The role of cognitive processes in Russian language learning

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of language learning as a way of cognizing the surrounding reality and the influence of cognitive process on the development of students' abilities. The article considers the essence of the cognitive method and the mechanism of its work as well as new disciplines that can be included in the Russian language academic curriculum.

Full Text

Образование как институт претерпевает изменения в связи с тем, что учащимся все раньше приходится делать выбор в сторону узконаправленного образования. Какую роль сыграет уменьшение часов изучения языка в образовательной программе? И почему именно изучение языка в школах, садиках, колледжах и высших учебных заведениях важно для мировосприятия каждого обучающегося, влияет на качество жизни и психологический комфорт каждого индивидуума?

Мы придерживаемся позиции, что познавательный процесс связан с языковой картиной мира каждого обучающегося. Картина мира позволяет не просто адаптироваться к обучению, но и вводит участников обучения в комфортные условия восприятия. Картина мира состоит из концепций и категорий, они имеют иерархичность и структуру, но сами концепты и категории рассматриваются нами через призму восприятия. Восприятие строится на основе полученных знаний из внешнего мира, затем переходит во внутренние установки.

Само по себе восприятие существует у многих видов животного мира не в языковой форме, однако люди кодируют информацию с помощью языка. Мир человека строится на языковом кодировании реальности. Цепочка получается такая: восприятие – язык – концепт (категория) – восприятие, и мы не в силах разорвать данный цикл, т.к. считаем, что у гносеологической стороны данного вопроса есть риск прийти к парадоксальным выводам [9, с. 147]. Однако стоит отметить, что нам и не требуется разрушать данный цикл, ведь для успешного понимания того, что нужно для более продуктивного познания, необходимо разобраться в вопросах когниций и категоризация языка.

Как отмечает Е. С. Кубрякова, «концептуализация представляет собой осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений в виде концептов. Основная часть этих концептов закрепляется в языке значениями конкретных слов, что обеспечивает хранение полученных знаний и их передачу от человека к человеку и от поколения к поколению. Производя или осмысливая любое высказывание, мы обязательно обращаемся к категориям. Представления о категории свидетельствуют не только об определенном взгляде на мышление, но и об определенном понимании мира» [8, с. 6]. То есть вся воспринятая человеком информация укладывается не просто индивидуально, но и «потомственно», что обеспечивает единый круг мышления и впоследствии один и тот же круг познания, который каждый способен понять и усвоить: поэтому так важно, чтобы каждый владел языковым аппаратом наиболее искусно и умело, ведь от этого зависит слаженность понимания концепта, его устойчивость и в дальнейшем его работа на благо восприятия индивидуума. Также мы должны обратить внимание на то, что если обучающиеся не могут выявлять причинно-следственные связи, то их восприятие будет искажено из-за ошибок в логике: выводы будут неверными и заключения не смогут принести им никакой пользы. Так, передача знаний – недостаточное условие для развития индивидуума в рамках образования, ему необходимо показывать, как именно развивается мысль, для чего в процессе обучения должны участвовать навыки из области когнитивистики, лингвистики и формальной логики. Мы думаем, что фундаментом образования могут стать базовые знания вышеперечисленных дисциплин, которые впоследствии будут применяться комплексно в программе обучения.

Если говорить об обучении на базе нейролингвистики или лингвокультурологии, то одним из решающих моментов будет понимание языковой картины мира каждым обучающимся, от неё будет зависеть то, какие методы познания будут использоваться в рамках выбранной сферы изучения. «Языковая картина мира – это такое образование, которое всегда участвует в постижении мира и дает знания об окружающей действительности. Ее можно назвать сеткой, которую накидывают на восприятие человека, влияющей на его оценку и видение различных ситуаций и событий сквозь призму языка, а также приобретенного вместе с ним опыта, который включает не только огромное количество единиц номинации, но и правила их функционирования и образования» [2, с.16]. Поэтому каждому обучающемуся необходимо понимать истоки его знаний для систематизации и категоризации явлений действительности. Таким методом «проникновения» в глубь языка и мышления каждый сможет самостоятельно выбирать более удобный путь познания, понимать свои потребности, различать в огромном потоке информации необходимые ему ресурсы и направления развития.

Мышление должно быть структурным, стройным. Любые противоречия и трудности могут быть разрешены благодаря систематизации знаний, причём индивидуальной, т.к. информационное поле становится все более разнообразным и каждое узконаправленное ответвление в познании все труднее систематизировать в рамках деятельности учащихся одной сферы, поэтому ключ к масштабному познанию должен лежать в руках каждого индивидуума, а для этого ему должны быть известны все двери. Не зря известный учёный Р. Джакендофф писал в своей книге «Семантика и познание» о том, что кодируются знания главным образом в языковой семантике, поэтому «изучая семантику естественного языка, мы по необходимости изучаем структуру мышления» [6, с. 10].

Конечно, где язык, там и грамматика. Грамматика отражает формы языка с помощью категоризации – частей речи. И поскольку язык абсолютно естественен для нас, то и категоризацию языковых форм нам следует рассматривать как способность человека к познанию реальности. «Языковые формы отражают определенное видение мира человеком. В них сосредоточен весь познавательный опыт человека, влияние окружающей среды, поэтому «изучение языка – это косвенное изучение познания», является как бы своеобразной призмой, через которую человек “видит” действительность, проецируя на нее, при помощи языка, опыт общественной практики» [7, с.51]. Грамматика как система вбирает в себя ключевые категории концептуальной системы языка, поэтому грамматические категории можно считать путём к пониманию нашего мышления, к репрезентации картины объективного мира и к представлению о видении каждым индивидуумом окружающего его мира. Рассмотрение когнитивных механизмов, формирующих языковые значения, помогут учащимся проявить интерес к изучению русского языка как основе их познавательной деятельности. Наши рассуждения можно обобщить с помощью слов Т ван Дейка: «Структура того, что существует, тесно связана с тем, что мы можем знать о действительности» [5, с. 82]. Значит, познание заключается в том, что мы собираем информацию не из новых источников, а пытаемся объяснить уже известные нам явления и описать старые объекты действительности. Чем дальше мы уходим в познании, тем тяжелее рассматривать детали каждого познаваемого объекта, т.к. мы не видим логики и взаимосвязи между ними. Именно поэтому образование не должно сразу апеллировать к метаязыку, но обязано разобраться в механизмах естественного языка.

Изучение языка преследует несколько целей: помимо грамотности, обучающимся прививают чувства патриотизма и воспитывают в них духовно-нравственные личностные качества. Однако в наше время младшее поколение неправильно рассматривает данные задачи обучения и считают их навязыванием идеалов, поэтому во избежание подобных проблем надо суметь донести до учащихся необходимость изучения родного языка как способ выражения мировоззрения, совпадающего с народным самосознанием и, в целом, с устоявшимися нациеобразующими концептами.

Формирование учащегося как личности – одна из главных задач образовательного института, и данная цель не может быть достигнута без осознанного подхода индивидуума к самопознанию. Именно языковое образование может приобщить к опыту и наследию предыдущих поколений, современников; может служить основой этнического, гражданского самосознания.

В статье И. А. Абрамова говорится о том, что можно выделить несколько предметных компетенций русского языка [1, с. 117–118]:

Коммуникативная – компетенция, отвечающая за овладение не только письменной речью, но и устной. Данная задача направлена на овладение такими навыками, которые позволят индивидууму чувствовать себя комфортно в условиях определённой языковой среды. Возможно, стоит также включить в задачи овладение речью не для окружающих, но и для себя, овладение внутренней речью, т.к. критическое рассмотрение своих же высказываний приведёт к уменьшению логических ошибок и сомнению в псевдонаучных утверждениях.

Языковая (лингвистическая) – это компетенция, отвечающая за знание устройства языка, его системности. Расширение области знаний в данной компетенции и более детальная разработка могли бы помочь учащимся самостоятельно систематизировать знания, расширять границы научного познания.

Культуроведческая – это компетенция, которая отвечает за национально-культурную специфику русского языка. Например, лингвокультурология может помочь в самоопределении личности учащегося, его трепетному отношению к наследию и опыту. И в данном случае речь идёт о патриотическом воспитании не как инструменте формирования идеологии, а как ключе к духовному и нравственному развитию личности, что поможет в познании, формировании этнического самосознания и принятии своего наследия. Лингвокультурология создана, по мнению Э. Бенвениста, «на основе триады – язык, культура, человеческая личность» [3, с. 15] и представляет собой своеобразную «линзу», через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса. Объектом данной науки является «взаимодействие языка, выступающего транслятором культурной информации, и культуры – исторической памяти народа». И именно трансляция кода культуры способствует новому мышлению учащихся – более самостоятельному, независимому, стройному.

В состав компетенций можно включить не только информацию лингвокультурного плана, но и знания об эколингвистике. Статьи, содержащиеся в журнале «Экология языка и коммуникативная практика», заставляют задуматься о том, насколько сильно влияет калькирование из иностранных языков на родной язык, как можно обезопасить себя от информационного вреда и пр. Также, например, А. П. Сковородников и Н. С. Севруженко призывают задуматься о том, как важно сохранять нациеобразующие концепты в сознании русскоговорящих носителей и что «если рассматривать совокупность ключевых концептов русской языковой картины мира как систему, то надо признать, что в этой системе нациеобразующие концепты обладают наибольшей значимостью / ценностью для сохранения идентичности русской ментальности и культуры» [11, с. 40]. Данные проблемы связаны, скорее всего, с упором на первые две задачи в изучении русского языка, однако и культуроведческая компетенция играет огромную роль в познании индивидуума.

Итак, изучение русского языка должно расширить области рассматриваемых компетенций: в настоящее время упор делается на изучение грамматики со стороны верного построения речи и предложений, что приводит не только к ослаблению интереса учащихся, но и к отторжению восприятия информации, т.к. многие не видят ее практического и прикладного применения. Данная проблема может быть решена с помощью включения в программу таких современных дисциплин, как логика, когнитивистика, лингвистика, эколингивстики, лингвокультурология и др. Они необязательно должны выноситься как отдельные предметы, а могут быть синкретично включены в учебники и задания. Язык должен быть преподнесён не только как инструмент донесения информации, но и как социальный конструкт, инструмент познания. В языке отражается «весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира» [10, с. 65], поэтому каждый индивидуум должен уметь не только отражать реальность, но и отражать ее достоверно и общедоступно для более масштабного изучения вопросов познания. Каждый учащийся должен уметь вносить вклад в изучение предметов и дисциплин, научных сфер. Вся коммуникативно значимая информация включена в концепты [4 с. 17], поэтому их формирование так важно для нового уровня познания. Важно систематизировать наши знания, категоризовать их на уровне обычного обучения, ведь концепт давно стал мостом между культурой и личностью, познанием и сознанием. Концепт – одновременно единица сознания и культуры; это «то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего человек… сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [12, с. 122].

×

About the authors

E. S. Mezentseva

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru

References

  1. Абрамова И. А. Лингвокультурологический подход в языковом образовании школьников как условие развития личности // Образование и наука. – 2009. – № 7(64). – С. 116–122.
  2. Анохина С. З. Восприятие языковой картины мира в русском и английском языках // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 12(66). – С. 16–18.
  3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М. : УРРС, 2002. – 448 с.
  4. Воркачев С. Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. – ВолГУ; под общ. ред. проф. С.Г. Воркачева. – Волгоград : ВолГУ, 2007. – 400 с.
  5. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М. : Прогресс, 1989. – 312 с.
  6. Джакендофф Р. Семантика и познание. – М. : Смысл, 1983. – 473 с.
  7. Климова Ю. А., Стребкова М. В. Языковая категоризация как отражение процесса познания // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – С. 48–52.
  8. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в языке // Структуры представления знаний в языке. – М. : ИНИОН, 1994. – С. 5–31.
  9. Курпатов А. В. Мышление. Системное исследование. – СПб. : ООО «Дом печати Издательства Книготорговли "Капитал"», 2019. – 672 с.
  10. Маслова В. А. Лингвокультурология. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.
  11. Сковородников А. С., Севруженко Н. С. «Русская земля» как нациеобразующий концепт // Экология языка и коммуникативная практика. – 2020. – № 1. – С. 30–46.
  12. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М. : Наука, 1985. – 243 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».