School reform of 1958 and its implementation in the Republic of Mordovia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an analysis of the school reform in the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic in 1958. The main directions of the education policy, the main aspects of the restructuring of the school, as well as major problems in the implementation of the reforms, are considered.

Full Text

Создание и развитие эффективной системы образования в стране являются ключевыми положениями в политике любого государства. Образовательный процесс в целом определяет настоящее и будущее нашего общества, ведь основной идеей в этой сфере является идея развития. Поэтому разработка новых образовательных программ, целей и содержания школьного образования, создание необходимых условий для его развития и дальнейшего совершенствования требуют осмысления исторического опыта реформирования школы.

А изучение этого процесса в советский период на примере Республики Мордовия позволяет рассмотреть особенности реализации государственной политики в области школьного образования в отдельных регионах нашей страны.

Историография системы школьного образования Мордовии в исследуемый период представлена рядом работ, прослеживающих ход истории культуры и образования в республике. Необходимо отметить работы В. В. Кирдяшкина «Мордовия на пути к всеобщему среднему образованию» и Т. И. Сандиной «Развитие народного образования в Мордовии», в которых затронуты проблемы перестройки школьного образования в 1958 году. Состояние материально-технической базы и количественные показатели отражены в труде В. Л. Житаева, который предоставляет значительный фактологический материал. Особый интерес представляют документы и материалы, представленные в двухтомнике «Культурное строительство в Мордовской АССР», второй том которого рассматривает основные процессы культурных преобразований в республике с 1941 по 1985 гг., вопросы, связанные с государственным руководством образованием республики, материально-технической базой и финансированием школ.

В ходе исследования была изучена школьная реформа 1958 г. и ее влияние на систему образования Мордовской АССР.

Вступление СССР в период развитого социализма определило курс реализации правительством программы по повышению общеобразовательного уровня всего советского народа. Все насущнее становилась проблема подготовки молодежи не только к продолжению образования в высшей школе, но и, прежде всего к жизни, к общественно-полезному производительному труду в народном хозяйстве. Перед школой и педагогикой были поставлены новые цели, которые были сформулированы в решениях съездов КПСС, в материалах сессий Верховных Советов СССР, в специальных постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства о школе. Так, в декабре 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В Законе определялись основные цели реформы. В первую очередь предполагалось введение в школах всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Происходило это в связи с тем, что семилетнее обучение не отвечало новым потребностям школы в подготовке технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства [2, с. 415].

Значительное время в учебных планах и программах восьмилетней школы отводилось на трудовое обучение и общественно-полезный труд учащихся, усиливались элементы политехнизма в содержании учебных предметов естественно-математического цикла. В обучении русскому и иностранным языкам была усилена практическая направленность с целью развития навыков практического владения изучаемым языком и достижения высокой культуры устной и письменной речи школьников [5, с. 38].

Кроме того, законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в общеобразовательной школе с производственным обучением вводилось 11 классов (с 1964 г. вновь устанавливался десятилетний курс обучения). Законом предусмотрено также всемерное развитие вечернего и заочного образования. Для обучающихся без отрыва от производства в вечерних общеобразовательных школах был установлен сокращенный рабочий день. А также большое внимание было уделено развитию школ-интернатов [4, с. 82].

12 июня 1959 г., в целях осуществления всеобщего обязательного восьмилетнего образования в республике, Верховным Советом Мордовской АССР было принято постановление «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Мордовской АССР». В 1959 году в стране началось практическое осуществление в городах и сельской местности данного постановления.

Перед партийными организациями и общественностью Мордовии возникла необходимость в подготовке условий для осуществления обязательного восьмилетнего всеобуча. Предстояло реорганизовать все семилетние школы в восьмилетние, открыть такое количество восьмилетних школ, которое позволило бы охватить обучением всех детей школьного возраста. Для проведения реорганизации при Мордовском обкоме КПСС и Совете Министров МАССР была создана республиканская комиссия, в обязанности которой входила подготовка предложений по осуществлению Закона о школе. Стояла задача создать соответствующую материально-техническую базу для организации новых, восьмилетних школ, которые, в отличие от семилетних, должны были принять возросший контингент учащихся и дать им больший объем знаний, умений и навыков. Кроме того, было необходимо расширить учебные площади, создать учебные кабинеты и мастерские, обеспечить их нужным оборудованием [3, с. 9-10].

В октябре 1960 года Мордовский обком КПСС и Совет Министров МАССР принимают совместное постановление «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ Мордовской АССР». В результате настойчивой и последовательной организаторской работы партийных и советских органов в республике развернулась всенародная помощь школе. Инициаторами строительства школьных зданий выступали колхозы, промышленные предприятия и вся общественность [5, с. 136].

Ведущую роль в деятельности учреждений школьного образования играла деятельность министерства просвещения Мордовской АССР и, прежде всего, человека, возглавляющего это ведомство. С 1950 по 1960 гг. министром просвещения Мордовии был Михаил Васильевич Дорожкин (1915–1993). При нем ускорилось строительство новых школ, почти на 40% увеличилось число учителей, впервые введены всеобщее восьмилетнее образование и трудовое обучение, открылись школы-интернаты и школы рабочей и сельской молодежи. Была проведена значительная работа по укреплению учебно-материальной базы. Несмотря на то, что в республике оставались школы, которые вели обучение в 2 и 3 смены и не имели достаточного количества наглядных пособий и оборудования, в целом, план ввода школ в эксплуатацию в 1959-1965 гг. был выполнен на 91% [3, с. 21].

Первые восьмилетние школы в республике были созданы в 1959-1960 учебном году (8 школ), через год их стало 109. К 1 сентября 1961 г. из 349 семилетних школ, имеющихся в республике, 284 школы были реорганизованы в восьмилетние. Полная реорганизация семилетних школ в восьмилетние произошла к 1962-1963 учебному году благодаря большой организаторской работе партийных и советских организаций и органов народного образования [5, с. 152].

Большое внимание на данном этапе было уделено работе с кадрами учителей, так как введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, появление одиннадцатилетних школ с профессиональным обучением, развитие школ-интернатов и вечерних школ требовали нового притока учительских кадров в школы. Постановлением бюро Мордовского обкома КПСС и Совета Министров Мордовской АССР от 11 января 1962 года «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ Мордовской АССР учительскими кадрами» Министерству просвещения МАССР было поручено организовать классы для обучения лиц, имеющих среднее образование. За три года было выпущено свыше 800 педагогов, среди них прошли подготовку как учителя начальных классов, так и учителя среднего звена обучения. Также было принято решение об увеличении плана приема студентов в педагогические училища и Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. В 1962 г. был открыт Мордовский государственный педагогический институт. Так, в 1959-1966 гг. всеми учебными заведениями республики было выпущено около 4 тысяч преподавателей [1, с. 45-46].

Необходимость соединения обучения с производительным трудом стала постепенно проявляться на практике. После Закона о школе начался новый этап трудового воспитания школьников. Была разработана система организации общественно-полезного труда школьников. В 1-4 классах стал преподаваться ручной труд, в 5-8 – были введены практические работы, а в 8-11 – основы производства. К 1963 г. большинство средних школ и многие восьмилетние школы имели свои учебные мастерские [5, с. 85]. Как отмечает в своем исследовании Т. И. Сандина, наиболее эффективной формой трудового воспитания являлись учебно-производственные бригады, работа в которых была основана на самостоятельном управлении и давала возможность учащимся познакомиться с агротехникой, сельскохозяйственными машинами и орудиями [5, с 104].

Кроме того, Закон открыл вопрос о преподавании в национальных школах на русском языке. Совет Министров в своем постановлении от 5 февраля 1964 г. обязал Министерство просвещения МАССР оказать необходимую помощь начальным школам, провести в районах семинары-практикумы с учителями русского языка национальных школ [6, с. 173].

У населения, которое хорошо владело русским языком, данное преобразование не вызывало особых затруднений, и соответственно перевод давал положительные результаты. Иначе дело обстояло в мордовских селах, где дети, пришедшие в первый класс, знали лишь несколько слов на русском языке. Несмотря на то, что Министерство просвещения РСФСР разработало и разослало на места учебные планы, отдельно предусмотренные для русской школы и национальной школы, переход на русский язык обучения осуществлялся руководством национальных школ непоследовательно и без предварительной подготовки. Безусловно, это затрудняло процесс обучения школьников [3, с. 77-78].

Таким образом, реформирование системы школьного образования в 1958 году предполагало переход к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию и внедрение политехнического образования с практическими занятиями в области общественно-полезного труда. Процесс перехода к восьмилетнему всеобщему образованию во многих регионах, в том числе и в Мордовской АССР, сопровождался большим количеством трудностей: отсутствием достаточной материально-технической базы, квалифицированных кадров и рабочих программ. Комплексное решение организационных, хозяйственных, финансовых и педагогических проблем позволило в 1962-1963 учебном году успешно осуществить в республике восьмилетний всеобуч и создать базу для введения всеобщего среднего образования. Результатом школьной реформы 1958 года в сфере национального образования стало вытеснение обучения школьников на родном языке преподаванием на русском языке. Это способствовало перемещению родного языка и культуры на второй план, и в то же время содействовало приобщению каждой нации к культурным достижениям других народов СССР.

×

About the authors

L. G. Skvortsova

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru

A. D. Taraskina

Email: ogarevonline@yandex.ru

References

  1. Житаев В. Л. Развитие культуры в Мордовии (1960-1970-е гг.). – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. – 140 с.
  2. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
  3. Кирдяшкин В. В. Мордовия на пути к всеобщему среднему образованию. –Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. – 160 с.
  4. Культурное строительство в Мордовской АССР: сб. докум. (1941-1980 гг.) / сост.: М. В. Дорожкин, Е. И. Бакаев и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. – 384 с.
  5. Сандина Т. И. Развитие народного образования в Мордовии. – Саранск, 1969. – 208 с.
  6. Центральный государственный архив Республики Мордовии (ЦГА РМ) Ф. р. – 464. (Фонд Министерства просвещения МАССР). – Оп. 1. – Д. 2559.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».