Порядок действий сотрудника полиции перед производством выстрела из огнестрельного оружия

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются необходимые действия сотрудников полиции перед применением оружия, представляется правильный и рациональный подход к действиям сотрудников органов внутренних дел перед применением оружия. Статья также устанавливает порядок пользования оружием сотрудниками органов внутренних дел на различных этапах деятельности.

Полный текст

Актуальность данной статьи заключается в правильных и поэтапных действиях сотрудника полиции перед производством выстрела из оружия. Федеральный закон «О полиции» [1] не только закрепляет основания «применения» огнестрельного оружия, но также устанавливает порядок пользования им. Данные правила пользования огнестрельным оружием разъясняют, как и в каком порядке должен действовать сотрудник полиции при применении оружия. Существует три этапа, являющиеся основными. Именно они четко отражают какие действия должен предпринять сотрудник перед применением, в момент и после производства выстрела.

Хронология и важность выполнения действий на каждом из этапов зависит только лишь от создавшейся вокруг ситуации. Необходимым является рассмотрение правильного и рационального подхода и порядка действий сотрудников органов внутренних дел перед производством выстрела (возможно, предупредительного). Далее разберем логический порядок действий.

  1. Сотрудник полиции обязан проинформировать лицо, в отношении которого может быть применено огнестрельное оружие, о том, что имеет отношение к полиции, органам внутренних дел в целом. В соответствии с ч. 4 чт. 5 ФЗ «О полиции» «При обращении к гражданину сотрудник обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина» [1].

Каждая сложившаяся ситуация развивается по-разному, поэтому перечисленные выше нормы заставляют сотрудника поставить в известность нападающее или задерживаемое лицо о принадлежности к полиции. На практике по данному поводу редко требуются специальное учреждение, потому что сотрудники находится по форме и в условиях достаточной видимости.

Но, к сожалению, в реальной жизни случаются непредсказуемые происшествия, при которых создается плохая видимость, либо попросту сотрудник находится не в форменной одежде. При таком стечении обстоятельств сотрудник должен четко и громко дать понять окружающим лицам о своем должностном статусе, и, если потребует ситуация, показать служебное удостоверение.

Однако сотрудники органов внутренних дел на практике часто сталкиваются с обстоятельствами, требующими внезапного вмешательства сотрудника в создавшуюся вокруг него ситуацию. Представим, что в какой-либо государственный или муниципальный орган ворвались вооруженные бандиты, и для того, чтобы данная ситуация не привела к пагубным последствиям, рациональным решением будет притвориться каким-либо работником данного заведения и без предупреждения обнажить огнестрельное оружие и при необходимости прибегнуть к применению.

  1. Обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела. На основании ч.1 ст.24 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право «обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения...». Федеральный закон в своих нормах предусматривает и предоставляет время для подготовки к приведению к готовности оружие, когда сложившаяся вокруг обстановка протекает в напряженном режиме и не понятно, какое противоправное деяние может произойти с минуты на минуту.

Полный перечень действий в данном Законе не раскрыт из-за несовершенной правовой законодательной базы, поэтому перечень действий зависит от того, в каком исходном положении оружие находится [2].

Ниже приведен перечень ситуаций, при которых обнажение огнестрельного оружия будет обоснованным. К ним относится:

1) осмотр тех объектов, на которых сработала сигнализация (жилые помещения, магазины);

2) преследование транспортного средства, которое при многократных требованиях сотрудников не остановилось по требованию сотрудника;

3) в ночное время осмотр подвалов, чердаков, заброшенных зданий и иных опасных мест;

4) доставление в полицию лица, физически превосходящего сотрудника полиции [4, c. 308].

При любом решении об извлечении оружия необходимо руководствоваться создавшейся обстановкой. Также решение должно быть основательным, чтобы в будущем к сотруднику не было дополнительных вопросов и не произошли неблагоприятные для него последствия. Так, сотрудник органов внутренних дел может понести уголовную ответственность за совершение неосторожных действий с оружием и будет произведен выстрел, который впоследствии может причинить кому-либо тяжелый вред, если отсутствуют законные для этого основания.

  1. Предупреждение сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно использовано огнестрельное оружие, о намерении применить его. Нормы ст.19 Федерального закона «О полиции» обязывают сотрудника полиции перед применением оружия сообщить лицам, в отношении которых может быть оно применено, о своём намерении, а также дать им время для осознания и выполнения требований сотрудника полиции. Но имеется и ряд исключений, в которых допускается без предупреждения использовать огнестрельное оружие, если промедление создаст угрозу для любого находящегося в опасности лицу. Также промедление применения оружия неприемлемо в ситуациях, которые могут повлечь такие тяжкие последствия, как взрыв, железнодорожную катастрофу, утечку ядовитых веществ и т.п.

Данное предупреждение производится либо подачей голоса (громко и ясно), либо предупредительным выстрелом вверх или в другом безопасном направлении. Считаем, для того чтобы пресечь тяжкие (тем более особо тяжкие) преступления, будет правильным произвести предупредительный выстрел в сторону правонарушителя для того, чтобы посягающее лицо осознало, что к нему могут быть применены жесткие меры [3].

Таким образом, следует отметить, что роль предупреждения о применении огнестрельного оружия находит своё отражение в следующем: сотрудник полиции ориентируется на принятие различных мер, не связанных с применением оружия для отражения нападения или осуществлении задержания преступника; информировать о применении огнестрельного оружия в отношении правонарушителя либо голосом либо выстрелом, что даёт правонарушителю убедиться в серьезности намерений со стороны полиции; а также о случаях, когда сотруднику полиции разрешено прибегнуть к применению оружия без предупредительного выстрела для более эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

×

Об авторах

М. М. Саенко

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru

А. В. Стрижанов

Email: ogarevonline@yandex.ru

Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О Полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
  2. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681.
  3. Демченко Н. В., Волков П. А., Панфилова О. В. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 191-199.
  4. Огневая подготовка. Пути повышения профессионального мастерства: учебное пособие для вуза / под ред. Г. Н. Будгаянц. – Луганск, 2006. – 350 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».