Single voting day: evolution of legal regulation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article analyzes the legislation related to the establishment of a single voting day in Russia. The authors consider some of the results of the all-Russian single voting on September 13, 2020.

Full Text

Еще свежи в памяти события, связанные с Единым днем голосования в Российской Федерации 13 сентября 2020 года. В этот день одновременно проходили выборы разных уровней – от местных до выборов депутатов Государственной Думы, о некоторых итогах которых мы скажем ниже.

Для начала заметим, что в избирательном законодательстве нашей страны до 2005 года единый день голосования как таковой отсутствовал, практически ежегодно проводились самые различные и по виду, и по уровню избирательные кампании. Последние зачастую носили широкомасштабный характер, поскольку дата и условия голосования напрямую зависели от позиции законодателя, которая на протяжении определенного времени была далеко неоднозначной. Для большей наглядности проведенного нами анализа федеральных законов выделим курсивом наиболее примечательные моменты.

Если в соответствии с законодательством советского периода выборы проводились «как правило, в выходной день», то в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» была использована другая формулировка – в качестве дня голосования устанавливался один из выходных дней [1].

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1997 года определил днем голосования только календарный выходной день, дополнительно вводя запрет на проведение голосования в праздничный день [2].

Первоначальная редакция Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ с одноименным названием, что и предшествующий закон, но значительно увеличившийся в объеме по сравнению с прежним текстом (далее – ФЗ №67)[3], определил как начальные, так и конечные временные рамки процедуры назначения выборов, что отразилось, например, в установлении в статье 10 требований о том, «…..Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (п. 2).

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем» (п. 3 ст. 10).

Появление так называемого «единого дня голосования» во многом связывают с соответствующей инициативой, с которой в конце августа 2004 года выступила Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации, предложившая ввести единый день голосования для всей страны: в марте – основной день, а в октябре – «запасной» (в случае проведения повторных и дополнительных выборов). При этом также предлагалось перенести запасной день на декабрь, если в том же году проводятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В начале октября 2004 года председатель ЦИК РФ А.А. Вешняков сообщил журналистам, что предложенные нововведения обсуждались с представителями политических партий и получили поддержку в регионах [4] и, в конечном итоге, получили отражение в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»[5].

После включения в ФЗ №67 соответствующих новелл дни голосования получили более «точечный» характер, хотя фактически было установлено два единых дня для голосования: второе воскресенье марта или в случаях, установленных законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления или депутатов указанных органов.

Причем голосование в марте было более предпочтительно, поскольку ФЗ №67 четко прописывал ситуации, приводящие к необходимости проведения голосования в октябре. Среди них: проведение выборов во вновь образованных субъектах РФ, муниципальных образованиях (пп. 5, 51 ст. 10, п. 7 ст. 811); истечение срока избрания органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, сформированных на выборах, которые назначены до 15 августа 2005 г.; несостоятельность и недействительность выборов и несложение избранным кандидатом полномочий, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица (п. 6 ст. 71).

В 2011 году ст. 82 ФЗ №67 была еще дополнена важным положением, согласно которому «Допускается законом субъекта Российской Федерации не более чем на шесть месяцев продление или сокращение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Другими словами, региональные выборы допускалось совмещать с выборами федерального уровня (выборами Президента РФ или депутатов Государственной Думы).

Первой датой единого дня голосования стало 12 марта 2006 года и в последующем ежегодно (до 2012 года включительно) использовались основной и резервные дни голосования.

Стоит в данном случае напомнить, что в декабре 2011 года Президент России Д.А. Медведев в Ежегодном послании Федеральному Собранию высказался за возвращение процедуры избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации непосредственно гражданами, что позднее получило правовое закрепление в тексте Федерального закона от 2 октября 2012 г. №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[6].

С 1 ноября 2012 года действует положение п. 3 ст. 10 ФЗ №67, согласно которому «Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных выборах». Законодатель вновь также прописал случаи, когда данное требование не применяется.

Законодательная новелла фактически объединила ранее разрозненные по месяцам даты голосования, породив тем самым действительно единый день голосования, приходящийся теперь на второе воскресенье сентября каждого года.

Организация выборов разных уровней в один день призвана, с одной стороны, сэкономить финансовые средства, уходящие на организацию и проведение избирательных кампаний, а с другой – упорядочить политический и избирательный процессы, значительно облегчить работу избирательным комиссиям. Преимущество голосования в один день позволяет кандидатам хорошо подготовиться к нему, поскольку есть четко обозначенные даты. Кроме того, месяц сентябрь считается достаточно комфортным для голосования.

Немаловажно и то, что избирателям предоставляется возможность одновременного голосования за кандидатов или политические партии, баллотирующихся в различные органы публичной власти.

Единым днем голосования в 2020 году стало 13 сентября. Избирательная кампания охватила 83 региона нашей страны:

– в 18 из них (Республиках Коми, Татарстан и Чувашии, Камчатском, Краснодарском и Пермском краях, Архангельской, Брянской, Иркутской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях, городе федерального значения Севастополе и Еврейской автономной области) – избирались высшие должностные лица субъектов РФ. Главы Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов были избраны региональными законодательными органами государственной власти;

– выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти прошли в Республике Коми, Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Рязанской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.

– дополнительные выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва прошли в Татарстане и Курской, Пензенской, Ярославской областях.

Безусловно, наиболее многочисленными в ходе единого дня голосования 13 сентября 2020 года были муниципальные выборы: около 9 тысяч выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов прошло в крупных и средних городах России.

По итогам избирательных кампаний различного уровня замещено более 78 тысяч мандатов и выборных должностей.

На подготовку и проведение Единого дня голосования в 2020 году оказала серьезное влияние пандемия короновируса. В сложившихся обстоятельствах ЦИК РФ было принято беспрецедентное решение – наряду с основным днем голосования 13 сентября 2020 года создать условия для осуществления досрочного голосования, проводимого 11 и 12 сентября, что, несомненно, способствовало усилению мер, направленных на обеспечение безопасности и охрану здоровья избирателей.

Одной из новелл выборов 13 сентября 2020 года было более широкое применение системы «Мобильный избиратель», позволяющей гражданам проголосовать не по месту жительства, а по месту нахождения в день голосования. Создание цифровых избирательных участков позволило избирателям проголосовать, находясь за пределами своего региона.

К другим особенностям Единого дня голосования 13 сентября 2020 года можно также отнести политическую конкуренцию, рост активности политических партий (на региональных выборах в бюллетенях было представлено рекордное число партийных списков) и активное участие граждан в выборах.

Единый день голосования продемонстрировал успешные изменения в организации и проведении выборов. Впервые в истории нашей страны опробованы новые формы многодневного голосования, как на участках, так и на дому и придомовых территориях, а также современные средства электронного голосования. Эти новации расширили возможности участия россиян в выборах, полностью оправдали себя и, безусловно, могут успешно использоваться в будущем.

×

About the authors

O. D. Afanasieva

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

M. V. Maslovskaya

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. №56-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №33. – Ст. 3406.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №48. – Ст. 4339.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №24. – Ст. 2253.
  4. Инициатива ЦИК о введении в России единого дня для проведения выборов получила поддержку в регионах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20041001/696291.html (дата обращения 11.10.2020).
  5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №93-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №30 (часть I). – Ст. 3104.
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 октября 2012 г. №157-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 41. – Ст. 5522.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».