Designing and implementing software and information system for automation of veterinary pharmacy

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article provides an analysis of the functionality of automated information systems for veterinary pharmacies and their chains. Doing a project of the automation of a veterinary pharmacy, the author describes the basic stages of software development for the information system: modeling, designing and implementing of the system components.

Толық мәтін

Введение. По данным новостного ресурса «Интерфакс», численность домашних животных в России за последние три года выросла на 14% или на 6,3 миллиона особей. Причем отношение к питомцам становится все менее утилитарным, а более ответственным [1]. В связи с этим возрастает потребность в ветеринарных товарах и услугах.

Стремление упростить и ускорить свою работу, а также сэкономить время подталкивает людей к поиску новых эффективных решений взаимодействия, как при потреблении, так и при предоставлении услуг, что приводит к необходимости автоматизации деятельности ветеринарных организаций средствами сети Интернет.

Не является исключением и сфера ветеринарной фармацевтики. Ассортимент товаров и потребности людей растут так быстро, что все больше ветеринарных компаний организуют онлайн-продажу медикаментов для домашних животных и сопутствующих товаров.

Анализ информационных систем для автоматизации работы ветеринарных аптек. Согласно сервису «2GIS», на территории города Саранска действует 5 организаций, осуществляющих оборот ветеринарных и сопутствующих товаров, причем только одна из них, принадлежащая к пензенской сети, имеет собственный веб-сайт.

Для выяснения причин столь низкой информатизации в данной сфере были рассмотрены несколько существующих информационных систем ветеринарной фармацевтики. Основной функционал ресурсов описан в таблице 1.

 

Таблица 1

Сравнение функциональности существующих аналогичных решений

Функциональность

farmmed.ru

vetapteka1.ru

vetapteka.ru

PharmaVet.ru

Возможность регистрации клиента в системе

+

+

+

+

Возможность заказа товаров

+

+

+

+

Возможность ранжирования товаров по типу и/или назначению

+

+

+

+

Возможность задания критериев поиска

+

+

+

Возможность просмотра информации об организации

+

+

+

+

Возможность просмотра информации о доставке

+

+

+

+

Возможность просмотра информации о специальных предложениях и скидках

+

+

Возможность просмотра информации об оплате

+

+

+

+

Возможность просмотра информации о возврате товаров

+

+

Возможность заказа звонка по «горячей линии»

+

+

+

Возможность просмотра количества товаров в корзине

+

+

+

+

Возможность просмотра стоимости товаров в корзине

+

+

Возможность просмотра нормативной базы организации

+

+

+

Возможность задавать вопросы специалистам организации

+

+

Возможность читать статьи

+

+

Возможность просмотра новостей организации

+

+

+

Возможность оставления отзывов о ресурсе

+

+

Ссылки на группы в социальных сетях

+

+

Возможность просмотра контактной информации

+

+

+

+

 

На основе анализа приведенных выше решений можно сделать вывод об избыточности и перегруженности функционала существующих систем, которые могут привести к возникновению неудобств у пользователей при работе с системой [2]. Поэтому было принято решение реализовать программно-информационную систему «PharmaVET», функционал которой не будет перегружен. Это позволит значительно упростить работу с системой, ускорить процесс оборота товаров и расширить клиентскую базу без значительного увеличения штата сотрудников.

Проектирование программной системы (ПС). На начальном этапе проектирования система воспринимается не как набор функциональных блоков, а как единое целое. Для более подробного описания создаваемого продукта применяется метод декомпозиции. Суть метода – в замене решения исходной, более крупной задачи решением серии нескольких более простых взаимосвязанных задач [3].

Для декомпозиции первого уровня применяется методология DFD (англ. Data Flow Diagrams – диаграммы потоков данных). Это методология графического структурного анализа системы, которая описывает внешние по отношению к системе сущности (источники и приемники данных), процессы, логические функции, потоки и хранилища данных, к которым производится доступ. Такая нотация моделирует создаваемую систему с точки зрения хранения, обработки и передачи информации.

Рассмотрим основные составляющие DFD:

  • Процесс – это последовательность действий, которые необходимо предпринять для успешной обработки данных.
  • Внешние сущности – любые объекты, которые не входят в состав системы, но являются источниками либо приемниками информации, используемой в системе. К внешним сущностям могут относиться: человек, сторонняя система, носитель информации или хранилище данных.
  • Хранилище данных – способ организации и хранения данных для процессов в системе (база данных, таблица и др.).
  • Поток данных определяет информацию, передаваемую посредством некоторого соединения от источника к приемнику, а также направление ее передачи [4].
  • Диаграммы, моделирующие основные ситуации, возникающие при работе с системой, представлены на рис. 1 – 3.

 

Рис. 1. Диаграмма регистрации пользователя в системе.

 

Процессы обработки: запросить данные пользователя, создать новую учетную запись, добавить пользователя в БД;

Потоки данных: ФИО и e-mail пользователя, логин и пароль, введенные данные, добавление записи в БД, изменение статуса пользователя;

Хранилища данных: база данных пользователей;

Внешние объекты: посетитель сайта, зарегистрированный пользователь сайта.

 

Рис. 2. Диаграмма авторизации пользователя в системе.

 

Процессы обработки: авторизовать пользователя, проверить введенные логин и пароль; Потоки данных: логин/пароль, введенные данные, информация о логине и пароле, информация об учетной записи найдена, информация об учетной записи не найдена, подтвержденные логин и пароль, ошибка авторизации;

Хранилища данных: база данных пользователей;

Внешние объекты: посетитель сайта, зарегистрированный пользователь сайта.

 

Рис. 3. Диаграмма заказа товара.

 

Процессы обработки: просмотреть информацию, отсортировать товар, добавить товар в корзину, задать способ доставки и оплаты, заказать товар;

Потоки данных: логин/пароль, данные авторизации, данные пользователя, данные об активности пользователя, параметры сортировки, запрос товара, запрошенный товар, информация о заказе, параметры доставки и оплаты, запрос информации о заказе, информация о запрошенном заказе;

Хранилища данных: база данных пользователей, база данных товаров, база данных заказов;

Внешние объекты: посетитель сайта, зарегистрированный пользователь сайта.

На следующем этапе проектирования необходимо определить основные группы пользователей, систему отношений между ними и функциями ресурса [5]. Для описания системы на концептуальном уровне построим диаграмму вариантов ее использования (рис. 4).

 

Рис. 4. Диаграмма вариантов использования.

 

Далее перейдем от концептуального уровня к описанию отдельных сущностей системы. Для этого определим основные типы используемых данных, типы объектов системы и различные статические связи между ними и построим схему базы данных (рис. 5). Краткое описание структуры базы данных приведено в таблице 2.

 

Рис. 5. Схема базы данных системы.

 

Таблица 2

Обзор структуры базы данных

Название оригинальное

Название

Описание

Products

Товары

Содержит список доступных товаров с указанием названия, типа, цены и краткого описания.

Orders

Заказы

Содержит информацию о заказе: информацию о заказанном товаре, количество заказанных позиций, данные заказчика, дату и время заказа, сумму заказа, тип оплаты.

Categories

Категории товаров

Отражает имеющиеся категории товаров.

Users

Пользователи

Содержит данные пользователей: фамилию, имя, адрес с индексом, e-mail и пароль.

 

Технологии реализации программной системы (ПС). Для реализации описанной программной системы (ПС) были использованы следующие технологии и языки программирования:

  • создание и оформление страниц сайта – HTML, CSS, JavaScript;
  • работа с сессиями пользователей и взаимодействие с базами данных – язык программирования PHP;
  • система управления базами данных (СУБД) MySQL;
  • веб-сервер – локальный сервер Denwer.

Обзор возможностей реализованной программной системы (ПС). Рассмотрим основные возможности системы «PharmaVET».

С любой страницы ресурса доступны переходы между страницами посредством горизонтального и вертикального (выпадающего) меню, строка поиска, выпадающее окно регистрации, форма авторизации, ссылки на главную страницу и корзину, задание критериев фильтрации товаров в каталоге. Внешний вид главной страницы с активными выпадающими элементами представлен на рисунке 6.

 

Рис. 6. Главная страница ресурса, выпадающие панель навигации и форма регистрации.

 

Для авторизации в системе пользователь вводит оригинальные логин и пароль (рис. 7). В случае некорректного ввода данных либо попытке авторизации незарегистрированного пользователя выводятся сообщения об ошибках.

 

Рис. 7. Форма авторизации.

 

После успешного входа пользователь попадает на страницу своего профиля, где видит историю заказов в ветеринарной аптеке (см. рис. 8).

 

Рис. 8. Страница профиля пользователя – история заказов.

 

Подробную информацию о товаре можно получить, щелкнув на его название в каталоге. Внешний вид страницы описания товара с изменением индикатора состояния корзины при добавлении товара представлен на рисунке 9.

 

Рис. 9. Страница описания продукта и изменение индикатора состояния корзины после добавления товара.

 

На странице корзины реализована возможность изменения количества единиц приобретаемого товара. Для оформления заказа необходимо ввести данные авторизации (логин и пароль), а также выбрать способы доставки и оплаты. Внешний вид страницы оформления заказов изображен на рисунке 10.

 

Рис. 10. Страница корзины товаров и параметры оформления заказа.

 

Одной из основных функций системы является функция поиска товаров в каталоге. Страница результатов поиска представлена на рисунке 11.

 

Рис. 11. Вывод результатов поиска.

 

Заключение. Сравнительное описание функциональности существующих систем и программной системы (ПС) «PharmaVET» было рассмотрено выше. Разработанная система не уступает в основной функциональности рассмотренным аналогам, но при этом не содержит функций, которые могут показаться пользователю избыточными и, как следствие, затруднить процесс его взаимодействия с системой. Кроме того, лаконичный и дружественный интерфейс сочетается с удобством использования и высокой производительностью. Описанные свойства позволят сделать работу ветеринарной аптеки более удобной и эффективной при минимальных затратах. Для повышения конкурентоспособности ПС «PharmaVET» на рынке необходимо интегрировать систему с профессиональным торговым оборудованием, что позволит повысить надежность системы и избежать ручного переноса данных между различными системами.

×

Авторлар туралы

A. Chekurova

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru

Әдебиет тізімі

  1. Число домашних животных в РФ выросло на 14% за три года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/631927 (дата обращения: 27.06.2019).
  2. Симаков И.В., Анчихрова Н.А., Курицин А.И., Вольников М.И. Обзор программного обеспечения для автоматизации процесса оказания ветеринарных услуг // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 65-летию ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА. – Пенза, 2016. – С. 3–4.
  3. Хорошев А. Н. Введение в управление проектированием механических систем: учебное пособие. – Белгород, 1999. – 372 с.
  4. Что такое DFD (диаграммы потоков данных) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/trinion/blog/340064/ (дата обращения: 27.06.2019).
  5. Розенберг Д., Скотт К. Применение объектного моделирования с использованием UML и анализ прецедентов / пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, 2002. – 484 с.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Diagram of user registration in the system.

Жүктеу (22KB)
3. Fig. 2. User authorization diagram in the system.

Жүктеу (31KB)
4. Fig. 3. Product order diagram.

Жүктеу (39KB)
5. Fig. 4. Use case diagram.

Жүктеу (41KB)
6. Fig. 5. System database diagram.

Жүктеу (36KB)
7. Fig. 6. The main page of the resource, drop-down navigation panel and registration form.

Жүктеу (46KB)
8. Fig. 7. Authorization form.

Жүктеу (22KB)
9. Fig. 8. User profile page – order history.

Жүктеу (32KB)
10. Fig. 9. Product description page and change in cart status indicator after adding a product.

Жүктеу (66KB)
11. Fig. 10. Shopping cart page and checkout options.

Жүктеу (29KB)
12. Fig. 11. Displaying search results.

Жүктеу (15KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».