Third place or the phenomenon of anti-café in the modern city space: theoretical approach

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the theoretical aspects of the anti-café space used for the organization of cultural and leisure activities in the city. The main content of the text is the analysis and conceptualization of the anti-café phenomenon in the framework of the theories of "third place" and "non-place" in the field of sociological science. The features, functions and consumers of the anti-café as a public space under the conditions of hypermodern and consumer society are studied.

Full Text

Город, являясь физическим и социальным пространством, представляет собой место для различных видов практик, одним из которых выступает досуг. Для заполнения свободного времени в городе создаются различные культурно-развлекательные центры, библиотеки, театры, кинотеатры, кафе и рестораны, стадионы и другие культурные учреждения. Все они направлены на выполнение конкретных функций и удовлетворение потребностей людей. Одним из таких сравнительно новых объектов досуга в городском пространстве является антикафе.

Антикафе (также свободное пространство, тайм-клуб, тайм-кафе) – это публичное пространство, посетители которого оплачивают только время пребывания, поминутно или по часам (еда и напитки могут быть бесплатными или продаваться, но покупать их необязательно, есть бесплатный доступ в Интернет) и обладают большей степенью свободы, чем в обычных кафе и ресторанах. Главная цель пребывания посетителей – проведение досуга (настольные игры, чтение, мастер-классы и т.д.) или работа (как офис для фрилансеров и т.д.).

Писатель Иван Митин стал основателем первого российского антикафе «Дом на дереве», где можно было находиться любое количество времени с книгой и чаем, а в качестве оплаты отдать сумму, которую не жалко [3]. Первым антикафе в России, где посетители платили поминутно (1 минута – 1 рубль) было антикафе «Циферблат». Гости там могли пить чай, кофе, есть сладости, к тому же, напитки разрешалось приносить из дома. Фирменной маркой стал будильник, который гости получали на пороге [4]. В мировой практике подобные кафе также известны. Так, в одном из кафе Вены можно заказывать разные блюда и оплачивать их по своему усмотрению. В Лондоне посетителям кафе с почасовой оплатой предлагают чай, кофе и маленькие пирожные (без ограничений), а также услуги специалиста по шитью и кройке (обучение шитью) [8].

В последние годы антикафе пользуются большой популярностью и открываются по всей России, особенно в крупных городах. В настоящее время в Москве существует 98 [1], в Санкт-Петербурге – 99 различных антикафе [2].

Цель данной статьи – используя различные социальные теории публичных мест, городского пространства, попытаться концептуализировать феномен антикафе и выявить теоретическую логику данного нового явления.

Антикафе как любое публичное место всегда связано с социальным пространством и взаимодействием. Изучению социального пространства в социальной теории уделялось большое внимание. Французский социолог и политический философ Анри Лефевр утверждал, что социальное пространство – не одна вещь из многих, не продукт среди других продуктов; оно заключает в себя вещи-продукты, содержит в себе их отношения в их сосуществовании и синхронности: (относительном) порядке и/или (относительном) беспорядке. Оно – результат последовательности или комплекса операций, которое несводимо к простому объекту. Однако в нем нет ничего от фикции, ирреальности или «идеальности», сравнимых с теми, что присущи знаку, репрезентации, идее или сновидению. Являясь результатом действий, совершенных в прошлом, оно само позволяет действиям происходить, побуждая их или запрещая. Среди этих действий одни связаны с производством, другие – с потреблением, то есть с использованием результатов производства. Социальное пространство охватывает разнообразие знаний [9]. Согласно А. Лефевру, пространство может быть больше понято как продукт социального взаимодействия, чем как самостоятельная данность.

Городское пространство, вмещая в себя различные публичные места, всегда является пространством социального взаимодействия, «коммуникабельности», как особой социальной формы, одного из базовых человеческих импульсов, независимых от рациональных или экономических интересов [6].

Отличие пространства от места, согласно де Серто, состоит в том, что, если место не используется людьми, оно не является пространством: «…пространство – это место, которое используется в практике. Так улица, геометрически определенная городской планировкой, трансформируется пешеходами в пространство» [12, с.219].

Изучение феномена антикафе тесно связано с теориями устройства современного городского пространства. Так, американский градостроитель Шарон Зукин исследовала символическую экономику Манхэттена в своей книге «Городская культура», уделяя особое внимание ее индивидуальному местоположению в качестве места встречи потоков капитала и культурных потоков, таких как Брайант-парк, расположенный недалеко от Публичной библиотеки на Шестой авеню. Новое видение парка предполагало его превращение в более открытое место, строительство в нем кафе и киосков. Впоследствии парк стал популярным местом отдыха и увеличил привлекательность прилегающего района, став важным компонентом его маркетинга. Зукин называет эту стратегию умиротворение с помощью «капучино», где происходит присвоение конкретного парка капиталом как процесс апроприации городов, когда музеи и галереи, концертные залы, кафе и рестораны работают на «символическую экономику» городов, «продавая» города, как местным обитателям, так и туристам [7].

В данном контексте феномен антикафе хорошо вписывается в новую стратегию маркетинга города, делая его еще более привлекательным, как для местных жителей, так и для туристов. Французский социолог П. Бурдье исходил из идеи о том, что социальное пространство организованно взаимодействием трех типов капитала: экономического, культурного, социального [5]. Со всей определенностью можно сказать, что антикафе – это взаимодействие, проявление сближения культурного (досуговая функция), экономического (коммодифицированного) и социального (функция коммуникации) в пространстве города. Особенно это актуально в условиях общества потребления.

Американский социолог Рэй Ольденбург, автор концепции «третьего места», провел анализ популярных мест, которые часто посещаются людьми и где, как правило, происходят основные неформальные коммуникации. По мнению автора, в жизни каждого человека есть несколько мест: первое место – это его дом (место жительство), второе место – это его работа, а третье место – это место, способное объединить в себе черты публичного и приватного пространств, место у которого есть свой дух, который создается теми людьми, которые его посещают. Чем больше интересных людей бывают в определенном месте, тем это место становится более интересным и популярным [10].

Согласно концепции Ольденбурга, категория «третье место» охватывает ряд мест, где люди проводят свое свободное время с другими людьми на неформальной, добровольной основе. К таким заведениям относятся кафе, антикафе, книжные магазины, бары, столовые, спортивные залы, салоны красоты, галереи и т.д.

Р. Ольденбург, выделил следующие важные компоненты в организации «третьего места»:

  • атмосфера заведения: помещение должно быть наполнено доброжелательной атмосферой, располагающей к общению незнакомых людей разных профессий, разных взглядов;
  • люди посещают данные места регулярно, чувствуя в них себя комфортно;
  • демократичность, доступность цен, т.е. «третье место» должно быть доступно по ценам для большинства людей;
  • близкое месторасположение и легкий доступ от дома или от работы для большого количества посетителей;
  • возможность получения (приобретения) в данном заведении еды и напитков [10].

Согласно взглядам М. Оже, антикафе можно концептуализировать как «не-место», которое создает (производит) гипермодерн, поскольку оно не имеет отношения к местам памяти, к так называемым антропологическим местам. По мнению автора, если место может быть определено как создающее идентичность, формирующее связи, имеющее отношение к истории, то пространство, не определимое ни через идентичность, ни через связи, ни через историю, является «не-местом». «Не-места» не связывают исторические места, подвергшись инвентаризации, классификации и отнесению к «местам памяти», занимают в современности специфическое, строго очерченное место. К «не-местам» применимо многое из того, что характеризует места. Место и «не-место» скорее являются зыбкими полярностями: первое никогда до конца не исчезает, а второе никогда не осуществляется полностью [11, с.84-86].

По сути «третье место» и «не-место» содержательно и концептуально как теоретические конструкты совпадают, это места или пространства современного города, созданные искусственно в условиях новой темпоральности городов с их преходящим, фрагментированным характером жизни современного города.

Что же представляют собой современные антикафе?

Обычно антикафе состоит из зала или нескольких комнат, где гости могут свободно передвигаться. В одной из таких комнат есть зона для угощений, где посетители могут сами приготовить чай, кофе и сладости. В большинство заведений такого формата можно приносить свою еду и напитки, однако, как правило, курение и алкоголь запрещены.

Посетители анти-кафе могут: 1) отдыхать (собраться большой компанией и поиграть в настольные игры, посмотреть кино и т.д.); 2) работать (многие антикафе являются коворкингами (коллективными офисами) для дизайнеров, программистов, фрилансеров); 3) заниматься творчеством (мастер-классы, лекции, кинопоказы, выставки и презентации книг).

Основными потребителями антикафе в большинстве случаев являются студенты и профессионалы в разных областях внештатной деятельности, фрилансеры. Если для первых антикафе – место проведения досуга (общения), то для вторых – удобное место в центре города, где можно спокойно уединиться и поработать, воспользовавшись бесплатным Wi-Fi.

Одинокий и при этом неотличимый от остальных пользователь «не-места» вступает с ним в договорные отношения в эпоху гипермодерна. Инструкции по использованию «не-места» являются их неотъемлемой частью: поминутная (почасовая) оплата в антикафе, купленный билет (в аэропорту, на вокзале), карта, которую нужно предъявить на пропускном пункте, тележка, которую покупатель использует в супермаркете. Все это создает договорное уединение одинокого потребителя «не-места» [11, с.45].

Концептуализируя антикафе в рамках теории «третьего места», можно сказать, что антикафе – это публичное место неформального взаимодействия в городском пространстве с целью удовлетворения потребности в общении, отдыхе, занятости и способ привлечения внимания туристов и горожан. В тоже время, антикафе выступают «не-местом», формируя инфраструктуру гипермодерна как пространства временного нахождения (наряду с отелями, хостелами, гостиницами, вокзалами, аэропортами и т.д.), отодвигая на задний план первое место – дом. Однако и эти «не-места» формируют свои (новые) идентичности и создают сеть взаимодействий в современном городе.

Таким образом, антикафе в городе с социологической точки зрения – это специфическое пространство взаимодействия людей и отношения, выстраиваемые индивидами с этим пространством, организовывая в нем часть своей повседневной жизни. В условиях гипермодерна, более чем в эпоху модерна, люди получают новый опыт одиночества, обусловленный появлением и распространением «не-мест», «третьих мест» (книжные магазины, автострады, гостиницы, лагеря для беженцев, гипермаркеты, аэропорты, самолеты и т. д), которые создают единую общую схожую идентичность пассажиров, клиентов, покупателей, посетителей.

×

About the authors

T. M. Dadaeva

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

T. A. Kuznetsova

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Антикафе в Москве [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.2do2go.ru/msk/antikafe (дата обращения 12.10.2018).
  2. Антикафе в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spb.zoon.ru/restaurants/type/antikafe/ (дата обращения 12.10.2018).
  3. Антикафе «Дом на дереве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://a-a-ah.ru/domnadereve (дата обращения: 12.10.2018).
  4. Антикафе «Циферблат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ziferblat.net/ (дата обращения 12.10.2018).
  5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2002. – № 5. – С. 60–74.
  6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: Журнал по философии и прагматике культуры. – 2002. – № 3-4. – С. 23–24.
  7. Зукин Ш. Культуры городов. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 424 с.
  8. История создания антикафе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minimum-price.ru/articles/istoria_sozdania_anticafe/ (дата обращения 12.10.2018).
  9. Лефевр А. Производство пространства / пер. с франц. И. Стаф. – М.: Strelka Press, 2015. – 432 с.
  10. Ольденбург Р. Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок…» / пер. А. Широканова. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 456 с.
  11. Серто Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. – 328 с.
  12. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. / пер. с франц. А. Ю. Коннова. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 136 с.
  13. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 512 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».