Порядок действий сотрудника полиции перед производством выстрела из огнестрельного оружия
- Авторы: Саенко М.М., Стрижанов А.В.
- Выпуск: Том 7, № 16 (2019)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 09.02.2025
- Статья одобрена: 09.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/279304
- DOI: https://doi.org/10.15507/огарёв-online.v7i16.279304
- ID: 279304
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются необходимые действия сотрудников полиции перед применением оружия, представляется правильный и рациональный подход к действиям сотрудников органов внутренних дел перед применением оружия. Статья также устанавливает порядок пользования оружием сотрудниками органов внутренних дел на различных этапах деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Актуальность данной статьи заключается в правильных и поэтапных действиях сотрудника полиции перед производством выстрела из оружия. Федеральный закон «О полиции» [1] не только закрепляет основания «применения» огнестрельного оружия, но также устанавливает порядок пользования им. Данные правила пользования огнестрельным оружием разъясняют, как и в каком порядке должен действовать сотрудник полиции при применении оружия. Существует три этапа, являющиеся основными. Именно они четко отражают какие действия должен предпринять сотрудник перед применением, в момент и после производства выстрела.
Хронология и важность выполнения действий на каждом из этапов зависит только лишь от создавшейся вокруг ситуации. Необходимым является рассмотрение правильного и рационального подхода и порядка действий сотрудников органов внутренних дел перед производством выстрела (возможно, предупредительного). Далее разберем логический порядок действий.
- Сотрудник полиции обязан проинформировать лицо, в отношении которого может быть применено огнестрельное оружие, о том, что имеет отношение к полиции, органам внутренних дел в целом. В соответствии с ч. 4 чт. 5 ФЗ «О полиции» «При обращении к гражданину сотрудник обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина» [1].
Каждая сложившаяся ситуация развивается по-разному, поэтому перечисленные выше нормы заставляют сотрудника поставить в известность нападающее или задерживаемое лицо о принадлежности к полиции. На практике по данному поводу редко требуются специальное учреждение, потому что сотрудники находится по форме и в условиях достаточной видимости.
Но, к сожалению, в реальной жизни случаются непредсказуемые происшествия, при которых создается плохая видимость, либо попросту сотрудник находится не в форменной одежде. При таком стечении обстоятельств сотрудник должен четко и громко дать понять окружающим лицам о своем должностном статусе, и, если потребует ситуация, показать служебное удостоверение.
Однако сотрудники органов внутренних дел на практике часто сталкиваются с обстоятельствами, требующими внезапного вмешательства сотрудника в создавшуюся вокруг него ситуацию. Представим, что в какой-либо государственный или муниципальный орган ворвались вооруженные бандиты, и для того, чтобы данная ситуация не привела к пагубным последствиям, рациональным решением будет притвориться каким-либо работником данного заведения и без предупреждения обнажить огнестрельное оружие и при необходимости прибегнуть к применению.
- Обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела. На основании ч.1 ст.24 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право «обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения...». Федеральный закон в своих нормах предусматривает и предоставляет время для подготовки к приведению к готовности оружие, когда сложившаяся вокруг обстановка протекает в напряженном режиме и не понятно, какое противоправное деяние может произойти с минуты на минуту.
Полный перечень действий в данном Законе не раскрыт из-за несовершенной правовой законодательной базы, поэтому перечень действий зависит от того, в каком исходном положении оружие находится [2].
Ниже приведен перечень ситуаций, при которых обнажение огнестрельного оружия будет обоснованным. К ним относится:
1) осмотр тех объектов, на которых сработала сигнализация (жилые помещения, магазины);
2) преследование транспортного средства, которое при многократных требованиях сотрудников не остановилось по требованию сотрудника;
3) в ночное время осмотр подвалов, чердаков, заброшенных зданий и иных опасных мест;
4) доставление в полицию лица, физически превосходящего сотрудника полиции [4, c. 308].
При любом решении об извлечении оружия необходимо руководствоваться создавшейся обстановкой. Также решение должно быть основательным, чтобы в будущем к сотруднику не было дополнительных вопросов и не произошли неблагоприятные для него последствия. Так, сотрудник органов внутренних дел может понести уголовную ответственность за совершение неосторожных действий с оружием и будет произведен выстрел, который впоследствии может причинить кому-либо тяжелый вред, если отсутствуют законные для этого основания.
- Предупреждение сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно использовано огнестрельное оружие, о намерении применить его. Нормы ст.19 Федерального закона «О полиции» обязывают сотрудника полиции перед применением оружия сообщить лицам, в отношении которых может быть оно применено, о своём намерении, а также дать им время для осознания и выполнения требований сотрудника полиции. Но имеется и ряд исключений, в которых допускается без предупреждения использовать огнестрельное оружие, если промедление создаст угрозу для любого находящегося в опасности лицу. Также промедление применения оружия неприемлемо в ситуациях, которые могут повлечь такие тяжкие последствия, как взрыв, железнодорожную катастрофу, утечку ядовитых веществ и т.п.
Данное предупреждение производится либо подачей голоса (громко и ясно), либо предупредительным выстрелом вверх или в другом безопасном направлении. Считаем, для того чтобы пресечь тяжкие (тем более особо тяжкие) преступления, будет правильным произвести предупредительный выстрел в сторону правонарушителя для того, чтобы посягающее лицо осознало, что к нему могут быть применены жесткие меры [3].
Таким образом, следует отметить, что роль предупреждения о применении огнестрельного оружия находит своё отражение в следующем: сотрудник полиции ориентируется на принятие различных мер, не связанных с применением оружия для отражения нападения или осуществлении задержания преступника; информировать о применении огнестрельного оружия в отношении правонарушителя либо голосом либо выстрелом, что даёт правонарушителю убедиться в серьезности намерений со стороны полиции; а также о случаях, когда сотруднику полиции разрешено прибегнуть к применению оружия без предупредительного выстрела для более эффективного выполнения своих служебных обязанностей.
Об авторах
М. М. Саенко
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
А. В. Стрижанов
Email: ogarevonline@yandex.ru
Список литературы
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О Полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
- Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681.
- Демченко Н. В., Волков П. А., Панфилова О. В. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 191-199.
- Огневая подготовка. Пути повышения профессионального мастерства: учебное пособие для вуза / под ред. Г. Н. Будгаянц. – Луганск, 2006. – 350 с.
Дополнительные файлы
