Modeling the production structure optimization process

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The problem of constructing a mathematical model for calculating the optimal structure of output and the structure of prices supporting the maximum rate of growth of production is considered in the article. The optimal trajectory of economic growth in production is defined as a long-term state of equilibrium in the market.

Texto integral

Актуальность проблемы.

Оптимальное распределение имеющихся ресурсов – основная задача менеджмента производства. Основной интерес связан с программами, которые помогают обеспечит оптимизацию. Условия оптимальности этих программ, построенные на математических законах, дают возможность изучить траекторию экономического роста как ряд отдельных равновесных состояний рынка, при котором объем предложения соответствует объему спроса.

Спрос – это выражение потребности участниками рынка, представляющее собой способность и желание приобретать экономические блага.

Предложение – это отражение поведения товаропроизводителя на экономическом рынке, его готовность предложить (произвести) определенное количество товара за ограниченный период времени при обозначенных условиях. Предложение характеризуется ценой, количество экономических благ (часто им выступают деньги), за которые продавец (покупатель) готов произвести продажу (покупку) товара.

Одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является цена. Наряду с данным компонентом, изменение спроса каждого товара отражает, например, возможность у покупателя удовлетворить ту же потребность другим, близким по назначению продуктом.

Из-за того, что стремления продавцов и потребителей удовлетворяются с помощью друг друга, они встречаются в экономических взаимоотношениях, образуется так называемый рынок – экономическая площадка взаимодействий между покупателями и поставщиками товара, в ходе которых экономическими агентами совершаются сделки.

При оптимальности траектории пропорции спроса, предложения и цен на большей ее части сохраняются постоянными, если экономический рост рассматривать в долгосрочной перспективе. Оптимальная траектория экономического роста производства определяется как долгосрочное состояние равновесия рынка [1].

Постановка задачи.

Рассмотрим производителя, который использует x=x1, ..., xm ресурсов для производства 𝑠 видов товара q=q1, ... qs. Преобразование исходных ресурсов в товар описывается технологической функцией производителя φnq,x. С помощью этой функции записываются ограничения, которые описывают область допустимых связей между сырьем и товаром

φq,x=0.

Процедура оптимизации производства осуществляется в два этапа. На первом этапе определяется оптимальный вектор 𝑥∗ для используемых ресурсов‚ при котором получаемый «товарный» вектор 𝑞 имеет минимальные затраты [2; 3].

Если цена исходных продуктов 𝑐1, … , 𝑐m, то стоимость сырья определяется по формуле:

C=i=1mcixi.

Таким образом, на первом этапе решается следующая задача:

Cc,x=i=1mcixixmin,    φq,x=0.

Для ее решения введем функцию Лагранжа производителя:

Lx,c,q,θ=Cc,xμφq,x.

Условия стационарности функции Лагранжа по прямым переменным 𝑥 и двойственной переменной 𝜇 приобретают следующий вид

ci+μφnq,xxi=0; i=1, ..., m; φq,x=0.

Эти уравнения определяют оптимальные объемы сырьевых компонентов 𝑥 в зависимости от объемов товаров 𝑞 и уровней цен 𝑐, т. е.

x*=gq,c.

В результате получаем функцию затрат для производителя:

Cq,с=i=1mcigiq,s.

На втором этапе предполагается, что производитель выбирает свой вектор производства 𝑞 таким образом, чтобы максимизировать свою прибыль.

Прибыль П определятся как разница между общей выручкой от продаж всех товаров и всеми производственными затратами:

Пq,c,p=i=1spiqiCq,c>0,

где 𝑝 – цена продаж.

Если нет никаких ограничений на величину или норму прибыли (процент от выручки), то условия максимума прибыли определяются следующей системой уравнений

piCq,cqi=0, (1)

2Cq,cqiqi<0;                   i,j=1, ..., s (2)

Заметим, что в условие (1) производные

С(q,c)qi,

представляют собой по смыслу некоторые предельные цены производства товара. Тогда из первого условия следует, что цена продаж должна равняться предельной цене товара.

Решая уравнения (1) относительно количеств 𝑞1,…,𝑞𝑠 производимых товаров, получим оптимальное, с точки зрения производителя, предложение товаров на рынок. Оно, как нетрудно заметить, будет зависеть только от цен приобретения сырья и цен продаж:

g~i=Yi(p,c),         i=1, ..., s.

Рассмотрим поведение производителя в период времени 𝑡 и сформулируем задачу для поиска максимального темпа роста производства при указанном распределении выпуска qi,t1.

Найти pi,t, qi,t при i=1,2, ..., m и λ такие, что

i=1mpi,tqj,tcj,tqj,t1,      j=1,2, ..., m;i=1mci,tqj,tqj,t1,           j=1,2, ..., m;qj,tλqi,t1,                     j=1,2, ..., m. (3)

где 𝑝𝑖 − набор цен на товары проиводителя,  – скорость роста экономики производителя.

Решение задачи (3) позволяет найти оптимизированное распределение ресурсов производства по наборам товаров и вычислить цены, обеспечивающие максимальный рост производства. Так же найденная скорость роста характеризует сложившейся на момент времени 𝑡 объем выпуска продукции и служит количественной характеристикой потенциала роста производства в состоянии 𝑞𝑖.

Предположим, что скорость выпуска продукции от периода к периоду неизменна. Тогда, используя модель (3) для отыскания максимального темпа роста и оптимальной структуры выпуска, получим

qj,t=λqj,t1=λtqj;     j=1,2, ..., m.

Окончательно задачу можно сформулировать следующим образом.

Определить λ>0,q¯ и p¯ такие, что выполняются условия:

λj=1mciq¯jq¯i0;              i=1,2, ..., m;p¯λi=1mcip¯0;                 j=1,2, ..., m;p¯(λi=1mciq¯jq¯i)=0;      i=1,2, ..., m;(4)

где  q¯ −вектор оптимальных пропорций выпуска продукции,  p¯ − вектор оптимальных цен.

Для автоматизации представленной выше методики было создано программное обеспечение на языке программирования С++.

В качестве исходных данных рассматриваются результаты мониторинга цен на апельсиновый сок марки «Добрый» и данные, полученные из опроса потребителей. В результате опроса были получены данные, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты опроса потребителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Цена, руб.

95

60

75

50

80

55

65

100

45

75

10

50

75

40

65

85

56

55

50

75

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Цена, руб.

40

50

85

40

45

60

35

90

45

75

80

50

55

30

85

50

75

80

75

85

 

В ходе анализа цен, за которые супермаркеты предлагают покупателям приобрести сок «Добрый» получены данные, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2

Результат анализа цен в супермаркетах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Цена, руб.

88

92

93

87

98

93

95

92

88

95

93

98

92

95

87

98

93

95

90

93

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Цена, руб.

92

93

90

90

95

98

93

95

87

95

98

92

95

93

90

95

93

87

93

88

 

Из расчетов программы, представленных на рис. 1, видно, что равновесный объем будет равен 7 и равновесие наступит при значении цены равной 88 руб.

 

Рис. 1. Зависимость спроса и предложения на товар от цены.

 

Для рассмотрения задачи оптимизации ресурсов на предприятии апельсинового сока предположим, что имеются следующие ресурсы и подсистемы производства, представленные на рис. 2.

 

Рис. 2. Нормы расходов ресурсов для производства апельсинового сока.

 

На рис. 2 представлены нормы расходов ресурсов необходимых для соответствующих объектов производства и запасы этих ресурсов на предприятии

С каждого объекта производства предприятие в целом получает следующие доходы, представленные на рис. 3.

 

Рис. 3. Доходы с объектов производства и объемы объектов производства.

 

Изучив рынок и смоделировав равновесный объем, добавим его в ограничение производства, исходя из того, что количество выпускаемых объемов не может быть больше равновесного. На основе этого ограничения будет производиться поиск оптимального распределения ресурсов между подсистемами производства.

В результате работы программы было получено распределение ресурсов, представленное на рис. 4.

 

Рис. 4. Необходимое количество соответствующих ресурсов задействованных для оптимального производства товара.

 

Заключение.

Для нахождения оптимального плана распределения ресурсов необходимо учитывать состояние и поведение рынка на промежутке времени (в динамике), что и отражает нахождение равновесного объема за прошедший период реализации товара, и применение этой величины для нахождения объемов производства уже на будущий этап продаж. В ходе работы созданной программы удалось получить план производства апельсинового сока, который удовлетворяет принципам и идее, построенным в ходе описания математической модели задачи.

×

Sobre autores

S. Korytin

Autor responsável pela correspondência
Email: ogarevonline@yandex.ru

T. Mamedova

Email: ogarevonline@yandex.ru

Bibliografia

  1. Бахтизин А. Р. Вычислительная модель «Россия: Центр – Федеральные округа». – М.: ЦЭМИ РАН, 2003. – 134 с.
  2. Симонов П. М. Экономико-математическое моделирование. Динамические модели экономики: учеб. пособие: в 2 ч. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2009. – 274 с.
  3. Мамедова Т. Ф., Каледин О. Е., Шабанова В. Г., Кирейчева Е. Ю. Математическая модель оптимизации управления хозяйственной деятельностью одного производственного предприятия // Аналитические и численные методы моделирования естественно-научных и социальных проблем : сб. ст. X Междунар. науч.-техн. конф. (г. Пенза, 28−30 октября 2015 г.) / под ред. И. В. Бойкова. – Пенза: ПГУ, 2016. – С. 125–130.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Рис. 1. Зависимость спроса и предложения на товар от цены.

Baixar (62KB)
3. Рис. 2. Нормы расходов ресурсов для производства апельсинового сока.

Baixar (91KB)
4. Рис. 3. Доходы с объектов производства и объемы объектов производства.

Baixar (53KB)
5. Рис. 4. Необходимое количество соответствующих ресурсов задействованных для оптимального производства товара.

Baixar (41KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».