Россия как социальное государство

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье проводится анализ критериев отнесения России к социальному государству, раскрывается содержание мер российской социальной политики. Рассматриваются проблемы в социальной сфере на федеральном и на региональном уровнях, высказываются предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой области.

Полный текст

Статьи 1 и 7 Конституции России провозглашают, что Российская Федерация является демократическим правовым и социальным государством. Социальный характер проявляется в том, что политикой страны является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого.

Распространенным является мнение, согласно которому термин «социальное государство» впервые ввел немецкий ученый Лоренц Штейн еще в первой половине XIX века. Однако содержание данного понятия до настоящего времени не является единообразным, мнения авторов относительно данного понятия различаются.

Как считает Д. А. Денисов, под социальным государством следует понимать государство, которое, с одной стороны выражает интересы широкого круга общества, а с другой – оказывает поддержку отдельным гражданам, которые являются неспособными вследствие объективных причин достичь своего благосостояния 1, с. 3.

По мнению В. Д. Зорькина, основное предназначение социального государства, делающее его реально социальным, проявляется в следующем: во-первых, в решении проблем создания надлежащих условий для воспроизводства жизни человека как биологического существа и субъекта различных видов общественной деятельности; во- вторых, в создании и функционировании адекватной правовой системы защиты социальных интересов личности; в-третьих, когда на решение проблем социального характера сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества. В совокупности всех этих аспектов и проявляется смысл провозглашенного конституцией принципа социального государства [2, с. 50].

При характеристике критериев социального государства почти всегда сопоставляются юридические и фактические показатели, к которым чаще всего относят: уровень потребительской корзины, размер средней пенсии, размер прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, размер социальных пособий и т.д., с помощью которых подтверждается или опровергается социальная составляющая государственной политики.

Развивая данную мысль, большинство ученых склонны считать, что к числу признаков, характеризующих государство как социальное, в первую очередь, следует относить уровень благосостояния населения, достойную жизнь граждан, социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства и т.п.

Следуя данному подходу, как отмечает Н. В. Путило, система основных признаков социального государства выглядит следующим образом: установление гарантированного минимального размера оплаты труда; охрана труда и здоровья людей; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; возможность каждого взрослого человека зарабатывать на себя и содержание своей семьи; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и пособий и др. Именно поэтому, добавляет автор, закрепление на конституционном уровне отдельных институтов, свойственных социальному государству, чаще всего связано с системой социальной защиты (социальной помощи) и социального страхования 3, с. 16, 21 .

Между тем, во многих зарубежных европейских странах, провозгласивших себя социальными, основа социальной политики базируется на государственных социальных стандартах, состоящих из установленных гарантированных социальных правах граждан и являющихся ориентирами в реализации социальной политики 4, с. 3.

В целях достижения должного уровня социальной сущности государства Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной политики, в их числе, в частности: минимальный размер оплаты труда, установленный и гарантируемый государством; государственная защита и поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, устанавление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; охрана труда и здоровья граждан, снижение уроня безработицы.

По мнению А. А. Ходусова, указанные направления государственной социальной политики представляют собой конституционные обязанности государства в социальной сфере 5, с. 1. Каждое государство, которое провозгласило себя социальным, возложило, таким образом, на себя ответственность, реализующуюся в обязанностях перед обществом.

Основную задачу государства в социальной сфере составляет увеличение уровня качества жизни граждан и соблюдение гарантий для тех, кто по различным причинам не может реализовать свой потенциал 6, с. 102 .

В целях решения проблем обеспечения гарантий в социальной сфере, следует развивать страховую деятельность, так как социальное страхование предоставит возможность восполнить потери трудоспособности, работы и заработка, потому что, например, при потере работы далеко не всегда социальные выплаты покрывают утраченный ранее доход. Страховая деятельность, таким образом, должна являться одним из основных элементов социальной политики в государстве.

Важнейшими направлениями социальной политики России являются социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, оказание адресной поддержки отдельным категориям граждан, а также защита материнства и детства. Следует, однако, заметить, что конкретные способы и объемы социальной помощи со стороны государства Конституцией РФ не установлены. Конкретные меры социальной поддержки и защиты нуждающихся категорий граждан находят свое отражение в федеральных и региональных законах.

Основную форму социальной поддержки нуждающихся категорий граждан в настоящее время составляет денежная, реализуемая посредством выплаты пособий, различных на регулярной основе выплат и компенсаций, материальной помощи и т.д.

На современном этапе, например, семьи, имеющие детей, получают государственную поддержку при соответствии установленным условиям. В среднем сумма выплаты на одного ребенка в отдельно взятом регионе зависит от величины прожиточного минимума в регионе и составляет в среднем 11 тысяч рублей. По статистическим данным, число получателей пособий на детей в 2017 году составлял 4035000 человек. Число полученных единовременных пособий при рождении ребенка среди работающих женщин составило 1147746, неработающих – 389022.

Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию 2019 года было предложено увеличить выплаты на первого и второго ребенка до двух прожиточных минимумов с начала 2020 года.

Если федеральным законодательством закреплены основные направления государственной политики в сфере социальной поддержки российских семей, то региональными законодательными актами они конкретизированы.

Так, например, материнство и детство в Республике Мордовия поощряется с помощью принятия комплекса социально-экономических мер стимулирующего характера. Задачи государственной политики в области социальной защиты в Республике Мордовия отражены в Государственной программе Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 гг., принятой в целях обеспечения социальных гарантий государства жителям республики. Общий объем бюджетных ассигнований, направленных на реализацию данных задач, составил более 37 млрд. руб.

Механизм социальной поддержки в Мордовии в большей мере направлен на усиление адресности социальной помощи с учетом размера дохода граждан.

Как и в других российских субъектах, в Республике Мордовии продолжает свое действие федеральная программа материнского капитала, предполагающая выплату за рождение (усыновление) второго или последующего ребенка. В 2018 году размер материнского капитала составил 453026 рублей. Помимо этого, работает и программа регионального материнского капитала, который в 2018 году составил: 125270 при рождении третьего ребенка, 150324 при рождении четвертого ребенка, 187906 при рождении пятого и последующих детей. Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в течение 7 лет (с 2012 года по 1 января 2019 года) было выдано 6605 сертификатов на республиканский материнский (семейный) капитал.

В Республике Мордовия достаточно развит механизм ипотечного кредитования, привлечение средств бюджетов разного уровня позволили успешно решить жилищную проблему в республике. Число многодетных семей, получивших жилое помещение и улучшивших жилищные условия в 2017 году, составляет 4963, из них в Республике Мордовия – 62.

Кроме этого, предоставляются бесплатные и льготные путевки в загородные детские оздоровительные учреждения для детей, нуждающихся в социальной поддержке, выделяются средства для приобретения детских новогодних подарков отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.

В тоже время, следует отметить проблемы социальной сферы республики, заключающиеся в том, что уровень доходов граждан по-прежнему остается низким, граждане республики мигрируют в индустриально развитые города и регионы России (Москва, Самара, Нижний Новгород и др.), субъекты частного предпринимательства недостаточно вовлечены в решение социальных проблем.

Несмотря на развитие в Республике Мордовия различных форм социальной помощи, в последнее время институт государственных пособий семьям с детьми фактически потерял социально-экономическую значимость из-за незначительного размера указанных выплат.

Если в целом охарактеризовать российское государство как социальное, то необходимо отметить, что за последнее время делаются значительные шаги по его развитию. Например, уровень МРОТ стал соответствовать установленному в трудовом законодательстве критерию прожиточного минимума, социальные пособие и выплаты индексируются на коэффициент инфляции и т.д. И хотя размер этих выплат не способствует в полной мере реализации конституционного права на достойную жизнь, движение России по пути строительства социального государства является заметным. Следует также отметить, что в условиях экономической нестабильности, особенно вызванной в последнее время экономическими санкциями в отношении России, российским государством все социальные выплаты были не затронуты и продолжали осуществляться, а при утверждении ежегодных бюджетов им отводилась основная роль.

Совершенствование социальной политики российского государства должно осуществляться по пути формирования реальных условий для повышения уровня реализации всех социальных прав, входящих в содержание права на достойную жизнь.

К сожалению, в России в настоящее время отсутствует федеральный закон о социальной политике, хотя соответствующие законопроекты разрабатывались, но были отклонены. Для решения проблем построения и развития социального государства в качестве юридической гарантии следует принять Кодекс социального обеспечения, где должны быть четко отражены основания предоставления государством социальной поддержки в каждой из ее форм и определить их объем. На наш взгляд, в Кодексе также должны быть закреплены основные понятия и определения, раскрывающие критерии адресности и нуждаемости, установление единой методики оценки нуждаемости, учитывающей состав семьи и доходов, а также тот факт, что при учете нуждаемости за основу должен быть взят не только ежемесячный совокупный доход семьи, но и имущественная обеспеченность.

×

Об авторах

Е. И. Ефимова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru

М. В. Масловская

Email: ogarevonline@yandex.ru

Список литературы

  1. Денисов С. А. Социальное или патерналистское государство // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 7. – С. 3-9.
  2. Зорькин В. Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – № 1. – С. 46-50.
  3. Путило Н. В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. – 2016. – № 10. – С. 15-25.
  4. Скачкова Г. С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 3-6.
  5. Ходусов А. А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Современное право. – 2017. – № 6. – С. 16-21.
  6. Беляева Ю. Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. – 2016. – № 1. – С. 99-106.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».