Issues of building trust as legal category within the commonwealth of independent states

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the role of trust as legal category in the process of building political relations between Russia and the CIS member states. Recognizing transparency, openness, predictability as the key foundations of mutual trust, the authors note the special significance of the practice of joint participation in solving the internal problems of the Commonwealth countries.

Full Text

Можно было бы представить, что в век интеграции и активного развития международных отношений государства уже научились мирно сосуществовать, уважать суверенитет и безопасность, учитывать интересы друг друга. На практике нерешенность некоторых вопросов, возникающих в процессе взаимодействия государств, порождает ряд противоречий, которые и становятся определяющим фактором эскалации международных конфликтов, проявляющихся в большей или меньшей степени в разных регионах мира.

Для развития дружественных и продуктивных связей между странами ключевым условием является уровень доверия между ними. Благодаря прямым и честным диалогам можно найти ответы на самые сложные и значимые вопросы в области межгосударственных отношений, в то время как конфронтация и взаимное очернение лишь усугубляют кризисную ситуацию. Именно взаимное доверие способствует формированию дружественных межгосударственных связей.

Правовая категория «доверие» имеет многоаспектный характер, в научной литературе наиболее исследованным феноменом является доверие народа (общества) к власти, получившее фундаментальное освещение в научных трудах О. Е. Кутафина [1], Б. С. Крылова [2], Е. И. Козловой [3] и др. Правовой аспект понятия доверия в конституционном праве рассматривается в научных разработках Н. А. Арапова, В. Д. Зорькина, С. В. Наруто, А. Н. Кокотова, В. В. Комаровой и ряда других авторов. В конституционной доктрине отмечается не только значимость института доверия, но и выделены критерии его оценки как конституционно-правовой категории [4, с. 19].

Применительно к межгосударственным отношениям России правовая категория доверия некоторыми представителями науки конституционного права характеризуется как принцип взаимодействия, правда, только применительно к государствам-членам Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) [5, с. 43]. В современных условиях, когда об успешном взаимодействии России с большинством европейских, и не только, государств говорить не приходится, указанный подход приобретает особую актуальность. Противостояние и недружественные действия по отношению к Российской Федерации обусловлены рядом причин, главной из которых, бесспорно, является проведение специальной военной операции.

В результате страна оказалась в довольно сложном положении, на нас наложено неимоверное количество санкций (и данный процесс продолжается), а число стран-союзниц, с которыми действительно возможно дальнейшее плодотворное сотрудничество, достигло критически малого уровня. Это своего рода кризис доверия в межгосударственных отношениях России. Наряду с внешнеполитическим, в научной литературе отмечается наличие кризиса доверия и внутри страны, в своей совокупности характеризующего сложившуюся ситуацию «национальной особенностью» современного этапа в развитии России [6, с. 3].

Безусловно, кризис доверия требует комплексного подхода и готовности к разумным компромиссам со стороны всех вовлеченных в процесс противостояния государств. Преодоление такого кризиса является довольно трудоемким и, часто, длительным процессом, однако, именно такой подход может привести к реальному укреплению международной стабильности и безопасности, расширению экономического сотрудничества, способного приносить пользу и взаимную выгоду всем участникам межгосударственных отношений.

На настоящий момент представляется важным и необходимым продолжить дальнейшее развитие и совершенствование «политики доверия», существующей между Россией и немногочисленным кругом дружественных государств, входящих в состав СНГ. В частности, следует продолжить обмен информацией, консультации и сотрудничество в области безопасности, в том числе информационной [7, с. 35]. При этом нужно иметь в виду, что ключевыми элементами политики доверия являются прозрачность, открытость и предсказуемость стран Содружества, стремление к диалогу. Постоянно возрастает значимость такого важного инструмента, максимально способствующего созданию доверия и безопасности, как военно-политическое сотрудничество. Оно включает в себя проведение совместных учений, обмен опытом и информацией, взаимодействие в военно-технической сфере и пр. Такое взаимодействие позволяет не только укреплять двусторонние и многосторонние отношения между странами, но и способствует повышению уровня взаимопонимания и предсказуемости действий партнеров на международной арене. Например, совместные учения дают возможность не только отработать согласованные оперативные действия, но и выявить возможные проблемы и несоответствия в военных доктринах государств, что, в свою очередь, способствует их устранению и повышению общей эффективности взаимодействия.

Вышеперечисленные элементы и механизмы содействуют укреплению взаимодействия между государствами, улучшают понимание и укрепляют доверие между ними, что способствует предотвращению между ними конфликтов и обеспечению безопасности. Надо признать, что сотрудничество именно такого уровня уже складывается с некоторыми странами-участницами СНГ, в полном соответствии с учредительными документами Содружества, в которых прямо закреплено, что «Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами» [8]. Вместе с тем, приходится констатировать, что в настоящий момент не все члены СНГ поддерживают внешнюю политику Российской Федерации, соответственно, даже в рамках Содружества сужается круг государств, с которыми можно строить доверительные отношения. Поскольку взаимодействие государств на международной арене происходит преимущественно в рамках международных объединений, в качестве дополнительной возможности доверительного сотрудничества следует использовать Шанхайскую организацию, значительная часть участников которой (страны СНГ – Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан) являются, на сегодняшний день, дружественными для Российской Федерации.

При выстраивании доверительных отношений государствам – членам Содружества приходится идти на определенные риски, иногда даже отступать от собственных интересов, ради будущего блага. Одним из показателей осуществления доверительной политики является демонстрация уязвимости государств-союзников друг перед другом, позволяющего поддерживать и доказывать доверие на практических примерах. Имеются в виду отдельные внутригосударственные проблемы, спонтанно возникающие в дружественных для России государствах, при совместном решении которых появляются новые точки соприкосновения, повышающие уровень доверия между странами.

Таким образом, открытость и готовность к компромиссам становятся ключевыми факторами в построении доверительных отношений. Ведь только признав свои слабости и проблемы, государства могут рассчитывать на искреннюю поддержку и помощь со стороны партнеров. Это, в свою очередь, способствует укреплению взаимного доверия и создает благоприятные условия для совместного решения глобальных задач, что является основой для долгосрочного и стабильного сотрудничества.

Примером могут служить события в Республике Беларусь 2020 года, выразившиеся в дестабилизации внутриполитической обстановки в стране в период президентских выборов. Вряд ли можно отрицать значение поддержки официальных властей России в деле защиты суверенитета и независимости Беларуси на тот момент. Вместе с тем ограничение иностранного влияния в СНГ является приоритетной задачей российской внешней политики [9, с. 507-511].

Еще одним примером служит факт активного взаимодействия стран СНГ в рамках январских протестных движений 2022 года в Казахстане, которые нанесли огромный ущерб стране и поставили под удар всю систему государственной власти. В стабилизации обстановки решающую роль сыграла Российская Федерация, по запросу Президента Казахстана оперативно решив вопрос о предоставлении помощи в форме направления миротворческого контингента ОДКБ. Власти Казахстана, обращаясь за помощью, фактически расписались в неспособности собственными силами урегулировать сложившуюся ситуацию, шли на определенные риски. Указание Казахстаном на свои «слабые места» свидетельствует о стремлении к выстраиванию доверительной политики со странами Содружества. Такой шаг со стороны Казахстана также показывает, что в современном мире важно не только уметь самостоятельно принимать решения, но и быть готовым к сотрудничеству и поддержке со стороны других государств. В конечном итоге взаимодействие стран СНГ в таких критических ситуациях может способствовать укреплению стабильности и безопасности в каждом государстве, а также созданию благоприятных условий для развития экономики и социальной сферы.

Всё это свидетельствует о том, что разрабатываемые государствами механизмы по созданию и укреплению доверия и безопасности в рамках Содружества способствуют предотвращению конфликтов, оперативному реагированию на кризисы, поддержанию мира.

В заключение отметим, что в условиях недружественной политики ряда зарубежных стран по отношению к Российской Федерации усиливается необходимость дальнейшего развития сотрудничества с государствами, входящими в СНГ. Страны Содружества обладают особенно тесными связями с Россией в силу территориальной, исторической общности своих народов и даже по юридическим критериям, поскольку правовые системы наших стран имеют схожую структуру. Дальнейшее формирование общей правовой платформы, при условии ее признания и соблюдения всеми участниками Содружества, может рассматриваться как перспектива сохранения и дальнейшего успешного совместного развития наших государств. Укрепление взаимопонимания и доверия в межгосударственных отношениях будет служить гарантом мира и безопасности для всех стран СНГ.

×

About the authors

Elena E. Kriushenkova

National Research Mordovia State University

Email: kriushenkova666@yandex.ru

Студентка четвертого курса направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» юридического института

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Anna P. Larkina

National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: larkina.anna@mail.ru
SPIN-code: 1975-1411

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

References

  1. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. – М.: Норма, 2008. – 542 с.
  2. Крылов Б. С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 6. – С. 2–6.
  3. Козлова Е. И. Эволюция концептуальных основ народовластия в Российской Федерации // Народовластие и права человека: материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом – филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 19-22 октября 2012 г. – М.: РАП, 2012. – С. 51–55.
  4. Комарова В. В. Доверие как правовая категория: конституционно-правовые аспекты // Образование и право. – 2023. – № 11. – С. 18–22.
  5. Михалева Н. А. Основы конституционного права стран СНГ. – М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016. – 349 с.
  6. Нисневич Ю. А. Кризис доверия как доминантный для России социально- политический фактор // ИНИОН РАН. – 2020. – № 12. – С. 1–10.
  7. Дубень А. К. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: опыт и перспективы развития // Юридические исследования. – 2023. – № 7. – С. 34–39.
  8. Устав Содружества Независимых Государств от 12 января 1993 года // Российская газета. – 1993. – 12 февраля.
  9. Тонких В. А., Лытнева Н. А. Страны СНГ в системе международной безопасности // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 507–511.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».