдаемые тенденции проявляются и при анализе музыкальных композиций, посвященных событиям 2020-2021 годов. На массовые протесты в соседней Беларуси откликнулись многие российские исполнители. Широкую известность приобрел клип под названием «Артисты за мир – Любимую не отдают», в записи которого участвовали около 20 исполнителей: среди них Филипп Киркоров, Николай Басков, Александр Буйнов, Диана Гурцкая. Песня была выпущена в поддержку президента А. Г. Лукашенко, хотя сама фамилия лидера в тексте не упоминается. Уже первые строки содержат упоминание «природной риторики»: «Здесь мое небо, мой дом, мое сердце / Здесь все родное и близкое с детства» [11].

Впрочем, откликнулись на белорусские события и оппозиционно настроенные исполнители. Российская рок-группа «Ногу cвело!» отреагировала на них клипом «Молчание ягнят». В видео появляются кадры с демонстраций в Беларуси и России за последние несколько лет, которые то показываются на экране, то при помощи проектора выводятся на лица играющих музыкантов. Звучат слова: «Нашей кровью тротуары мыли / Нам в сердца прикладами стучали / Мы слова любви давно забыли / Потому что столько лет молчали» [15]. И вновь четко прослеживается противостояние природных и антропогенных образов через отношение к ним действующей власти. Демонстрируется как проправительственная ценность «кровь» становится средством для мытья оппозиционных «тротуаров».

Существует и еще один политический символ, употребление которого резко выделяется. Речь идет об образе В. В. Путина. Конечно, можно спорить c тем, что Владимир Путин является политическим символом в прямом смысле этого слова, однако тот бесспорен факт, что образ президента используется как в песнях, положительно оценивающих настоящее и прошлое, так и в песнях, где оппозиция косвенно высмеивают, гиперболизируя образ главы государства.

Возник даже особый термин «Путиниана», подразумевающий совокупность произведений, в которых упоминание Владимира Путина как политического символа значительно подавляет прочие образы [17]. Традиционно Путиниана содержит положительную характеристику действующего президента, а в его лице и всей власти и ее действий. Эта особенность присуща подобным произведениям со времен выпущенной в 2004 году коллективом «Поющие вместе» песни «Такого, как Путин». Пожалуй, не существует других достаточно значимых политических символов, которым посвящался бы ряд композиций различных авторов, где так часто упоминается один и тот же образ. Слово «Путин» встречается в соответствующих композициях в среднем 15-20 раз. На данный

момент зафиксированное лидерство принадлежит треку 2017 года Славы КПСС «Владимир Путин». Количество упоминаний лидера государства в нем – 33 раза [20].

Таким образом, символическое противостояние может быть представлено в виде следующей таблицы.

 

Таблица

Противопоставление политических символов в современной российской музыке

Провластные символы

Оппозиционные символы

Позитивно-государственнические символы (флаг, гимн, Родина-мать, победа)

Негативно-государственнические символы (заштопанный флаг, вождь, война, насилие)

Природные символы (река, поле, дерево, небо)

Урбанистические символы

(город, стена, улица, кирпич, панельный дом)

Социально-эмпатические символы (мать, семья, друг, любовь)

Антропогенно-бытовые символы (электрический свет, стеклянная бутылка, фотография)

Позитивно-персонифицированные символы (В. В. Путин как лидер великого государства)

Негативно-персонифицированные символы (В. В. Путин как лидер государства, в котором все неблагополучно)

 

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что в настоящее время большинство музыкальных произведений провластного характера используют те символы, которые изначально имели естественное, природное происхождение. Идея предельно понятна: все, что было еще до нашего появления, хорошо работает и находится в гармонии. Оппозиция также довольно последовательна в своих символах. Используя в первую очередь урбанистические символы и символы декадентского быта, исполнители заявляют, что все вокруг нас сделано человеком и что в силах человека все изменить.

Также стоит отметить, что политические символы используют в своих произведениях музыканты, придерживающиеся различных политических взглядов, но противопоставляют и сталкивают символы друг с другом, в основном, оппозиционеры. Это вполне объяснимо, если учесть, что оппозиционные исполнители не централизованы: трудно выделить какую-то главную песню или какого-то главного исполнителя. В то же время такое разнообразие позволяет произведениям контркультуры находить больший спектр целей для политико- символических атак.

Говоря о других аспектах изучения данной тематики, хотелось бы привлечь внимание к проблеме эффективности использования тех или иных символов на практике. Символы могут иметь различное по эффективности влияние: некоторые могут оказывать более серьезное мобилизационное влияние, а некоторые, наоборот, будут успокаивать человека и сдерживать его на пути к проявлению чрезмерной политической активности. Следовательно, возможности политического воздействия через музыкальную культуру далеко не исчерпаны. К. П. Африкантов и Л. В. Рогова отмечают, что для решения проблем в сфере развития музыкальной культуры молодежи необходимо решение следующих задач: переосмысление государственной культурной политики органами государственной власти, ее соединение с молодежной политикой государства; пропаганда национальных культурных ценностей в молодежной среде [4, с. 321]. Исходя из данного тезиса, можно прийти к выводу о том, что лучшее понимание противоборствующих символов и их грамотное использование каждой из сторон может привести если не к культурному единству общества, то к прекращению противостояния, что безусловно будет иметь стабилизирующий эффект на реальную политическую обстановку в современной России.

×

About the authors

K. A. Khorkin

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Anacondaz – Пусть они умрут [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tekst- pesni.online/anacondas-pust-oni-umrut (дата обращения: 26.04.2021).
  2. FACE – Четвёртый всадник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst- pesni.online/face-chetvyortyj-vsadnik (дата обращения: 26.04.2021).
  3. Oxxxymiron – Я продолжаю жить [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://altwall.net/texts.php?show=oxxxymiron&number=177389 (дата обращения: 26.04.2021).
  4. Африкантов К. П., Рогова Л. В. Проблемы формирования музыкальной культуры молодежи на современном этапе развития российского общества // Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 315-322.
  5. Багдасарян В. Э. Политическая символика: монография. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 221 с.
  6. Всё как у людей – Noize MC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst- pesni.online/vsyo-kak-u-lyudej-noize-mc (дата обращения: 26.04.2021).
  7. Ганжа А. Советская музыка как объект сталинской культурной политики // Логос. – 2014. – № 2 (98). – С. 123-155.
  8. Денис Майданов – Флаг моего государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst-pesni.online/denis-majdanov-flag-moego-gosudarstva (дата обращения: 26.04.2021).
  9. Как российская музыка реагирует на политические кризисы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tjournal.ru/analysis/194216-kak-rossiyskaya-muzyka-reagiruet-na- politicheskie-krizisy (дата обращения: 26.04.2021).
  10. Калужский М. Репрессированная музыка. – М.: Классика-XXI, 2007. – 56 с.
  11. Киркоров, Басков, Гурцкая и еще полтора десятка артистов спели песню в поддержку Лукашенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/09/18/kirkorov-baskov-gurtskaya-i-esche-poltora-desyatka- artistov-speli-pesnyu-v-podderzhku-lukashenko-teper-ih-sprashivayut-skolko-stoit-sovest (дата обращения: 26.04.2021).
  12. Луков В. А. Политика – культура – молодежь // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e- zpu/2008/1/Lukovs_policy (дата обращения: 26.04.2021).
  13. Любэ – За тебя, Родина-мать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tekst- pesni.online/lyube-za-tebya-rodina-mat (дата обращения: 26.04.2021).
  14. Мисюров Д. А. Политическая символика: между идеологией и рекламой // Полис. Политические исследования. – 1999. – № 1. – С. 168-174.
  15. Ногу Свело! – Молчание Ягнят – YouTube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RLH1D_uAa_k (дата обращения: 26.04.2021).
  16. Перемен – Кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst- pesni.online/peremen-kino (дата обращения: 26.04.2021).
  17. Путиниана: от прилавка до попсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3547000/3547241.stm (дата обращения: 26.04.2021).
  18. Русский рэп как набор слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2018/rap (дата обращения: 26.04.2021).
  19. Рябов О. В. «Родина-мать»: история образа // Женщина в российском обществе. – 2006. – № 3. – С. 33-46.
  20. Слава КПСС – Владимир Путин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst-pesni.online/slava-kpss-vladimir-putin (дата обращения: 26.04.2021).
  21. Суханов В. В. Феномен музыкальных лейблов в современной России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1. – С. 25-28.
  22. Такого, как Путин: какие песни посвящали президенту страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amic.ru/news/372796 (дата обращения: 26.04.2021).
  23. Хаски – Панелька [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tekst- pesni.online/haski-panelka (дата обращения: 26.04.2021).
  24. Хаски, пытки и цензура в новом клипе Boulevard Depo на песню «No Flag» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.the- village.ru/weekend/news/346013-boulevard-no-flag (дата обращения: 26.04.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».